Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:35, реферат
Возникновению логики в Индии способствовали философские диспуты, на которых представители различных течений отстаивали свои взгляды и опровергали мнения оппонентов. Поэтому логика долгое время была тесно связана с риторикой, теорией ораторского искусства. В истории индийской логики выделяют три основных периода, по-разному очерчивая хронологические рамки. По В. Донченко - Первый период VI в. до н.э. - II-III вв. н.э.; - Второй период. II-III вв. - Х века; - Третий период: XII-XVII вв. По М. Коадаковим: - Первый период (ранняя буддийская логика) - VI-V вв. до н.э. - II вв. н.э.; - Второй период (деятельность школ вайшешика и ньяя) - ПИ-У века; - Третий период (расцвет буддистской логики) - VI-VIII вв.
Центральный вопрос в теории познания Упанишад - разделение
знания на два вида: низшее и высшее. Низшее знание -
это знание эмпирической действительности, которое считается
знанием отрывочным, фрагментарным, а потому неистинным. Высшее
знание - это знание духовного абсолюта, которое рассматривается
как восприятие бытия в его целостности и главным средством
приобретения которого служит, как правило, мистическая интуиция;
здесь большое значение придается обычно йогической практике.
Именно
это знание дает власть над
миром.
В Упанишадах отсутствует обсуждение чисто логических проблем,
но косвенно можно установить, что мыслителям того времени
были известны такие логические приемы, как аналогия,
целенаправленный эксперимент, разложение явления на
противоположные
элементы и др.
В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-
созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается
избавление души от всяких мирских привязанностей (мокша, мукти).
В то же время встречаются и призывы к активному участию в
жизни. В Упанишадах проводится различие между материальными и
духовными ценностями, между благом как спокойным состоянием
души и
низменной погоней за чувственными
удовольствиями.
Впервые в Упанишадах большую роль начинают играть концепции
переселения душ (самсара) и воздаяния за прошлые действия (карма);
в этих концепциях наряду с религиозно-идеалистическим содержанием
имеются и рациональные моменты: стремление установить причинно-
следственную связь в цепи человеческих поступков, зависимость
деятельности от сознания и воли, от общественного положения
человека. Поведение человека определяется нравственным законом
дхармы, предписывающим соблюдать установленные для каждой варны
обязанности
и стадии жизни (варнашрама).
Социальные воззрения в Упанишадах представлены крайне скудно.
Главное в них - признание незыблемости варнового (кастового)
деления
людей.
Упанишады сыграли огромную роль во всей истории индийской
философии - от древности до наших дней. В них были
провозглашены основные мировоззренческие идеи и концепции,
которые в последующие периоды получили более детальную и
конкретную разработку. Упанишады стали как бы общим фундаментом
всех последующих философских учений: большинство из них считали
себя продолжателями их наследия. Даже учения, выступавшие
против ведической традиции (материализм чарвака-локаяты, буддизм,
джайнизм), либо возводили к ним свои исходные принципы, либо
так или иначе, позитивно или негативно, вовлекали их в сферу
своей проблематики.
222222222222222. К середине 1-го тысячелетия до нашей эры в Индии сформировалась кастовая система (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, которые произошли от Пуруши: брахманы – из его уст, кшатрии – из рук, вайшьи – из бёдер, а самые бесправные шудры – из ног). К этому же времени относится и создание Упанишадов – собственно философской части Вед. Упанишады (буквально означает "сидеть около", "тайные учения") – это собрания философских рассуждений на различные темы и разных авторов.
В Упанишадах насчитывается 108 стихов. В этих стихах уже наблюдается отход от чисто ведических идей: вместо ритуалов и обрядов, характерных для Вед, в Упанишадах акцент переносится на внутренний мир человека; его переживания и интересы. В Упанишадах встречаются вопросы, обращенные к внутреннему миру человека и стимулирующие его познавательную деятельность. Вот один из образов такого рода вопросов: "Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся ... по чьему повелению существуем мы здесь то в страданиях, то в удовольствиях? Будет ли этому причиной время или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот, кто называется Пуруша, человек, представляющий собой верховный дух"
В центре Упанишадов – учение о природе мировой души, о единстве Брахмы (универсальном принципе бытия, безличном сущем первооснове бытия) и атмана (духовной сущности каждого индивида, души), о выборе пути для достижения мокши (преодоление человеком зависимости от мира, вовлеченности в круг рождений и смертей. С освобождением связано состояние высшего блаженства, радости, ощущения полной слитности человека с творцом и творением. Достигшие мокши освобождаются от желаний, полностью постигают Атман и "проникают во всё"; "Я" неотделимо от бога и субъект от объекта. В мире всё конечно. Ценным является лишь отражение вечного. Таким вечным является Брахма. О Брахме следует сказать особо. Брахма – это один из трёх высших богов – созидателей в брахманизме и индуизме. Он творец Вселенной и всего сущего , но вместе с тем он – высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, являющееся первопричиной мира и всего того, что в нём находится. Брахма - вне пространства и времени, вне причин и следствий, невидимый и неслышимый, безначальный и бесконечный, непостижим сознанием человека. Можно познать Брахму, лишь высшей религиозной интуицией. Вне Брахмы ничего нет, но всё, что есть в бытии, заключено в Брахме как в зародыше, из которого развивается весь реальный мир. Подлинная универсальность Брахмы достигается через осознание им самого себя, приобретении им субъективного аспекта в самопознании – учение о тождестве Брахмы и атмана, объекта и субъекта, мира и души. Это тождество выражается в формуле " этот атман есть Брахма", "это Брахма, это атман". При этом Брахма соотносителен с атманом, но отнюдь не всегда тождественен ему. Реальность Брахмы является как бесконечное осознание самого себя и как высшее блаженство.
Следует заметить, что в ведической философской и религиозной литературе есть понятие "Брахман". Брахманами называли слушателей Брахмы – жрецов и исполнителей жертвоприношений, а также толкователей Вед.
Важная составная часть Упанишадов как учения является концепция круговорота жизни (самсара) и закон воздаяния за земную жизнь (карма). Круговорот жизни понимается как бесконечная цепь перерождений (реинкарнация), присущая как природе, так и человеку. Каждый индивид должен был уяснить для себя, что его жизнь есть звено в цепи перерождений. И ни один его поступок, как хороший, так и плохой, не останется вне поля зрения кармы или закона воздаяния. И что настоящая его жизнь является лишь зародышем будущей жизни. Тот человек, утверждают Упанишады, который вел добродетельную высоконравственную жизнь, имеет возможность в будущей жизни быть воплощенным в телесную оболочку брахмана, кшатрия или вайшья. И наоборот, человек, нарушающий законы природы и жизни, рискует быть воплощенным в телесную оболочку злого и страшного зверя.
Реинкарнация вечна и все жизненные процессы подчинены ей. Душа (атман), покидающая телесную оболочку под влиянием кармы, вынуждена постоянно возвращаться в круговорот, искать следующие воплощения. Такое учение о реинкарнации как процессе свидетельствует о неуничтожимости: "уничтожение" и "возникновение" не затрагивают действительной сущности вещей, а приходят лишь колебания внешней оболочки. И все это означает, в конечном счете, что смерть не несет в себе чего-то противоестественного жизни, она - лишь многократный переход к её продолжению.
Целью и смыслом жизни каждого индуса является достижение Нирваны. Нирвана (санскр.- остывание, угасание, затухание) – означает идеальное состояние отрешенности человека от окружающего мира, характеризующееся утратой чувства "Я", ощущение себя как личности, индивидуального сознания. Личностное растворяется в Абсолюте (Брахме), перестает существовать и осознавать как нечто отдельное и индивидуальное.
К состоянию
Нирваны ведет медитация (глубокое
сосредоточение человека на своем собственном
мире, концентрация внимания и сознания
на себе самом при максимальной отстраненности
от внешних воздействий и
Остается ясность ума и невозмутимость.
Состояние Нирваны наступает как "беззначимость, нестановление и небытие". Объект и субъект знания исчезают. Это состояние невозможно точно идентифицировать, так как аналогичный опыт отсутствует. А поэтому оно может быть охарактеризовано как отрицание: "не то и не это".
Человек достигший Нирваны (как правило, это мудрец), разрывает связи, удерживавшие его в повседневной жизни и он перестает рождаться вновь. Цепь перерождений завершается.
Упанишады оказали
большое влияние на процесс формирования
мышления народов Индии в последующие
времена. А учение о реинкарнации,
карме, атмане оказалось базисным для
всех последующих философских и религиозных
учений, за исключением материалистических.
Из Упанишадов вышли и такие философские
школы как миманса, вайшешика, ньяя, йога,
веданта, санкхья.
Логика Индии в древности (мак).
Древнейший литературный памятник Индии Веды создавался в течение II и начала I тысячелетия до н. э. (наиболее древней частью Вед является Ригведа). Вначале, на протяжении многих веков Веды сохранялись в устной передаче.
Период Вед был временем разложения родового строя и зарождения классового общества в Индии. На основе все более усиливавшегося имущественного неравенства происходил процесс расслоения общества на богатую знать и эксплуатируемую массу общинников и рабов. Этот процесс ускоряется с появлением железа в I тысячелетии до н. э. и приводит к формированию классового общества, которое в Индии принимает форму кастового строя. В период Вед господствующей религией был брахманизм. В конце VI в. до н. э. появляется буддизм, бывший первоначально социальным движением, направленным против господства высшей касты жрецов-брахманов и против кастового строя вообще.
Но вскоре буддизм становится идеологией господствующего класса рабовладельцев. Рабовладельческие государства возни кают в Индии с X—VII вв до н. э., и рабовладельческая формация господствует там до VI—VII вв. н. э. В IV—III вв. до н. э. буддизм одерживает победу над брахманизмом и сохраняет свое положение господствующей религии в течение почти тысячелетия, после чего в IV—VI вв. н. э. вновь оживает брахманизм, преобразовываясь в религию индуизма. С XI в. н. э. буддизм в Индии фактически исчезает, продолжая свое существование в других странах Восточной и Юго-Восточной Азия, в которых он распространился из Индии.
Наряду с брахманизмом и буддизмом в Древней Индии с VI в. до н. э. начинает развиваться материалистическое мировоззрение.
История логики в Древней Индии тесно связана с развитием философии. Зачатки философского мышления встречаются здесь уже в Ригведе. С целью разъяснения Вед появляются Упанишады, прозаические трактаты брахманов, в которых развиваются многие положения, содержащиеся в Ведах. Основными идеями брахманизма являются учения о майе (множественный и изменчивый мир явлений служит покровом, за которым скрывается истинно сущее), о брахмане как единственном истинно сущем (существует лишь единая, неделимая духовная субстанция брахман, которая отождествляется с мировой душой; брахман —«всесущее», «всеединое», «в нем нет никакой множественности») и об атмане (душа человека, которая, достигая высшего познания, постигает свое тождество с мировой душой). Брахманизм считает чувственный мир не имеющим ценности и полным страданий, спасение от которых он видит в бегстве от мира, в аскетизме.
Философия как самостоятельная отрасль знания возникает в Индии в VI в. до н. э., когда чисто религиозное объяснение мира уже не может удовлетворять требованиям, выдвигаемым нарождающимся научным знанием. Возникает наивно-материалистический и стихийно-диалектический взгляд на мир, начинает развертываться острая борьба между материалистической философией и идеализмом. Быстро возрастает число философских систем. Индийский ученый Мадхава (Madhava) в своем сочинении «Обзор всех систем», вышедшем около 1350 г. н. э., насчитывает 16 школ древнеиндийской философии. В этом перечне на первом месте стоит школа ч а р в а к а.