Лекции по "Информационным системам в экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:32, курс лекций

Описание работы

Термин “информационные ресурсы” стал широко использоваться в научной литературе после публикации известной монографии Г.Р. Громова “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Сейчас он еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Поэтому важной является проблема понимания сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов обществе

Файлы: 1 файл

иэс.docx

— 111.36 Кб (Скачать файл)

   Принятие решения о том,  какая информация должна содержаться  в БД, связано не только с  определением предметной области  или круга обслуживаемых задач,  но и с интенсивностью работы  с различными видами информации, их динамическими характеристиками, частотой корректировки, степенью  взаимосвязи и взаимодействия  между ними.

   Автоматизацию работы базы  данных обеспечивает СУБД, которая манипулирует с конкретной моделью организации данных на носителе. При построении логической модели данных выбирается один из трех подходов моделирования: иерархический, сетевой, реляционный.

 ИЕРАРХИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ имеет  структуру в виде дерева и  выражает вертикальные связи  подчинения нижнего уровня высшему.  Это облегчает доступ к необходимой  информации, но только при условии,  что все запросы имеют древовидную  структуру.

   СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ является  более сложной и отличается  от иерархической модели наличием  горизонтальных связей. Направления  этих связей не являются однозначными, что усложняет модель и СУБД.

   РЕЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ представляется  в виде совокупности таблиц, над  которыми выполняются операции, формулируемые в терминах реляционной  алгебры. Достоинством модели  является сравнительная простота  инструментальных средств ее  поддержки, недостатком – жесткость структуры данных и зависимость скорости работы от размера базы данных.

   Привязку логической модели  к программным и техническим  средствам называют ФИЗИЧЕСКОЙ  МОДЕЛЬЮ БАЗЫ ДАННЫХ. Она и  дает конечное материализованное  воплощение процессов создания  базы данных.

   Средства современных СУБД  позволяют выполнять поиск в  базе данных как через файл  – оглавление, так и прямо,  обращаясь к тексту файла DBT. Запрос может содержать, например, название организации или какое-то ключевое слово из текста, по которому СУБД будет просматривать все тексты подряд до нахождения соответствующего запросу текста.

   Документирование результатов  проектирования базы и банка  данных выполняется по завершении  каждого этапа проектирования, а  его выводы и рекомендации  по эксплуатации обработки находятся  в соответствующих разделах технорабочего проекта. Рассмотрим эти этапы применительно к созданию внутримашинного информационного обеспечения для компьютерных систем среднего и крупного класса.

   Проектированию ИО предшествует  ПРЕДПРОЕКТНАЯ СТАДИЯ, которая включает  сбор материалов в процессе  обследования, оформление их в  виде технического задания. В  них обосновывается целесообразность  создания банка и базы данных. В качестве основных факторов  раскрываются и приводятся следующие:

  • многоцелевое использование данных;
  • обеспечение многопользовательского доступа к данным в диалоговом режиме;
  • наличие сложных связей между данными;
  • необходимость поддержания системы в актуальном состоянии.

На стадии технического проектирования результаты разработок и проектных  решений оформляются в виде технического проекта. Он включает общие вопросы: такие, как определение конфигурации вычислительных средств, создание логической модели базы данных, ее уточнение и  доводка в виде моделей других уровней, выбор операционной системы  и СУБД, физическое проектирование. Затем разрабатываются конкретные пользовательские применения БД, определяются подмодели, доступные каждому из пользователей.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ является основным проектным документом, в котором  приводятся разработки и их описания по всем компонентам создаваемого банка  данных. При моделировании базы данных используются различные методы и  средства, ориентированные на выбор  конкретной СУБД. Сюда же относятся  и предбазовые процессы подготовки информации и работы с ней, определение технологических особенностей по всем процессам, возникающим в результате создания и внедрения банка данных. В техническом проекте отражаются организационные изменения, связанные с работой технических и программных средств, с новой организацией информации.

   На этапе рабочего проектирования  доводятся и детализируются решения  технического проекта. РАБОЧИЙ  ПРОЕКТ имеет  ту же структуру,  что и технический, но с более  глубокой проработкой и проверкой.  На этом этапе выполняется  сбор и предварительная подготовка  нормативно-справочных  материалов, разработка должностных, технологических инструкций для работы в условиях новой информационной технологии.

   На этапе ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА  выполняется проверка проектных  решений и их доводка, при  необходимости дорабатывается технология  работы с банком данных, пользователями, выполняется перераспределение  обязанностей, устанавливаются категории  и иерархия доступа пользователей  к данным.

   Современные СУБД предоставляют  возможность пользователям быстро  и удобно создавать несложные  базы данных.

   Технология создания баз  данных с помощью типовых инструментальных  средств, рассчитанных на массового  пользователя-непрограммиста, предоставляется  СУБД Microsoft Access.

 

  1. Понятие базы знаний, ее роль в организации экспертных систем экономической деятельности.

В развитии информационного обеспечения  автоматизированных информационных технологий управления экономической деятельностью  наибольший интерес представляют применения в области искусственного интеллекта. Одной из форм реализации достижений в этой области является создание экспертных систем – специальных  компьютерных систем, базирующихся на системном аккумулировании, обобщении, анализе и оценке знаний высококвалифицированных  специалистов – экспертов. В экспертной системе используется база знаний, в которой представляются знания о конкретной предметной области.

   БАЗА ЗНАНИЙ – это  совокупность моделей, правил и факторов ( данных ) , порождающих анализ и выводы для нахождения решений сложных задач в некоторой предметной области.

   Выделенные и организованные  в виде отдельных, целостных  структур информационнго обеспечения знания о предметной области становятся явными и отделяются от других типов знаний, например общих знаний. Базы знаний позволяют выполнять рассуждения не только и не столько на основе формальной ( математической ) логики, но и на основе опыта, фактов, эвристик, т.е. они приближены к человеческой логике.

   База знаний является  основой экспертной системы, она  накапливается в процессе построения. Знания выражаются в явном  виде, позволяющем сделать явным  способ мышления и решения  задач, и организованы так,  чтобы упростить принятие решений.  База знаний, обусловливающая компетентность  экспертной системы, воплощает  в себе знания специалистов  учреждения, отдела, опыт группы  специалистов и представляет  собой институциональные знания.

   Знания и правила работы  можно рассматривать в различных  аспектах:

  • глубинные и поверхностные;
  • качественные и количественные;
  • приближенные ( неопределенные ) и точные ( определенные );
  • конкретные и общие;
  • описательные и предписывающие.

ЭКСПЕРТ – это специалист, умеющий  находить эффективные решения в  конкретной предметной области.

 БЛОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ  отражает накопление базы знаний, этап модификаций знаний и  данных. База знаний отражает  возможность использования высококачественного  опыта на уровне мышления квалифицированных  специалистов, что делает экспертную  систему рентабельной в соответствии  с нуждами бизнеса и заказчика.

   БЛОК ЛОГИЧЕСКИХ ВЫВОДОВ,  осуществляя сопоставление правил с фактами, порождает цепочки выводов. При работе с ненадежными данными формируются нечеткая логика, слабые коэффициенты уверенности, низкая степень меры доверия и т. д.

   БЛОК ОБЪЯСНЕНИЙ  отражает  в технологии использования базы  знаний пользователем последовательность  шагов, которые привели к тому  или иному выводу с возможностью  ответа на вопрос « почему  «.

   К настоящему времени  распространение баз знаний в  значительной степени определяется  темпом накопления профессиональных  знаний.

   Структуризация или формализация  знаний основана на различных  способах ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ. В современных системах самый  популярный способ использует  факты и правила. Они обеспечивают  естественный способ описания  процессов в некоторой предметной  области.

   Развитие концепции баз  знаний связано с исследованиями  и достижениями в области систем  искусственного интеллекта. Области  применения баз знаний и систем  на их основе расширяются. Создается целый спектр баз знаний – от небольших по объему для портативных систем до мощных, предназначенных для профессионалов, эксплуатирующих сложные и дорогие АРМ. Очень большие базы знаний хранятся в централизованных хранилищах, доступ к которым осуществляется через сети пользователями различных систем, уровней, масштабов и т.д.Успехи в разработке баз знаний сделают их доступными для массового пользователя, что будет способствовать их появлению как актуального коммерческого продукта.

 

 

 

  1. Технологическое обеспечение ИС, ИТ, АРМ, его цели и задачи

Широкое масштабное сращение вычислительной техникой всех отраслей человеческой деятельности остро ставит вопрос о  технологшическом обеспечении информационных систем и технология.

Технологическое обеспечение реализиует информационные процессы в автоматизированных системах организационного управления с помощью ЭВМ и других технических средств.

Разработка технологического обеспечния требует учета особенности структуры экономических систем. Прежде всего – это сложность организационного взаимодействия, которое вызывает необходисмость создания многоуровневых иерархических систем (головная фирма, филиалы) со сложными информационными связи прямого и обратного направления. В основу новой информационной технологии закладывается широкое применение копмьютеров и формирования на их базе вычислительных сетей с взаимосвязанными, специализированными АРМ.

Обязательным условием функционирования АРМ является техническое обеспечение. Это обоснованно выбраный комплекс технических средств для их оснощения.

Средства обработки информации – вычислительные машины разных мощностей  и типов – составляют  основу технического обеспечения вычислительных сетей. Характерной особенностью практического  использования технических средств  в организационно-экономическом  управлении в настоящее время  является переход к децентрализованной и сетевой обработки на базе ПЭВМ.

Информационное наполнение АРМ  при опредлении круга пользавотелей и выяснении сущности решаемых ими задач осуществляет информационное обеспечение АРМ. В сфере организационного управления пользователи могут буть условно разделены на три категории: руководители, персонал руководителей и обслуживающий персонал. Разрабатываемые АРМ для разных категорий пользователей отличаются видами представления данных.

Руководителям требуются как внутренние, так и внешние данных для реализации цели управления или принятие решения.

  1. Основные виды технического обеспечеения АРМ экономиста, его состав

Применение АРМ не должно нарушать привычной пользователю ритм работы. АРМ концентрируют внимание пользователя на логической структуре решаемых задач, а не на характеристике реализующей  их программной системы. Однако если заданное системе действие не производится, пользователь должен знать причину, и информация об этом должна выдаваться на экран.

 Эти соображения лежат св основе разработки информационного обеспечения конкретного АРМ при организации внутримашинной информационной базы (выбора необъходимого состава показателей, способа их организации и методов группировки и выборки необходимых данных).

Если АРМ является элементом  распредленной системы обработки информации, например сети, существуют допольнительный требования к организации информационной базы..

  - Структура базы данных должна  польволять легко расчленять ее на составные фрагменты, размещаемые на отдельных АРМ, обеспечивать защиту от несанкционированного доступа к данным.

  -  Структура базы должна  обеспечивать единовременный процесс  корректировки нескольких одинаковых  баз, хранящихся на разных АРМ.

  -  База должна быть минимальна  избыточна и одновременна удобна  для архивирования данных.

Математическое обеспечение АРМ  представляет собой совокупность алгороитмов, обеспечивающих формирование результатной информации. Математическое обеспечение служит основой для разработки комплекса прикладных программ.

Информация о работе Лекции по "Информационным системам в экономике"