Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:49, лекция
Как известно, успешное освоение курса во многом зависит от методов и
форм его организации. Анализ существующих методов изучения СУБД показывает, что традиционные методики не могут быть с достаточной степенью эффективности перенесены на элективные курсы в силу особенностей целей и задач последних. Следовательно, одной из актуальных задач методики обучения СУБД в элективном курсе информатики становится задача ее модернизации в соответствии со спецификой профильного обучения.
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между целями, задачами элективных курсов информатики, направленных на формирование умений использования технологий баз данных при решении практических задач из различных сфер человеческой деятельности, и существующей методикой обучения базам данных, во многом неадекватной назначению элективных курсов информатики.
Введение
1. Место темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации» в школьном курсе информатики………………………………………………………...11
2. Тематическое планирование по информатике в 11 классе……………………..........15
3. Урок 1,2 Базы данных. Организация данных, модели баз данных. Система управления базами данных Access. …………………………......................................17
5. Урок 3,4 Создание базы данных. Обработка данных в базе данных…………………………………………………………………………………...26
6. Урок 5,6 Реляционные базы данных. Создание реляционной базы данных…………………………………….......................................................................47
7. Урок 7 Практика. Итоговая работа по базам данных.………………………………..57
8. Урок 8 Итоговая контрольная работа............................................................................59
9. Методические рекомендации……………………………………………………………….66
10. Заключение……………………………………………………………………………...67
11. Список литературы………………………………………………………………….....68
12. Методические разработки……………………………………………………………..69
13. Связь теоретического материала с итоговой аттестацией и вступительными экзаменами…………………………………………………………………………………….75
Дополнительный материал
Обязательный минимум содержания образования
по теме “ Технология хранения, поиска и сортировки
информации (базы данных) ”
(рекомендован Министерством
Типы баз данных. Представление
данных в формах таблицы и картотеки. Системы
управления базами данных. Ввод и редактирование
записей. Сортировка и поиск записей. Вывод
на печать. Изменение структуры базы данных.
Требования к уровню подготовки выпускников
по теме “ Технология хранения, поиска и сортировки информации ”
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Начиная с 8 класса средней школы учащиеся знакомятся с понятие базы данных (БД), информационной системы, учатся создавать простую БД, вести и использовать базы данных при решении учебных и практических задач.
1) По программе Семакина И.Г. уже в 8 классе изучается тема «Хранение и обработка информации в базах данных», где учащиеся рассматривают следующие вопросы: Компьютер как инструмент для хранения и поиска информации, Табличное представление данных, Реляционная база данных, Объекты и атрибуты, записи и поля, Запросы на поиск информации, Простые и составные запросы. Логические операции (6 часов).
- Базы данных и системы управления базами данных- рассматривается табличная форма представления БД, представление БД с помощью формы и системы управления базами данных;
- Сортировка в базах данных –понятие сортировки, вложенные сортировки;
- Поиск в
базах данных –
- Практикум по базам данных включает создание простой базы данных, поиск информации в базе данных и сортировку информации в базе данных.
На изучении теории отводится 2 часа, на практику – 4 часа.
1) В учебнике Семакина И.Г. в 11 классе изучается тема «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)», где рассматриваются такие вопросы как Основные понятия БД, СУБД, Создание структуры БД и ее заполнение, Использование БД, Запросы.
Тематическое планирование профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (1 час в неделю) включает 6 уроков по теме «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)», а на профильном уровне (4 часа в неделю) –22 часа отводиться на изучение темы «Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД)».
Оба автора учебников для старшего звена школы предлагают изучение профильных курсов по теме «Технологии хранения, поиска и сортировки информации (СУБД)» для физико-математического, естественнонаучного и информационно-технологического профилей.
Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:
Роль и значение образовательной области "Информатика" шире роли одного из общеобразовательных предметов и состоит также в интенсификации информатизации образовательного процесса в целом. Исследование моделей из курсов математики, физики, химии, биологии, экономики и собственно информатики в рамках данного курса позволит усилить межпредметные связи курса "Информатика и ИКТ" с другими общеобразовательными предметами.
Для учащихся старших классов гуманитарного профиля, занимающихся по учебнику Угриновича Н.Д., используется учебное пособие к элективным курсам "Использование баз данных", "Введение в базы данных и СУБД".
Тематическое планирование по информатике в 11 классе
(2 часа в неделю; непрофильные классы, 2 год обучения)
№ |
Темы уроков |
Учебник |
Прак тикум |
I полугодие (32 часа) Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование (18 часов) | |||
1. |
Алгоритм и его формальное исполнение |
4.1 |
|
2. |
Основные типы алгоритмических структур |
4.2 |
|
3. |
Основы объектно-ориентированного визуального проектирования |
4.3.1-2 |
|
4. |
Графический интерфейс и событийные процедуры |
4.3.3-4 |
5.1 |
5. |
Форма и размещение на ней управляющих элементов |
4.5 |
5.2 |
6. |
Размещение на формах изображений и графических полей |
4.10 |
5.3 |
7. |
Тип, имя и значение переменной |
4.6 |
|
8. |
Ввод и вывод данных |
5.5 | |
9. |
Арифметические, строковые, и логические выражения. Присваивание. |
4.7 |
|
10. |
Арифметические операции и функции преобразования типов данных |
5.6 | |
11. |
Выполнение программ компьютером |
4.8 |
|
12. |
Функции в языке Turbo Pascal |
4.90 |
|
13. |
Строковые операции и функции |
5.7 | |
14. |
Логические операторы в языке Turbo Pascal |
4.14 |
5.9 |
15. |
Массивы. Типы и объявления массивов |
4.13 |
|
16. |
Массивы |
4.13 |
5.4 |
17. |
Графические возможности языка Turbo Pascal |
5.10 | |
18. |
Разработка проекта на языке Turbo Pascal |
||
Моделирование и формализация (13 часов) | |||
1. |
Моделирование как метод познания. |
5.1 |
|
2. |
Формы представления моделей. Формализация. |
5.2 |
|
3. |
Системный подход в моделировании. |
5.3 |
|
4. |
Типы информационных моделей. |
5.4 |
|
5. |
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере |
5.5 |
|
6. |
Исследование математических моделей Приближенное решение уравнений |
5.7.1 |
6.1.1 |
7. |
Исследование математических моделей Вероятностные модели |
5.7.2 |
6.1.2 |
8. |
Исследование физических моделей |
5.6 |
6.2 |
9. |
Использование физических моделей |
||
10. |
Использование геоинформационных моделей |
5.9 |
6.4 |
11. |
Использование химических моделей |
6.5 | |
12. |
Оптимизационное моделирование |
5.10 |
6.6 |
13. |
Построение информационных моделей управления объектами |
5.13 |
6.8 |
|
II полугодие (36 часов) Технология хранения, поиска и сортировки информации (8 часов) | |||
1. |
Базы данных |
11.1 |
|
2. |
Система управления базами данных Access |
11.2 |
|
3. |
Создание базы данных |
11.3 |
|
4. |
Обработка данных в базе данных |
11.4 |
|
5. |
Реляционные базы данных |
11.5 |
|
6. |
Создание реляционной базы данных |
11.6 |
|
7. |
Создание проекта базы данных |
||
8. |
Защита проекта базы данных |
||
Коммуникационные технологии (12 часов) | |||
1. |
Передача информации. Компьютерные сети |
12.1-3 |
|
2. |
Адресация в Интернете. Протокол TCP/IP |
12.4-5 |
|
3. |
Подключение к Интернету |
12.6-7 |
7.1 |
4. |
Электронная почта и телеконференции |
12.8 |
|
5. |
Работа с электронной почтой |
12.8 |
7.2 |
6. |
Всемирная паутина |
12.9 |
|
7. |
Путешествие по всемирной паутине |
7.3 | |
8. |
Файловые архивы |
12.10 |
|
9. |
Работа с файловыми архивами |
7.4 | |
10. |
Поиск информации в Интернете |
12.11 |
|
11. |
Работа с поисковыми системами |
7.5 | |
12. |
Интерактивное общение в Интернете |
7.6-8 | |
Разработка Web-сайтов (8 часов) | |||
1. |
Web-сайты и Web-страницы |
13.1 |
|
2. |
Форматирование текста и размещение графики |
13.2 |
8.1-2 |
3. |
Гиперссылки на Web-страницах |
13.3 |
8.2 |
4. |
Списки на Web-страницах |
13.4 |
8.3 |
5. |
Формы на Web-страницах |
13.5 |
8.3 |
6. |
Инструментальные средства создания Web-страниц |
13.6 |
|
7. |
Разработка Web-страницы |
||
8. |
Тестирование и публикация Web-страницы |
13.7 |
|
Социальная информатика (4 часа) | |||
1. |
Информационное общество |
6.1 |
|
2. |
Информационная культура |
6.2 |
|
3. |
Правовая охрана программ и данных. |
6.3.1-2 |
|
4. |
Защита информации |
6.3.3 |
|
Резервные уроки (4 урока) |
Программно-дидактическое обеспечение урока: программное обеспечение: СУБД Microsoft Access; мультимедийный проектор; презентация «Урок 1-2»
Цели урока: сформировать у учащихся понятие Базы данных, рассмотреть различные модели БД, познакомить с средствами СУБД для построения БД.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
I. Организационный момент.
Любой из нас, начиная с раннего детства, много раз сталкивался с базами данных. Что может являться базой данных? Приведите примеры из жизни.
Итак, тема урока: База данных. Система управления базой данных. (Слайд 1)
II.Постановка целей урока
Организация БД во внутримашинной сфере характеризуется на двух уровнях – физическом и логическом. (слайд 2)
Информация о работе Технология хранения, поиска и сортировки информации