Влияние войн на развитие человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

По своей внутренней сущности война является продолжением политики государств и их правительства средствами вооруженного насилия.
В современных условиях война представляет высшую, наиболее острую форму прямого политического противоборства враждующих сторон: между агрессивными и миролюбивыми государствами или между блоками агрессивных государств.

Содержание работы

1 . Что такое война? 3
2. Средства ведения войны. 4
3. Связь войны с политикой и экономикой. 5
4. Влияние войны на человеческое общество. 6-13
5. Заключение 14-15
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат по экологии.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Если же мы вернемся к положительным сторонам войны, то отметим, что она воспитывает упорных, сильных и энергичных людей. Война действует как стимул, она заставляет людей, особенно мужчин, полностью концентрироваться на своем деле; она порождает дух энергии и предприимчивости. «Мы сильные и здоровые люди», – сказал вождь маори, говоря о том времени, когда европейцы еще не создали в Новой Зеландии мирное государство).

«Мы больше не мужчины, ведь мы больше не воюем», – говорили в тех же обстоятельствах жители Новой Каледонии. Где прекратилась война, аборигенам стало нечем заниматься. «Лишенные основного стимула для физических упражнений, они стали тучными и постепенно деградировали. Важно отметить, что женщины диких племен всегда легче привыкали к новому образу жизни; их привычные занятия не очень-то изменялись; они продолжали заниматься домашним и сельским хозяйством, а вот мужчины больше не могли ни охотиться, ни сражаться». Стимулирующее влияние войны точно подмечено Томпсоном. «Тривиальная потеря жизни более чем уравновешивается деятельностью, готовностью к бою и племенным патриотизмом, которые укрепляются в атмосфере постоянной опасности. У каждого человека есть свой интерес в увеличении своего племени, а общественное мнение заставляло соблюдать законы племени, которые стояли на страже жизни женщин и детей». Авантюристы все равно получали свою долю общественного труда, посещая отдаленные острова, даже если дома они не находили возможности удовлетворить свой авантюрный дух. Если племя отступало от своих традиций, оно погибало.

История свидетельствует  о том, что человек деградирует, если прекращает бороться с врагом или с неласковой природой. Голая  земля, перенаселенная община или опасная  для человека фауна удовлетворяют  эту потребность, но там, где есть еда, достающаяся без особого труда, в избытке земли для населения и где нет тигров-людоедов и ядовитых змей, людям зачастую нужен внешний враг.

Война также  учит дисциплине, то есть качеству, имеющему огромную общественную ценность. Однако нецивилизованные народы иногда полностью лишены этого качества. В борьбе за существование, безусловно, определенный уровень дисциплинированности необходим – например, когда группа подчиняется руководству самого способного в этом деле члена группы на охоте. Религия также способствует развитию дисциплины. Однако когда племя выходит на тропу войны, дисциплина и умение подчиняться приобретают особое значение. Успех в войне во многом зависит от дисциплины, и побеждает именно та группа, которая при прочих равных условиях в большей степени обладает этим качеством.

В то время как военная  дисциплина преобразовывает людей, интересы военного дела ускоряют их изобретательность  и находчивость. Оружие и технические  приспособления, изобретенные или усовершенствованные  в ходе военных действий, с успехом применяются и в мирных целях. Каменные ножи эпохи палеолита использовались не только как оружие, но и как орудие труда. Спенсер считает, что немногие древние народы демонстрировали способность к иной производственной деятельности, кроме изготовления оружия, на что они тратили огромное количество времени и сил. Они украшали их больше, чем любые другие артефакты. Орудия, созданные для войны, часто использовались и в других целях.

В ходе всей истории человечества военные изобретения позже начинали использоваться и в гражданских целях. «Изобретение пороха стало результатом целой серии опытов и экспериментов, которые продолжались несколько веков, чтобы получить эффективный инструмент ведения войны, которая в то время была основным занятием человечества». Это было великое изобретение, изменившее военное искусство, но без способности пороха (а затем и других взрывчатых веществ) взрываться не был бы достигнут прогресс в горном деле, строительстве каналов и железных дорог. «Изобретения в области химии делались в попытках найти химические соединения, которые имели бы большую разрушительную силу; то, что сейчас мы имеем в своем распоряжении много полезных материалов, – результат открытий, сделанных с той же самой целью. Искусство ремесленников совершенствовалось в процессе изготовления оружия, а затем это мастерство находило свое применение в других областях. Единственные крупные механизмы, которые умели делать древние люди, – это стенобитные орудия, катапульты и другие орудия войны. Строительство этих орудий знакомило людей с механизмами, приспособлениями, которые имели универсальное применение.

Опять-таки мы обязаны  химическим опытам тем, что сейчас можем  пользоваться спичками, – а ведь в ходе этих опытов ученые искали вещество, которое должно было использоваться в военных целях».

Многие выдающиеся научные  открытия, сделанные во время мировой  войны, нашли отличное применение в  мирных областях. Возможно, это особенно справедливо, когда мы говорим об авиации, здравоохранении и химии. Именно на войне стали активно использоваться самолеты, и это способствовало быстрому развитию авиации.

Таким образом, война  стала великим стимулом для развития и гражданской авиации. Как и  испано-американская война (в 1898 г., когда  США развязали агрессивную войну  против Испании и захватили Филиппины, Пуэрто-Рико и фактически Кубу, благодаря которой была побеждена желтая лихорадка и оспа на Кубе и Филиппинах, мировая война способствовала развитию здравоохранения, в особенности это касается борьбы с тифом и венерическими заболеваниями. Во время Гражданской (имеется в виду Гражданская война в США 1861 – 1865 гг.) и испано-американской войн потери от тифа превышали потери в результате боевых действий, в мировой войне американские экспедиционные силы практически не понесли потерь по этой причине.

Война поставила нацию лицом к лицу с угрозой эпидемии сифилиса и гонореи. Была разработана и осуществлена эффективная программа профилактики этих заболеваний, «и ее влияние на гражданскую кампанию против венерических заболеваний было столь велико, что, по моему мнению, только на этом направлении Америка сохранила больше жизней, чем потеряла под ударами, нанесенными немцами», – говорит Уинслоу. В области химии боевые отравляющие вещества, изобретенные для массового уничтожения, сегодня применяются в медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Подсчитано, что для этих веществ уже найдено около двухсот технологий гражданского применения. Некоторые из них используются как пестициды, другие – для уничтожения отходов жизнедеятельности животных, а также насекомых. Оказалось, что фосген – мощный отбеливатель земли и песка и как таковой используется в стекольной промышленности. Модифицированные противогазы используются пожарными и на промышленных работах. Именно таким образом искусство войны способствует развитию мирных отраслей.

Еще большее влияние  война оказала на развитие самого общества. Например, рабство во многом является продуктом войны. Хотя иногда члены одного и того же племени  могли обращаться в рабство вследствие невыплаты долга, или в качестве наказания за преступление, или по каким-то другим причинам, все же основным источником рабства была война. Большая часть рабов в первобытных и древних обществах – это члены другого племени, захваченные в плен. Как мы видим, рабство родилось вместе с военнопленными, которых пощадили и не стали убивать. Оно появилось из желания получить что-то задаром, из любви к господству (что сродни тщеславию) и из ненависти к труду. Из рабства, из завоевания (еще одного результата войны) появилось расслоение на классы и разделение труда. «Великая функция рабства, – пишет Нибур, – состоит в создании разделения труда». Посредством завоевания общество поделилось на господствующий класс воинов и подчиненный класс непосредственных производителей материальных благ. Регулирующая функция возлагалась на воинов, действующая – на крестьян и рабов. Из этих групп возникли почти все профессиональные занятия, за исключением войны и управления. Развитие культуры стало результатом разделения труда. Важно, что «рабство и его измененные формы (крепостное право, например) были преобладающими формами труда вплоть до наступления века торговли». На этом более продвинутом этапе рабство стало пережитком прошлого и исчезло, но в свое время и в тех условиях оно было эффективным инструментом и основой для создания более продвинутой экономической и общественной организации.

Не меньшее влияние  война оказала на политическое, промышленное и даже религиозное развитие. Необходимость объединения сил для нападения и защиты создала предпосылки для появления новых общностей – для жизни и ведения совместных боевых действий. Все это давало силу и единство внутренней организации общества и вело к консолидации простейших объединений в сложную общественную структуру – этому способствовало увеличение количества мирных сообществ (племен, народов). Форма правления во многом зависела и зависит от того, насколько воинственна та или иная нация. В разделении труда, а также в иерархической организации церкви прослеживается прототип военной организации. Короче говоря, общественный порядок строится по военному образу и подобию, «с его политическими и религиозными иерархиями, властью внутри власти, классами и концентрацией власти». Бизнес и политика, религия и этика – все это несет в своей символике влияние войны.

Возможно, самым большим результатом войны стал социальный отбор. Эволюция, как в природе, так и в обществе, может происходить только путем замены низших форм высшими, то есть путем отбора. В обществе эти приспособления к внешним условиям носят скорее ментальный характер, и они находят свое воплощение в обычаях, фольклоре, то есть культуре отдельных групп. Отбор требует наличия конфликта или борьбы между разновидностями. В обществе такой конфликт происходит не между укладами жизни и обычаями, но между их приверженцами или выразителями, и именно в результате этой борьбы набор обычаев либо приобретает универсальный характер, либо полностью исчезает.

Групповые конфликты  существовали всегда. Конфликт вырастает  из борьбы за существование и подпитывается  конкуренцией, групповым эгоизмом, политическим соперничеством и религиозными различиями. Приверженцы различных образов жизни и традиций сталкиваются в различных областях жизни – политической, общественной, военной и промышленной.

Война, которая приводит к уничтожению одной группы другой, лежит в основе изначального отбора обычаев и устоев общества, и при этом, вероятно, была самым эффективным из когда-либо существовавших видов естественного отбора. Уничтожение группы ведет к исчезновению практикуемых ею обычаев. «Без сомнения, большая часть самых ранних и почти решающих способов отбора в ходе общественного развития шла именно этим путем. Именно они заложили основу для последующего развития общества. Однако война в настоящий момент ставит вопросы подчинения и порабощения, а не уничтожения и здесь носит менее суровый и менее окончательный характер. Ни один набор обычаев и устоев не является полностью преобладающим; скорее происходит взаимопроникновение отдельных элементов различных устоев, и в результате мы имеем некий сложный продукт».

Ход эволюции обнаруживает растущую тенденцию к разрешению конфликтов без использования оружия. Однако в прошлом война была единственно  возможным способом разрешения конфликтов и единственным инструментом, способным  справиться с ситуацией. Поэтому она представляет собой хорошую аналогию рабству, институту, который хотя сегодня и редко практикуется среди цивилизованных народов, в свое время был отличным приспособлением к изменившимся условиям. Более того, война еще не может быть полностью вытеснена другими средствами; когда мирные средства ни к чему не приводят, единственным реальным способом решения проблемы остается меч (или его современные заменители).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В нашем исследовании эволюции войны в древних обществах  мы рассмотрели довольно большую  часть истории этого общественного  института, потому что цивилизация  все еще находится в младенческом возрасте по сравнению с огромным по времени периодом древних времен.

В свете всего, о чем  мы уже говорили, что же можем  ожидать от будущего? Основные причины и мотивы всех войн, которые существовали в прошлом, никуда не исчезли и в наше время.

1. Люди все еще тщеславны и жаждут славы. Этноцентризм и шовинизм по-прежнему существуют, а расовые противоречия так и остаются непреодолимыми.

2. Религия не перестала быть одним из факторов возникновения войн, хотя цивилизованные люди не сражаются по религиозным соображениям в той степени, в какой они делали это в прошлом. В

4. Все еще присутствует (и даже расширяет свои границы) проблема перенаселенности, а борьба за существование, ведущая к конкуренции в экономике и политике, принимает самые различные формы. Необходимо воздействовать на все эти факторы с целью уменьшения их влияния, и лишь тогда войны станут реже.

5. Растущий объем торговли и увеличивающиеся контакты между людьми и странами должны уменьшить различия между народами с их обычаями, а по мере того, как люди все больше и лучше узнают друг друга, взаимное недоверие и предрассудки уступают место доверию и взаимной терпимости.

6. Еще более фундаментальные изменения должны стать результатом растущего уважения к людям вообще и отдельному человеку в частности.

7. Улучшение условий и уровня жизни вкупе с распространением средств контроля над рождаемостью изменят плотность населения и постепенно сведут на нет основную причину конфликтов между людьми – борьбу за существование. «То, что люди в свое время смогут перестать убивать друг друга из-за национальной гордости или из-за религиозных разногласий, все же можно себе представить; однако практически невозможно представить, чтобы они перестали убивать друг друга в результате перенаселенности; они считают войну единственной альтернативой голоду».

Хотя источники групповых  конфликтов по-прежнему существуют и, судя по всему, происходят из самих  условий жизни, остается открытым вопрос о том, можно ли разрешить конфликт интересов, не прибегая к оружию. Следует  признать, что война имела некоторое  положительное влияние, по крайней мере у диких народов, то есть в целом она не препятствовала отбору. Тем не менее следует помнить, что война не является целью сама по себе, как это утверждают некоторые апологеты войны; она лишь является инструментом приближения определенной цели.

Наше исследование показывает, что война гораздо меньше способна выступать инструментом адаптации  общества, чем другие средства, уже  частично заменившие ее. По сравнению с мирной торговлей, например, война, без сомнения, является затратным и неэкономичным средством (и методы ее ведения постепенно смягчались под влиянием цивилизации). Постоянное расширение мирных групп, которое началось еще на заре человечества, доказывает превосходство индустриализма над милитаризмом. Не подлежит сомнению, что кооперация представляет собой лучший способ адаптации к условиям жизни человека на земле, чем система вражды и столкновения интересов. В течение веков мы видим тенденцию движения к мирным методам разрешения конфликтов, особенно внутри группы.

Информация о работе Влияние войн на развитие человечества