Логика в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:35, реферат

Описание работы

Возникновению логики в Индии способствовали философские диспуты, на которых представители различных течений отстаивали свои взгляды и опровергали мнения оппонентов. Поэтому логика долгое время была тесно связана с риторикой, теорией ораторского искусства. В истории индийской логики выделяют три основных периода, по-разному очерчивая хронологические рамки. По В. Донченко - Первый период VI в. до н.э. - II-III вв. н.э.; - Второй период. II-III вв. - Х века; - Третий период: XII-XVII вв. По М. Коадаковим: - Первый период (ранняя буддийская логика) - VI-V вв. до н.э. - II вв. н.э.; - Второй период (деятельность школ вайшешика и ньяя) - ПИ-У века; - Третий период (расцвет буддистской логики) - VI-VIII вв.

Файлы: 1 файл

логика индии).docx

— 122.70 Кб (Скачать файл)

Центральный  вопрос  в  теории  познания  Упанишад  -  разделение

знания  на  два  вида:  низшее  и  высшее.  Низшее  знание  -

это  знание  эмпирической  действительности,  которое  считается

знанием  отрывочным, фрагментарным,  а  потому  неистинным.  Высшее

знание  -  это  знание  духовного  абсолюта,  которое рассматривается

как  восприятие  бытия  в  его  целостности  и  главным  средством

приобретения  которого  служит,  как правило,  мистическая интуиция;

здесь  большое  значение  придается  обычно  йогической  практике.

Именно  это  знание  дает  власть  над  миром. 

В  Упанишадах  отсутствует  обсуждение  чисто  логических  проблем,

но  косвенно  можно  установить,  что  мыслителям  того  времени

были  известны  такие  логические  приемы,  как  аналогия,

целенаправленный    эксперимент,    разложение    явления   на

противоположные  элементы  и  др. 

В  области  этики  в  Упанишадах  преобладает  проповедь  пассивно-

созерцательного  отношения  к  миру:  высшим  счастьем  провозглашается

избавление  души  от  всяких  мирских  привязанностей  (мокша,  мукти).

В  то  же  время  встречаются  и  призывы  к  активному  участию  в

жизни.  В  Упанишадах  проводится  различие  между  материальными  и

духовными  ценностями,  между  благом  как  спокойным  состоянием

души  и  низменной  погоней  за  чувственными  удовольствиями. 

Впервые  в  Упанишадах  большую  роль  начинают  играть  концепции

переселения  душ  (самсара)  и воздаяния за  прошлые действия  (карма);

в  этих  концепциях  наряду  с  религиозно-идеалистическим  содержанием

имеются  и  рациональные  моменты:  стремление  установить  причинно-

следственную  связь  в  цепи  человеческих  поступков,  зависимость

деятельности  от  сознания  и  воли,  от  общественного  положения

человека.  Поведение  человека  определяется  нравственным  законом

дхармы,  предписывающим  соблюдать  установленные  для  каждой  варны

обязанности  и  стадии  жизни  (варнашрама). 

Социальные  воззрения  в  Упанишадах  представлены  крайне  скудно.

Главное  в  них  -  признание  незыблемости  варнового  (кастового)

деления  людей. 

Упанишады  сыграли  огромную  роль  во  всей  истории  индийской

философии  -  от  древности  до  наших  дней.  В  них  были

провозглашены  основные  мировоззренческие  идеи  и  концепции,

которые  в  последующие  периоды  получили  более  детальную  и

конкретную  разработку.  Упанишады  стали  как  бы  общим  фундаментом

всех  последующих  философских  учений:  большинство  из  них  считали

себя  продолжателями  их  наследия.  Даже  учения,  выступавшие

против  ведической  традиции  (материализм  чарвака-локаяты,  буддизм,

джайнизм),  либо  возводили  к  ним  свои  исходные  принципы,  либо

так  или  иначе,  позитивно  или  негативно,  вовлекали  их  в  сферу

своей  проблематики. 

222222222222222. К середине 1-го тысячелетия до нашей эры в Индии сформировалась кастовая система (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, которые произошли от Пуруши: брахманы – из его уст, кшатрии – из рук, вайшьи – из бёдер, а самые бесправные шудры – из ног). К этому же времени относится и создание Упанишадов – собственно философской части Вед. Упанишады (буквально означает "сидеть около", "тайные учения") – это собрания философских рассуждений на различные темы и разных авторов.

В Упанишадах насчитывается 108 стихов. В этих стихах уже наблюдается отход от чисто  ведических идей: вместо ритуалов и  обрядов, характерных для Вед, в  Упанишадах акцент переносится на внутренний мир человека; его переживания  и интересы. В Упанишадах встречаются  вопросы, обращенные к внутреннему  миру человека и стимулирующие его  познавательную деятельность. Вот один из образов такого рода вопросов: "Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся ... по чьему повелению  существуем мы здесь то в страданиях, то в удовольствиях? Будет ли этому  причиной время или природа, или  необходимость, или случайность, или  элементы, или тот, кто называется Пуруша, человек, представляющий собой верховный дух"

В центре Упанишадов – учение о природе мировой души, о единстве Брахмы (универсальном принципе бытия, безличном сущем первооснове бытия) и атмана (духовной сущности каждого индивида, души), о выборе пути для достижения мокши (преодоление человеком зависимости от мира, вовлеченности в круг рождений и смертей. С освобождением связано состояние высшего блаженства, радости, ощущения полной слитности человека с творцом и творением. Достигшие мокши освобождаются от желаний, полностью постигают Атман и "проникают во всё"; "Я" неотделимо от бога и субъект от объекта. В мире всё конечно. Ценным является лишь отражение вечного. Таким вечным является Брахма. О Брахме следует сказать особо. Брахма – это один из трёх высших богов – созидателей в брахманизме и индуизме. Он творец Вселенной и всего сущего , но вместе с тем он – высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, являющееся первопричиной мира и всего того, что в нём находится. Брахма - вне пространства и времени, вне причин и следствий, невидимый и неслышимый, безначальный и бесконечный, непостижим сознанием человека. Можно познать Брахму, лишь высшей религиозной интуицией. Вне Брахмы ничего нет, но всё, что есть в бытии, заключено в Брахме как в зародыше, из которого развивается весь реальный мир. Подлинная универсальность Брахмы достигается через осознание им самого себя, приобретении им субъективного аспекта в самопознании – учение о тождестве Брахмы и атмана, объекта и субъекта, мира и души. Это тождество выражается в формуле " этот атман есть Брахма", "это Брахма, это атман". При этом Брахма соотносителен с атманом, но отнюдь не всегда тождественен ему. Реальность Брахмы является как бесконечное осознание самого себя и как высшее блаженство.

Следует заметить, что в ведической философской  и религиозной литературе есть понятие "Брахман". Брахманами называли слушателей Брахмы – жрецов и исполнителей жертвоприношений, а также толкователей Вед.

Важная составная  часть Упанишадов как учения является концепция круговорота жизни (самсара) и закон воздаяния за земную жизнь (карма). Круговорот жизни понимается как бесконечная цепь перерождений (реинкарнация), присущая как природе, так и человеку. Каждый индивид должен был уяснить для себя, что его жизнь есть звено в цепи перерождений. И ни один его поступок, как хороший, так и плохой, не останется вне поля зрения кармы или закона воздаяния. И что настоящая его жизнь является лишь зародышем будущей жизни. Тот человек, утверждают Упанишады, который вел добродетельную высоконравственную жизнь, имеет возможность в будущей жизни быть воплощенным в телесную оболочку брахмана, кшатрия или вайшья. И наоборот, человек, нарушающий законы природы и жизни, рискует быть воплощенным в телесную оболочку злого и страшного зверя.

Реинкарнация  вечна и все жизненные процессы подчинены ей. Душа (атман), покидающая телесную оболочку под влиянием кармы, вынуждена постоянно возвращаться в круговорот, искать следующие воплощения. Такое учение о реинкарнации как процессе свидетельствует о неуничтожимости: "уничтожение" и "возникновение" не затрагивают действительной сущности вещей, а приходят лишь колебания внешней оболочки. И все это означает, в конечном счете, что смерть не несет в себе чего-то противоестественного жизни, она - лишь многократный переход к её продолжению.

Целью и смыслом  жизни каждого индуса является достижение Нирваны. Нирвана (санскр.- остывание, угасание, затухание) – означает идеальное состояние отрешенности человека от окружающего мира, характеризующееся утратой чувства "Я", ощущение себя как личности, индивидуального сознания. Личностное растворяется в Абсолюте (Брахме), перестает существовать и осознавать как нечто отдельное и индивидуальное.

К состоянию  Нирваны ведет медитация (глубокое сосредоточение человека на своем собственном  мире, концентрация внимания и сознания на себе самом при максимальной отстраненности от внешних воздействий и чувственных  внутренних побуждений). Медитирующий наблюдает за своими биологическими и интеллектуальными процессами как бы со стороны, постепенно отрешаясь от обыденных чувств, желаний и переживаний. Для него становятся безразличными чувственные удовольствия, состояние сознания и собственное будущее. Для него не существует ни боль, ни радость, ни наслаждение.

Остается  ясность ума и невозмутимость.

Состояние Нирваны  наступает как "беззначимость, нестановление и небытие". Объект и субъект знания исчезают. Это состояние невозможно точно идентифицировать, так как аналогичный опыт отсутствует. А поэтому оно может быть охарактеризовано как отрицание: "не то и не это".

Человек достигший Нирваны (как правило, это мудрец), разрывает связи, удерживавшие его в повседневной жизни и он перестает рождаться вновь. Цепь перерождений завершается.

Упанишады оказали  большое влияние на процесс формирования мышления народов Индии в последующие  времена. А учение о реинкарнации, карме, атмане оказалось базисным для всех последующих философских и религиозных учений, за исключением материалистических. Из Упанишадов вышли и такие философские школы как миманса, вайшешика, ньяя, йога, веданта, санкхья. 
 

  Логика  Индии  в древности (мак).

  Древнейший  литературный памятник Индии Веды создавался в течение II и начала I тысячелетия до н. э. (наиболее древней частью Вед является Ригведа). Вначале, на протяжении многих веков Веды сохранялись в устной передаче.

  Период  Вед был временем разложения родового строя и зарождения классового общества в Индии. На основе все более усиливавшегося имущественного неравенства происходил процесс расслоения общества на богатую знать и эксплуатируемую массу общинников и рабов. Этот процесс ускоряется с появлением железа в I тысячелетии до н. э. и приводит к формированию классового общества, которое в Индии принимает форму кастового строя. В период Вед господствующей религией был брахманизм. В конце VI в. до н. э. появляется буддизм, бывший первоначально социальным движением, направленным против господства высшей касты жрецов-брахманов и против кастового строя вообще.

Но вскоре буддизм становится идеологией господствующего  класса рабовладельцев. Рабовладельческие  государства возни кают в Индии с X—VII вв до н. э., и рабовладельческая формация господствует там до VI—VII вв. н. э. В IV—III вв. до н. э. буддизм одерживает победу над брахманизмом и сохраняет свое положение господствующей религии в течение почти тысячелетия, после чего в IV—VI вв. н. э. вновь оживает брахманизм, преобразовываясь в религию индуизма. С XI в. н. э. буддизм в Индии фактически исчезает, продолжая свое существование в других странах Восточной и Юго-Восточной Азия, в которых он распространился из Индии.

  Наряду  с брахманизмом и буддизмом в  Древней Индии с VI в. до н. э. начинает развиваться материалистическое мировоззрение.

   История логики в Древней Индии тесно  связана с развитием философии. Зачатки философского мышления встречаются  здесь уже в Ригведе. С целью разъяснения Вед появляются Упанишады, прозаические трактаты брахманов, в которых развиваются многие положения, содержащиеся в Ведах. Основными идеями брахманизма являются учения о майе (множественный и изменчивый мир явлений служит покровом, за которым скрывается истинно сущее), о брахмане как единственном истинно сущем (существует лишь единая, неделимая духовная субстанция брахман, которая отождествляется с мировой душой; брахман —«всесущее», «всеединое», «в нем нет никакой множественности») и об атмане (душа человека, которая, достигая высшего познания, постигает свое тождество с мировой душой). Брахманизм считает чувственный мир не имеющим ценности и полным страданий, спасение от которых он видит в бегстве от мира, в аскетизме.

  Философия как самостоятельная отрасль  знания возникает в Индии в  VI в. до н. э., когда чисто религиозное объяснение мира уже не может удовлетворять требованиям, выдвигаемым нарождающимся научным знанием. Возникает наивно-материалистический и стихийно-диалектический взгляд на мир, начинает развертываться острая борьба между материалистической философией и идеализмом. Быстро возрастает число философских систем. Индийский ученый Мадхава (Madhava) в своем сочинении «Обзор всех систем», вышедшем около 1350 г. н. э., насчитывает 16 школ древнеиндийской философии. В этом перечне на первом месте стоит школа ч а р в а к а.

Информация о работе Логика в Индии