Логика в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:35, реферат

Описание работы

Возникновению логики в Индии способствовали философские диспуты, на которых представители различных течений отстаивали свои взгляды и опровергали мнения оппонентов. Поэтому логика долгое время была тесно связана с риторикой, теорией ораторского искусства. В истории индийской логики выделяют три основных периода, по-разному очерчивая хронологические рамки. По В. Донченко - Первый период VI в. до н.э. - II-III вв. н.э.; - Второй период. II-III вв. - Х века; - Третий период: XII-XVII вв. По М. Коадаковим: - Первый период (ранняя буддийская логика) - VI-V вв. до н.э. - II вв. н.э.; - Второй период (деятельность школ вайшешика и ньяя) - ПИ-У века; - Третий период (расцвет буддистской логики) - VI-VIII вв.

Файлы: 1 файл

логика индии).docx

— 122.70 Кб (Скачать файл)

не  более  десятка.  Временем  их  создания  считаются  обычно  IX - VI

века  до  н. э.  Так  называемые  младшие  Упанишады  были  изданы

гораздо  позднее  (последние  века  до  н. э.  -  позднее  средневековье). 

В  Упанишадах  религиозно-мифологическое  мировоззрение  уже  теряет

свои  господствующие  позиции;  в  его  недрах  и  наряду  с  ним

возникают  другие  формы  общественного  сознания.  Так,  в  ряде  мест

говорится  о  существовании  нескольких  самостоятельных  видов  знания

(наук  -  видья),  в числе которых помимо  Вед и различного  рода

магических  искусств  упоминаются  хронология,  логика  (риторика),

этимология,  грамматика,  наука  чисел,  астрономия,  военная  наука. 

В  особую  область  знания  складывается  и  философия. Правда,  для

ее  обозначения  в  Упанишадах  еще  не  употребляется  самостоятельного

термина,  но  о  ее  наличии свидетельствует и сам факт  обсуждения

многих  чисто  философских  проблем,  и  неоднократные  заявления

мыслителей  Упанишад  об  отличии провозглашаемых ими знаний  не

только  от  ведической  мифологии  и  ритуализма,  но  также и от

обыденного  сознания  и  от  конкретных  наук,  которые  объявляются

низшим  видом  знания.  Вместе  с  тем  философия  в  Упанишадах  еще

сохраняет   сильную   зависимость   от   религиозно-мифологического

мировоззрения:  как  правило,  в  них  признаются  ведический  ритуализм

и  ведические  боги,  хотя  последние  подвергаются  уже  обычно

монотеистической  или  монистической  интерпретации;  на  первое  место

в  Упанишадах  выдвигается  второстепенное  и  эпизодическое  божество

ведического  пантеона  -  Брахман.  Содержанием  философии  в

Упанишадах  становится  обсуждение  таких фундаментальных проблем,

как  место  и  назначение  человека  в  системе  окружающего  бытия,

природа  внешнего  мира  и  человека,  характер  его  жизни  и  психики,

границы  и  возможности  его  познавательных  способностей,  нормы  его

поведения  и  т. д.  В  большинстве  случаев  рассмотрение  философской

проблематики  проводится  в  рамках  религиозно-мифологического

мировоззрения. 

Вместе  с  тем  в  Упанишадах  содержатся  сведения  и  об  учениях,

склонявшихся  к материализму  и атеизму и выступавших против

ведической  ортодоксии.  Обычно  эти  учения  объявляются  ошибочными,

ложными,  они подвергаются  ожесточенным  нападкам,  а их  авторство

приписывается  демонам  (асурам)  -  врагам  богов  (иногда,  впрочем,

сообщается,  что  эти  учения  созданы  самими  богами  для  введения

в  заблуждение  и  погибели  своих  врагов).  Не  удивительно  поэтому,

что  при  таком  отношении  господствующей  в Упанишадах  религиозно-

идеалистической  философии  к  оппозиционным  ей  учениям  последние

получили  здесь  крайне  скупое  освещение:  чаще  всего  они

представлены  лишь  в  виде  простого  упоминания,  без  раскрытия

их  позитивного  содержания. 

Среди  многих  вопросов  о  природе,  человеке  и  познании  в

Упанишадах  доминирует  проблема  первопричины,  первоначала бытия,

с  помощью  которого  объясняется происхождение всех  явлений

природы  и  человека.  Однако  по  Упанишадам  крайне  трудно

восстановить  исторический  ход  формирования  тех  понятий,

которые  полагались  в  качестве  такой  первопричины  всех  явлений.

Предположительно  можно  эти  понятия  расположить  в  такой

последовательности.  Пища  (анна)  как  основа  всякой  жизни,  сама

жизнь  (жизненное  дыхание  -  прана);  тот или иной  конкретный

вещественный  элемент  -  бхута,  чаще  всего вода,  или их

совокупность  -  вода,  воздух,  земля,  огонь  (иногда  добавляется

пятый  -  эфир,  или  акаша);  внутренняя  природа вещей -  свабхава;

упоминаются  учения,  считавшие  первопричиной  бытия  пространство

(акаша)  и время (кала);  в нескольких  местах  говорится о бытии

вообще  (сат)  и небытии  (асат)  как первопричине  всего сущего;

эпизодически  упоминается  понятие  материи  (пракрити,  прадхана),

хотя  его  содержание  не  раскрывается. 

Господствующее  место  в  Упанишадах  занимают  учения,  полагавшие

в  качестве  первопричины  и  первоосновы  бытия  духовное  начало  -

Брахман,  или  атман,  реже  -  пуруша.  Брахман и атман  употребляются

обычно  синонимически,  хотя  Брахман  чаще  служит  для  выражения

объективного  аспекта  конечной  реальности  (бог,  вездесущий  дух),

атман  -  субъективного ее  аспекта (душа).  Начиная с Упанишад,

Брахман  и  атман  становятся  центральными  понятиями всей  индийской

философии,  особенно  ее  идеалистических  учений  (прежде  всего  веданты). 

В  истолковании  природы  Брахмана  и  атмана  и их  отношения к

материальному  миру  различные  тексты  Упанишад  дают  далеко  не

однозначные  решения.  В  одних  Брахман  и  атман  рассматриваются

как  бог-творец  и  правитель  мира,  а  в  других  трактуются

пантеистически,  отождествляются либо  с одним,  либо  поочередно

со  всеми  материальными  первопричинами  мира  (пищей,  дыханием,

вещественными  первоэлементами  и т. д.),  либо  же  со  всем  миром

в  целом,  что  сближает  такую  трактовку  с  материалистическим

воззрением.  Однако  в  большинстве  текстов  Упанишад  преобладает

абсолютно  идеалистическая  интерпретация  Брахмана-атмана:  они

рассматриваются  как  духовный  абсолют,  бестелесная первопричина

мира  и  внутренняя  сущность  всех  его  проявлений  и  процессов.

Центральная  идеалистическая  идея  Упанишад  состоит  в

провозглашении  тождества этой  духовной  сущности  в человеке

и природе.  Наиболее  кратко  это  тождество  субъекта  и  объекта

выражено  в  знаманитом  изречении Упанишад:  "Тат твам  аси"

("Ты  есть  то",  или  "Ты  -  одно  с тем"). 

Серьезные  расхождения  наблюдаются  в  Упанишадах  и  при  более

детальном  раскрытии  природы Брахмана-атмана.  В одних случаях

он  описывается  как  чистый  дух,  лишенный  всех  эмпирических

качеств  и  определений  (нети-нети,  т. е.  не  то,  не  то),

в  других  он  наделяется  рядом  антропоморфных  качеств,  чаще

всего  бытием,  сознанием,  блаженством  (сат-чит-ананда);  в одних

случаях  он  имманентен  миру,  в других  -  трансцендентен  ему,

в  третьих  говорится  о  его  имманентности  и  трансцендентности

одновременно.  Во  многих  текстах  утверждается  тройственная,

триадичная  природа Брахман-атмана,  символизируемая священным

словом  аум  (ом),  либо  же  понятиями сатиям  (истина),  джалан

(все   это)  и  др. 

Уже  из  беглого  рассмотрения  концепции  Брахмана-атмана  видно,

что  Брахман-атман  представляет  собой сложную  синкретическую

категорию,  в  которой  концентрируются  такие  понятия,  как

причина  -  следствие,  сущность -  явление,  форма  -  содержание,

общее  -  единичное,  субъект  -  объект,  трансцендентное  -

имманентное,  субстанциальность бытия. 

Рассмотрению  собственно  материального  мира  в  Упанишадах

уделяется  сравнительно  мало  внимания,  и  в  его  трактовке

наблюдается  гораздо  меньшее  разнообразие  концепций.  Более

или  менее  общим  является  признание  изменчивости,  непостоянства

всех  материальных  процессов,  их  временного,  преходящего,

а  потому  неистинного  характера;  они  объявляются  лишь

проявлением,  модификацией  духовного  абсолюта  и различаются

лишь  по  имени  и  форме  (намарупа).  В ряде  текстов говорится

о  периодически  повторяющихся  циклах  возникновения,  созидания

реальной  действительности  и  ее  последующем  уничтожении,

растворении  в Брахмане-атмане;  символом  этой  цикличности бытия

выступает  обычно  образ  вечно  вращающегося  колеса  (чакра).  Мир

в  целом  и  все  конкретные  вещи  в  нем  признаются  состоящими

из  четырех  или  пяти  вещественных  первоэлементов.  Принцип

мировой  закономерности  выражается  в  концепции  дхармы,  которая

в  отличие  от  ведической  концепции  риты  -  универсального

космического  миропорядка  -  приобретает  больше  субъективную,

нравственно-этическую  окраску.  В  некоторых  учениях  проводится

идея  развития  мира  из  первоначально недифференцированного

бытия,  проходящего  через  ряд  последовательных  стадий  (жар,

вода,  земля,  или  газообразное,  жидкое,  твердое)  вплоть  до

многообразия  реальной  действительности,  включая  психические  и

духовные  феномены. 

Рассмотрение  психических, душевных  явлений  занимает  довольно

видное  место  в  Упанишадах.  В  них  признается  сложная  структура

человеческой  психики,  раскрываются  различные  ее  компоненты

(сознание,  воля,  память,  дыхание,  чувства   и  др.),  их

соотношение  и  взаимодействие.  Здесь  мыслители  Упанишад  добиваются

довольно  серьезных  результатов,  например  при  описании  различных

состояний  сознания  (бодрствующее,  легкий  сон,  глубокий  сон,

чистое  сознание  -  турия),  при соотнесении чувств  с

эквивалентными  им  стихиями  или  первоэлементами  внешнего  мира

и т. д.  Упоминаются  взгляды,  согласно  которым  душа  (атман)

тождественна  телу. 

Информация о работе Логика в Индии