История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.

Файлы: 1 файл

шпоры по истории архитектуры.docx

— 449.30 Кб (Скачать файл)

Замки Англии трехэтажны. В центральном, основном корпусе  располагаются галереи, во втором этаже  — обычно портретная с изображениями  предков хозяев дома. Со входом связано  главное помещение замка —  холл, являвшийся одновременно и вестибюлем, и парадным залом.

Первая половина XVII века — период Зрелого Возрождения в архитектуре Англии. В это время традиционные формы и приемы английского зодчества отходят на второй план и достигается сближение с античными формами и обусловленными ими приемами итальянского Возрождения.

 

  1. Северный  ренессанс. Архитектура в нидерландах, испании, португалии

Под архитектурой Северного Возрождения понимают архитектуру в странах Европы, кроме Италии. Северное Возрождение  тесно связано с итальянским  Возрождением, но имеет и ряд отличительных  черт.    

 Северное  Возрождение не являлось однородным, в каждой стране был целый  ряд специфических национальных  черт, поэтому выделяется немецкое, французской, нидерландское, польское, испанское Возрождение и т. п.    

 Духовное  возрождение Европы началось  с XII века и было следствием  подъема культуры и науки в  обществе.    

 Архитектура  Северного Возрождения характеризуется  расширением городов, строительством  ратуш, гильдий, площадей и  других городских построек светского  типа.    

 Между тем,  архитектура Северного Возрождения  тщательно дорабатывает готический  стиль, сохранившийся и перешедший  к ней в наследство от средневековой  архитектуры.    

 Башни и  ратуши, каменные дома с узкими  фасадами строились в большом  количестве в эпоху нидерландского  Ренессанса, который также оказал  значительное влияние на архитектуру  Северного Возрождения в целом.  

Архитектура Нидерландов преимущественно светская, гражданская. Готический стиль в ней нашел свое применение в большей степени в ратушах, крепостных стенах и башнях и зданиях купеческих и ремесленных гильдий, чем в соборах, а проникшие из Италии классические принципы Возрождения особого развития не получили и были отражены в основном в дворцовой архитектуре. Тем не менее, есть и такие шедевры церковного зодчества, как трехнефая церковь в Гааге.

Каноничная архитектура Возрождения не прижилась в Португалии, первое здание данного стиля было возведено французским архитектором в 1517 году, наиболее активно возведение зданий ренессансной архитектуры началось в 1530-х годах, однако производилось оно, в основном, иностранными архитекторами, за что получило название estrangeirada, означающее «иностранное влияние». Базилика Носса-Сеньора-да-Консейсан в Томаре была одной из ранних церквей в «чистом стиле» эпохи Возрождения. Её строительство было начато кастильским архитектором Диого-де-Торралва в 1532—1540 годах. Красивая и четкая архитектура данного здания делает его одним из лучших зданий раннего Ренессанса в Португалии. Небольшая церковь Бом-Жезус-де-Вальверде, расположенная к югу от Эворы, является другим подобным примером.

Выдающимся примером ренессансной архитектуры Португалии является клуатр Жуана III в Конвенту-де-Кришту.

Архитектура Возрождения в Испании распространяется на весь XVI век и делится на два сильно отличающиеся друг от друга периода – ранний (первая атоловина века) и зрелый (вторая его половина). Архитектура раннего Возрождения в Испании носила название стиля платереско (от слова платеро – золотых дел мастерство). Наименование это вполне оправдано: аркады двухэтажных внутренних дворов, столь типичных для испанских жилых и общественных зданий, части фасадных стен, обрамляющих входы, а иногда и целиком все фасады усыпались почти сплошным ковром тонко прорисованной орнаментации и лепных скульптурных деталей. Орнаментом покрывались пилястры, фризы антаблементов, наличники окон и дверей, стенные филенки. По богатству орнаментации архитектура Испании даже превосходила также очень декоративную архитектуру Северной Италии. Характерным памятником стиля платереско является ратуша в городе Севилье.

 

  1. зодчество Барокко. техника, материалы, конструкции

Итальянское слово  «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Стиль барокко тяготел  к парадной торжественности и  пышности. Вместе с тем он выразил  прогрессивные представления о  единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении; в барокко отразился  интерес к природным стихиям, среде, окружению человека, который  стал восприниматься как часть мира. Человек в искусстве барокко  предстает как сложная, многоплановая  личность со своим миром переживаний, вовлеченная в драматические  конфликты. Искусству барокко свойственны  патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию  различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение. Городской  ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба  стали пониматься как единое целое, раскрывающееся перед зрителем при  его движении. Архитектура барокко  отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся  друг с другом, как бы текучих  форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. В изобразительном искусстве  преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или  аллегорического характера, парадные портреты; большое значение приобрели  композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манера.

 

Барокко перенимает предыдущую технику строительства. Частым становится использование кирпича  и штукатурки. Обычно толстым слоем  штукатурки покрывалась массивная  стена, выложенная из кирпича и из камня, а иногда из их сочетания. Поверхности  стен снаружи и внутри были богато украшены архитектурными деталями, выполненными из того же материала. Опытные мастера-штукатуры  создают богатую палитру архитектурных  барочных форм и деталей, поэтому  архитектуру барокко иногда также  называют «штукатурной архитектурой».

Важным средством  организации пространства опять  становится свод, но в новом его  понимании. Барочные пространства перекрыты  различными типами сводов: сомкнутым, парусным, крестовым и куполом. Однако очень часто встречаются и  новые типы сводов, образуемых сложными сводчатыми пересечениями, которые  могли возводить только очень  опытные строители. 

 

 

 

  1.  Зодчество барокко в италии: общая хар-ка

В  16 веке в  странах европы под влиянием реформистского движения (Мартин Лютер) произошло ослабление могущества католической церкви, поэтому  в последующий период церковь  прилагает значительные усилия к  возвращению утраченных позиций. В  это же время укрепляется господство светской власти. Правящие круги стараются  подчеркнуть свою мощь и богатство  путем внешнего их выражения. Таким  образом, данные устремления делали востребованным новый художественный стиль барокко, в переводе означающий странный, причудливый. Он зарождается  в Италии в эпоху позднего Возрождения. Первое сооружение – церковь Иль  Джезу в Риме, архитектора Виньоло.

Для стиля барокко  характерно:

1)стремление  к величию и пышности

2)усложненность  планов

3)богатство и  роскошь интерьеров, широкое использование  живописи, зеркал, скульптур

4)пластика фасадов  и интерьеров приобретает внутренную  напряженность, контрастность, динамичность  форм

5)гармоническое  равновесие, тектоничность и стабильность, пропорциональность уступают место  сложных ритмическим построениям,  отсутствию тектонического прочтения  сооружения, большому многообразию  пропорциональных членений и  яркому движению архитектурной  массы. 

Периоды развития стиля барокко:

Раннее барокко (конец 16-1/3 17вв.)

Зрелое барокко (с 30-х гг. 17в. до конца 18в., в некоторых  странах до середины 18 в.)

Раннее барокко

К концу 16 в. экономика  Италии пришла в упадок. Строительство  развивается только в Риме и его  окрестностях, где и происходит становление  барокко. В это время в Риме работают наиболее известные архитекторы  Доминико Фонтано и Карло Модерно.

Достройка собора св. Петра

В 1607 г. По настоянию папы Павла 5 эти  арх-ы приступили к созданию центрального нефа (продольного) собора св. Петра, превратив  план собора из формы греческого креста в форму латинского. В это же время они ввели в барабан  сдвоенные колонны. В 1614 г. Фонтано  и Модерно достраивают вестибюль, который внешне выполнен как портик, а оформлен как портик с фронтоном. По краям портика стоят пилястры, в центре – одинарные круглые  колонны, затем – сдвоенные колонны. Кол-ы стоят на разном расст др от др, что в рез-е созд ощущ. динамики, кружения, игру света и тени.

Латеранский дворец

Доминико Фонтано  проводит реконструкцию Латеранского дворца. Это резиденция пап (начало 12 в.) Он пристраивает базилику и фронтон  увенчал скульптурой.

Церковь св. Сусанны в Риме

Арх-ры Модерно  и Бернини. Больше пластики, скульптура на фронтоне и в нишах. Пилястра развивается  к центру здания в колонну, а затем  в спаренные колонны. Есть мотив  арки и фронтона, стекающих волют. В качестве элемента декора – баллюстрада.

Зрелое барокко  в Италии

Главой зрелого  барокко считают Джованни Лоренцо  Бернини. Он родился в семье скульптора и считал себя, прежде всего, скульптором. Бернини получал свои заказы, благодаря  покровительству пап.

Алтарь св. Петра (1633)

Сам алтарь выполнен в мраморе, который  окружают 4 бронзовые колонны. Колонны  позолоченные и витые. На колоннах –  большой бронзовый балдахин. Наверху  балдахина – золотой крест. Общая  высота (с крестом) 29 м. Алтарь является символом господства католической церкви над язычеством. Это выражалось в  том, что бронза была взята из пантеона. Спиралевидные колонны являются символом иудаизма (времен Соломона)

Колоннада собора св.Петра в Риме (1667).

Колоннада включает колонны, стоящие в 4 ряда. Высота колонн 19 м. Каждое крыло имеет по 142 колонны.

В результате колонны внутреннего  полукруга закрывают колонны 3 внешних  полукругов. Статуи святых на колоннадах и портиках логически приводят к  статуям главного фасада. Обе колоннады  начинаются с наружной стороны площади  двумя фасадами дорического храма. Дальше концы колоннады соединяются  с 2мя длинными портиками. Эти портики  образуют трапецевидную паперть, которая  иллюзорно приближает фасад к  площади. В центре площади находится  обелиск – это символическое  напоминание о могиле св. Петра. Всю  площадь организуют выложенные из мрамора  лучи, в центре – обелиск, справа и слева от обелиска – фонтаны. Образ круга и лучи вокруг обелиска создают изображение розы ветров.

Переход к площади  идет через длинную узенькую улочку (отголосок Египта), с нее видно  только куполок и часть фасада.. Простматривается яркий контраст, неожиданная  смена пространства (идет сопоставление  малого мира и большого). Слева от фасада под колокольней - проход в  Ватикан.

 

  1. Среднеевропейское барокко. архититектура англии, австрии  и баварии

После великолепных побед над турками империя  Габсбургов стала сильной европейской  страной. Император "Священной Римской  империи" Леопольд I стремился превзойти  французского короля Людовика XIV роскошью и монументальностью возводимых камер. В это время строились  великолепные дворцы австрийской аристократии и католические храмы взамен разрушенных  турками.

В архитектуре  Австрии воздействия, исходившие из Италии, сочетались с явно выраженным французским влиянием. Наиболее зниачительные  памятники архитектуры в стиле  барокко на рубеже XVII—XVIII вв. были созданы  в Вене архитекторами Иоганнном  Фишером и Лукасом Хильдебрандтом.

Два мастера обновляют  архитектурный облик Вены в начале XVIII в.: Иоганн Фишер фон Эрлах (1656-1723) и Лукас фон Хильдебрандт (1668-1723). Оба учились в Италии у Карло  Фонтаны. Сады Бельведера были построены  Хильдебрандтом для принца Евгения, а также дворец Швартценберг. Фишер  фон Эрлах построил церковь Сан-Карло  Борромео, а также Императорскую  библиотеку.

Своеобразие английской архитектуры второй половины XVII и  первой половины XVIII века сказывается  в ренессансно-классицистическом  характере стиля, при наличии  очень умеренно выраженных черт барокко. В то время как во Франции, Италии, Испании, Бельгии, Германии барокко  достигло пределов своих формальных возможностей — в английской архитектуре  был очень силен палладианский  классицизм. Фактически в архитектуре  Англии этого периода фактически нет памятников, которые можно  было бы с первого взгляда определить как явно барочные, все они в  той или иной мере классицистичны.

Ведущим мастером второй половины XVII и начала XVIII века был Кристофер Рэн, влияние его  творчества на последующее развитие английской архитектуры очень велико. Реставрация Стюартов и восстановительные  работы в Лондоне после пожара 1666 г. оказывают решающее влияние  на карьеру Кристофера Рена, который  останется доминирующей фигурой  в английской архитектуре до конца  столетия. Помимо реконструкции собора Святого Павла и лондонских церквей, он работает над Королевским госпиталем в Гринвиче, во дворце Уайтхолл и  в Хэмптон-корт. Хоксмур и Вэнбро, в противовес эклектизму Рена, создали  в начале века в Кэстл-Ховард, в  Бленхейме и в Гримсторне сооружения, которые принадлежат к числу  самых оригинальных и самых мощных творений английской архитектуры.

Во время правления  первых четырех представителей Ганноверского  дома, от вступления на престол Георга I в 1714 году и до смерти Георга IV в 1830 году. различные стили в архитектуре, дизайне по интерьеру и декоративном искусстве Британии объединяют под  названием "георгиевские стили", т.к. в течение этого периода  существовала большая разносторонность и неустойчивость в художественном стиле. Во время первых 50 лет правления  Ганноверской династии та же либеральная  аристократия, которая управляла  правительством, также диктовала  и художественную мысль. Великолепные архитектурные достижения сэра Кристофора Рэна и его последователей во время  правления трех предшествующих монархов из династии Стюартов, были исполнены  в экстравагантном и монументальном стиле барокко, который либеральные  аристократы в конце концов осудили  как сомнительный вкус. Таким образом, новая генерация архитекторов, теоретиков и богатых любителей намеревалась провести в архитектуре реформы  в соответствии с классическими  принципами итальянского архитектора  Андреа Палладио. Второй по важности Георгиевский архитектурный стиль, неоклассицизм, вошел в моду около середины XVIII столетия. К концу столетия и во время правления короля Георга IV, множество других стилей построения и дизайна по интерьеру стали  популярными, главным среди них  являлось готическое Возрождение и  стиль регентства. Георгиевская эра  особенно запомнилась зенитом дизайнерства домов в Британии. Ее наследием  могут послужить целые городские  кварталы однородных, симметричных городских  домов в Лондоне, с их фасадами, украшенными классическими пилястрами, фронтонными дверьми и окнами, и изящными лепными украшениями.

Информация о работе История архитектуры