Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 03:26, курсовая работа
Задачи:
-рассмотреть применение теоремы Штурма к решению школьных задач
-привести методические рекомендации по проведению занятий по данной теме.
Методы исследования:
-анализ научной, учебной литературы;
-обобщение и систематизация теоретического материала;
-подбор методических разработок.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ АЛГЕБРЫ. НАХОЖДЕНИЕ КОРНЕЙ МНОГОЧЛЕНОВ ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ
2. ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ ВТОРОГО ПОРЯДКА
3. РЯД ШТУРМА (СИСТЕМА ШТУРМА)
4. ТЕОРЕМЫ СРАВНЕНИЯ ШТУРМА
5. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕМ ШТУРМА К РЕШЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ ЗАДАЧ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(p(u1¢u2-u1u2¢))¢=u1u2(q2-q1)=
Проинтегрируем это уравнение по [t1,t], получим:
[p(u1¢u2-u2¢u1)]¢dt = u1u2(q2-q1)dt, где
u1u2>0, q2-q1³0. Значит p(u1¢u2-u1u2¢)³0.
Т.о. (u1/u2)¢³0 Þ u1/u2>0.
Для того, чтобы улучшить понимание определений, теорем и следствий, необходимо вводить их строго аналитическим методом. Таким образом этот аспект тоже рассмотрен в данной работе. На уровне с этим разработаны методические положения, способствующие целостному успешному усвоению знаний.[11,c.54]
Упражнение 2. Проверить, что вещественные решения u(t) ¹0 уравнения u¢¢+m/t2u=0 (1/17) имеет не более одного нуля при t>0, если m£ , и эти решения имеют бесконечно много нулей при t>0, если m> . В последнем случае множество нулей имеет две предельные точки t=0 и t=¥.
Решение: функция u=tl является решением уравнения u¢¢+m/t2u=0 тогда и только тогда, когда l удовлетворяет уравнению l(l-1)+ m=0. Решая его получили : l= ± m.
Если m>1/4, то корни l1 и l2 – комплексные, т.е.
u=t1/2[cos ( m-1/4 ln t)c1+c2sin( m-1/4 ln t)]
имеют бесчисленное множество нулей. В частности, если положить:
c1=sinu ,c2=cosu,
то получим:
u= t1/2[sin u cos ( m-1/4 ln t)+cos u sin ( m-1/4 ln t)]=
t1/2 [sin (u+ m-1/4 ln t)].
Если m<1/4, то решение
u=с1t1/2+ +c2t1/2-
имеют не более одного нуля.
Так же, если m=1/4, то решение
u=c1t1/2+c2t1/2ln t
имеют не более одного нуля.
Рассмотрим уравнение Бесселя:
v¢¢+v¢/t+(1-m2/t2)v=0,
где m-вещественный параметр. Вариация постоянных u=t1/2/v переводит уравнение (3.10) в уравнение:
u¢¢+(1-a/t2)u=0, где a=m2-1/4 (3.11)
Проверим истинность этого утверждения u=t1/2v, следовательно:
v=u/t1/2=ut-1/2.
Найдём первую производную:
v¢=(ut-1/2) ¢=u¢t-1/2+u(t-1/2)¢=u¢t-1/2-1/
Теперь вторую производную:
v¢¢=(u¢t1/2) ¢-1/2(ut-3/2) ¢=u¢¢t-1/2 +u¢(t-1/2) ¢-1/2(u¢t-3/2+u(t-3/2) ¢)=
=u¢¢t-1/2 –1/2u¢t-3/2-1/2u¢t-3/2+3/4uut-
=u¢¢t-1/2-u¢t-3/2+3/4ut-5/2.
Подставляя в уравнение (3.10), получим:
v¢¢+v¢/t+(1-m2/t2)v=0.
u¢¢t-1/2-u¢t-3/2+3/4ut-5/2+1/
t-1/2(u¢¢-u¢t-1+3/4ut-2+u¢t-1-
u¢¢+1/4ut-2+u(1-m2/t2)=0
u¢¢+u-m2u/t2+1/4ut-2=0
u¢¢+u-(m2u-1/4u)/t2=0
u¢¢+u-((m2-1/4)u)/t2=0
u¢¢+u-au/t2=0
u¢¢+(1-a/t2)u=0, где a=m2-1/4.
Покажем, что нули вещественного решения v(t) уравнения (3.10) образуют при t>0 такую последовательность t1<t2<…, что tn-tn-1®p при n®¥.[11,c.84]
Так как в уравнении
u¢¢+(1-a/t2)u=0, т.е. уравнение
u¢¢+(1-(m2-1/4)/t2)u=0
m - постоянное число, то при m³1/4 и при t – достаточно большое, то выражение
1-(m2-1/4)/t2®1, т.е. если уравнение
u¢¢+(1-(m2-1/4)/t2)u=0
сравнить с уравнением u¢¢+u=0, то расстояние между последовательными нулями стремится к p, т.е. tn-tn-1®p при n®¥.
Задача: Решить уравнение (найти все корни)
.
Решение.
Отделим графически корни уравнения
Рассмотрим функцию
Областью определения данной функции являются все действительные значения аргумента :
.
Очевидно, график функции пересекается с осью в четырёх точках, абсциссы которых расположены:
Следовательно, уравнение имеет 4 действительных корня: , , и .
Уточним корень уравнения методом проб (методом половинного деления) с точностью до 0,01.
Если функция непрерывна на отрезке и , то для нахождения корня уравнения , принадлежащего отрезку , делим этот отрезок пополам. Если , то является корнем уравнения. Если , то выбираем ту из половин или , на концах которой функция имеет противоположные знаки. Новый суженный отрезок снова делим пополам и проводим то же рассуждение и т. д. В результате получаем на каком-то этапе или точный корень уравнения , или же бесконечную последовательность вложенных друг в друга отрезков , , …, , … таких, что и , позволяющих отделить корень этого уравнения с заданной точностью.[8,c.59]
Результаты расчётов поместим в таблице:
Итак, корень уравнения (то есть уравнения ) принадлежит отрезку . Следовательно, можно сделать вывод, что с точностью корень уравнения .
Аналогичным образом уточним корень уравнения методом проб (методом половинного деления) с точностью до 0,01.
Результаты расчётов поместим в таблице:
Итак, корень уравнения (то есть уравнения ) принадлежит отрезку . Следовательно, можно сделать вывод, что с точностью корень уравнения .
Уточним корень уравнения
.
,
следовательно, можно сделать вывод, что корень уравнения . Уточним корень уравнения методом проб (методом половинного деления) с точностью до 0,01. Результаты расчётов поместим в таблице:
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
2 |
3 |
2,5 |
39,0625 |
78,125 |
100 |
28,6875 |
1 |
2 |
2,5 |
2,25 |
25,62890625 |
56,953125 |
81 |
12,83203125 |
2 |
2 |
2,25 |
2,125 |
20,39086914 |
47,97851563 |
72,25 |
7,244384766 |
3 |
2 |
2,125 |
2,0625 |
18,09571838 |
43,8684082 |
68,0625 |
4,964126587 |
4 |
2 |
2,0625 |
2,03125 |
17,02368259 |
41,90444946 |
66,015625 |
3,943757057 |
5 |
2 |
2,03125 |
2,015625 |
16,50588995 |
40,94484329 |
65,00390625 |
3,462451994 |
6 |
2 |
2,015625 |
2,0078125 |
16,25146866 |
40,47058344 |
64,50097656 |
3,228888039 |
7 |
2 |
2,0078125 |
2,00390625 |
16,12536669 |
40,23483306 |
64,25024414 |
3,113861859 |
8 |
2 |
2,00390625 |
2,001953125 |
16,06259161 |
40,11730198 |
64,12506104 |
3,05678568 |
Итак, корень уравнения (то есть уравнения ) принадлежит отрезку . Следовательно, можно сделать вывод, что с точностью корень уравнения .
Ответ: ; ; ; .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной работе были изучены элементы высшей алгебры, а именно способы отделения и нахождения корней многочленов, рассмотрены теоремы Штурма, их применение к решению школьных задач, показаны конкретные примеры.[7,c.41]
Для того, чтобы улучшить понимание определений, теорем и следствий, необходимо вводить их строго аналитическим методом. Таким образом этот аспект тоже рассмотрен в данной работе. На уровне с этим разработаны методические положения, способствующие целостному успешному усвоению знаний.
Математическое моделирование, универсальность математических методов обуславливают огромную роль математики в самых различных областях человеческой деятельности.
Основой любой профессиональной деятельности являются умения:
Материал, представленный в данной работе может быть использован всредних школах и школах с математической специализацией. Кроме того, он может быть рекомендован учащимся старших классов средних школ, желающим усовершенствовать свою математическую подготовку перед выпускными и вступительными экзаменами в вузы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Математика» Большой справочник для школьников и поступающих в вузы - Дрофа 2011, 864стр.
2. «Математика» Задачи М. И. Сканави с решениями – Минск, 2009, 448стр.
3. Бугров Я.С. Высшая математика.- Ростов - на – Дону, 2010
4. Винберг В.А. Алгебра.- Москва, 2009
5. Курош А.Г. Курс высшей алгебры.- Наука, 2008
6. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа, 10-11. Учебник, задачник, 2011
7. Сборник задач по математике с решениями / под ред. М. И. Сканави -М.: Издательский дом Оникс, 2009: - 624стр.
8. Шлярский Д.О., Ченцов Н.Н., Яглом И.М. "Избранные задачи и теоремы элементарной математики" Том 1 Арифметика и алгебра.-С-Петербург, 2008: - 328 стр.
9.Ф.Хартман. Обыкновенные дифференциальные уравнения: Учебн. пособие./ Пер. с англ. 10.И.Х.Сабитова, Ю.В.Егорова; под ред. В.М.Алексеева.-М.: изд.”Мир”, 2010г.-720 с.
10.В.В.Степанов. Курс дифференциальных уравнений. Гос.изд. “Технико-теор. литер.”-М., 2010 г.-468 с.
11.Г.Вилейтнер. “История математики от Декарта до середины 19-го столетия.” М., изд. “Наука.”, 2008г. – 508 с.