История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.

Файлы: 1 файл

шпоры по истории архитектуры.docx

— 449.30 Кб (Скачать файл)

Гауди: *парк гуэль

*дом батльо

*дом мила

*собор саграда фамилиа

В отличие от своих более поздних  высказываний о европейской эклектике, где Стасов оценивает ее критически, здесь он объективно формулирует  одну из наиболее важных ее закономерностей - «умение» служить неким «цементирующим началом», нейтральным фоном для  исторических стилевых наслоений, не затмевая их величиной, но отличаясь от них  продуманностью и рациональностью  структуры.

Та «рядовая застройка», которая  составляет толщу кварталов в  крупных старинных европейских  городах, с приходом эклектики обрела законченность и завершенность  формы. Эта особенность архитектуры  эклектики, типичная для парижских  улиц, была так или иначе воплощена  во всех крупных европейских городах  во второй половине XIX в., но в зависимости  от исторической основы, исторической застройки этих городов приобретала  различный характер, своего рода мимикрию, что позволяло ей органически  слиться с исторической средой.

Постоянное сопоставление европейских  впечатлений с русской действительностью XIX в., ощущаемое в многочисленных высказываниях, в оценках русских  современников, не было надуманным, а  являлось результатом того чувства  причастности к общеевропейской  истории, о котором столь полно  сказал один из героев Достоевского:

«Русскому Европа так же драгоценна, как Россия: каждый камень в ней  мил и дорог. Европа так же была отечеством нашим, как и Россия. О, более! Нельзя более любить Россию, чем люблю ее я, но я никогда  не упрекал себя за то, что Венеция, Рим, Париж, сокровища их наук и искусств, вся история их - мне милей, чем  Россия. О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого  Божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем  им самим! У них теперь другие мысли  и другие чувства, и они перестали  дорожить старыми камнями.»

Эклектика в Европе

 

   Причины завершения эпохи  классицистической архитектуры  и в Западной Европе, и в  России

Классицистическая архитектура была интернациональной. И это было связано  с эпохой борьбы буржуазии за свое господство. Облекшись в одежды Древнего Рима и Греции, третье сословие одержало победу над феодальным строем. Теперь пришло время пользоваться плодами  победы, и заказчики больше не желают подчиняться прежним представлениям о красоте.

    Стиль Ампир диктовал  единый стиль для построек  любого типа. Ампир был стилем  торжествующего государства. А  Европа сотрясалась от революционных  движений, от бесконечных волнений  растущего рабочего класса. Поздний  Ампир стал вызывать раздражение  современников. Во всех губернских  городах России возводили совершенно  одинаковые, без каких-либо украшений,  желто-белые общественные здания  с обязательным портиком посредине.  То был официальный ампир, столь  любимый Николаем I. Одинаковость  зданий тешила душу императора, обожавшего четкий солдатский  строй. По мнению Николая Васильевича  Гоголя, новые города поражали  своим казарменным однообразием. Не случайно А.И.Герцен назвал  Россию времен Николая I "фасадной  империей".

    Важной причиной завершения  классицистического этапа было  и то, что он оказался связан  с дворянским сословием. К середине 19 в. в России начинается упадок  дворянского хозяйства. Судьба  «вишневых садов» была решена.

Бурное развитие капитализма привело  к росту городов. Центральные  кварталы стали заполняться особняками, многоэтажными жилыми домами, зданиями банков, фирм, торговых домов. Чуть далее  от центра стали появляться железнодорожные  вокзалы.

На окраинах множилось число  крупных промышленных предприятий, заводов, фабрик, складских и торговых помещений.

    Особое распространение  в городах приобрело строительство  доходных домов с дворами-колодцами.  Тесно прижатые друг к другу,  здания эти выходили на улицу  лишь одним своим фасадом.

Доходные жилые дома, перемежаемые зданиями банков и контор, образовали сплошной фронт застройки, придали  улице вид коридора.

Опыт целостной застройки города оказался утрачен. Архитекторы больше не возводили ансамбли, поражавшие единством архитектурного замысла.

   Быстрое развитие строительной  техники в первой половине  и середине 19 в. не получило  должного отражения в развитии  архитектурных форм.

Традиционные формы классической архитектуры: портики, колоннады, фронтоны, трехчастное деление – вступали в противоречие с новыми задачами строительства.

    Строительство частных  домов – особняков, создание  совершенно новых типов сооружений: банков, вокзалов, контор – требовало  решительно порвать с прежними  архитектурными формами.

   Эклектическая архитектура

Архитекторы, лишенные единого представления  о путях дальнейшего развития зодчества, обращаются к прежним  этапам развития архитектуры.

В одном здании часто оказываются  смешаны элементы различных стилей прошлого. От слова «смешение» - эклектика - произошло название подобной архитектуры. Эклектическими называют такие стили  как неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский  стиль.

   Эклектика прошла два  этапа в развитии — 1830-е—1860-е  гг. и 1870-е—1890-е гг.

Историзм и псевдоисторизм

«Национальный романтизм».

   Вестминстерский дворец (1840-1857) в Лондоне

После пожара, уничтожившего старое здание Парламента, новое здание решено было строить в духе средневековья. Так архитекторы пришли к идее использовать готические формы в  совершенно новом здании. Автором  архитектурного проекта был Чарльз Бэрри (1795—1860), известный своими постройками  в духе итальянского Возрождения. Однако, учитывая особую роль здания Парламента как национального символа, зодчий придал ему облик памятников английской готики XVI в. Здание Парламента внешне декорировано как готический собор, но отсутствует устремление ввысь, нет единого порыва. Из готики взяты  внешне эффектные элементы: стрельчатые  конструкции, башни-вимперги, украшения-краббы. Четкость и ясность планировки сочетается с живописностью готики, и это  придает грандиозному сооружению неожиданную  легкость. Башни разной высоты делают силуэт Парламента ассиметричным; самая  высокая из них — Виктория —  достигает ста трех метров, Часовая  — около ста метров; на Часовой  башне установлены знаменитые часы Биг Бен с четырнадцатитонным колоколом. По сторонам центрального вестибюля  располагаются залы заседаний —  Палата лордов и Палата общин.

   Европа

В Европе наиболее часто появляются приемы и формы ренессанса, барокко  и классицизма при проектировании оперных театров, дворцов «нуворишей» - новых богатых, торговых фирм, универсальных  магазинов.

   Таковы Гранд-Опера в  Париже, оперные театры в Вене  и Будапеште, Праге и Дрездене. В России были построены два  театральных здания – в Одессе  и Львове – фасады которых  декорированы в духе барокко.

На фасадах эклектичных зданий – крупная рустовка, окна-порталы, элементы ордерного декора: полуколонны, пилястры. Обилие скульптуры тоже становится характерно для эклектичных зданий данной эпохи. Такие здания часто  громоздки, украшены сверх меры, обильно  декорированы барочными гирляндами, амурами, лепниной, фасады напоминают итальянские дворцы-палаццо ренессанса.

    «Гранд-Опера» в Париже

Свой современный облик здание "Гранд-Опера" (неофициальное название театра) получило в 1875 году, когда было закончено его строительство. Автором  проекта был архитектор Шарль  Гарнье (отсюда ещё одно название - "Палас  Гарнье"). Строительство здания велось с 1862 года. Это была эпоха Наполеона III, закончившаяся поражением Франции  во франко-прусской войне и событиями  Парижской коммуны.

   Фасад «Гранд-опера» поражает  обилием декоративных элементов,  характерных для той эпохи.  Здание стоит на возвышении  в несколько широких ступеней. Нижний этаж оформлен высокими  арками и массивными пилонами, перед которыми множество скульптурных  групп. Второй этаж отличается  от первого изяществом высоких  парных колонн, которые обрамляют  огромные окна. Интерьер театра  не менее роскошен, чем фасад: "Большая лестница" отделана  великолепным белым мрамором; свод  украшен фресками; а вот плафон  в зале расписан в 1966 году  Марком Шагалом, что сделало  эту часть здания необыкновенно  оригинальной.

   Церковь Сакре Кер в  Париже

Базилика Сакре-Кёр расположена  на вершине холма Монмартр, в самой  высокой точке города. Построена  она в Париже между 1876 и 1910 гг. по проекту архитектора Абади в  римско-византийском стиле. Форма куполов  повторяет силуэт базилики XII в. Сен-Фрон в Перигё на юге Франции. Башня  в ее восточной части. Полуциркульные окнаи коллонады явно заимствованы из романского стиля. Цвет базилики молочно-белый  с розоватым оттенком, что придает  ей необыкновенную привлекательность. С вершины Монмартра, куда ведет  широкая многоярусная лестница, открывается  панорама Парижа и вид вокруг в  ясную погоду на 50 км.

С созданием огромных европейских  колониальных держав восточные мотивы (мавританские, китайские, индийские, египетские) стали особенно модны.

   Самой любопытной постройкой  в этом стиле, является Королевский  павильон в Брайтоне, в котором  архитектор Джон Нэш виртуозно  играет восточными мотивами. Построенный  для отдыха на берегу моря  в курортном городе на юге  Англии павильон не претендует  на серьезность. Здесь встречаются  арки и купола, напоминающие мавританские, индийские или мусульманские  формы, башенки похожи на минареты, а окна на нижнем этаже —  типичные «французские», открывающиеся  в сад на уровне земли. Это  павильон-сказка, дворец-фантазия, легкая  и жизнерадостная, призванная доставлять  удовольствие.

   Парламент в Будапеште

Строительство велось с 1885 по 1904 годы. В его архитектуре сплелись элементы неоготики по образцу Вестминстерского дворца и влияние парижской эклектики, в частности высокие скаты  трапециевидных крыш. Темно-красный  купол, напоминает купола Ренессанса, здание господствует над набережной Дуная.

   Свобода выбора и размещения  мотивов в эклектической архитектуре  подготовляла свободное изобретение  мотивов в последующие периоды.

 

 

  1. модерн  в архитектуре европы общая хар-ка

В 1890—1900 годах  в разных странах распространилось направление, получившее название стиля  модерн от французского слова «современный». Его создатели, с одной стороны, стремились к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику и т.п. С другой стороны, у архитекторов модерна Австрии  и Германии, Италии и Франции появилось  стремление преодолеть сухой рационализм  строительной техники. Они обращались к прихотливому декоративизму и  символам в орнаментике декораций, в росписях, скульптуре интерьеров и фасадов, к нарочитой подчеркнутости обтекаемых и изгибающихся, скользящих форм и линий. Извилистые узоры металлических  переплетов перил и маршевых лестниц, балконных ограждений, изгибы кровли, криволинейные формы проемов, стилизованный  орнамент из вьющихся водорослей и  женских голов с распущенными волосами нередко сочетались с вольно переработанными формами исторических стилей прошлого (главным образом  стилей Востока или средневековья  — эркеры, романские башенки и  т. д.), придавая сооружениям несколько  романтический характер. Наиболее завершенно стиль модерн выразил себя в индивидуальном строительстве дворцов, особняков  и в типе доходного дома, отдавая  предпочтение асимметрии в группировке  объемов зданий и в расположении оконных и дверных проемов. Модерн оказал влияние на декоративно-прикладное искусство, на культуру быта. В начале 20 столетия в архитектуре модерна  усилилась выразительность основных конструктивных элементов, появилось  стремление к выявлению в композиции зданий их назначения и особенностей строительных материалов. Решающий перелом  в развитии архитектуры наступил, однако, после первой мировой войны.

Отказ от ист  стилей, модернизация арх форм, исп  каркаса и СП керам плитки и  глазур кирпича.

Как реакция на эклектику на рубеже XIX—XX вв. в Бельгии, Германии, Австрии, а затем по всей Европе распространяется стиль модерн, отрицавший традиционный ордерный язык архитектуры.

Для этого стиля  характерны силуэты и орнамент, стилизующие  в плавных, мягко изгибающихся линиях формы водяных растений и раковин. Фасады отличаются округленными, иногда фантастически выгнутыми контурами  проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной  керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового,

Первая работа в стиле модерн: *бельгийский архитектор Виктора Орта, Maison Tassel, 1892 г.;

 

*Дом в брюсселе (орта)

*наземн павильон  метро в париже (гимар)

*школа ис-ва  в гласго(макентош)

*фасад вотоателье  эльвира (эндель)

Гауди: *парк гуэль

*дом батльо

*дом мила

*собор саграда  фамилиа

    1. Ар Нуво в архитектуре Европы: общая характеристика

Ар-Нуво, или Арт  Нуво, переводится с французского языка как «новое искусство». Возник этот стиль, а точнее одно из течений  в стиле модерна, в Бельгии  и Франции на рубеже 19-20 веков, относящийся  к флореальному или орнаментально-декоративному  искусству.

Стиль арт-нуво можно  охарактеризовать его лозунгом, «назад к природе». Как и в природе  не бывает идеально прямых линий, стиль  арт-нуво не приемлет никаких острых углов и прямых линий. Это изогнутые  волнообразные линии, сочетающие в  себе стремление к конструктивности с пряными запахами восточных  веяний. Элементы декора этого стиля, причудливо извиваясь, становятся как  бы элементами строительных конструкций. Большое внимание в стиле уделяется  плавным гибким формам, и стилизации под растительный узор, превращающий железные конструкции в заросли  невероятных сказочных цветов.

К символам этого  стиля можно отнести сложную  форму цветов цикламена, вьющиеся водяные  водоросли, лилии, ирисы. Мягко изогнутые  линии с подвижной формой, далекие  от историзма и натурализма, они  немного напоминают тонкую японскую живопись, или поздние формы готики.

Основными элементами стиля является культ растительной линии, весь декор и все элементы стиля должны напоминать о плавном  и подвижном течении жизни  в природе.

Стиль Ар Нуво в  архитектуре – это пожалуй, классика роскоши, но особенной роскоши –  не вопиющей и ослепительной, а мирной, гармоничной и спокойной. Этому  стилю присущи мягкие и плавные  силуэты, мягкие струящие ткани, пространство здесь непрерывно, ассиметричный  растительный орнамент. Основные материалы, которые используют в этом стиле : цветное стекло, металл, шелк и дерево. В Ар Нуво присутствует слегка уловимый след легкой небрежности и выверенной небрежности.

Информация о работе История архитектуры