Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:52, курсовая работа
Цель, которую ставит общество перед школой, – обеспечить математическую подготовку, при которой каждое новое поколение будет способно развивать на современном и перспективном уровне научно-технический прогресс во всех областях знаний на основе математики.
В программе по математике для общеобразовательных учреждений определены следующие цели обучения:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;
Выделив на чертеже все имеющиеся треугольники, учащиеся рассматривают их парами и отыскивают общие стороны.
5.Прием разностороннего
рассмотрения геометрической
Любой элемент чертежа может быть рассмотрен с точки зрения различных понятий и теорем. В некоторых условиях один и тот же элемент чертежа может быть отнесен к трем, четырем и более понятиям. Однако для решения конкретной задачи данный элемент может быть рассмотрен с точки зрения определенных понятий и теорем, правильный выбор которых зависит от умения изменять точку зрения на воспринимаемый элемент чертежа. Это достигается в результате вычленения его из одних отношений и включения в новые путем сочетания с другими элементами чертежа.
Прием предписывает выполнение следующих
действий: а) рассмотреть чертеж и
выделить тот элемент, о котором
говорится в задаче; б) последовательно
соотносить выделенный элемент с
другими элементами чертежа; в) каждый
раз подводить его под соответс
Этот прием является наиболее значимым в системе названных приемов, т. к. разностороннее рассмотрение элементов чертежа приводит к переосмысливанию каждой отдельно взятой фигуры, к раскрытию новых связей и отношений между фигурами. Учащиеся узнают, с одной стороны, как многообразны связи и отношения между элементами исходного чертежа, а с другой – как применять теоретические положения к конкретным задачам. Предыдущие приемы включаются в данный прием в виде отдельных действий.
Прием становится рабочим при решении задач на перекраивание. Рассмотрим одну из таких задач.
Задача 14.
На рисунке 13 треугольник ABC перекроили в прямоугольник MNKL. Опишите способ перекраивания.
На одном рисунке видим сразу обе фигуры - треугольник и прямоугольник. Необходимо мысленно представить процесс перехода треугольника в прямоугольник, для этого необходимо вычленить фигуры, на которые разрезается треугольник и из которых составляется прямоугольник; найти их общие элементы и установить свойства которыми они обладают.
При решении задач на
ГЛАВА II. Методика обучения решению
задач на разрезание
Общие положения.
I. В качестве основы
Данная система строится на базе известных принципов дидактики: направленность процесса обучения на всестороннее развитие личности; научность; доступность; систематичность и последовательность в обучении; сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении при руководящей роли педагога; наглядность обучения и др.
1. Процесс обучения, основываясь
на принципе направленности, призван
формировать у личности
2. Принцип научности требует,
чтобы содержание обучения
3. Принцип систематичности и
последовательности требует,
4. Принцип сознательности
Успешность в овладении
5. Современная методика отводит
большое место активности
6. Принцип наглядности вытекает
из сущности процесса
А.Д. Александров отмечал:
«Есть все основания четко
выдвинуть и подчеркнуть как
первый основной принцип
7. Дополнить перечисленные
Частные положения.
II. Основными целями при решении задач на разрезание являются:
- развитие умения работать с чертежом;
- воспитание внутренней
- развитие рефлексивной
Все эти задачи тесно взаимосвязаны, их решение – длительный процесс, охватывающий весь период обучения геометрии. Однако как было показано в главе I, мы рассмотрели их решение на материале планиметрии.
III. В процессе обучения решению
задач на разрезание
Каждый из них предполагает: 1) решение конкретного вида задач на разрезание; 2) раскрытие особенностей данных задач; 3) активизацию мыслительной деятельности учащихся созданием проблемных ситуаций; 4) фиксацию действий при решении задач; 5) показ учащимся образца решения задачи; 6) актуализацию знаний, полученных ранее при изучении геометрии.
Разрабатываемая методика должна давать возможность каждому ученику неоднократно и самостоятельно выполнять отдельные действия или систему действий в процессе решения задачи.
Реализация данной методики предполагает, что учащиеся:
- знают, какие действия и в какой последовательности требуется выполнять при решении задачи;
- умеют выполнить эти действия с учетом их особенностей ;
- могут объяснить, как
Таким образом, на основе перечисленных положений, разработанная методика обучения решению задач на разрезание описывается в следующем параграфе.
Обучение решению задач на разрезание производится в три этапа.
Цель первого этапа состоит, во-первых, в разъяснении учащимся смысла операций (разрезания, достраивания, составления, перекраивания) преобразования чертежа; во-вторых, в проведении целенаправленной работы по дальнейшему формированию приемов чтения чертежа при решении названных задач.
Предлагаемые на данном этапе задачи содержат прямое указание на выполнение одной из следующих операций: «разрезать данную фигуру на части», «достроить данную фигуру до новой фигуры», «составить из данных фигур новую фигуру», «перекроить данную фигуру в новую фигуру». Каждая из перечисленных операций имеет свои особенности, с которыми необходимо знакомить учащихся в процессе работы.
Рассмотрим операцию разрезания. При её выполнении следует знать, что линия разреза может быть прямолинейной (рис. 17,а) или ломаной (рис. 17б, в).
Результатом выполнения данной операции могут стать фигуры разного или одного наименования.
На рисунке 18 показаны некоторые возможные способы разрезания трапеции. В данном случае фигура разрезана двумя способами: 1) на два треугольника (а, г); 2) на четырехугольник и треугольник (б, в).
Выполнение рассматриваемой
Способы достраивания фигуры до новой могут выполняться по-разному. На рисунке 19 показаны два результата достраивания прямоугольного треугольника до квадрата. В первом случае (рис. 19,а) операция выполняется с условием минимальности, во втором случае (рис. 19,б) данное условие не учитывается.
При решении задач на достраивание есть возможность показать использование рационального приема чтения чертежа: включение одного и того же элемента в разные геометрические фигуры. Например, ученикам предлагается назвать фигуры, в состав которых входит выделенный треугольник (рис. 19,б). В данном случае необходимо выполнять последовательное его включение в разные фигуры на чертеже, что сопровождается переходом от восприятия исследуемого треугольника в составе одной фигуры к восприятию его в составе другой фигуры.
Операция составления имеет важную особенность. При её выполнении появляются сомнительные точки. Учеников необходимо познакомить с этим новым понятием и научить определять места возможного их появления. С этой целью предлагаются задачи, в которых демонстрируются различные ситуации, возникающие при составлении из нескольких частей новой фигуры.
Рассмотрим попытки
В задачах на составление фигур используется прием вычленения геометрической фигуры на чертеже. Для того чтобы определить ситуацию, возникающую при составлении, необходимо каждую данную фигуру вычленить в составе новой фигуры.