Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:28, реферат
Потребность в систематизации и классификации цветов возникла давно. Продиктована она была как потребностями практики, так и науки, и, в частности, таких областей научного знания, как биология, минералогия, медицина. Не менее важное значение имеет она и для теории живописи. Многообразие наблюдаемых в природе цветов художники и ученые издавна стремились привести в какую-либо систему — расположить все цвета в определенном порядке, выделить среди них основные и производные.
Введение. 3
Систематизация цветов. Пространственные модели цветовых тел. 4
Приложения 13
Список литературы. 20
С точки зрения возможности
измерения все сложное
Пока речь идет об изучении цвета в его элементарной основе, абстрагировано от его эстетической оценки, без учета эмоциональных моментов, сопровождающих его восприятие, не только возможно, но и нужно такое строгое его определение. Все же эмоционально-субъективные наслоения, сопровождающие процесс восприятия, — это уже следующий уровень, следующая задача, которая тем серьезнее и научнее будет решаться, чем объективнее и точнее будут данные, полученные на первом уровне.
Сравнение цветовых тел позволяет
уверенно предположить, что практически
все они представляют собой частные
случаи некоей обобщенной модели, реализованные
для разных граничных условий. Характерным
примером может послужить сравнение
математически строгой
Первая из них(RGB), чисто компьютерная модель,
предназначена для описания спектров
излучения. Она представляет собой цветовое
тело в виде куба с вершиной в начале координат,
заполненного цветами солнечного спектра.
По осям отсчитываются интенсивности
трех основных цветов, имеющие нулевое
значение в начале координат и единичные
значения в максимуме. Точной характеристикой
каждого локального цвета служит набор
из трех числовых значений, описывающих
содержание каждого из основных цветов
и ассоциирующийся с пространственными
координатами точки, в которой он находится.
На диагонали куба располагается ряд ахроматических
цветов, образованных точками с равными
значениями всех трех координат. Черный
полюс ахроматической оси совпадает с
началом координат, а белый – с противолежащей
вершиной кубического цветового тела.
Вторая модель ( HSB) традиционно используется для описания
пигментов, то есть, спектров отражения.
Ее пространственным образом является
коническое цветовое тело с вершиной,
направленной вниз. Основанием конуса
является цветовой круг, цвета которого
имеют максимальную насыщенность на линии
окружности и минимальную (нулевую) в центре.
Яркость цветов изменяется по высоте конуса,
имея максимум в плоскости его основания
и минимум на вершине. Ахроматическая
серая шкала образована цветами нулевой
насыщенности, расположенными на линии
переменной яркости. Ее белый полюс расположен
в центре основания конуса, а черный –
на его вершине. Полным описанием локального
цвета является набор значений его цветового
тона, насыщенности и яркости, то есть
тоже своеобразные координаты точки его
расположения в пространстве.
Несмотря на столь существенные различия
цветовых характеристик, на практике часто
возникает необходимость сопоставления
данных, полученных разными методами.
Типичным примером использования подобного
обмена является процесс подготовки данных
для цветной печати, заключающийся в преобразовании
аддитивных цветовых характеристик в
субтрактивные.
Попытаемся синтезировать обобщенную
модель на основе анализа ее прототипов,
в качестве которых возьмем упомянутые
модели. Начнем с анализа обеих моделей,
стараясь выявить их общие черты.
Во-первых, обе они используют понятие
цвет, или цветовой тон. Основанием цветового
тела модели HSB является цветовой круг,
то есть полный набор цветов солнечного
спектра, расположенных по окружности.
Известно, что цветовой круг содержит
лишь три основных цвета, смеси которых
образуют все остальные цвета спектра.
Аналогичная триада присутствует и в модели
RGB, а о смесевом характере ее цветов известно
по определению.
Нетрудно заметить, что диагональное сечение куба, перпендикулярное серой шкале, представляет собой треугольный вариант цветовой плоскости, аналогичный цветовому кругу. Наличие ахроматической оси говорит как об одинаковом в обеих моделях толковании насыщенности цветов, так и сходном представлении их яркости. Мысленно повернув куб в пространстве так, чтобы секущая плоскость стала горизонтальной, а черный полюс оказался направленным вниз, мы увидим несомненное родство обеих моделей
Несмотря на различия форм моделей,
обусловленных собственной спецификой
каждой из них, общность алгоритмов их
построения очевидна. Обе они представляют
собой трехмерные тела, построенные на
базе двух основных элементов: цветовой
плоскости и пересекающей ее ахроматической
оси. Приняв во внимание то, что ни форма
плоскости, ни место ее расположения на
оси принципиального значения не имеют,
мы можем считать схему обеих моделей
единой.
Таким образом, можно считать, что обобщенная
цветовая модель, представляет собой пространственное
цветовое тело, базовым сечением которого
служит цветовой круг (или иная плоская
фигура), а осью – линейная серая шкала.
По периметру базового сечения располагаются
цветовые тона (или спектральные цвета)
максимальной насыщенности. По мере удаления
от края плоскости их интенсивность (или
насыщенность) постепенно снижается до
полной потери цвета на оси. Сечения цветового
тела, параллельные базовой плоскости,
могут рассматриваться в качестве ее разбеленных
или утемненных копий, в зависимости от
их расположения относительно белого
или черного полюсов оси. При этом габариты
промежуточных сечений пропорциональны
степени изменения их светлоты (или яркости).
Так как каждая точка цветового
тела может быть описана различными
способами, метод обобщенной цветовой
модели позволяет находить соответствия
между характеристиками, используемыми
в разных моделях. В приведенном
примере любому цвету, описанному методом
долевого содержания в нем трех основных
цветов, может быть поставлен в
соответствие аналогичный, описанный
тоном, яркостью и насыщенностью.
Метод обобщенной модели оказался очень удобным для сравнения наиболее известных и используемых на практике моделей. Кроме двух уже рассмотренных в этой статье интерпретаций, вниманию читателя предлагаются обобщенные образы модели CMY и цветовых тел Ламберта, Рунге, Оствальда и Манселла
а) Расположение
цветов спектра в треугольнике.
Три основных цвета
. Пирамида Ламберта. Одна из самых ранних попыток представить систему цветов в виде объемного тела
. Цветовой шар Рунге. По экватору шара располагаются оптимально насыщенные цвета спектра, к полюсу по меридианам цвета, изменяющиеся по светлоте, к центру оси каждая модификация по светлоте изменяется по насыщенности
. Систематика цветов в виде двойной пирамиды Оствальда
Цветовое тело Менселла. Учитывая, что оптимально насыщенные цвета спектра обладают различной светлотой, Менселл располагает их не по экватору, а на разных «широтах». На экваторе же благодаря этому оказываются цвета равной насыщенности и светлоты
Таблица из атласа Рабкина,
позволяющая практически
. Варианты наглядного
изображения схемы цветовой
Цветовое тело модели RGB:
а - традиционное изображение цветового
куба, используемое в программах компьютерной
графики;
б - положение куба в пространстве, характерное
для большинства цветовых тел
Рис. 4. Образы цветовых тел различных
цветовых моделей, построенные методом
обобщенной модели:
а - модель CMY; б - модель Ламберта; в - модель
Рунге; г - модель Оствальда; д - модель
Манселла
|