Шпаргалка по "Коммуникациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:36, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие Коммуникация. Объект и
Предмет ТК.
2.Междисциплинарный характер теории
3.Законы теории коммуникации

Файлы: 1 файл

shpory_TK.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

приводя к взаимным изменением

поведения .

3) «межличностное общение»  указывает на эмоционально- чувственный  аспект взаимодействия, т.к. при  условии 

межличностных связей возник взаимно

эмоциональная зависимость  взаимно контактирующих людей.

4) «межличностное общение»- означает 

взаимопонимание , согласованность  действий между людьми , выработку  единой стратегии взаимодействия.

5) «межличностная коммуникация»  - процесс обмена сообщениями и их интерпр.

Или несколько коммуникантов  вступивших в 

контакт друг с другом. Межличностную комму. Можно считать  эффиктивной , если цели, поставленной коммуникации достигнуты в наибольшей степени.

42. Аксиомы межличностной 

коммуникации.

Аксиома 1. Невозможность  отсутствия коммуникации. Если признать, что любое поведение в ситуации взаимодействия обладает информационной ценностью, т.е. является коммуникацией, становится очевидным, что как бы человек ни старался,

он не может не вступать в коммуникацию.

Активность или пассивность, слова или молчание — все это  передает информацию: влияет на других людей, которые в свою

очередь не могут не ответить на эту 

коммуникацию и, следовательно, сами в нее вступают. Таким образом, невозможность не

вступать в коммуникацию делает все 

ситуации, в которые  включены два или более человека, межличностными,

коммуникационными.

Аксиома 2. Любая коммуникация имеет 

уровень содержания и  уровень отношения.

В процессе коммуникации не только передается информация, Но одновременно детерминируется характер отношений

между коммуникаторами. Уровень содержания — это та информация, которая передается в сообщении. При этом неважно, является ли данная информация правдивой, ложной, надежной, неправильной или неразрешимой. На уровне отношений передается то, как это сообщение должно быть воспринято. Отношение может быть

выражено как речевыми приемами, так и невербально с  помощью крика, улыбки или других способов. Характер отношений 

можно ясно понять из контекста, в котором

происходит коммуникация. В межличностном общении экспрессивная  окраска сообщения часто более  важна, чем 

его содержание. Смешение уровня

содержания и уровня отношения нередко 

приводит к нарушению  коммуникации.

Аксиома 3. Пунктуация последовательности

событий.

Люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное  представление о 

важном и неважном, причинах и следствиях

поступков, на интерпретацию  смысла

происходящего. Эти смысловые  доминанты организуют поведенческие  события,

оказывая существенное влияние на происходящее взаимодействие. Несогласие

относительно пунктуации последовательности событий лежит  в основе возникновения бесконечных  проблем во

взаимоотношениях. Примером патологической коммуникации, вызванной 

нарушением последовательности причин и следствий, является эффект

«самоосуществляющегося  пророчества». Это 

поведение, которое вызывает у окружающих

такую реакцию, на которую  это поведение было бы естественным ответом. Например, человек, строящий свое поведение на

основе предпосылки «никто меня не любит», будет вести себя недоверчиво, демонстрируя массу защитных реакций, или

агрессивно. Такое поведение  вряд ли

вызовет симпатию окружающих, что 

подтвердит изначальную  предпосылку этого человека. При  этом сам человек ошибочно

считает, что он просто реагирует на

отношение окружающих, а  не провоцирует 

его. В данном случае это  и составляет проблему пунктуации.

Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие.

Отношения между людьми базируются либо на равенстве, либо на отличии. В первом

случае партнеры стараются  скопировать 

поведение друг друга, поэтому  их

отношения можно назвать 

симметрическими. Слабость или сила, нравственность или безнравственность  не

имеют здесь никакого значения, поскольку равенство может поддерживаться в любой из этих областей. Во втором случае

поведение одного партнера дополняет поведение другого, такой  тип взаимодействия называется

комплементарным. Симметричные отношения, таким образом, характеризуются  равенством и минимизацией различий, в то время как особенностью комплементарного взаимодействия является доведение различий до максимума.

Симметричность и комплементарность  сами по себе не являются «хорошими» или 

«плохими», «нормальными»  или «ненормальными». Оба вида

взаимоотношений выполняют важные

функции. Но они чреваты  патологией. В 

симметричных взаимоотношениях

постоянно присутствует опасность 

соревновательности, когда  происходит потеря стабильности и так  называемый сбой, что приводит к  ссорам и конфликтам между 

индивидами. Когда симметричные отношения нарушаются, можно набдюдать

отвержение личности другого. Таким образом, патология  в симметричных взаимоотношениях характеризуется  более или менее открытой враждой. В свою

очередь патологические изменения комплементарных взаимоотношений

проявляются в игнорировании, а не отвержении личности другого (например, мать, которая продолжает обращаться со своим взрослым сыном, как с  ребенком).

Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так  и ненамеренной, эффективной и  неэффективной.

Аксиома 6. Коммуникация необратима.

Иногда и хотелось бы вернуть время,

исправить слова или  поступки, но, к 

сожалению, это невозможно. Последующие объяснения с партнером  могут что-то исправить, извинения  могут смягчить обиду,

однако созданное впечатление изменить

очень сложно.

43. Межличностная коммуникация. Факторы обусловленности коммуникации.

1) Ситуацией(местом и  характером общающихся)  А) формальная  не формальная  Б)знаковая , не  знаковая В) Ориентирована на  выполнения дела, ориентирована на общение.

     2) Комму-ная  система: 

· Авторитарная (императивная .дерективная)суб. Объектное общение (сверху-вниз) · Манипулятивное–субъект-объектное общение, при хар-ном взаимодействии на партнера(обущ. Скрытно) · Диологическое (равноправное, субъект – объктное общение)

44. Межличностная коммуникация. Барьеры на пути коммуникации. 1. Языковой- жаргон,

неоднородность высказывания,

малоизвестные слова.

2. Психологический- жизненные 

проблемы, страх, агрессия 3. Неблагополучная окружающая

среда- шум, теснота, жара , холод.

4. Речевая- недостаток  знаков 5. «закрытая» невербальные  сигналы- мимика, жесты, брови  ,

глаза, говорят не то , что мы пытаемся передать в сообщении.

Барьеры коммуникации

В условиях человеческой коммуникации на пути получения информации появляются различные барьеры.

При этом микробарьеры связанные  с внешней средой, в которой  осуществляется коммуникативный процесс, оказываются в:

информационной перегрузке (барьером

становится слишком  большое количество

информации);

разнообразии носителей (газеты, телевидение, конференции, отчеты консультантов и т.п.);

перегрузке информацией , что приводит к обесцениванию  ее содержания;

умении пользоваться информацией (эксклюзивные данные позволяют  использовать их для воздействия  на других;

 доступ к источникам  ограниченной информации, т.е. той,  которая 

предназначена для внутреннего 

пользования, расширяет  властные полномочия индивидов).

Микробарьеры - это специфические  коммуникативные барьеры.

Называются разные причины  их

возникновения: 

особенности интеллекта тех, кто общается;

неодинаковое знание предмета разговора;

различный лексикон и  тезаурус (совокупность понятий из определенной области знаний);

отсутствие единого  понимания ситуации общения;

психологические особенности  партнеров (например чрезвычайная откровенность или чрезвычайная интеллигентность одного из

них , интуитивное восприятие мира или напористость другого);

социальные, политические, профессиональные, религиозные различия и 

т.д.

Коммуникативные барьеры  возникают на межличностном уровне: в сообщении отправителя, в обмене мнениями между отправителем и получателем, в выборе носителя (электронная почта, компьютер, официальная речь т.п.). Они зависят от индивидуальных особенностей участников коммуникации, от умения собеседников

перекодировать мысли  в слова, слушать и 

концентрировать внимание.

В связи с этим выделяют такие барьеры, как: граница воображения, словарный запас отправителя  информации, словарный запас 

получателя, его способность  понимать значение слов, объем запоминания.

Барьеры, связанные с  коммуникативными особенностями участников взаимодействия, имеют социальный или  психологический характер. Они могут  возникать через особые

социально-психологические  отношения,

которые сложились между  партнерами (антипатия, недоверие и т.п.), а также через своеобразный «фильтр» доверия или недоверия. Причем фильтр действует таким образом, что абсолютно истинная информация может стать неприемлемой, а ошибочная, наоборот, приемлемой.

С точки зрения психологии очень важно выяснить, при каких условиях тот или иной канал информации может быть заблокирован этим фильтром. Важно также

выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие  действие фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией (от англ. Fascination - очарование).

Они организуются для  сопровождения информации с целью  уменьшения ее потерь

во время восприятия реципиентом, повышение доверия  к ней. Средства фасцинации играют роль дополнительного фона, усилителя  информации, что отчасти способствует преодолению фильтра недоверия. Как образец фасцинации может

служить музыкальное  сопровождение сообщения.

Б. Поршнев выделяет три  формы коммуникативных барьеров, которые 

различаются по степени  прозрачности:

избегание, авторитет, непонимание. Речь идет о том, что по своей психологической природе коммуникативный барьер является механизмом защиты от нежелательной информации. Психологическая преграда,

которую реципиент устанавливает  на пути нежелательной, утомительной или  опасной информации, может быть разной степени

прозрачности.

Практически непрозрачным барьером

является избегание. Убежать  от

нежелательной информации и ее влияния возможно как физически (избегать не

предусматривает контакт  с самим носителем такой информации), так и психологически (забывание информации или «углубление в себя» во время слушания).

Второй барьер - авторитет - действует следующим образом: информация поступает 

в сознание, но на этом пути она существенно обесценивается через субъективное

снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становится ненадежной и

малозначимой. 

Третий барьер - непонимание, тончайший способ снизить влияние  информации путем 

ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла.

Поскольку причины коммуникативных барьеров могут утаиваться в содержательных и формальных характеристиках самого сообщения (фонетических, стилистических, семантических), а также в логике его

построения, то есть необходимость  рассмотреть такие барьеры подробнее.

Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей

точки зрения, которая  может не совпадать с позицией партнера. Кроме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл, который есть

всегда индивидуально-личностным: он

зарождается в сознании того, кто говорит, но не обязательно  является понятным тому, кто 

слушает. Более того, сама мысль порождается различными потребностями  человека. Вот почему за каждой мыслью стоит мотив, который и является первичной инстанцией в порождение речи.

Поэтому прежде чем произнести мнение,

человек сначала «упаковывает»  его во

внутреннюю речь, а  затем выражает словами, вербализирует. Тот, кто слушает, расшифровывает значения слов, постигая таким образом смысл вербального сообщения.

Трудности возникают  в связи с неадекватным пониманием информации. Основная проблема, которая  заложена в непонимании, связанна с  особенностями 

мышления реципиента, ведь партнер по общению понимает все по-своему, а не так, как сказал отправитель информации. 

Зачастую логический барьер возникает у 

партнеров с неодинаковым видом мышления. Например, у одного – абстрактно

- логическое, а у другого  - наглядно-

образное. Логический барьер может возникать на уровне операционной мыслительной деятельности людей.

Известно, что такие  операции мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, используются людьми с разной степенью глубины.

То есть пока один углубляется  в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию, уже имеет готовый ответ. В зависимости от того, какие формы мышления превалируют в

интеллекте каждого  из партнеров, они общаются на уровне понимания или 

непонимания, т.е. и здесь  имеет место логический барьер. Конечно, логический барьер может возникнуть каждый раз, когда партнеры различаются особенностями мыслительной деятельности и не считают нужным учитывать специфику друг друга.

Преодолеть логический барьер, как считают 

Информация о работе Шпаргалка по "Коммуникациям"