Лекции по "Информационным системам в экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:32, курс лекций

Описание работы

Термин “информационные ресурсы” стал широко использоваться в научной литературе после публикации известной монографии Г.Р. Громова “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Сейчас он еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Поэтому важной является проблема понимания сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов обществе

Файлы: 1 файл

иэс.docx

— 111.36 Кб (Скачать файл)
  1. Информационный ресурс как основа информации экономической деятельности.

Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).

В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации  основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. Еще в конце 70-х годов председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Оеттингер писал, что наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование? Президент Академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысли следующим образом: “Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научного знания”. В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее ценными из всех, известных до настоящего времени ресурсов - национальные информационные ресурсы.

“Мы идем в другие страны не для того, чтобы воспользоваться преимуществами более низких издержек. Мы внедряемся туда потому, что там есть интеллектуальные резервы, и мы должны их перехватить, для того, чтобы успешно конкурировать”.


Термин “информационные ресурсы” стал широко использоваться в научной  литературе после публикации известной  монографии Г.Р. Громова “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Сейчас он еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Поэтому важной является проблема понимания сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов обществе

Информационный потенциал становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциал, численность и образовательный потенциал.

В понятие информационный потенциал  общества включается не только весь индустриально-технологический  комплекс средств информатики той  или иной страны, но также и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовке для этих целей необходимого количества специалистов соответствующего профиля.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, т.е. степени его подготовленности к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний. Суть этой проблемы заключается в том, что остро ощущается тенденция отставания темпов и уровня образования в области информатики и информационных технологий от соответствующих темпов и уровня развития инструментальных средств. Эта тенденция имеет глобальный характер. Отчасти это связано с общеизвестной инерционностью образовательной системы. Но в России эта проблема стоит особенно остро по причине низкого уровня оснащенности современными средствами информатики учебных заведений.

Еще одна крупная проблема данного  направления заключается в том, что для обеспечения активизации  и эффективного использования информационных ресурсов общества необходимо осуществить “электронизацию” информационных фондов. По мнению академика А. Ершова именно “в загрузке и активизации информационного фонда человечества в глобальной компьютерной сети, собственно, и заключается задача информатизации в ее техническом содержании”.

Активными информационными ресурсами является та часть национальных ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки: формализованные и законсервированные на машинных носителях в виде работающих программ профессиональные знания и навыки, текстовые и графические документы, а также любые другие содержательные данные, потенциально доступные на коммерческой основе пользователям национального парка компьютеров. Есть основания предполагать, что отношение объема активных информационных ресурсов к общему объему национальных информационных ресурсов становится одним из существенных экономических показателей, характеризующих эффективность использования этих важнейших информационных ресурсов. Информационная емкость машиностроительного проекта объекта средней сложности (самолет, энергетический блок и т.д.) составляет 25-10 Мбайт. Если принять минимальную стоимость информации (5 коп.) за 1 байт, то информационная стоимость такого объекта будет равна 12,5 млн. рублей.

Выводы:

  1. Национальные и мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями.
  2. Экономическая информация – это часть информационного ресурса общества.
  3. Эффективность использования информационных ресурсов – важнейший показатель информационной культуры общества.
  4. национальные информационные ресурсы общества – часть экономической мощи государства.

 

  1. Понятие классификации информационных систем (ИС) и информационных технологий (ИТ)

Понятие экономической информационной системы (ЭИС)

ЭИС представляет собой  систему, функционирование которой  во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.

ЭИС предназначены для решения  задач обработки данных, автоматизации  конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.

Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления экон. объектом.

Автоматизация конторских работ предполагает наличие в ЭИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи.

Поисковые задачи имеют свою специфику, и информационный поиск представляет собой интегральную задачу, которая рассматривается независимо от экономики или иных сфер использования найденной информации.

Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для задач принятия управленческих решений, основанных на моделировании действий специалистов предприятия при принятии решений.

Классификация информационных систем

ИС делятся на две  группы: -1.–  системы имеющие самостоятельное  целевое назначение и область применения, -2 системы,  входящие в состав любой автоматизированной системы  управления, они являются важнейшими компонентами систем автоматизированного проектирования, автоматических систем научного исследования, ЭИС.

К числу ИС имеющих самостоятельное  назначение: - информационные поисковые  системы, -инф справочные системы.

Задачи 2-йгруппы ИС - обеспечение  конечного пользователя входной  и результатной инф в привычном  для пользователя виде – обеспечение  возможности решения задач планирования, управления, проектирования подготовки производства и научных исследований по их постановке и исходным данных вне зависимости от сложности и наличия математических моделей этих задач в режиме диалога с ЭВМ используя проф опыт и принимая решение одновременно по множеству критериев.

Как правило системы 2-й группы делят  на три класса систем: Интеллектуальные-диалоговые  (вопрос/ответ), расчетно-логические(системы  принятия решения), экспертные системы.

Интел-диалог – предназначены для поиска методов решения интеллектуальных задач с применением новых информационных технологий использование БД и БЗнаний. Системы принятия  решения – это системы которые использует программа, реализующая модели принятия решения в конкретных задачах, возникающих  у людей в их проф деятельности. Сущность задачи- выбор некоторого подмножества из множества альтернатив или в их упорядочивании.

Экспертная система – система способная заменить эксперта при решении некоторых задач. От степени автоматизации: - информационные, инф советующие, - управляющие, - самонастраивающиеся системы управления.

Инф система включает всю необходимую информацию для выработки решений не касаясь самого существа решений, т.е. после анализа решение принимает человек.

Информационная советующая система представляет информацию для принятия решения содержащая элементы оценки решений, окончательное решение человек.

Управляющая система на основании исходной информации и выработанных решений осуществляет по заданным программам воздействие на  производственный процесс с целью  приведения его к заданному состоянию.

Самонастраивающаяся система может в пределах разработанного алгоритма изменить программу при ситуациях не  соответствующих заданной программе выработанных решений.

 

  1. Автоматизированное рабочие место (АРМ) экономиста0пользователя его назначение и характеристика

АРМ можно определить как совокупность информационно-программно-технических  ресурсов, обеспечивающую конечному  пользователю обработку данных и  автоматизацию конечному пользователю обработку данных и автоматизацию  управленческих функций в конкретной предметной области.

Создание АРМ предполагает, что  основные принципы по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются  на вычислительную технику, а экономист  выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого  подхода при  подготовке управленческих решений. Персональная техника применяется  пользователем для контроля производственно-хозяйственной деятельности,  изменения значений отдельных параметров в ходе рещения задачи, а также ввода исходных данных в АИС для решения текущих задач и анализа функций управления.

   АРМ как инструмент для  рационализации и интенсификации  управленческой деятельности создается  для обеспечения выполнения некоторой  группы функций. Наиболее простой  функцией АРМ является информационно-справочное  обслуживание. Хотя эта функция  в той или иной степени присуща  любому АРМ, особенности ее  реализации существенно зависят  от категории пользователя. Арм имеют проблемно-профессиональную ориентацию на конкретную предметную область. Профессиональные АРМ являются главнм инструментом общения человека с вычислительными системами, играя роль автономных рабочих мест,  интеллектуальных терминалов больших ЭВМ, рабочих станций в локальных сетях. АРМ имеют открытую архитектуру и легко адаптируются к проблемным областям.

 Созжание АРМ на базе персональных компьютеров обеспечивает:

- простоту, удобство и дружественность  по отношению к пользователю

- простоту адаптации к конкретным  функциям пользователя

- компактность размещения и  невысокие  требовавния к условиям эксплуатации

- высокую надежность и живучесть

- сравнительно простую организацию  технического обслуживания

Эффективням режимом работы АРМ является его функционирование в рамках  локальной вычислительной сети в качестве рабочей чтанции. Особенно целесообразен такой вариант, когда требуется распределять информационно-вычислительные ресурсы между несколькими пользователями.

 

  1. Структурная и функциональная организация ИС

Производственные и хозяйственные  предприятия, фирмы, корпорации, банки, органы территориального управления, представляют собой сложные систмеы. Они состоят из большого числа элементов, реализующих производственные и управленченские функции. Такие экономические объекты имеют многоуровневую структуру, а также общирные внешние и внутренние информационные связи. Для обеспечения нормального функционирования сложных систем, где взаимодействуют разнообразные материальные, производственные ресурсу и большие коллективы людей, осуществляется управление как отдельными элементами, так и системами в целом. Применение технических средств для получения информации в ходе наблюдения за деятельностью объекта, сбора данных, их регистрации, передачи по каналам связи потребовало дальнейшего углубленного изучения информационных процессов. Информатика устанавливает законы преобразования информации в условиях функционирования автоматизированных систем, разрабатывает методы ее алгоритмизации, формирования языковых средств общения человека и ЭВМ.

Для выработки в сложных экономических  системах эффективных управляющих  возжействий требуется наряду с созжанием соответствующих управляющих воздействий требуется наряду с созданием соответствующих алгоритмов управления переработать значительные объемы разнообразной информации. Именно этим вызвана необходимость разработки АИС управления в экономике.

АИС можно рассматривать как  человеко-машинную систему с автоматизированной технологией получения результатной информации, необходимой для информационного  обслуживания специалистов и оптимизации  процесса управления в различных  сферах человеческой деятельности. С помощью АИС обеспечивается многовариантность расчетов, принимаются рациональные управленческие решения, в том числе в режиме реального времени, организуется комплексный учет и экономический анализ, достигаются достоверность и оперативность получаемой и используемой в управлении информации и т.д.

Информация о работе Лекции по "Информационным системам в экономике"