Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа
Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.
Классицизм - Стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном искусстве и архитектуре проявились общие эстетические принципы - использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности. Предпосылки возникновения классицизма проявились во второй половине 16 века, в эпоху позднего Возрождения в Италии в работах архитектора и теоретика А.Палладио, а теоритических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др. Все эти авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики.
Как последовательная
система классицизм складывается в
первой половине 17 века во Франции. Его
характеризует провозглашение идей
гражданского долга, подчинение интересов
личности интересам общества, торжество
разумной закономерности. В это время
широко используется темы, образы и
мотивы античного и ренессансного
искусства. Классицисты стремились
к скульптурной четкости форм, пластической
завершенности рисунка, к ясности
и уравновешенности композиции. При
этом для классицизма свойственно
тяготение к отвлеченной
Классицизм формировался
как антагонистическое
Во главе направления
становится парижская Академия художеств,
которой принадлежит создание свода
искусственных догматических
В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новое направление классицизма противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов - академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала 'естественной человечности'.
Период позднего классицизма - ампир - приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.
Академизм.
Термин этот
возникает сравнительно
Со временем классицизм
перерождается в чистый академизм,
теряет способность реагировать
на возникновение новых
С периодом зрелого классицизма связаны
идеальные проекты зданий и городов, которые
своей символикой простых геометрических
форм без декора предвосхитили уже на
переломе XVIII и XIX вв. эстетические принципы
современной архитектуры. Прежде всего,
это Е. Л. Булле — автор проекта мавзолея
Ньютона (1784г.) в виде пустотелого шара,
Ж. Лекен — автор проектов идеальных сооружений
на революционную тематику. Наиболее значительной
личностью был К. Н. Леду. В связи с предложением
идеального города Шо (1785—1804) он спроектировал
кладбище в форме круга, собор и домик
сторожа в форме шара. Подобно этому и
цилиндр, из которого вытекает водопад,
стал в другом его проекте архитектурным
символом дома управляющего реки Лу.
В конце XVIII в. к классицизму склоняется
также и архитектура Англии, хотя ее развитие
в этот период в одинаковой мере находилось
и под влиянием романтизма. Близость к
классицизму проявляется уже в барочном
кафедральном соборе св. Павла в Лондоне
(1675—1710), проект которого вместе с планом
перестройки части Лондона является работой
выдающегося английского архитектора
К. Рена. Классицизм в чистом виде в английской
архитектуре представляет здание Королевского
художественного общества Р. Адама и Национальный
банк в Лондоне (1788) Д. Соуна. Наибольший
вклад в архитектуру и градостроительство
сделал Д. Нэш — автор реконструкции Риджент
Стрит, Букингемского дворца, костелов
и группы новых жилых домов в Лондоне на
Парк Крещент или Честер Террас (1825). Архитектурные
комплексы, созданные по проектам Нэша,
примыкают к паркам и отличаются архитектурной
целостностью, изысканностью и строгостью
' форм, зрелостью форм, зрелостью культуры
организации жилой среды. Классицизм достигает
своего расцвета в стильных и комфортабельных
интерьерах работы Чиппендейла, Адамса
и Шератона. Они повлияли на организацию
жилой среды в Европе на длительный период.
Однако при решении некоторых сооружений
античные приемы в таких значительных
зданиях, как Национальная галерея (закончена
в 1838 г. по проекту У. Уилкинса) или Британский
музей в Лондоне (1825—1847) и театр Ковент
Гарден (1823), относящийся к позднему классицизму
(оба здания по проекту Р. Смерка). Возрастающий
отрыв концепций классицизма от потребностей
жизни открыл в Англии путь романтизму
в архитектуре и искусстве.
В Германии распространению
классицизма способствовали исследования
античной архитектуры. Прежде всего
это археологические открытия и
теоретические работы И. И. Винкельманна
под названием: «Размышления о подражании
греческим произведениям» и «История
искусства древности» (1764), которые
по своему значению далеко вышли за
пределы Германии. Центрами классицизма
в период правления прусских королей
Фридриха Вильгельма I и II были Берлин
и Мюнхен.
С самого начала классицизм в Германии
имел двойственный характер. С одной стороны,
как и в других странах, он был стилем архитектурных
монументов, однозначно подчиненных античным
канонам, с другой — проявлял стремление
к гармоничному решению связи между назначением
и формой. Первое направление может быть
представлено произведением раннего немецкого
классицизма — Бранденбургскими воротами
в Берлине (1789, автор К- Г. Ланг-ханс), простой
по формам архитектурой Д. Жилли и Г. Гентце
— авторов проекта Старого монетного
двора в Берлине (1798—1800). Развитие немецкого
классицизма и влияние берлинской Строительной
академии сохраняются в течение длительного
периода. Поздний классицизм может быть
представлен работами архитектора Л. Кленца,
который в Мюнхене создал обширную площадь,
ограниченную Глиптотекой (музей античной
скульптуры), Пинакотекой (картинная галерея)
и Пропилеями (1816—1862).
Второе направление может быть представлено
выдающимися произведениями К. Ф. Шинкеля,
работавшего в Художественной и строительной
академии в Берлине, откуда вышли наиболее
видные творцы архитектуры XIX в. в Германии.
Он был учеником Ф. Жилли, известного своими
проектами памятника Фридриху Великому,
а особенно Национального театра в Берлине
(1797), которым показал связь архитектурной
формы с назначением здания. Шинкель развил
этот рациональный подход в теории и практике.
Его берлинские постройки — Новая гауптвахта,
Старый музей, а особенно Драматический
театр с редкостным по качеству интерьером
в стиле классицизма — возникают на основе
новых принципов, которые предвещают будущее
развитие «модерна». Эти принципы были
полностью реализованы в его проектах
торгового дома и обсерватории в Бонне,
маяка в Арконе, храма в Потсдаме и мелких
сооружений в парке Сансуси, а также в
других постройках 30-х годов. С редкой
для первой половины XIX в. последовательностью
Шинкель придерживался в своих работах
принципа взаимозависимости формы и функции.
Английский палладианизм, возрожденный лордом Берлингтоном, распространился за пределами Старого Света в американских колониях, где получил название георгианского стиля. Наиболее значительным образцом этого стиля стала усадьба Томаса Джефферсона «Монтичелло». Возведенная из кирпича, отделанная деревом, она не столь строга, как Чизвик-хаус (при меньшей компактности планировки большее количество окон). Вместо того, чтобы использовать коринфский ордер, Джефферсон (1743—1826) выбирает римский дорический, хотя в конце XVIII века предпочитали более тяжелый и более строгий греческий дорический ордер.
Вскоре благодаря
Некоторые выразительные
элементы классицизма получили в
американской архитектуре более
широкое распространение, чем в
Европе. Они встречаются даже в XX
в. и придают специфический
Развитие классицизма
и романтизма в архитектуре совпало
с началом использования новых
конструкций, строительных материалов
и строительных методов. В конце
XVIII и начале XIX вв. металлические
конструкции были наиболее распространены
в Англии и во Франции. Вначале
их применяли в различных
Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. Несмотря на то что романтизм вызвал широкий интерес к различным культурам, которые до этого были далеки европейцам, основной для него в архитектуре стала готика. При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам. Художественные мотивы готики использовались уже в барокко (например, Я. Сантини), но только в XIX в. они получают большое распространение. Одновременно появляются ростки сознательного движения за охрану архитектурных памятников и их реконструкцию.
Характерные черты стиля романтизм
Творческая проблематика
романтизма по сравнению с классицизмом
была более сложной и не такой
однозначной. Романтизм в самом
начале представлял собой скорее
художественное направление, чем доктрину
определенного стиля. Поэтому можно
только с большим трудом классифицировать
его проявления и рассмотреть
последовательно историю
Типы сооружений стиля романтизм
Первый чугунный мост удалось сконструировать только в 1779 г. Это был мост через реку Северн в Англии. Он имел небольшую длину (30,62 м), однако уже в конце века начинают строить чугунные мосты длиной свыше 70 м, например Сандерленд Бридж в Англии (1793 - 1796).
С конца XVIII в. чугун начинают применять при строительстве зданий. Особый интерес для того времени представлял проект складского здания в Манчестере (1801), которое решалось в виде восьмиэтажного чугунного каркаса, а также доки в Ливерпуле и Лондоне. В Англии появились чугунные конструкции соборов уже в 80 - х годах XVIII в., например в Ливерпуле.
Отказ от ист стилей, модернизация арх форм, исп каркаса и СП керам плитки и глазур кирпича.
Как реакция на эклектику на рубеже XIX—XX вв. в Бельгии, Германии, Австрии, а затем по всей Европе распространяется стиль модерн, отрицавший традиционный ордерный язык архитектуры.
Для этого стиля характерны силуэты и орнамент, стилизующие в плавных, мягко изгибающихся линиях формы водяных растений и раковин. Фасады отличаются округленными, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового,
Первая работа в стиле модерн: *бельгийский архитектор Виктора Орта, Maison Tassel, 1892 г.;
*Дом в брюсселе (орта)
*наземн павильон метро в
*школа ис-ва в гласго(
*фасад вотоателье эльвира (