История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.

Файлы: 1 файл

шпоры по истории архитектуры.docx

— 449.30 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Среднеевропейское барокко и рококо. архитектура  франции

Под влиянием традиций ренессанса французское барокко  имеет более спокойный характер, чем в Италии - барокко классического  направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков  строгость стиля всегда преобладает  над художественной фантазией.

Вначале французское  барокко находится под сильным  влиянием ренессансных традиций, которые  удерживаются здесь вплоть до первой четверти XVII в. Новое поколение архитекторов создает движение, заведомо противоположное  радикальному итальянскому барокко.

Ранний период архитектуры барокко во Франции  связан с первой третью XVII века —  временем правления Людовика XIII(1610—1643). Основными представителями его  были зодчие Жак Лемерсье и Франсуа  Мансар.

Для периода Людовика XIV (1643—1715) характерен размах и широта концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных  зданий. Ведущим архитектором того периода был Ж. А. Мансар.

Во Франции XVII в. замковая архитектура продолжала развиваться в направлении, восходящем к четырехугольным в плане  крепостям-замкам Филиппа II Августа. Замок  освобождился от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную  и симметричную форму с четко  выделенным главным зданием и  двумя боковыми крыльями. В середине века под Парижем появились Мезон  и Во — непревзойденные шедевры, в которых сливаются воедино  традиция изолированного строения (Блеранкур, Бальруа) и П-образного в плане  замка с внутренним двором (Куломье, Ришелье). Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, о которых  напоминает вытянутая по бокам кровля, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже. Частный замок канул в небытие  при Людовике XIV, но с наступлением XVIII в. появился вновь в облике «загородного дома». Замки в Шане, Монморанси, Жоссиньи или Бельвю свидетельствуют  об общей тенденции: уменьшение размеров, исчезновение рвов, упрощение объемов, сокращение лепных украшений на фасаде.

Архитектура церковных  сооружений ориентируется на римские, прежде всего центрические по своей  композиции, типы. Однако для французской  архитектуры характерна своя логика, иное понимание тектоники и организации  пространства. Фасады решаются большим  ордером, чему подчиняется вся планировочная  схема. Особенно большой роскошью отличаются интерьеры.

 

Архитектура XVIII столетия во Франции традиционно  разделяется на два периода, которым  соответствуют два архитектурных  стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение занимает рококо, во второй — неоклассицизм. Эти стили во всём противоположны друг другу, поэтому  переход от рококо к неоклассицизму часто называют «бунтом».

Стиль рококо отошёл от строгих правил классицизма XVII в.; его мастеров больше привлекали чувственные, свободные формы. Архитектура рококо ещё сильнее, чем барокко, стремилась сделать очертания сооружений более  динамичными, а их убранство —  более декоративным, однако она отвергла торжественность барокко и его  тесную связь с Католической Церковью.

Самого слова  «неоклассицизм» в XVIII в. ещё не существовало. Критики и художники пользовались другими определениями — «истинный  стиль» или «возрождение искусств». Интерес к античности в XVIII столетии приобрёл научный характер: археологи  начали методические раскопки древних  памятников, архитекторы стали делать точные обмеры и чертежи сохранившихся  фрагментов и руин. Для неоклассицистов  архитектура была способом переустройства мира. Появились утопические проекты, в которых воплощались идеалы эпохи Просвещения; позднее они  получили название «говорящая архитектура».

 

АРХИТЕКТУРА РОКОКО

 

Рококо возникло в последние годы правления короля Людовика XIV (1643—1715 гг.), но в отличие  от всех предшествовавших ему стилей французской архитектуры не было придворным искусством. Большинство  построек рококо — это частные  дома французской аристократии: богатые  городские особняки (во Франции их называли «отелями») и загородные дворцы.

Как правило, высокая  ограда отделяла особняк от города, скрывая жизнь владельцев дома. Комнаты  отелей часто имели криволинейные  очертания; они не располагались  анфиладой, как было принято в  особняках XVII в., а образовывали очень  изящные асимметричные композиции. В центре обычно помещался парадный зал, так называемый салон. Комнаты  были гораздо меньше, чем залы дворцов  эпохи классицизма, и с более  низкими потолками. А окна в этих особняках делали очень большими, почти от пола. Интерьеры построек рококо были оформлены скульптурными  и резными украшениями, живописью  на фантастические темы и множеством зеркал.

 

Отель Субиз в  Париже построен для принца де Субиза в 1705 — 1709 гг. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675—1745). Как и другие особняки, он отгорожен от прилегающих к  нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами.

 

В интерьере отеля  Субиз особенно интересен Овальный салон (1735— 1738 гг.), созданный в стиле  рококо архитектором, скульптором и  декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754). Здесь все углы закруглены, нет  ни одной прямой линии, даже переход  от стен к потолку замаскирован картинами, помещёнными в рамы криволинейных  очертаний. Все стены украшены резными  панелями, позолоченными орнаментами  и зеркалами, которые словно расширяют  пространство, придавая ему неопределённость.

 

В эпоху рококо был создан также один из самых  красивых городских ансамблей Франции  — ансамбль трёх площадей в городе Нанси в Лотарингии (на востоке  страны), построенный в 1752—1755 гг. по заказу Станислава I, герцога Лотарингского. Автором этого проекта был  ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705—1763).

 

Королевская площадь  — перед Дворцом правительства  — представляет собой как бы огромный парадный двор, почти овальный. Всю  площадь обегает колоннада, которая  включает в себя также портик Дворца. С него открывается вид на узкую  и длинную, засаженную деревьями  площадь Карьер, которая завершается  триумфальной аркой. Она обозначает вход на главную площадь ансамбля — прямоугольную площадь Станислава. Угловые въезды на неё оформлены  коваными решётками и воротами с  изящным позолоченным узором. В центре расположен конный монумент герцога  Станислава I. Ансамбль в Нанси хронологически завершает эпоху рококо.

  1. стилевые тенденции зодчества нового времени

Архитектура Нового времени включает в себя архитектуру  от Средних веков до начала Новейшего  времени (с 1918-х годов).

К архитектуре  Нового времени можно отнести  здания, построенные в таких направлениях как классицизм, барокко, рококо, ампир.

Архитектура Нового времени выросла на культурных традициях  предыдущих эпох. К этому времени  мировому архитектурному наследию человечества уже были известны классицизм и барокко, романика и готика, ампир и рококо, и множество других направлений  в таком виде искусства как  зодчество.

Эпоха Возрождения  знаменовалась отходом от мрачных, готических традиций Средневековья  в пользу гуманистических идей, расширения и света.

Классицизм в  архитектуре Нового времени играет важную роль. Архитектурное творчество в этот период обращается к античным истокам, заимствуя у древнегреческих  и древнеримских мастеров ордерную систему, колонны, аркады. Простота, легкость, законченность форм. Логичность, симметрия  и естественность доминируют в архитектуре  Нового времени.

На смену классицизму  пришел стиль барокко, который дополнял классические здания всевозможными  декоративными украшениями их пилястр, колончатых поясков, ниш, полуниш и  полуарок.

В это время  в архитектуре Нового времени  становятся популярны ниши со статуями.

Со временем в  архитектуре Нового времени рубежа XIX-XX столетий выделилось пять основных направлений, которые можно отнести  к модерну. Это романтизм (неоготика, неороманика), неоклассицизм, рационализм, иррационализм, «кирпичный стиль».

В стиле модерн построены такие шедевры архитектуры  Нового времени как дом компании «Зингер» в Санкт-Петербурге, Ярославский  и другие вокзалы Москвы и т. п.

  1. классицизм и романтизм в архитектуре европы

зодчество франции  нового времени: классицизм и академизм

Перемены в  ар-ре, кот произ в 18 -19в. Связ с  глуб изм в разв об-ва: переход  от феод к капитализму. Пром революция  оказала влияние на способ расселения людей, окр природу, привела к  изм в ар-ре и ис-ве. Переломным мом считается великая фр революция 1789г. Начинают форм новые соц идеи, прообразом кот стали многочисл  идеи и арх проекты социалистов-утопиство. Ослабло религ влияние света, на место мистической веры пришел рационализм мышления. Осн заказчиком на новой стр-во становится буржуазия. Она не имела собств культ традиций и была вынуждена риентироваться на эпохи прошлого. Поэтому ар-ра 19 в имела свои корни в уходящем барокко. Классицизм был выражением философского рационализма искусством нового класса. Классицизм образ на эстетике простых античных форм. Хар-р  ар-ры остался зависимым от тектоники  нес стены и свода, ставшего более  плоским. Важнымп пласт эл-том  становится портик. Стены изнутри  и снаружи членятся пилястрами и  карнизами. В комп объемов и планов преобл симметрия. Цветовое решение  – светлые пастельные тона, а  детали и декор белые. Родиной  классицизма считается франция.

2 п классицизма(2 пол 18 в)

Отл черты: стремление к худ целостности и стилевому  единству, в основе лежит рацион начало, стилевое единство достигается  за счет соедин и соответствия всех частей одного целого, сохран при этом самост значение. Отл черты постр: за оразец взята ар-ра др греции => строгость античной ар-ры, ясность  планов, конструктивность, благородство пропорций.

Франция:

*малый трианон(габриэль)

/

*парижский диаметр  (габриэль)

*пантеон в  париже (суффло)

Поздний классицизм (до30гг. 19в)

Отл черты стиля: за осн взята монум ар-ра греции и египта, ведется стр-во объектов парадной ар-ры (дворцы, триумф арки и  колонны). Отл ч построек: господство прямых линий, упрощение форм, контраст между окраш пов-тью стены и  белыми декор деталями военно-триумфальной тематики.

Франция:

*ц. св. марии  магдалины (виньон

пл-дь звезды с  триумф аркой в париже (шальггрем)

 

*дом жозефины  богарке(мельмезон) арх: персье  и фонтен.

Когда во второй половине XVIII в. барокко потеряло свою динамичность, его формы и тектоника  уступили самому крупному стилю XIX столетия — классицизму. Однако развитие новой  архитектуры шло не только в этом направлении. Почти одновременно с  классицизмом, который внешне перенял  формы античности, но имел уже иное внутреннее содержание, родился и  романтизм, который оживил стилистические проявления средневековой архитектуры, но был глубоко проникнут новым  конструктивным духом.

Несмотря на то, что и классицизм, и романтизм  исходили из прошлого и вначале развивались  параллельно, они были противоположны по философской сущности. Речь шла  о двух полюсах архитектурного мышления и концепций. На стороне классицизма  стоял рациональный, объективный, почти  научный метод мышления, ставивший  разум на первое место среди человеческих способностей. В романтизме преобладали  эмоции, внутренние переживания и  стремление к простой и естественной жизни, откуда проистекала жажда  тесного общения с природой, что  стало одной из наиболее характерных  черт этого направления.

Если классицизм старался заложить основы единства своего художественного выражения прежде всего путем научного изучения античности, то романтизм обращался к средневековому искусству и проявлял интерес  к восточной культуре, что вело к использованию широкой шкалы  различных исторических стилей. Романтизм  способствовал также творческой индивидуализации произведений, не связывал художественные идеи с каким-либо одним  стилем и определенными образцами, чем ослабил зависимость художественного  характера произведений от желаний  заказчика.

С изменением точки  зрения на архитектуру, с развитием  строительной техники, появлением новых  типов сооружений в XIX в. произошло  также значительное перемещение  центра мирового развития архитектуры. На первом плане оказываются страны, которые не пережили высшего этапа  развития барокко. Своей вершины  классицизм достигает во Франции, Германии, Англии и России Романтизм вначале  наиболее широко проявляется в Англии, в культуре которой связь со средневековьем никогда не прерывалась В начале XIX в. романтизм распространился  и на континенте прежде всего в  связи с перестройкой аристократических  резиденций закладкой загородных парков и развитием ландшафтной архитектуры.

Под вновь ожившими идеалами античной красоты и средневековых  представлений зарождалась одна из самых больших перемен в  истории архитектуры нашей эпохи. После распада великих исторических стилей, переживших века, в XIX в. происходит явное ускорение процесса развития архитектуры. Это становится особенно очевидным, если сравнить прошлое столетие со всем предшествующим тысячелетним развитием. Если ранняя средневековая  архитектура и готика охватывают около пяти веков, ренессанс и  барокко вместе — уже только половину этого срока, то классицизму потребовалось  неполное столетие для того, чтобы  овладеть Европой и проникнуть за океан. Романтизму же в своем новоготическом или новороманском виде и последующему историзму — еще меньше.

В XX в. временные  интервалы перемен сократились  еще больше, и их можно мерить десятилетиями. Одновременно с этими  переменами происходит выравнивание временного запаздывания в развитии архитектуры  отдельных стран по отношению  к центрам возникновения или  расцвета того или иного стиля.

Информация о работе История архитектуры