Современные информационные технологии в экономической науке и практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 23:58, реферат

Описание работы

Бухгалтерская информационная система представляет собой подсистему комплексной информационной системы управления предприятием и занимает в ней центральное место. Задача комплексной системы заключается в том, чтобы упорядочить информационные потоки, минимизировать объемы первичной информации за счет сокращения ее дублирования, предоставить эффективный доступ к информационным ресурсам предприятия менеджерами всех уровней для принятия мотивированных управленческих решений.
Место и роль бухгалтерской информационной системы в системе управления обусловлены следующими факторами:
- обязательность ведения бухгалтерского учета для всех предприятий независимо от вида, формы собственности и подчиненности;
- потребность предприятий регулярно и своевременно предоставлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы;
- бухгалтерский учет – наиболее формализованная задача в системе управления предприятием;
- относительная простота создания алгоритмов, описывающих процессы бухгалтерского учета.

Содержание работы

1. Место и роль информационных систем в профессиональной деятельности бухгалтера

2. Классификация бухгалтерских информационных систем: обзор российского рынка

3. Состав функциональных задач бухгалтерских информационных систем крупного и среднего промышленного предприятия

4. Состав и структура бухгалтерских информационных систем для малых предприятий

5. Особенности бухгалтерских информационных систем в торговле

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

156.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Примерами таких бухгалтерских комплексов являются продукты фирм «Галактика», «Интеллект – Сервис», «Омега», «АйТи», «1С».

Следующий квалификационный признак - это уровень автоматизации всей системы управления предприятием. «Простая бухгалтерия» автоматизирует в системе управления предприятия только решения задач бухгалтерского учёта. Она характерна для малых и средних предприятий. «Простая бухгалтерия» является основной информационной системой предприятия и предоставляет достоверную информацию о производственно – хозяйственной деятельности для всех участников системы управления предприятия.

Комплексная система автоматизации управления предприятием – это некая операционная среда, которая способна предоставить актуальную и достоверную информацию обо всех бизнес - процессах предприятия, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа. В этой среде реализуется полный рыночный цикл – от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия и последующей корректировки планов.

В комплексной системе автоматизации бухгалтерская информационная система играет роль подсистемы и отвечает за организацию учётной системы предприятия. Комплексная система автоматизации чаще внедряются на средних и крупных предприятиях.

Корпоративные системы характерными чертами которых является:

  1. охват большого числа задач управления предприятием;
  2. детальная разработка обобщённой модели документооборота предприятия с учётом внутренних связей документов и реализации функций системы как производной междокументных  связей;
  3. наличие развитых встроенных инструментальных средств, позволяющих пользователю самостоятельно развивать возможности системы и адаптировать её своим потребностям;
  4. развитая технология объединения и консолидации данных удалённых подразделений.

Корпоративная информационная система автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления предприятием. Она является многопользовательской и функционирует в распределенной вычислительной сети. Внедрить такую систему может только крупное предприятие.

По принципу архитектуры технического обеспечения выделяют локальные АРМ и ИС с сетевой архитектурой обработки информации.

Локальные АРМ позволяют решать на компьютере отдельные учетные задачи. Существует немало программных продуктов, предназначенных для автоматизации расчетов с персоналом по оплате труда или складского учета. Они могут использоваться в бухгалтериях и управленческих службах предприятий наряду с бухгалтерскими информационными системами других разработчиков, если те по каким-либо причинам не соответствуют потребностям предприятия.

Информационные системы с сетевой архитектурой обработки информации позволяют создать информационное пространство учетной системы предприятия, благодаря чему обеспечивается оперативность обработки учетных данных и использование преимуществ компьютерного учета.

В современных условиях быстрого изменения нормативно- законодательной базы разработчики бухгалтерских информационных систем стремятся обеспечить гибкость своих программ, возможность их настройки. Степень такой настройки бывает различна.

К полностью настраиваемым относятся программы класса «Бухгалтерский конструктор», отличающиеся наличием развитого языка макропрограммирования и средств настройки. Они предоставляют пользователям возможность изменять методику учета, корректировать учетную политику предприятия, адаптировать программу к особенностям учета на любом предприятии.

Частично настраиваемые бухгалтерские системы позволяют изменять рабочий план счетов, создавать новые формы отчетных документов, дают возможность проводить бухгалтеру расчеты в электронных таблицах.

Минимально настраиваемые бухгалтерские системы ограничиваются возможностью изменять ставки налогов, редактировать текстовые файлы форм первичных документов.

При выборе бухгалтерской информационной системы для предприятия пользователь может руководствоваться следующими критериями:

- функциональной полнотой системы;

- областью применения системы;

- возможностью настройки на  постоянно изменяющиеся требования  бухгалтерского налогового законодательства;

- открытостью к наращиванию  и модификации системы точки  зрения технического, программного и информационного обеспечения;

- взаимодействием с внешними  и внутренними информационными  системами (например, справочно-правовыми, налоговыми, кадровыми).

-   наличием средств защиты  информации и распределения доступа;

-   обучающими возможностями и дружелюбностью интерфейса;

-   уровнем и полнотой сервисного  обслуживания;

-   качеством документации, прежде  всего инструкции пользователя;

-   ценовыми параметрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Состав  функциональных задач бухгалтерских информационных систем крупного и среднего промышленного предприятия

 

Для современных систем управления крупным и средним предприятием характерно внедрение комплексных систем автоматизации и корпоративных систем.

Компьютерные информационные системы крупных и средних предприятий представляют собой сложную совокупность методических материалов, прикладных и системных программных средств. Они регламентируют информационно – алгоритмическую поддержку финансово – хозяйственной деятельности предприятия и обеспечивают комплексное приложение средств вычислительной техники на всех стадиях технологической схемы управления (регистрация учетной информации – обработка и анализ – формирование аналитической и статистической отчетности).

Примерами таких систем являются «Олимп» (фирма «Росэкспертиза»), «Галактика» (корпорация «Галактика»), БОСС (фирма «АйТи»).

Система «Олимп» изначально ориентируется на архитектуру клиент – сервер, графический пользовательский интерфейс, гетерогенную вычислительную сеть, что обеспечивает устойчивую работу ее элементов в режиме реального времени при больших объемах учетной информации.

Архитектура системы управления предприятием «Олимп» включает в себя ряд функциональных подсистем. Одной из основных функциональных подсистем является подсистема бухгалтерского учета.

Подсистема «Бухгалтерский учет» обладает следующими возможностями:

- охвата всех участков учета, ведения синтетического и расширенного аналитического учета;

- ведения учета в нескольких валютах и приведение учетных данных к любой валюте мира;

- формирования произвольного плана  счетов, учитывающего индивидуальные  особенности предприятия;

- определения и регистрации  хозяйственных операций любой  сложности;

- ведения неограниченного количества горизонтальных уровней аналитического учета, при этом детализация каждого уровня сверху вниз и слева направо ограничивается только потребностями пользователя и мощностью вычислительной техники;

- консолидации учетных данных  структурных образований и их филиалов, формирования отчетности в международных странах;

- работы с учетными данными  прошлых периодов (от 1 до 10 лет назад).

Участки учета подсистемы «Бухгалтерский учет»:

- расчет с работниками по  прочим операциям;

- учет готовой продукции;

- учет отгруженной продукции;

- учет денежных средств;

- учет безналичных операций;

- учет кассовых операций;

- учет заработной платы;

- учет затрат на производство;

- учет операций с материалами;

- учет основных средств;

- учет прибылей и убытков;

- учет расчетов с бюджетом;

- учет расчетов с дебиторами  и кредиторами;

- учет расчетов с подотчетными  лицами;

- учет расчетов с покупателями;

- учет расчетов с поставщиками, подрядчиками;

- учет реализации;

- учет финансовых вложений.

Система «Галактика» - тиражно – заказной продукт. Этап настройки является обязательным при вводе системы в эксплуатацию. В процессе настройки выполняется первичное заполнение основных каталогов, классификаторов и справочников, которые составляют единую информационную базу и используются всеми модулями системы.

Система «Галактика» ориентирована на автоматизацию решения задач, возникающих на всех стадиях управленческого цикла: прогнозирование и планирование, учет и контроль реализации планов, анализ результатов, коррекция прогнозов и планов. Система имеет модульную структуру, модули в свою очередь объединены в функциональные контуры. Среди них выделяют следующие контуры:

- руководителя;

- финансовый;

- бухгалтерского учета;

- управления производством;

- логистики;

- управления персоналом;

- управления взаимоотношениями  с клиентами;

- отраслевых и специализированных  решений;

- системного администрирования.

БОСС (бухгалтерская офисная сетевая система) – интегрированная система, разработанная специалистами фирмы «АйТи» в архитектуре клиент – сервер. Для каждого заказчика создается свой программный продукт, наиболее полно учитывающий конкретное распределение функций, а также реализующий специализированные рабочие места. Система поддерживает весь комплекс бизнес – процессов управления предприятием. Объектами автоматизации являются бухгалтерский учет, оперативный учет, планирование, анализ хозяйственной деятельности и другие задачи административного управления.

Специалисты компании «АйТи» разработали набор модулей для различных сфер применения автоматизированной бухгалтерии (госбюджетные, коммерческие организации, банки и др.). БОСС имеет модули для всех участников учета.

Состав модулей системы БОСС:

- учет кадров;

- учет труда и заработной  платы;

- учет операций на расчетных листах;

- учет кассовых операций и  расчетов с подотчетными лицами;

- учет основных средств;

-учет движения материальных  ценностей и складской учет;

- сводный бухгалтерский учет;

- экономический анализ и расчет  плановых показателей;

- административное управление и контроль исполнения документов.

На крупном и среднем предприятии обработка учетной информации с помощью бухгалтерской информационной системы ведется на трех уровнях, соответствующих первичному, бухгалтерскому финансовому и управленческому учету. На каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистрации и обработки учетной информации создаются АРМ экономистов бухгалтеров, финансистов и аналитиков, взаимодействующих между собой.

На уровне первичного учета с помощью АРМ работников, ведущих первичный учет, выполняется сбор, регистрация, накопление и частичная обработка первичной информации, возникающей в производственно – хозяйственных подразделениях предприятия.

Полученные на каждом участке результирующие данные поступают по каналам связи на уровень бухгалтерского финансового учета. На этом уровне данные первичных документов и информация, полученная с уровня первичного учета, регистрируются и группируются в системе синтетических и аналитических счетов.

Для этого сведения об остатках хозяйственных средств и их источников, а также данные текущих хозяйственных операций отражаются в различных учетных регистрах. АРМ этого уровня формируют результирующие данные, отражающие все хозяйственные операции в стоимостной оценке, в виде участков бухгалтерских проводок. С помощью учета на основе данных аналитического и синтетического учета формируются Главная книга, бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности.

Информация первичного учета и сводная финансовая отчетность поступают на уровень управленческого учета, где используется работниками финансового управления предприятия, включая бухгалтерию, финансовый, планово – экономический отделы и другие аналогичные подразделения.

АРМ этого уровня позволяют формировать аналитическую информацию для принятия решений, а также предоставлять руководству оперативную информацию.

 

 

 

 

 

 

4. Состав  и структура бухгалтерских информационных  систем для малых предприятий

 

В отличие от крупных и средних предприятий, на малых предприятиях основное внимание уделяется автоматизации сводного финансового учета и получению сводной финансовой отчетности, причем существует несколько подходов к автоматизации бухгалтерского учета. Это связано с тем, что небольшие предприятия с простой структурой управления не требуют автоматизированного ведения первичного и управленческого учета.

Информация о работе Современные информационные технологии в экономической науке и практике