История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.

Файлы: 1 файл

шпоры по истории архитектуры.docx

— 449.30 Кб (Скачать файл)

 

  1. архитектура франции нового времени: классицизм и академизм

Классицизм - Стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном искусстве и архитектуре проявились общие эстетические принципы - использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности. Предпосылки возникновения классицизма проявились во второй половине 16 века, в эпоху позднего Возрождения в Италии в работах архитектора и теоретика А.Палладио, а теоритических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др. Все эти авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики.

Как последовательная система классицизм складывается в  первой половине 17 века во Франции. Его  характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов  личности интересам общества, торжество  разумной закономерности. В это время  широко используется темы, образы и  мотивы античного и ренессансного  искусства. Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности  и уравновешенности композиции. При  этом для классицизма свойственно  тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н.Пуссен. Для архитектуры  французского классицизма 17 века были характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость  пропорций.

Классицизм формировался как антагонистическое направление  по отношению к пышному и виртуозному  искусству барокко. Но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным  искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. Это проявилось в архитектуре  Версаля, в творчестве живописца  Ш.Лебрена, скульптуров Ф.Жирардона, и А.Куазевокса.

Во главе направления  становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода  искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов  композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций ('страстей') и  разделение жанров на 'высокие' и 'низкие'. К 'высоким' жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к 'низким' - портрет, пейзаж, бытовой  жанр, натюрморт. Со временем это направление  выродилось в холодный официальный  академизм.

В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции  возникло новое направление классицизма  противопоставляющее себя искусству  рококо и творчеству эпигонов - академистов. Особенностью этого направления  стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение  просветительского идеала 'естественной человечности'.

Период позднего классицизма - ампир - приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью  и пышностью, выразившимися в  архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

Академизм.

 Термин этот  возникает сравнительно недавно,  в 60—80-х годах XIX века. Возникновением  своим он обязан борьбе, которую  повели в области литературы  и других изящных искусств  представители молодого поколения  с представителями старших. Представители  старших поколений, общепризнанные, члены академий, как-то невольно  привыкали смотреть на себя, как  на парнасцев, классиков, бессмертных,  чуждых вечной земной изменчивости, владеющих неоспоримой истиной  «чистых форм». Верность этим  установленным формам легче всего  открывала доступ к академическому  креслу. Создавался особый академический  вкус «чистых форм». И вот  эта то чистота форм защищалась  во всех видах поэзии Академиями, как бы по завету основателя  первой французской Академии (в  1635 г.), кардинала Ришелье. Видной  задачей своей Академии кардинал  Ришелье поставил очищение и  облагораживание французского языка  по образцу Academia della Crusca основанной  поэтом Граццини во Флоренции  в 1582 году с той же целью.  Отсюда мысль о защите «чистых  форм» стала девизом всех академий  и во всех сферах знаний  и искусства. Таким образом,  сразу становится понятно, почему  термин Академизм возникает сравнительно  поздно, и именно в результате  борьбы, возгоревшейся около вопроса  о преимущественном значении  «чистых форм» и новаторства.  Новаторы всегда были, но они,  проповедуя свои формы, должны  были считаться с тем, что  признание таланта устанавливается  только официальными учреждениями, которые располагали всеми поощряющими  средствами. Академии — определители  общественного вкуса до тех  пор, пока в это дело не  вмешалось общество. С тех пор,  как, благодаря развитию средств  передвижения и печати, накоплению  частных богатств, общество само  взяло на себя определение  талантливости художественных деятелей  путем проявления широкого интереса  к их произведениям и покупательного  спроса на таковые, Академии  утрачивают свое значение определителей  литературных и вообще художественных  мерок. Однако, до 60—80 годов XIX в., до эпохи величайшего расцвета  индустрии, новаторы никогда не  поднимали общего вопля против  Академий, как учреждений, задерживающих  развитие художественного вкуса  в полном соответствии со всею  современностью. Лишь теперь «чистые  формы» зазвучали, как «классические  формы», и их сберегатели в  глазах представителей нового  уклона стали казаться ложноклассиками  Ложноклассицизм воскрес, получив  новое название академизма. Впервые  такая борьба намечается во  Франции, где Шарль Бодлер и  Поль Верлен резко заявляют  свои права на выбор и тем,  и форм вне круга, узаконенного  Парижской Академией. За ними  следует ряд других писателей  и художников, и к семидесятым  годам прошлого столетия назревает  целая плеяда поэтов и художников, которые ставят своим девизом  разрушение старых форм и пересмотр  всего академического свода законов,  как в отношении восприятия, так  и в отношении воплощения художественных  впечатлений. Импрессионисты и  символисты объявляют академические  вкусы отсталыми и успевают  убедить в этом значительную  часть культурной публики. Движение  захватывает и другие национальные  художественные силы. В России  оно, прежде всего, сказывается  в области живописи. Ряд художников  в 80-х годах уходит из академии  живописи и ваяния, в виде протеста  против ее заветшалой манеры  письма и обучения. Несколько  позже в России возникает и  крепнет символизм литературный, давший ряд видных писателей  и поэтов. Борьба представителей  этих направлений с чистыми  академическими формами придает  несколько отрицательный смысл  термину академизм, как противоположности  свободному в своих формах  человеческому искусству. Таково  одно значение термина, но он  имеет и другое значение —  более положительное. В последнем  случае академизм понимается, вак  верность установленным «чистым  формам», в связи с глубокой  значимостью содержания произведения, его обще-человеческим захватом. С этой точки зрения академизм  Сюлли-Прюдома, Бласко-Ибаньеса, у  нас В. Г. Короленко, И. Бунина  рассматривается только в отношении  манеры письма, стремящейся удержать  старый язык, старую этимологию  и синтаксис. Двойственное значение  термина должно быть всегда  строго учитываемо при названии  того или другого художественного  явления академичным. Академичен  и Коненков, и Беклемишев, и Дункан, и Павлова. Одиозным термин  становится только в случае  подчеркивания им мертвящего  единообразия («так принято») в определения  художественности.

  1. архитектурные памятники классицизма англии, германии, америки

Со временем классицизм перерождается в чистый академизм, теряет способность реагировать  на возникновение новых функциональных задач и достижений техники XIX в. Примером может служить здание Парижской  биржи (1808, А. Т. Броняр) или Дворец справедливости в Лионе (В. Бальтар). 
С периодом зрелого классицизма связаны идеальные проекты зданий и городов, которые своей символикой простых геометрических форм без декора предвосхитили уже на переломе XVIII и XIX вв. эстетические принципы современной архитектуры. Прежде всего, это Е. Л. Булле — автор проекта мавзолея Ньютона (1784г.) в виде пустотелого шара, Ж. Лекен — автор проектов идеальных сооружений на революционную тематику. Наиболее значительной личностью был К. Н. Леду. В связи с предложением идеального города Шо (1785—1804) он спроектировал кладбище в форме круга, собор и домик сторожа в форме шара. Подобно этому и цилиндр, из которого вытекает водопад, стал в другом его проекте архитектурным символом дома управляющего реки Лу. 
В конце XVIII в. к классицизму склоняется также и архитектура Англии, хотя ее развитие в этот период в одинаковой мере находилось и под влиянием романтизма. Близость к классицизму проявляется уже в барочном кафедральном соборе св. Павла в Лондоне (1675—1710), проект которого вместе с планом перестройки части Лондона является работой выдающегося английского архитектора К. Рена. Классицизм в чистом виде в английской архитектуре представляет здание Королевского художественного общества Р. Адама и Национальный банк в Лондоне (1788) Д. Соуна. Наибольший вклад в архитектуру и градостроительство сделал Д. Нэш — автор реконструкции Риджент Стрит, Букингемского дворца, костелов и группы новых жилых домов в Лондоне на Парк Крещент или Честер Террас (1825). Архитектурные комплексы, созданные по проектам Нэша, примыкают к паркам и отличаются архитектурной целостностью, изысканностью и строгостью ' форм, зрелостью форм, зрелостью культуры организации жилой среды. Классицизм достигает своего расцвета в стильных и комфортабельных интерьерах работы Чиппендейла, Адамса и Шератона. Они повлияли на организацию жилой среды в Европе на длительный период. 
Однако при решении некоторых сооружений античные приемы в таких значительных зданиях, как Национальная галерея (закончена в 1838 г. по проекту У. Уилкинса) или Британский музей в Лондоне (1825—1847) и театр Ковент Гарден (1823), относящийся к позднему классицизму (оба здания по проекту Р. Смерка). Возрастающий отрыв концепций классицизма от потребностей жизни открыл в Англии путь романтизму в архитектуре и искусстве.

В Германии распространению  классицизма способствовали исследования античной архитектуры. Прежде всего  это археологические открытия и  теоретические работы И. И. Винкельманна под названием: «Размышления о подражании греческим произведениям» и «История искусства древности» (1764), которые  по своему значению далеко вышли за пределы Германии. Центрами классицизма  в период правления прусских королей  Фридриха Вильгельма I и II были Берлин и Мюнхен. 
С самого начала классицизм в Германии имел двойственный характер. С одной стороны, как и в других странах, он был стилем архитектурных монументов, однозначно подчиненных античным канонам, с другой — проявлял стремление к гармоничному решению связи между назначением и формой. Первое направление может быть представлено произведением раннего немецкого классицизма — Бранденбургскими воротами в Берлине (1789, автор К- Г. Ланг-ханс), простой по формам архитектурой Д. Жилли и Г. Гентце — авторов проекта Старого монетного двора в Берлине (1798—1800). Развитие немецкого классицизма и влияние берлинской Строительной академии сохраняются в течение длительного периода. Поздний классицизм может быть представлен работами архитектора Л. Кленца, который в Мюнхене создал обширную площадь, ограниченную Глиптотекой (музей античной скульптуры), Пинакотекой (картинная галерея) и Пропилеями (1816—1862). 
Второе направление может быть представлено выдающимися произведениями К. Ф. Шинкеля, работавшего в Художественной и строительной академии в Берлине, откуда вышли наиболее видные творцы архитектуры XIX в. в Германии. Он был учеником Ф. Жилли, известного своими проектами памятника Фридриху Великому, а особенно Национального театра в Берлине (1797), которым показал связь архитектурной формы с назначением здания. Шинкель развил этот рациональный подход в теории и практике. Его берлинские постройки — Новая гауптвахта, Старый музей, а особенно Драматический театр с редкостным по качеству интерьером в стиле классицизма — возникают на основе новых принципов, которые предвещают будущее развитие «модерна». Эти принципы были полностью реализованы в его проектах торгового дома и обсерватории в Бонне, маяка в Арконе, храма в Потсдаме и мелких сооружений в парке Сансуси, а также в других постройках 30-х годов. С редкой для первой половины XIX в. последовательностью Шинкель придерживался в своих работах принципа взаимозависимости формы и функции.

Английский палладианизм, возрожденный лордом Берлингтоном, распространился за пределами Старого Света в американских колониях, где получил название георгианского стиля. Наиболее значительным образцом этого стиля стала усадьба Томаса Джефферсона «Монтичелло». Возведенная из кирпича, отделанная деревом, она не столь строга, как Чизвик-хаус (при меньшей компактности планировки большее количество окон). Вместо того, чтобы использовать коринфский ордер, Джефферсон (1743—1826) выбирает римский дорический, хотя в конце XVIII века предпочитали более тяжелый и более строгий греческий дорический ордер.

Вскоре благодаря посредничеству французских архитекторов, классицизм из Европы попадает на американский континент, где в 1791 г. по проекту П. Ш. Ланфана  был заложен Вашингтон. Город  имеет прямоугольную основу уличной  сети, разрезанную широкими диагоналями  бульваров. Тот же принцип планировки типичен для Детройта (1807), Нью-Йорка (1811) и других американских городов. В 1793 г. был заложен первый камень в фундамент здания Капитолия (У. Сонтон). Окончательный вид ему придал Б. Латробэ — наиболее значительный представитель американского классицизма, который довел стилизацию форм греческой архитектуры до мельчайших деталей декора. Представителями классицизма были также Р. Милс и Д. Хобан, разработавшие проект Белого дома в Вашингтоне. Этот стиль стал в Америке первым национальным стилем под названием «греческое возрождение».

Некоторые выразительные  элементы классицизма получили в  американской архитектуре более  широкое распространение, чем в  Европе. Они встречаются даже в XX в. и придают специфический характер облику маленьких городов с их каменной и деревянной архитектурой.

 

  1. архитектурные тенденции романтизма в англии

Развитие классицизма  и романтизма в архитектуре совпало  с началом использования новых  конструкций, строительных материалов и строительных методов. В конце XVIII и начале XIX вв. металлические  конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции. Вначале  их применяли в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием  научных теорий в этой области. Вопрос создания моста из металла рассматривался впервые французскими инженерами в 1719 г., а затем снова в 1755 г. Однако широкое применение этих конструкции  стало возможным с появлением дешевой технологии получения железа, сначала в виде чугуна, а позднее  стали.

 

Вместо простоты и замкнутости архитектурной  формы классицизма романтизм  предлагает сложный силуэт, богатство  форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. Несмотря на то что романтизм вызвал широкий  интерес к различным культурам, которые до этого были далеки европейцам, основной для него в архитектуре  стала готика. При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам. Художественные мотивы готики использовались уже в  барокко (например, Я. Сантини), но только в XIX в. они получают большое распространение. Одновременно появляются ростки сознательного  движения за охрану архитектурных памятников и их реконструкцию.

 

Характерные черты  стиля романтизм 

 

Творческая проблематика романтизма по сравнению с классицизмом была более сложной и не такой  однозначной. Романтизм в самом  начале представлял собой скорее художественное направление, чем доктрину определенного стиля. Поэтому можно  только с большим трудом классифицировать его проявления и рассмотреть  последовательно историю развития до конца XIX - начала XX в. Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм  и творческую свободу. Он признавал  ценность культур, значительно отличавшихся от греческо - римской античности. Большое  внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные  мотивы которых приспосабливались  к европейскому вкусу. Происходит переоценка архитектуры средних веков и  признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи  с природой рождает концепцию  английского парка и популярность свободных композиций китайского или  японского сада.

 

Типы сооружений стиля романтизм 

 

Первый чугунный мост удалось сконструировать только в 1779 г. Это был мост через реку Северн в Англии. Он имел небольшую  длину (30,62 м), однако уже в конце  века начинают строить чугунные мосты  длиной свыше 70 м, например Сандерленд Бридж в Англии (1793 - 1796).

 

С конца XVIII в. чугун  начинают применять при строительстве  зданий. Особый интерес для того времени представлял проект складского здания в Манчестере (1801), которое  решалось в виде восьмиэтажного чугунного  каркаса, а также доки в Ливерпуле  и Лондоне. В Англии появились  чугунные конструкции соборов уже  в 80 - х годах XVIII в., например в Ливерпуле.

  1. Эклектизм в архитектуре Европы: общая характеристика

Отказ от ист стилей, модернизация арх форм, исп каркаса и СП керам  плитки и глазур кирпича. 

Как реакция на эклектику на рубеже XIX—XX вв. в Бельгии, Германии, Австрии, а затем по всей Европе распространяется стиль модерн, отрицавший традиционный ордерный язык архитектуры.

Для этого стиля характерны силуэты  и орнамент, стилизующие в плавных, мягко изгибающихся линиях формы  водяных растений и раковин. Фасады отличаются округленными, иногда фантастически  выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и  глазурованной керамики сдержанного  по тону цвета: зеленого, лилового, розового,

Первая работа в стиле модерн: *бельгийский архитектор Виктора  Орта, Maison Tassel, 1892 г.;

 

*Дом в брюсселе (орта)

*наземн павильон метро в париже (гимар)

*школа ис-ва в гласго(макентош)


*фасад вотоателье эльвира (эндель)

Информация о работе История архитектуры