Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:35, реферат
Возникновению логики в Индии способствовали философские диспуты, на которых представители различных течений отстаивали свои взгляды и опровергали мнения оппонентов. Поэтому логика долгое время была тесно связана с риторикой, теорией ораторского искусства. В истории индийской логики выделяют три основных периода, по-разному очерчивая хронологические рамки. По В. Донченко - Первый период VI в. до н.э. - II-III вв. н.э.; - Второй период. II-III вв. - Х века; - Третий период: XII-XVII вв. По М. Коадаковим: - Первый период (ранняя буддийская логика) - VI-V вв. до н.э. - II вв. н.э.; - Второй период (деятельность школ вайшешика и ньяя) - ПИ-У века; - Третий период (расцвет буддистской логики) - VI-VIII вв.
Возникновению
логики в Индии способствовали философские
диспуты, на которых представители
различных течений отстаивали свои
взгляды и опровергали мнения
оппонентов. Поэтому логика долгое
время была тесно связана с
риторикой, теорией ораторского
искусства. В истории индийской
логики выделяют три основных периода,
по-разному очерчивая
Вопросы логики всегда входили
в предмет философии.
Логика, формы и законы правильного мышления первоначально возникли в связи с развитием риторики — теории ораторского искусства — одного из важнейших средств влияния на умы людей и их поведение. Именно ожесточенные споры и дискуссии между представителями различных философских школ и течений способствовали возникновению науки об искусстве спора, об источниках и достоверности знания. Такой характер носит зарождающаяся логика в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Но в искусстве, красноречия логический момент выступает еще как подчиненный, поскольку логические приемы служат не столько для достижения истины, сколько для убеждения аудитории.
Первыми стали разрабатывать логику древние греки и индусы. И если логика Аристотеля была затем усвоена Западной и Восточной Европой, а также народами Ближнего Востока, то индийская логика распространилась в Китае и Японии, в Тибете и Монголии, на Цейлоне и в Индонезии.
Древнейший литературный памятник Индии Веды создавался в течение II и начала I тысячелетия до н. э. (наиболее древней частью Вед является Ригведа). Вначале, на протяжении многих веков Веды сохранялись в устной передаче.
Период Вед был временем разложения родового строя и зарождения классового общества в Индии. На основе все более усиливавшегося имущественного неравенства происходил процесс расслоения общества на богатую знать и эксплуатируемую массу общинников и рабов. Этот процесс ускоряется с появлением железа в I тысячелетии до н. э. и приводит к формированию классового общества, которое в Индии принимает форму кастового строя. В период Вед господствующей религией был брахманизм. В конце VI в. до н. э. появляется буддизм, бывший первоначально социальным движением, направленным против господства высшей касты жрецов-брахманов и против кастового строя вообще.
Но вскоре буддизм становится идеологией господствующего класса рабовладельцев. Рабовладельческие государства возникают в Индии с X—VII вв до н. э., и рабовладельческая формация господствует там до VI—VII вв. н. э. В IV—III вв. до н. э. буддизм одерживает победу над брахманизмом и сохраняет свое положение господствующей религии в течение почти тысячелетия, после чего в IV—VI вв. н. э. вновь оживает брахманизм, преобразовываясь в религию индуизма. С XI в. н. э. буддизм в Индии фактически исчезает, продолжая свое существование в других странах Восточной и Юго-Восточной Азия, в которых он распространился из Индии.
Наряду с брахманизмом и буддизмом в Древней Индии с VI в. до н. э. начинает развиваться материалистическое мировоззрение.
История логики в Древней Индии тесно связана с развитием философии. Мировая философия возникает в Древней Индии в середине первого тысячелетия.
В истории философии Индии выделяют несколько периодов, деление на которые само по себе достаточно условное.
. Древнеиндийская
философия и по сей день
считается содержательной и
Философские идеи в Древней Индии вырабатывались представителями 16 школ, основными из которых были школы чарвака, локаята (основаны Брихаспати и его учеником Чарвака), вайшешика (основатель Канада), ньяя (Гаутама) и джайнизм (Вардхамана Махавира). Эти школы принадлежали к материалистическому направлению философии, т. е. их представители считали, что материальный мир существует объективно, а материя первична по отношению к сознанию и существует вечно. Им противостояли представители философских школ, проповедующие идеалистический подход к изучению мира. Первичными они считали духовное начало, сознание и мышление, а материальный мир отодвигали на задний план. Таких идей придерживались йога и буддизм, а также миманса и веданта.
Необходимо упомянуть и о школе, придерживающейся промежуточной позиции, т. е. отводящей материальному и духовному (идеальному) началам равноправные позиции. В связи с таким разнообразием философских подходов немалое, а скорее, даже определяющее значение в развитии логики Древней Индии носили споры между представителями разных философских школ.
Главным и старейшим литературным памятником древнеиндийской философии на сегодняшний день считаются Веды. Это собрание философских идей и мыслей. Однако Веды носят общий характер, что привело к созданию брахманами Упанишад, которые трактуют, дают толкование положениям, содержащимся в Ведах. Логические же знания долгое время не имели систематического закрепления, а записывались в форме кратких афоризмов и систематизировались лишь в VI в. до н. э., начиная с Динанги.
Развитие
логики Древней Индии насчитывает
около двух тысячелетий, и отчасти
потому до сих пор не изучено до
конца. Это просматривается и
в работах, посвященных логике и
философии Древней Индии. Несмотря
на солидное количество таких изданий,
в них не содержится единого подхода
к рассматриваемому вопросу. Однако
это не мешает признанию того факта, что
древнеиндийская логика обладает самобытным
характером и особенностями, отличающими
ее от логики Древней Греции. Так, силлогизм
здесь разделен не на десять, а на пять
членов (тезис, основание, пример, применение,
вывод); дедукция и индукция считаются
неразрывными; различаются речь мысленная
и словесная; основанием восприятия считается
приобретенный опыт, а суждение считается
частью умозаключения.
Первые философские тексты, известные человечеству – упанишады – возникают в рамках так называемой ведической литературы и являются её наиболее поздней (по времени создания), заключительной частью.
Веды – первые известные человечеству книги, создателями которых считаются древние арии – кочевые племена, пришедшие на территорию современной Индии с северо-запада и основавшие свою культуру. Чтобы не смешаться с местным населением, арии основали кастовый строй.
В переводе с санскрита «веда» означает знание, ведение. От этого слова происходит и название той духовной деятельности, которую греки назвали «философией». Философия в Древней Индии обозначалась словом «атмавидья», что можно перевести с санскрита как «видение первоосновы» (либо – другой вариант перевода – «знание о Душе»).
Ведические книги составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500–600 лет до н. э.).
Социальный по своему происхождению институт каст был освящён авторитетом религии, и кастовые законы стали незыблемыми. Индивид, нарушивший законы касты, считался мятежником и парией.
Ведические книги традиционно разделяются на четыре Веды: Ригведу (Веда гимнов), Самаведу (Веда напевов), Яджурведу (Веда жертвенных формул) и Атхарваведу (Веда заклинаний).
В свою очередь каждая веда делится на несколько частей: исходной, основной частью каждой веды являютя самхиты (гимны в честь богов), впоследствии возникают брахманы (ритуальные предписания), араньяки (наставления лесным отшельникам), и, наконец, упанишады (тайное знание, философия; в дословном переводе – «сидеть около ног учителя»).
Четыре части вед: самхиты, брахманы, араньяки и упанишады – соответствуют четырем стадиям (ашрамы) жизни арийца ведийской эпохи:
1)
брахмачарина, или ученика, когда от него
ждут изучения гимнов в честь богов; 2)
грихастхи, или главы семьи, когда он должен
выполнять обязанности, о которых говорится
в брахманах, – как общественные, так и
связанные с жертвоприношением; 3) ванапрастхи,
или отшельника, когда у арийца рождался
первый внук, он оставлял свои дела сыну
и уходил в леса, так как наступало время
молиться и размышлять о душе – в соответствии
с наставлениями араньяков: жертвоприношения
вытеснялись размышлениями; 4) саньясина,
или аскета, у которого нет определенного
жилища: после периода отшельничества
необходимо отказаться от остатков собственности
и, став нищим аскетом, странствовать и
учить других открывшимся истинам. Аскет
не имеет ни владений, ни собственности
и стремится к единению с богом. Это период
философии, то есть упанишад.
Собственно философские воззрения Древней
Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые
проблески философского подхода к действительности прослеживаются уже
в сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них -
Ригведе.
Главное содержание Ригведы состоит из торжественных песнопений,
заклинаний и молитв (их авторство приписывается древнеиндийским
поэтам и мудрецам - риши) обращенных к многочисленным божествам
ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего индийца
прежде всего различные явления и процессы природы. Вместе с тем,
в Ригведе находит свое отражение неудовлетворенность
наивномифологическим истолковнием действительности, уже высказываются
первые, еще робкие сомнения в существовании ведических богов,
подвергаются осмеянию жреческие ритуалы и обряды. Мыслители Древней
Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении
мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных
различий и т. п.
(Упанишады)
Конечно, ведические гимны содержат лишь первые зачатки рационалистической, философской мысли, которые вплетены в контекст
религиозно-мифологического мировоззрения. Но Веды положили начало
философской традиции в Древней Индии, которая выросла из
комментирования вед. Ее важнейшее звено - Упанишады (буквально
"сидеть около", т. е. у ног учителя, получая наставления; иногда
трактуется как "тайное, сокровенное учение"). По форме Упанишады
обычно представляют собой диалог мудреца-учителя с учеником, либо
же с человеком,
ищущим истину и становящимся
его учеником.
Упанишад насчитывается в общей сложности свыше сотни, но главными
среди них являются так называемые старые Упанишады, которых