Логика в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:35, реферат

Описание работы

Возникновению логики в Индии способствовали философские диспуты, на которых представители различных течений отстаивали свои взгляды и опровергали мнения оппонентов. Поэтому логика долгое время была тесно связана с риторикой, теорией ораторского искусства. В истории индийской логики выделяют три основных периода, по-разному очерчивая хронологические рамки. По В. Донченко - Первый период VI в. до н.э. - II-III вв. н.э.; - Второй период. II-III вв. - Х века; - Третий период: XII-XVII вв. По М. Коадаковим: - Первый период (ранняя буддийская логика) - VI-V вв. до н.э. - II вв. н.э.; - Второй период (деятельность школ вайшешика и ньяя) - ПИ-У века; - Третий период (расцвет буддистской логики) - VI-VIII вв.

Файлы: 1 файл

логика индии).docx

— 122.70 Кб (Скачать файл)

  Возникновению логики в Индии способствовали философские  диспуты, на которых представители  различных течений отстаивали свои взгляды и опровергали мнения оппонентов. Поэтому логика долгое время была тесно связана с  риторикой, теорией ораторского  искусства. В истории индийской  логики выделяют три основных периода, по-разному очерчивая хронологические  рамки. По В. Донченко - Первый период VI в. до н.э. - II-III вв. н.э.; - Второй период. II-III вв. - Х века; - Третий период: XII-XVII вв. По М. Коадаковим: - Первый период (ранняя буддийская логика) - VI-V вв. до н.э. - II вв. н.э.; - Второй период (деятельность школ вайшешика и ньяя) - ПИ-У века; - Третий период (расцвет буддистской логики) - VI-VIII вв. Первый период Уже в ранней буддистский период (буддистская логика в Дигнагы) были написаны трактаты о том, как эффективно вести диспуты. При этом в центре внимания стоял вопрос о сущности, виды и место произнесения речей. Важное значение придавалось психологии мышления (не советовали выступать с речами в состоянии переутомления, печали, гнева или какого другого сильного возбуждение) и собственно ораторском аспекта речи. Обращалось внимание и на логическую убедительность речей и необходимости соблюдения правил логики Тогдашние мыслители различали шесть видов речей: - Речь о себе; - Красивая речь, дает наслаждение (художественное слово); - Речи диспутов, в которых собеседники, вовлеченные в дискуссию, высказывают противоположные мнения по поводу определенного тезиса, - "Глупая речь», в которой излагается ложное учение; - Правильная речь, которая согласуется с истинным учением и ставит цель донести до слушателей истинное знание; - Речь, в которой излагается истинное учение( Использованная литература: Жеребкин В.С. Логика. - Харьков: Основа, 1995.)

    Вопросы логики всегда входили  в предмет философии. Философское  мышление является логическим  мышлением, оно предполагает определенные  логические формы, категории,  понятия, в которых мышление  осуществляется, а также законы, согласно которым человеческое  мышление развивается. На начальном  этапе исторического развития  логика носит в целом онтологический  характер, т. е. отождествляет  основные законы мышления с  законами бытия. Значительно позднее,  около 200 лет тому назад, в  связи с интенсивной дифференциацией  наук логика выделилась в самостоятельную  философскую науку. История развития  логики состоит из четырех  основных периодов: 1) логика Древнего  мира; 2) логика Средневековья и  эпохи Возрождения; 3) логика Нового  времени; 4) логика XX в.

  Логика, формы и законы правильного мышления первоначально возникли в связи  с развитием риторики — теории ораторского искусства — одного из важнейших средств влияния на умы людей и их поведение. Именно ожесточенные споры и дискуссии между представителями различных философских школ и течений способствовали возникновению науки об искусстве спора, об источниках и достоверности знания. Такой характер носит зарождающаяся логика в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Но в искусстве, красноречия логический момент выступает еще как подчиненный, поскольку логические приемы служат не столько для достижения истины, сколько для убеждения аудитории.

  Первыми стали разрабатывать логику древние греки и индусы. И если логика Аристотеля была затем усвоена Западной и Восточной Европой, а также народами Ближнего Востока, то индийская логика распространилась в Китае и Японии, в Тибете и Монголии, на Цейлоне и в Индонезии.

Древнейший  литературный памятник Индии Веды создавался в течение II и начала I тысячелетия до н. э. (наиболее древней частью Вед является Ригведа). Вначале, на протяжении многих веков Веды сохранялись в устной передаче.

Период  Вед был временем разложения родового строя и зарождения классового общества в Индии. На основе все более усиливавшегося имущественного неравенства происходил процесс расслоения общества на богатую знать и эксплуатируемую массу общинников и рабов. Этот процесс ускоряется с появлением железа в I тысячелетии до н. э. и приводит к формированию классового общества, которое в Индии принимает форму кастового строя. В период Вед господствующей религией был брахманизм. В конце VI в. до н. э. появляется буддизм, бывший первоначально социальным движением, направленным против господства высшей касты жрецов-брахманов и против кастового строя вообще.

Но вскоре буддизм становится идеологией господствующего  класса рабовладельцев. Рабовладельческие государства возникают в Индии с X—VII вв до н. э., и рабовладельческая формация господствует там до VI—VII вв. н. э. В IV—III вв. до н. э. буддизм одерживает победу над брахманизмом и сохраняет свое положение господствующей религии в течение почти тысячелетия, после чего в IV—VI вв. н. э. вновь оживает брахманизм, преобразовываясь в религию индуизма. С XI в. н. э. буддизм в Индии фактически исчезает, продолжая свое существование в других странах Восточной и Юго-Восточной Азия, в которых он распространился из Индии.

Наряду  с брахманизмом и буддизмом в  Древней Индии с VI в. до н. э. начинает развиваться материалистическое мировоззрение.

История логики в Древней Индии тесно  связана с развитием философии. Мировая философия возникает в Древней Индии в середине первого тысячелетия.

В истории  философии Индии выделяют несколько  периодов, деление на которые само по себе достаточно условное.

. Древнеиндийская  философия и по сей день  считается содержательной и хорошо  проработанной системой, точно отражающей  многие особенности окружающего  мира. Логические знания, накопленные  древнеиндийскими учеными, также  имеют достаточно четкую структуру  и, что особенно важно, содержат  логические понятия, подходы и  способы, ставшие известными в  системе западной логики лишь  спустя несколько столетий.

Философские идеи в Древней Индии вырабатывались представителями 16 школ, основными  из которых были школы чарвака, локаята (основаны Брихаспати и его учеником Чарвака), вайшешика (основатель Канада), ньяя (Гаутама) и джайнизм (Вардхамана Махавира). Эти школы принадлежали к материалистическому направлению философии, т. е. их представители считали, что материальный мир существует объективно, а материя первична по отношению к сознанию и существует вечно. Им противостояли представители философских школ, проповедующие идеалистический подход к изучению мира. Первичными они считали духовное начало, сознание и мышление, а материальный мир отодвигали на задний план. Таких идей придерживались йога и буддизм, а также миманса и веданта.

Необходимо  упомянуть и о школе, придерживающейся промежуточной позиции, т. е. отводящей  материальному и духовному (идеальному) началам равноправные позиции. В  связи с таким разнообразием  философских подходов немалое, а  скорее, даже определяющее значение в  развитии логики Древней Индии носили споры между представителями  разных философских школ.

  Главным и старейшим литературным памятником древнеиндийской философии на сегодняшний  день считаются Веды. Это собрание философских идей и мыслей. Однако Веды носят общий характер, что  привело к созданию брахманами Упанишад, которые трактуют, дают толкование положениям, содержащимся в Ведах. Логические же знания долгое время не имели  систематического закрепления, а записывались в форме кратких афоризмов  и систематизировались лишь в VI в. до н. э., начиная с Динанги.

  Развитие  логики Древней Индии насчитывает  около двух тысячелетий, и отчасти  потому до сих пор не изучено до конца. Это просматривается и  в работах, посвященных логике и  философии Древней Индии. Несмотря на солидное количество таких изданий, в них не содержится единого подхода  к рассматриваемому вопросу. Однако это не мешает признанию того факта, что древнеиндийская логика обладает самобытным характером и особенностями, отличающими ее от логики Древней Греции. Так, силлогизм здесь разделен не на десять, а на пять членов (тезис, основание, пример, применение, вывод); дедукция и индукция считаются неразрывными; различаются речь мысленная и словесная; основанием восприятия считается приобретенный опыт, а суждение считается частью умозаключения. 

     Первые  философские тексты, известные человечеству – упанишады – возникают в рамках так называемой ведической литературы и являются её наиболее поздней (по времени создания), заключительной частью.

     Веды – первые известные человечеству книги, создателями которых считаются древние арии – кочевые племена, пришедшие на территорию современной Индии с северо-запада и основавшие свою культуру. Чтобы не смешаться с местным населением, арии основали кастовый строй.

     В переводе с санскрита «веда» означает знание, ведение. От этого слова происходит и название той духовной деятельности, которую греки назвали «философией». Философия в Древней Индии обозначалась словом «атмавидья», что можно перевести с санскрита как «видение первоосновы» (либо – другой вариант перевода – «знание о Душе»).

     Ведические  книги составлялись в течение  приблизительно девяти столетий (1500–600 лет до н. э.).

     Социальный  по своему происхождению институт каст был освящён авторитетом религии, и кастовые законы стали незыблемыми. Индивид, нарушивший законы касты, считался мятежником и парией.

     Ведические  книги традиционно разделяются  на четыре Веды: Ригведу (Веда гимнов), Самаведу (Веда напевов), Яджурведу (Веда жертвенных формул) и Атхарваведу (Веда заклинаний).

     В свою очередь каждая веда делится на несколько частей: исходной, основной частью каждой веды являютя самхиты (гимны в честь богов), впоследствии возникают брахманы (ритуальные предписания), араньяки (наставления лесным отшельникам), и, наконец, упанишады (тайное знание, философия; в дословном переводе – «сидеть около ног учителя»).

     Четыре  части вед: самхиты, брахманы, араньяки и упанишады – соответствуют четырем стадиям (ашрамы) жизни арийца ведийской эпохи:

     1) брахмачарина, или ученика, когда от него ждут изучения гимнов в честь богов; 2) грихастхи, или главы семьи, когда он должен выполнять обязанности, о которых говорится в брахманах, – как общественные, так и связанные с жертвоприношением; 3) ванапрастхи, или отшельника, когда у арийца рождался первый внук, он оставлял свои дела сыну и уходил в леса, так как наступало время молиться и размышлять о душе – в соответствии с наставлениями араньяков: жертвоприношения вытеснялись размышлениями; 4) саньясина, или аскета, у которого нет определенного жилища: после периода отшельничества необходимо отказаться от остатков собственности и, став нищим аскетом, странствовать и учить других открывшимся истинам. Аскет не имеет ни владений, ни собственности и стремится к единению с богом. Это период философии, то есть упанишад. 

Собственно  философские  воззрения  Древней

Индии  наиболее  полное  отражение  получили  в  Упанишадах,  но  первые

проблески  философского  подхода  к  действительности  прослеживаются  уже

в  сборниках  ведических  гимнов,  особенно  в  древнейшем  из  них  -

Ригведе. 

Главное  содержание  Ригведы  состоит из  торжественных песнопений,

заклинаний  и  молитв  (их  авторство  приписывается  древнеиндийским

поэтам  и  мудрецам  -  риши)  обращенных  к многочисленным  божествам

ведического  пантеона,  которые  олицетворяли  для древнего  индийца

прежде  всего  различные явления и процессы  природы.  Вместе  с тем,

в   Ригведе   находит   свое   отражение   неудовлетворенность

наивномифологическим  истолковнием  действительности,  уже высказываются

первые,  еще  робкие  сомнения  в  существовании  ведических  богов,

подвергаются  осмеянию  жреческие  ритуалы  и  обряды.  Мыслители  Древней

Индии  начинают  размышлять  о  первоначале  бытия,  о  происхождении

мироздания,  управляющих  им  закономерностях,  причинах  социальных

различий  и  т. п. 

   (Упанишады)

Конечно,    ведические    гимны    содержат    лишь    первые    зачатки рационалистической,  философской  мысли,  которые  вплетены  в  контекст

религиозно-мифологического  мировоззрения.  Но  Веды  положили начало

философской    традиции   в   Древней   Индии,   которая   выросла  из

комментирования  вед.  Ее  важнейшее  звено  -  Упанишады  (буквально

"сидеть  около",  т. е.  у  ног   учителя,  получая  наставления;  иногда

трактуется  как  "тайное,  сокровенное  учение").  По  форме  Упанишады

обычно  представляют  собой  диалог  мудреца-учителя  с  учеником,  либо

же  с человеком,  ищущим  истину  и становящимся  его учеником. 

Упанишад  насчитывается  в  общей  сложности  свыше  сотни,  но  главными

среди  них  являются  так  называемые  старые  Упанишады,  которых

Информация о работе Логика в Индии