Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:34, реферат
1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)
Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-
ных орудий,возникновение массовой торговли.
Каменные сооружения использовались для
дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения
строились из кирпича-сырца.
Был изобретен папирус.
2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)
Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-
скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-
ной власти обожествляемых фараонов.
Наряду с традиционными
С XII века в Иране, Азербайджане и Средней Азии начали строить купола, состоящие из двух оболочек. Таковы купола мавзолея Олджей- ту Ходабенде в Султании (1305—1313 годы), мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (1404 год) и др. Большинство внешних куполов имели сфероконическую форму и иногда поднимались над внутренними на большую высоту. При этом оболочки соединялись между собой вертикальными ребрами с деревянными связями. Такая форма куполов была выбрана неслучайно: она способствовала повышению устойчивости всей конструкции и сводила к минимуму вероятность разрушения при землетрясениях.
Подобно сводам, купола возводились
без использования кружал. Для
закрепления наклонных
Тектонические особенности архитектуры стран Ближнего и Среднего Востока во многом определялись приемами декорирования и орнаментирования отдельных элементов сооружений. Поскольку ислам запрещал изображать человека и животных, в архитектуре преобладал орнаментальный декор. Самыми древними его видами являются резьба по гипсу и фигурная облицовка стен обожженным кирпичом. В XII— XIII веках появились полихромный поливной керамический декор и резная терракота, а в XIV веке — изразцовая мозаика и майолика.
Характер орнамента и его значение в композиции были различными. Например, в одних случаях он подчеркивал естественную фактуру материалов (мрамора, камня, ценных пород дерева), в других — ковер стука или резьбы по гипсу, полностью покрывавший стену, создавал особое ощущение ее легкости и богатства. В зависимости от характера узора существует три вида орнамента — растительный, геометрический 5ку и эпиграфический, воспроизводящий надписи из Священнописаний. *ги Зачастую все они выступают элементами оформления одного и того же здания.. При создании многообразных сводчато-купольных форм зодчие стре мились придать сооружениям торжественность, стройность и великоле- али пие. Большое значение также придавалось достижению гармоничного по- и оригинального сочетания конструкции и декора.
В римский и византийский периоды
в Сирии и Палестине
I колонной мечети. В 705—715 годах халиф ал-Валид построил большую мечеть в Дамаске, ставшую образцом для других сооружений подоб ного рода. В этот период зодчие еще во многом ориентировались на строительные и художественные приемы предшествующих эпох, в частности ранневизантийского и даже римского времени, что нашло свое отражение и в архитектурной композиции дамасской мечети, в которой, однако, план и интерьер христианской базилики получили несколько иную трактовку. Молитвенный зал мечети делится на три нефа. Устроенный в юж ной продольной стене михраб и высокий, просторный трансепт, ведущий к нему, расчленяют все нефы посередине и коренным образом изменяют ориентировку всего здания. Продольные колоннады распола-гаются поперек движения к михрабу. В результате перестановки колонн нефы стали равными по ширине. Северная продольная стена прорезана широкой открытой аркадой, благодаря которой создается впечатление плавного перетекания пространства двора в пространство молитвенного зала. Таким образом, базилика превратилась в колонную мечеть, тип которой стал каноном мусульманских культовых построек.
5. История западно-европейской архитектуры
Архитектура раннего возрождения в Италии
Раннее Возрождение
В XV в. искусство Италии
заняло господствующее
Архитектура
Родоначальником ренессансной архитектуры
Италии стал Филиппо Брунеллески (1377—1446) — архитектор, скульптор
и ученый, один из создателей научной теории
перспективы. Величайшим инженерным достижением
Брунеллески стало возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре
во Флоренции. Благодаря своему математическому
и техническому гению Брунеллески удалось
решить сложнейшую для своего времени
задачу. Главная трудность, которая встала
перед мастером, была вызвана гигантским
размером пролета средокрестья (42 м), что
потребовало специальных усилий для облегчения
распора. Брунеллески разрешил проблему
путем применения остроумной конструкции:
легкий пустотелый купол, состоящий из
двух оболочек, каркасная система из восьми
несущих ребер, связанных опоясывающими
их кольцами, световой фонарь, замыкающий
и нагружающий свод. Купол собора Санта-Мария
дель Фьоре стал предшественником многочисленных
купольных храмов в Италии и других странах
Европы. Брунеллески одним из первых в
зодчестве Италии творчески осмыслил
и оригинально истолковал античную ордерную
систему (Оспедале дельи Инноченти, 1421—44). Брунеллески положил начало созданию
купольного храма на основе античного
ордера (Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо). Подлинной жемчужиной Раннего Возрождения
стала созданная Брунеллески по заказу
богатого флорентийского семейства капелла Пацци (начата в 1429). Гуманизм и поэтичность
творчества Брунеллески, гармоничная
соразмерность, легкость и изящество его
построек, сохраняющих связь с традициями
готики, творческая свобода и научная
обоснованность его замыслов определили
большое влияние Брунеллески на последующее
развитие архитектуры Возрождения.
Одним из главных достижений итальянской
архитектуры XV в. стало создание нового
типа городских дворцов, послужившего
образцом для общественных зданий более
позднего времени. Итальянские дворцы
называются палаццо (от лат. palatium; отсюда
произошло и русское слово «палаты»). Особенностями
палаццо XV в. являются четкое разделение
замкнутого объема здания на три этажа,
открытый внутренний двор с летними поэтажными
аркадами, применение руста, т.е. камня
с грубо околотой или выпуклой лицевой
поверхностью, для облицовки фасада, а
также сильно вынесенный декоративный
карниз. Ярким образцом этого стиля является
капитальная постройка ученика Брунеллески
и его одаренного последователя Микелоццо
ди Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора
семьи Медичи, — палаццо Медичи — Риккарди (1444—60), послужившее образцом при строительстве
многих флорентийских дворцов.
Творению Микелоццо близок палаццо Строцци (заложен в 1481), который связывают
с именем архитектора и скульптора Бенедетто
да Майано (1442—97). В некоторых деталях
мастер еще следует традициям готики,
однако в целом здание, отмеченное тонкой
гармонией, создает впечатление законченности
и элегантности.
Среди различных вариантов отделки дворцов
и вилл выделяется отделка зданий граненым
камнем. Благодаря этому довольно редкому
приему, называемому алмазной рустовкой,
фасад здания выглядел более нарядным.
Такой граненый камень был применен в
конце XV в. в палаццо ден Диаманти в Ферраре;
этого рода постройкам подражали зодчие
Испании и Португалии. В России этим способом
отделана знаменитая Грановитая палата
в Московском Кремле, построенная итальянскими
мастерами в 1487—91 гг.
Особое место в истории итальянского
зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72). Всесторонне одаренный
и широко образованный человек, он был
одним из самых блестящих гуманистов своего
времени. Круг его интересов был необычайно
разнообразен. Он охватывал мораль и право,
математику, механику, экономику, философию,
поэзию, музыку, живопись, скульптуру,
архитектуру. Блестящий стилист, Альберти
оставил многочисленные труды на латинском
и итальянском языках. По многогранности
своей деятельности эта идеальная «ренессансная
личность» сравнима лишь со всемирно известным
мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. В Италии и за ее пределами
Альберти снискал себе славу выдающегося
теоретика искусства. Его перу принадлежат
знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве»
(1449—52), «О живописи», «О статуе» (1435—36).
Но главным призванием Альберти была архитектура.
В архитектурном творчестве Альберти
тяготел к смелым, экспериментаторским
решениям, новаторски используя античное
художественное наследие. Альберти создал
новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи). В культовом зодчестве, стремясь
к величию и простоте, Альберти использовал
в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных
арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94). Имя Альберти
по праву считается одним из первых среди
великих творцов культуры итальянского
Возрождения. Его теоретические сочинения,
его художественная практика, его идеи
и, наконец, сама его личность гуманиста
сыграли исключительно важную роль в становлении
и развитии искусства Раннего Возрождения.
На севере Италии развитие ренессансного
искусства шло иными путями. На протяжении
столетий интересы Венеции, процветающей
торговой республики, были связаны преимущественно
с Византией и другими странами Востока.
Турецкие завоевания лишили венецианцев
традиционных рынков, включив их в орбиту
собственно итальянских интересов. Ренессансное
движение проникало сюда медленно и постепенно.
В искусстве Венеции еще долго господствовали
византийские традиции и готическое влияние.
Так, например, воздвигнутое в первой половине
XV в. изысканное палаццо Ка’ д’Оро (Золотой дворец), получившее
свое название по той причине, что часть
убранства его фасада была позолочена,
— еще сохраняет множество готических
черт. Это знаменитое здание исследователи
относят к так называемому этапу венецианской
готики. К следующему этапу венецианского
Раннего Возрождения принадлежит палаццо Вендрамин Калерджи (1481—1509), созданный Пьетро Ломбардо (ок.
1435 — 1515), главой семьи венецианских архитекторов,
и Марко Кодуччо (ок. 1440 — 1504). Фасад дворца,
так же как и фасад флорентийских палаццо,
расчленен на три этажа, но в его центре
выделена ажурная лоджия; подчеркнута
также особая легкость, живописность,
праздничность его архитектуры. Ломбардо
и Кодуччо строили в Венеции и культовые
здания. Нередко нарушая классические
правила, они создавали декоративные и
несколько фантастические фасады, облицованные
цветным мрамором. Например, построенная
ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—89), стоящая на тесной площади у края
канала, напоминает драгоценный ларец.
Новым типом венецианского общественного
сооружения стала Скуола ди Сан-Марко (scuola в переводе с итал. — «школа»)
— здание религиозного благотворительного
общества, служившее для просветительских
целей.
Понятие Ринашименто,гуманизма,
«Ринашименто" (ит.), "Ренессанс" (фр.), "Возрождение" (рус.) - так в истории культуры Западной Европы называют эпоху смелых творческих поисков, гениальных свершений, эпоху "титанов". Она охватывает довольно непродолжительный период времени - примерно три столетия, XIV-XVI века. Родина Ренессанса - Италия. Именно здесь уже в 14 веке в сочинениях одного из величайших поэтов-гуманистов Франческа Петрарки появилось это понятие - Возрождение.
Это время больших перемен: отважные исследования путешественников и естествоиспытателей, великие географические открытия Колумба и Америго Веспуччи, геоцентрическая система Коперника, гениальные свершения в области искусства, смелые творческие поиски многочисленных мастеров.
Основой мировоззрения Возрождения является гуманизм, от латинского "гуманус" - человек. Эпохой утверждается, что центр мира, центр Вселенной - человеческая личность, наделенная безграничными возможностями.
Человек становится главной темой искусства. Новые творения рождаются для него и во имя него. Произведения живописи, скульптуры, архитектуры все прочнее входят в общественную, политическую, частную жизнь общества и отдельного человека, украшая дворцы, здания ремесленных корпораций, площади, монастыри и соборы, дома.
Новая эпоха в искусстве принесла с собой новые материалы, технику, жанры. Переосмысливаются традиционные сюжеты, складываются новые. Метод изображения становится близким к реалистическому.
В это время складывается целая плеяда замечательных мастеров. Репродукции некоторых из знаменитых художников представлены в "Радуге" на выставке "Эпоха Возрождения".
Представители раннего периода эпохи - Фра Анжелико, Сандро Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели, Перуджино. Эти художники сочетали в своем творчестве средневековые принципы с тенденциями нового времени.
Представление о Раннем Возрождении нередко ассоциируется с именем Боттичелли. Его творчество насыщенно гармонией особого рода - в ее основе лежит стремление к созданию образа мира, наделенного возвышенной, идеальной красотой, как бы очищенного от всего несовершенного. В красоте персонажей художника сочетается трогательная беззащитность и зыбкость со скрытой огромной внутренней силой.
Фра Анжелико был монахом доминиканского ордена. Он писал свои фрески и картины в ярких и светлых тонах, щедро добавляя к ним золото. На редкость одухотворены его Мадонны. Этот образ полон у него лиризма, созерцательности и покоя.
Последняя треть 15 века была временем интенсивного развития монументальной живописи. Творчество выдающихся мастеров-монументалистов: Боттичелли, Гирландайо, Перуджино - их фрески, украшающие стены Сикстинской капеллы Ватикана, можно увидеть в выставочном зале КВЦ "Радуга" в качестве репродукций.
В искусстве Высокого Возрождения
красота окружающего мира раскрывается
преимущественно через
Кульминация эпохи, называемая Высоким Возрождением, традиционно связывается с именами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело - "титанами" эпохи.
Леонардо да Винчи, незаконный сын флорентийского нотариуса, работал во всех областях знания и искусства, был всюду оригинален и велик. Прекрасный пловец, грозный боец на шпагах, великолепный всадник, один из самых модных учителей музыки в свое время, кроме этого, изобретатель и ученый, инженер, художник, скульптор, архитектор…
Его первый учитель - Андреа Веррокьо, один из лучших скульпторов Италии, учил Леонардо точному наблюдению природы. "Одна только Природа - наставница высших умов", - говорил он. Наблюдая природу, Леонардо первым из художников всего мира достиг в совершенстве искусства распределения в картине теней. Весь художественный мир до сих пор восхищает его "божественное" сфумато.
Внимание Леонардо да Винчи было преимущественно направлено на человека. Он изучал его где только мог и как только мог. При этом, не ограничиваясь одними наблюдениями, Леонардо проводил собственные художественные опыты.
Его пытливый ум никогда не знал покоя. Он постоянно искал новые пути в "незнаемое", стремясь расширить границы человеческого разума.
В Культурно-выставочном центре "Радуга" можно увидеть 3 работы мастера: "Благовещенье", "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта".
Стремление к преобразованию земного, человеческого в вечное и божественное отразилось в творчестве Рафаэля. Ему удалось воплотить не только стремление к идеалу, но и сам идеал. Художник нашел его в образе Мадонны.
Папа Римский восхищенный
мастерством и
Венецианская живопись занимает
особое место в искусстве итальянского
Возрождения. Главным живописным средством
венецианских художников является цвет.
Среди работ представленных на выставке
"Возрождение" есть репродукция
картины венецианского
История итальянского искусства со времен крушения античного Рима до наших дней знала не мало эпох высокого художественного расцвета. И все же одна эпоха занимает в этой красочной многовековой панораме особое положение. Эпоха Возрождения - одна из абсолютных вершин мировой культуры, время, быть может, наивысшего во всей истории человечества подъема искусства.
ГУМАНИЗМ
Философский термин "Гуманизм" означает
в первую очередь вовсе не "человеколюбие",
как можно было бы заключить из
повседневного
Если попытаться выразить идеалы гуманизма одной фразой, то это наверное будет фраза: "Каждый человек имеет право стремиться к свободе". Разумеется, отдельные личности стремились к свободе и до эпохи Возрождения, однако в предбарьерную эпоху средневековья подобные стремления жестко подавлялись средневековым коллективизмом. Только после того, как межконтинентальный барьер роста был наконец преодолен, и европейская цивилизация стала гораздо более богата ресурсами, допустимый уровень свободы в Западной Европе поднялся до того уровня, когда западноевропейское общество смогло позволить себе существование такого явления как движение гуманистов. И то это произошло далеко не сразу, а после долгой и упорной борьбы, причем даже сегодня ни одно, даже самое высокоразвитое общество еще не может позволить себе чтобы все его члены стремились к свободе - сегодняшний относительно низкий уровень уровень развития производительных сил все еще требует, чтобы какая-то часть населения все еще пребывала в полурабском состоянии и занималась механической, отупляющей работой.
Высокое Возрождение
Высокое Возрождение,
Коренные сдвиги, связанные с решающими
событиями мировой истории, успехами передовой
научной мысли, бесконечно расширили представления
людей о мире — не только о земле, но и
о космосе. Восприятие мира и человеческой
личности как будто укрупнилось; в художественном
творчестве это отразилось не только в
величественных масштабах архитектурных
сооружений, монументов, торжественных
фресковых циклов и картин, но и в их содержании,
выразительности образов. Изобразительный
язык, который в эпоху Раннего Возрождения,
по определению некоторых исследователей,
мог показаться слишком «болтливым», стал
обобщенным и сдержанным. Искусство Высокого
Возрождения представляет собой живой
и сложный художественный процесс с ослепительно
яркими взлетами и последующим кризисом.
Архитектура
Центром архитектуры Высокого Возрождения
стал Рим, где на базе предшествующих открытий
и успехов сложился единый классический
стиль. Мастера творчески использовали
античную ордерную систему, создавая сооружения,
величественная монументальность которых
была созвучна эпохе. Крупнейшим представителем
архитектуры Высокого Возрождения стал Донато Браманте (1444—1514). Постройки Браманте
отличаются монументальностью и величием,
гармоничным совершенством пропорций,
цельностью и ясностью композиционных
и пространственных решений, свободным,
творческим использованием классических
форм. Наивысшим творческим достижением
Браманте является реконструкция Ватикана
(зодчий фактически создал новое сооружение,
органически включив в него разрозненные
старые строения). Браманте принадлежит
также авторство проекта собора Св. Петра в Риме. Своим творчеством Браманте
определил пути развития архитектуры
XVI в.