Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа
Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.
Дословно Ар Нуво
переводится как «новое искусство».
Это французское течение в
искусстве периода модерна, которое
сформировалось на рубеже девятнадцатого
и двадцатого веков. В этом стиле
как основные черты выделяют отказ
от прямых и четких линий и углов,
атак же интерес к новым технологиям.
Этот стиль стремится сочетать утилитарные
и художественные функции в произведениях.
Плавные и замысловатые очертания
характерны для этого стиля. Линия
является практически самостоятельным
элементом, она как бы живет своей
жизнью. Стилеобразующая функция
лежит на линии. Для дизайнеров этого
стиля самым главным
югендстиль
Этот стиль, охвативший в
конце XIX - в начале XX века как архитектуру,
так и другие области искусства,
в Риге преобладал недолго, однако оставил
необыкновенно яркие
Представители национального романтизма,
латышские архитекторы Э. Лаубе, К. Пекшенс,
А.Ванагс являются создателями своеобразных
образцов национальной архитектуры (Тербатас
15/17, Бривибас 47; 58; 62). Характерным примером
декоративного югендстиля служат дома,
построенные М.Эйзенштейном на улице Альберта.
Центром этого направления
в развитии архитектуры в Центральной
Европе была Вена в 90-х годах XIX в. Происхождение
и название этого движения связаны
со стремлением молодых художников
порвать с традициями официального
искусства предшествующих поколений,
что выразилось в организации
группы «Сецессион» (Раскол). Для архитектуры
в этом стиле стало характерно
использование свободно скомпонованного
плоского декора растительного или
фигурального характера. Художники
сецессии считали архитектуру одним
из видов искусства. Предметом художественного
интереса стала поверхность и
деталь, в решении которых произошли
наибольшие изменения, в то время
как планировка, пространственная и
конструктивная концепции зданий вначале
оставались по существу без изменений
и отвечали традициям позднего неоренессанса.
За удивительно короткий период, длившийся
неполные 10 лет, сецессия захватила архитектуру,
прикладное и другие виды искусств, проявив
необычайную способность к формообразованию.
Центром развития стиля стала Вена. Группу
архитекторов возглавлял О. Вагнер, профессор
венской Академии искусств. Творчество
О. Вагнера прошло через период неоренессанса,
и он один из первых подвел сецессию к
индивидуалистическому модерну. К первым
постройкам Вагнера в новом стиле относятся
станции городской железной дороги и метро
в Вене (1894—1907), например Карлсплатц. Чувство
современной формы и рациональности общей
концепции он проявил при решении здания
почтово-сберегательной кассы в Вене,
полностью остекленный зал которой, имевший
металлическую конструкцию, а также надстройка
на крыше в виде аттика стали прообразом
конструктивизма в архитектуре. Очень
высокий уровень отличает архитектуру
собора в Штейнхофе (1906) и лечебницы в Вене
(1913).
Из школы Вагнера вышли художники, которые
распространили новую моду по всей Центральной
Европе. К ним относится Й. Ольбрих — автор
построенного в Вене выставочного павильона
общества «Сецессион» с характерным позолоченным
куполом, Й. Гофман, который руководил
в Вене художественными мастерскими и
был автором дворца Стокле в Брюсселе
(1905—1914), имевшего характерные геометрически
тонко выполненные детали. Другой ученик
Вагнера — югославский архитектор И. Плечник,
в 1909 г. создал монументальные пластично
решенные фасады дома Цашерлхаус в Вене
и перенес новую моду в Любляну.
В начале XX в. в рамках отдельных
реформистских направлений на основе
возможностей новых строительных материалов
и конструкций начали возникать
архитектурные формы, характер которых
был совершенно отличен от прежних
эстетических вкусов. Теории рационалистов
XIX в. были доведены до программных принципов
в духе Земпера и породили интерес
к простым композициям из группы
объемов, форма и членение которых
были производны от назначения и конструкций
сооружений.
В этот период опять возник вопрос создания
нового стиля в архитектуре, элементы
которого старались определить, исходя
прежде всего из решения рациональных
задач архитектуры. Богатое декоративное
убранство перестало рассматриваться
как средство эстетического воздействия.
Его стали искать в целесообразности формы,
в простоте, пропорциях, масштабе и в гармоничном
сочетании материалов.
Это новое архитектурное течение нашло
свое проявление в работах ведущих творческих
личностей того времени — О. Вагнера, П.
Беренса, Т. Гарнье, А. Лооса, А. Перре, в
Америке — Ф. Л. Райта, в Скандинавии —
Э. Сааринена и Р. Эстберга, в Чехословакии
Я. Котеры и Д. Юрковича, которые несмотря
на общую программу архитектурного творчества
сумели различным способом проявить свою
художественную и идейную индивидуальность.
Еще сильнее различия в характере архитектуры
следующего поколения, среди которого
нужно выделить Ле Корбюзье, Мис ван дер
Роэ и В. Гропиуса. Новаторские произведения
этих архитекторов, которые означали рождение
совершенно новой архитектуры в первые
15 лет XX в., обычно объединяются под общим
названием «Персональный модерн». Его
принципы возникли после 1900 г. и к концу
второго десятилетия были подхвачены
и получили развитие представителями
авангардистской архитектуры.
Теоретическая и художественная концепции
персонального модерна. Теоретические
основы персонального модерна были заложены
венским архитектором О. Вагнером. Полное
выполнение требований, связанных с назначением
строительного объекта, стало основой
его принципов, которые он обобщил в своей
книге «Современная архитектура» (1895).
Сходные принципы пропагандировал голландский
архитектор П. Берлаге, который понимал
архитектурное творчество как деятельность
по созданию целесообразного и красивого
пространства.
Отказ от исторических схем и стремление
к максимальному упрощению формы привели
некоторых архитекторов в начале XX в. к
отрицанию художественных аспектов архитектуры.
К крайней позиции пришел А. Лоос — архитектор
венской школы, который считал, что только
малая часть архитектурных сооружений
имеет отношение к искусству, а именно
надгробия и памятники, все же остальное,
служащее практическим целям, необходимо
исключить из области искусства.