Контрольная работа по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

1. Что такое обобщение и ограничение понятий? Укажите, какая операция (обобщение или ограничение) произведена, дайте объяснение: Обобщение и ограничение понятий являются операциями, которые осуществляются на основе закона обратного отношения.
Обобщение понятия — это переход от некоторого понятия к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.
Ограничение - логическая операция (обратная обобщению) перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Другими словами это есть переход от родовых понятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака.
2. Какое непосредственное умозаключение называется превращением?

Файлы: 1 файл

logika.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки

Российской Федерации

КУРГАНСКИЙ  ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 

И МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

Контрольная    работа

по ЛОГИКЕ

 

 

 

           Вариант № 1

 

 

     

 

 

                                              

                                                 Выполнил: студент группы                                                    

                                                         Преподаватель:  

 

 

 

                                      

Курган    2012

 

1. Что такое обобщение и ограничение понятий? Укажите, какая операция (обобщение или ограничение) произведена, дайте объяснение:

 

     Обобщение и ограничение понятий являются операциями, которые осуществляются на основе закона обратного отношения.

   Обобщение понятия — это переход от некоторого понятия к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием. 

   Ограничение - логическая операция (обратная обобщению) перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Другими словами это есть переход от родовых понятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака.

а) украденная вещь – пропавшая вещь – обобщение понятия т.к. существует переход к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием. 

б) вращение – движение – понятия являются общими с предельно широким объемом — категории – не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.

в) родители – отец – ограничение понятия т.к. переход от понятия с большим объемом – «родители» к понятию с меньшим объемом «отец».

 

2. Какое непосредственное  умозаключение называется превращением?

     Преобразование суждения в суждение, противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения, называется превращением.

    Произведите превращение следующих суждений, объясните порядок действий:

а) некоторые металлы  драгоценные, следовательно, некоторые металлы не являются недрагоценными.

Схема превращения суждения I:

Некоторые S есть P.

Некоторые S не есть не-Р.

Частноутвердительное (I) суждение превращается в частноотрицательное (О).

б) все необходимое  не есть невозможное.

   Так как данное суждение выражено не в явной форме, прежде чем производить с ним предложенные операции, необходимо привести его к явной (или стандартной) логической форме. В явной форме это суждение выглядит так: все обходимое  есть возможное, следовательно, ни одно обходимое есть невозможное.

Схема превращения суждения А:

Все S есть Р.

Ни одно S есть не-Р

Общеутвердительное суждение (А) превращается в общеотрицательное суждение (Е). 

в) счастливые часов не наблюдают, следовательно, ни один не наблюдающий часов, не является счастливым.

Схема противопоставления предикату суждения А:

Все S суть Р

Ни одно не-Р не есть S

Общеутвердительное суждение (А) преобразуется в общеотрицательное (Е).

 

3. Дано суждение «Некоторые свидетели  не дают правдивых показаний»(О,  истинное).

Из данного суждения сделайте все  возможные выводы на основе логического  квадрата и установите их истинное значение.

 

Противоположность( контрарность)

                                 А                                                Е


                                

                                                П                                                                   П

                                                о                                                                    о

                                                д                                                                    д


                                               ч                                                                    ч             

                                                и                                                                    и


                                                н                                                                     н

                                                е                                                                     е

                                                н                                                                     н

                                   и                                                                     и

                                        е                               

                               I                                                    О

Частичная совместимость (субконтрарность)

О: Некоторые свидетели не дают правдивых показаний – истинное

Данное суждение –  частноотрицательное (О ).

  Сформулируем суждения остальных типов с теми же субъектом и предикатом:

А: Все свидетели дают правдивые показания

I: Некоторые свидетели дают правдивые показания

Е: Ни один свидетель – не дает правдивых показаний

По закономерностям  логического квадрата определяем истинностное значение полученных суждений:

(О – А ) – противоречие: из истинности О следует ложность А, поэтому А - ложь;

(О – Е ) – подчинение: из истинности частного (О ) не следует истинность общего (Е ), поэтому Е - неопределенное;

(О – I ) – частичная совместимость: из истинности одного не следует истинность или ложность другого, поэтому I - неопределенное.

 

4. Перечислите виды умозаключений (выводов) из сложных суждений. Определите вид и правильность умозаключения, запишите его в символической форме:

     Умозаключения строятся не только из простых, но и из сложных суждений. Широко используются умозаключения, посылками которых являются условные и разделительные суждения, выступающие в разных сочетаниях друг с другом или с категорическими суждениями. К ним относятся чисто условное, условно-категорическое, разделительно-категорическое  и условно-разделительное умозаключения.

     Особенность этих умозаключений состоит в том, что выведение заключения из посылок определяется не отношениями между терминами, как в категорическом силлогизме, а характером логической связи между суждениями. Поэтому при анализе посылок их субъектно-предикатная структура не учитывается.

    Видами дедуктивных умозаключений являются также сокращенные, сложные  и сложносокращенные силлогизмы.

  

 – Направо пойдешь – погибель найдешь, налево пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – в неволю попадешь. Но идти можно или направо, или налево, или прямо. Следовательно, можно или погибель найти, или коня потерять, или в неволю попасть.

   В сложной конструктивной трилемме первая посылка состоит из трех различных оснований и трех различных вытекающих из них следствий, т. е. содержит три условных суждения. Вторая посылка является дизъюнктивным суждением, в котором утверждается (по крайней мере) одно из трех оснований. В заключении утверждается (по крайней мере) одно из трех следствий.

Человек может поехать  либо  направо, либо налево, либо прямо.

Он или погибнет сам, или сам останется цел, а коня потеряет, или сам будет убит, а конь останется цел, или он попадет в неволю.

(p →q) ^ (q →r ) ^ (r →s)…^ (y →z)

p→z

 

если H╞═A1®B1 и H╞═A2®B2 и H╞═A3®B3 и H╞═ùB1ÚùB2ÚùB3,то   

 

H╞═ùA1ÚùA2ÚùA3                            (сложная деструктивная трилемма);

 

5. Определить ошибку  приводимых доказательств (аргументации, основания).

 

– Старушка украла жестяной чайник стоимостью дешевле 50 копеек.       Защитником старушки выступал Плевако. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи… и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки; бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности, если мы позволим людям потрясать ее, страна погибнет. Поднялся Плевако: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушились на нее. Все претерпела, все преодолела Россия… Но теперь… Старушка украла чайник ценой в тридцать копеек. Этого Россия уже, конечно, не выдержит, от этого она погибнет ». (В. Вересаев)

Тезисом доказательства в данном случае является то, что старушка украла чайник. Но про чайник в речи прокурора ничего не сказано. Нет тезиса – нечего доказывать.

Главная цель доказательства – подтвердить или опровергнуть тезис.

Аргументом доказательства (так же называют «основанием») называются те суждения, которые приводятся для  подтверждения или опровержения тезиса. В качестве аргумента может быть приведена любая истинная мысль, если она связана с тезисом и обосновывает его. Мы в обвинительной речи этого не наблюдаем.

 Демонстрацией доказательства  называют логическую связь между  аргументом и тезисом. Если нет тезиса, нет аргумента, следовательно нет и демонстрации доказательств.

 Обвинитель сам  высказал все, что можно было  сказать в защиту старушки, а  затем перешел к понятию «собственность»  и ничего не было сказано  о краже чайника.

  На основании данного заключения логические ошибки определены.

Таким образом, защитник Плевако блестяще выиграл это дело. Старушка была оправдана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Багаров В.А. Основы логики: Учеб. / В.А. Багаров, В.И. Маркин. М., 1998.
  2. Берков В.Ф. Логика / В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич. Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1997. 480 с.
  3. Бузук Г.Л. Логика в вопросах и ответах: Опыт популярного учеб, пособия / Г.Л. Бузук М. И. Панов. М., 1990.
  4. Гетманова А.Д. Логика / А.Д. Гетманова. М., 1999.
  5. Иванов Е.А. Логика: Учеб. / Е.А. Иванов. М.: Изд-во БЕК, 1996.
  6. Ивин А.А. Логика для журналистов: Учеб. пос. / А.А. Ивин. М.: Аспект Пресс, 2002. 224 с.
  7. Ивин А.А. Основы теории аргументации: Учеб. / А.А. Ивин. М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 352 с.
  8. Ивлев Ю.В. Логика: Учеб. / Ю.В. Ивлев. М.: Изд-во Проспект, 2004. 288с.
  9. Кирилов В.И. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов / В.И. Кирилов, А.А. Старченко. М.: Юристь, 1996. 256 с.
  10. Курбатов В.И. Логика. Систематический курс / В.И. Курбатов. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  11. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации: Учеб. / Г.И. Рузавин. М.: Проспект, 2003.304с.
  12. Краткий словарь по логике / Под ред. Д.П. Горского. М., 1993. Кондаков Н.И. Логический словарь / Н. И. Кондаков. М., 1971.
  13. Ивин А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения / А.А. Ивин. М.: Просвещение, 1996. 128 с.
  14. Кирилов В.И. Упражнения по логике: Учеб. пос. / В.И. Кирилов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина.; Под ред. В.И. Кирилова. М.: Изд-во Проспект, 2005. 184с.
  15. Кондаков Н.И. Словарь-справочник по логике / Н.И. Кондаков. М., 1975.
  16. Кудрин А.К. Логика и истина / А.К. Кудрин. М., 1980.
  17. Сборник упражнений по логике. Минск, 1990.
  18. Уемов А. И. Задачи и упражнения по логике / А.И. Уемов. М., 1961.



Информация о работе Контрольная работа по "Логике"