Цветные счетные палочки Кюизенера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Содержание работы

1. Общее описание цветных счетных палочек Х. Кюизенера 3
2. Роль цветных счетных палочек Х. Кюизенера в развитии математических представлений у дошкольников 9
3. Методика использования цветных счетных палочек Х. Кюизенера в развитии математических представлений у дошкольников 11
4. Практико-ориентированные задания 15

Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. ЦВЕТНЫЕ СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗНЕРА.doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)

Материал: 
Демонстрационный – игрушки, билеты в театр, таблица с планом, набор цифр от 1 до 5.

Раздаточный – счётные палочки, нитки.

Ход занятия.

1. Игра «Театр»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в театр зверей. Вначале надо купить билеты. Как вас много желающих. Мы будем заходить группами по несколько человек, по пять.

Задание первой группе: Кто в вашей группе первый, третий, пятый? (раздаю цифры)

Задание второй группе: посчитайте от 1 до 5 (раздаю цифры)

Задание третьей группе: назовите числа по порядку, начиная с «хвоста» (раздаю цифры)

Воспитатель: Молодцы! Переверните карточку с цифрой – это приглашение-билет в театр (изображены животные).

Рассаживайтесь на стулья, согласно купленным билетам.

2. Работа с планом.

Сказка «Заяц и лиса» (с использованием игрушек)

Воспитатель: Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили они жить дружно. Пригласила Лиса Зайца в гости. Жила она далеко, не сразу дойдёшь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому (воспитатель помещает план на доске). Расскажите, как дойти до Лисы.

(Дети анализируют план совместно  с воспитателем)

Воспитатель: Сколько дорог ведёт к домику Лисы?

Захотелось Зайцу искупаться. Помогите ему дойти до озера.

Решил Заяц угостить Лису грибами. Как ему попасть на грибное место?

3. Физминутка.

Воспитатель: представьте, что идём к Лисе в гости. А в лесу столько ягод. Давайте соберём Лисе земляники.

Дети шли, шли, шли

Землянику нашли!

Ах, какая ягода!

4. Игра «Составь фигуру»

У каждого ребёнка на столе по 2 верёвочки и набор счётных палочек.

Задания:

Составьте □ и ∆. Сколько палочек вам потребуется?

Покажите стороны □ и ∆. Сколько их? Сколько углов?

Сделайте из ниток Ο и 0 (овал)

Можно ли составить их из палочек? Почему? Чем похожи эти фигуры?

5. Игра «Верёвочка» (Даю толстую  верёвочку, связанную в кольцо)

Воспитатель: Дети, возьмитесь за верёвочку руками и образуйте Ο, 0 (овал), □, ∆.

 

Занятие 5. "Три поросенка"

 

(старшая группа)

 

Цель: Формировать представления о количественном и порядковом счете в пределах 10, геометрических фигурах, развивать грамматический строй речи.

Задачи:

Совершенствовать мелкую моторику.

Развивать логическое мышление, воображение, речь.

Воспитывать гуманные чувства и товарищеские взаимоотношения.

Оборудование и материалы: часть группы оформлена елками и деревьями, на полу осенние листья и “снежок”, поляна – пороговый коврик “травка” для массажа пальцев, корзинка с фасолью, в ней спрятаны 10 желудей, разрезная картинка “желуди” в конвертике, капитошки по количеству детей, чертеж дома из геом. Салфетки, счетные палочки, цифровые веера, облака из картона с графическими заданиями, магнитофон, кассета со сказкой “Три поросенка”, песней Шаинского “Облака”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

В группу приносят посылку.

Педагог : Что же это может быть? Давайте посмотрим. Кассета. Странно. Давайте послушаем.

Дети слушают отрывок из сказки “Три поросенка”.

П.: Ребята, как называется эта сказка?

Д.: Три поросенка.

П.: Кто помнит, как звали героев этой сказки?

Д.: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф- Нуф.

П.: Молодцы, правильно назвали их имена. Давайте сегодня совершим путешествие в эту замечательную сказку и отправимся в волшебный лес, где жили веселые братья-поросята. А чтобы нам лучше рассмотреть чудеса леса, я предлагаю вам отправиться в путешествие на волшебных облаках. Согласны? Ну, тогда в путь. Занимайте места около своих облаков.

П.: Ребята, ведь наши облака волшебные, значит, просто так они не полетят. Что нам нужно сделать, чтобы они полетели?

Д.: (Предположения)

2. Работа на бумаге: обвести графический рисунок, подбор цвета.

П.: Может, у них есть какой-нибудь ключик? Давайте поищем.

(Дети переворачивают облака  и находят графическое задание: обвести пунктирный графический  рисунок. Рисунки у всех разного  цвета и разного содержания.)

П.: Значит, нам нужно выполнить задание. Какого цвета вам нужны фломастеры? Берите нужный цвет и выполняйте. Все выполнили? Ну, тогда в путь! Осторожно, не упадите.

(Фонограмма песни “Облака”  Шаинского 3-ий куплет “Мы помчимся  в заоблачную даль”. Дети вместе с воспитателем танцуют на облаках и поют песню.Далее звучит мелодия .)

3. Составление предложений, закрепление пространственных отношений.

П.: Ребята, как хорошо все видно сверху! Посмотрите. Что вы видите?

(Полные ответы детей)

П.: Что вы видите впереди себя? Справа? Слева? Давайте повернемся назад.

4. “Составь узор из счётных палочек”

П.: Ну, вот, мы и прилетели. Какой же густой и непроходимый лес! Как же нам в него войти? (предположения детей). Чтобы нам в него войти, нужно построить дорожку из счетных палочек. А вот и образец (поднимает с пола рисунок). Давайте скорее строить дорожки.

П.: Молодцы, правильно выложили дорожки. Сколько палочек пошло на строительство? (10) Вот мы и в волшебном лесу.

(Дети переходят в “лесную  зону”.)

5. Беседа о поздней осени в лесу.

П.: Какая замечательная поляна! Какой воздух в лесу! Какие красивые елочки! Ребята, а какое сейчас время года? (Поздняя осень). Почему? (ответы) Назовите, пожалуйста, осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Да, действительно, холодно, все деревья стоят без листиков. Ой, а посмотрите, одно деревце совсем без листиков, зато все усыпано красными ягодками! Какое дерево остается зимовать с ягодками? (Рябина). Правильно, рябинка. Давайте соберем немножко ягод и попробуем!

6. Пальчиковая игра “С веток ягодки снимаю”

Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы – ветки), правой рукой (пальцы собраны в щепотку) “снимаем” ягоды.

С веток ягодки снимаю, (Ладони изображают “лукошко”.)

И в лукошко собираю. (Одна рука – “лукошко”, второй берём ягоду и “едим”.)

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

Я поем еще рябинки –

Сколько ягодок в корзинке?

Один, два, три, четыре, пять –

Снова буду собирать. (Считаем ягоды, нажимая   указательным пальцем на левую ладошку.)

П.: Давайте присядем на полянку, погреемся под ласковыми солнечными лучами и понаблюдаем.

7. Дети садятся на пол и берут на колени пороговый коврик “травка”, выполняем упражнение “Полянка”:

На полянке, на лужайке (Пальцы “прыгают”.)

Целый день скакали зайки.

И катались по траве (Движения ладонями по массажеру вперед-назад.)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (Пальцы “прыгают”.)

Но напрыгались, устали. (Ладони лежат.)

Стала гладить и ласкать (Гладим коврик.)

Всех зайчат зайчиха-мать.

Шла медведица спросонок, (Шаги полусогнутым ребром ладони.)

А за нею медвежонок.

А потом пришли детишки – (“Человечки идут”.)

Принесли в портфелях книжки. (Кладем руки на коврик.)

Стали книжки открывать (Ладони вместе, открываем как книжку.)

И в тетрадочках писать:

Букву Э и букву О (Пишем буквы пальчиком.)

Знаем мы с тобой давно.

И напишем мы всегда

Рядом с У и букву А.

Все! Тетрадочки убрали (“Тетрадки закрыли”.)

На прогулку побежали. (“Человечки бегут”.)

П.: Смотрите, кто это спрятался за деревцем?

Д.: Капитошки!

П.: Кто такие капитошки?

Д.: Это волшебные капельки!

8. Игра “Придай форму”

П.: Да, это волшебные капельки. Они могут принимать любую форму. Посмотрите, какие они веселые. Давайте возьмем их и поиграем с ними. У кого какого цвета капелька? Сколько их всего? Давайте посчитаем: одна капелька, две капельки…Давайте наши капитошки превратим в шар…, конус…, цилиндр…, куб. Молодцы! А теперь вы можете придать им любую форму и посадить их обратно.

П.: Мы ведь в нашем лесу не случайно, давайте присядем и вспомним сказку про трех поросят. Все лето поросята резвились и веселились. Но вот нагрянула осень. Стало холодно, и Наф-Наф, самый умный братец, сказал, что пора думать о зиме. Он предложил всем вместе построить теплый и прочный дом, чтобы…

Д.: Не простудиться и не попасть в лапы к серому волку.

П.: А что сделали Ниф-Ниф и Нуф-Нуф?

Д.: Сказали, что еще рано об этом думать.

П.: А в это время Наф-Наф приступил к строительству дома. Из чего? ( Из камней) .Значит, дом какой? (Каменный).

9. “Назови и посчитай фигуры”

Он нарисовал вот такой чертеж. Внимательно посмотрите, и скажите, из каких геометрических фигур он состоит. Сколько треугольников? Прямоугольников? Квадратов?

10. “Хитрые задачки”.

П.: Молодцы! Пока Наф-Наф строил свой дом, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф беззаботно играли и задавали друг другу веселые вопросы. Сможете ли вы ответить на них?

Назовите 3 дня подряд, не называя чисел и дней недели. ( Вчера, сегодня, завтра)

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа, 5 карасей. Сколько птиц, ответь скорей. (5)

П.: Молодцы! А что же было дальше? Однажды утром проснулись поросята от холода. Замерзли. Подошли поросятки к лужице, а она покрылась…чем? (льдом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Игры и упражнения со счетными палочками

[2, с. 26-29]

1. Игра: «Найди палочку!»

Цель: освоение отношений по длине, высоте, массе, объёму

Материал: счетные палочки Х. Кюизенера

Правила игры. Используются различные игровые задачи: "Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите ее! (Скажите какую)'. Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной". Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет".

 

2. Упражнение «Какого цвета?».

Цель: развитие сенсорных эталонов, счет в пределах 3-х.

Материал: счетные палочки Х. Кюизенера

Правила.

Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел.

- Подумайте и скажите, меньше  трех на один какое будет число? (Если дети затрудняются, показываю три пальца, прячу один из них).

- Три без одного? Сколько останется?

- Найдите палочку "два", какого  она цвета? (Розовая).

- Положите ее под голубую  палочку. Посмотрите и скажите, сколько  палочек не хватает, чтобы получилось число "три"? (Одной палочки, числа "один"). Найдите в коробке палочку "один" и положите ее к розовой палочке "два". К двум прибавили один и получилось три.

- А если возьмем палочку "1", положим ее под этими палочками, то какую палочку надо взять, чтобы снова получить число три? (Палочку розового цвета), К одному прибавить два получается три.

 

3.  Упражнение «Части целого».

Цель: научить детей определять части целого.

Материал: счетные палочки Х. Кюизенера

Правила.

- Возьмите палочку "З", разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки).- Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? Ответ: трем или одному целому. Если мы снова под палочку "3" положим 3 белых палочки, то получим опять число три.

- Чему же равно 3/3 части?

- А что больше: 1/3 часть или 2/3 части?

После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Упражнения проводятся на всех числах, части целого дети показывают или кладут их на ладонь руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Цветные счетные палочки Кюизенера