Законы и принципы логики. Основные и неосновные законы логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:56, реферат

Описание работы

При этом мышлении, выступая как специфическое отражение объективной реальности в сознании человека, протекает не хаотично, а закономерно. Это означает, что элементы мысли, как и мысль в целом, находятся в закономерной связи между собой. Вот почему логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.

Файлы: 1 файл

logika.docx

— 31.04 Кб (Скачать файл)

Сформулированное требование закона противоречия выражает объективные  свойства самих вещей. Как мы уже  отмечали, любой предмет качественно  определен. Качественная определенность означает, что присущие предмету свойства, а также и само его существование, не могут быть и не быть, принадлежать и не принадлежать ему в одно и  то же время в одном и том  же отношении. В противном случае предмет не был бы самим собою, потерял бы свою определенность и практическую значимость в общественной жизни. Например: "Этот человек храбр" и "Этот человек труслив"; "Эта война справедлива" и "Эта война несправедлива".

В процессе своей деятельности люди давно обнаружили данную закономерность, и это сказалось на формировании структурных особенностей правильной мысли. Если в самой действительности каждый предмет не может одновременно иметь и не иметь одно и то же свойство, то и человеческая мысль, если она стремится быть истинной, тоже должна своей логической формой отражать объективный порядок и  связь вещей.

При этом необходимо иметь в виду, что закон противоречия действует  в определенных границах, он распространяется не на все суждения, а только на несовместимые. Напомним, что несовместимыми называются суждения, которые одновременно не могут быть истинными. Несовместимость бывает двух видов: противоположная ("Этот человек трудолюбивый" - "Этот человек ленивый"; "Все планеты внутри холодные" - "Все планеты внутри горячие") и противоречащая ("Этот студент - экономист" - "Этот студент не является экономистом"; "Все планеты внутри холодные" -"Некоторые планеты не являются внутри холодными").

Закон исключенного третьего. Сущность закона: два противоречащих исключенного суждения и тоже время и в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными или ложными. Одно - необходимо истинно, а другое - ложно; третьего быть не может. Записывается: или а, или не-а.

Реально такие связи образуются из следующих пар суждений:

- "Это S есть Р" и "Это S не есть Р" (единичные суждения);

- "Все S есть Р" и "Некоторые  S не есть Р" (суждения А и Q),

- "Ни одно S не есть Р"  и "Некоторые S есть ^"(суждения Е и I).

Подобно закону противоречия закон  исключенного третьего отражает последовательность и противоречивость мышления. Он не допускает противоречий в мыслях и устанавливает, что два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными (на это указывает и  закон противоречия), но и одновременно ложными. Если ложно одно из них, то другое необходимо истинно.

Этот закон с иронией обыгрывается в художественной литературе. Причина  иронии понятна. Сказать: "Нечто есть и его нет", значит, ровным счетом ничего не сказать. Смешно, если кто-то этого не знает. Например, в "Мещанине во дворянстве" Ж.-Б. Мольера есть такой диалог:

Г-н Журден. ...А теперь я должен открыть вам секрет. Я влюблен  в одну великосветскую даму, и мне  бы хотелось, чтобы вы помогли мне  написать ей записочку, которую я  собираюсь уронить к ее ногам.

Учитель философии. Отлично.

Г-н Журден. Ведь правда, это будет  учтиво?

Учитель философии. Конечно. Вы хотите написать ей стихи?

Г-н Журден. Нет-нет, только не стихи.

Учитель философии. Вы предпочитаете  прозу?

Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.

Учитель философии. Так нельзя: или  то, или другое.

Г-н Журден. Почему?

Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе как прозой или  стихами.

Г-н Журден. Не иначе как прозой или стихами?

Учитель философии. Не иначе сударь. Все, что не проза, то стихи, а что  не стихи, то проза.

Закон исключенного третьего не указывает, какое из двух противоречивых суждений будет истинным по своему содержанию. Этот вопрос решается практикой, устанавливающей  соответствие или несоответствие суждений объективной действительности. Он только ограничивает круг исследования истины двумя взаимоисключающими альтернативами и способствует формально правильному  разрешению возникшего противоречия. Именно поэтому для установления истинности, например, общего утверждения  о чем-либо не всегда нужна (часто  она просто невозможна) проверка всего  круга явлений. В этом случае достаточно привести частноотрицательное суждение, чтобы опровергнуть общее утверждение и таким образом найти правильный путь решения проблемы.

Значение закона состоит в том, что он указывает направление  в отыскании истины: возможно только два решения вопроса "или-или", причем одно из них (и только одно) необходимо истинно.

Закон исключенного третьего требует  ясных, определенных ответов, указывая на невозможность отвечать на один и тот же вопрос в одном и  том же смысле и "да", и "нет", на невозможность искать нечто среднее  между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого. Как это, например, делает один мудрец, к которому пришел крестьянин, поспоривший со своим соседом. Изложив суть спора, крестьянин спрашивает: "Кто прав?" Мудрец ответил: "Ты прав". Через некоторое время к мудрецу пришел второй из споривших. Он тоже рассказал о споре и спросил: "Кто прав?" Мудрец ответил: "Ты прав". Как же так? - спросила мудреца жена. Тот прав и другой прав?" "И ты права, жена", - ответил мудрец.

Согласно этому закону, необходимо уточнять наши понятия, чтобы можно  было давать ответы на альтернативные вопросы. Например: "Является ли данная система знаков языком или она  не является языком?" Если бы понятие "язык" не было точно определено, то в некоторых случаях на этот вопрос невозможно было бы ответить. Возьмем  другой вопрос: "Солнце взошло или  не взошло?" Представим себе такую  ситуацию: солнце наполовину вышло  из-за горизонта. Как ответить на этот вопрос? Закон исключенного третьего требует, чтобы понятия уточнялись для возможности давать ответы на такого рода вопросы. В случае с восходом солнца мы можем, например, договориться считать, что солнце взошло, если оно чуть-чуть показалось из-за горизонта. В противном случае следует считать, что оно не взошло.

Уточнив понятия, мы можем сказать  о двух суждениях, одно из которых  является отрицанием другого. Одно из них обязательно истинно, другое - ложно; третьего варианта не дано, не может быть.

Закон достаточного основания. Сущность закона: всякая мысль может быть признана истинной только тогда, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована. Записывается: А есть потому, что есть В. В приведенной логической схеме данного закона:

- А - это логическое следствие,  т.е. мысль, которая вытекает  из предыдущей мысли;

- В - логическое основание, т.е.  мысль, из которой вытекает  другая мысль.

Человек во всей своей практической деятельности и в процессе рассуждений  руководствуется каким-либо основанием. В конечном счете они могут быть представлены в виде достоверных фактов, правил и законов науки. Кроме них существует в нашем обиходе конкретные принципы, правила и положения, которые ранее признаны истинными и проверены практикой. Быть последовательным означает выдвигать исходные суждения на достаточном основании и смело делать выводы, вытекающие из этих суждений.

Закон достаточного основания является отражением всеобщей взаимосвязи, существующей между предметами и явлениями  в окружающем мире. Предметы и явления  действительности связаны таким  образом, что часто знание наличия  одного из них может быть основанием для значения другого. Например, знание о том, что в Анголе (где свыше 98% населения составляют народы языковой группы нигер-конго) официальный язык - португальский, является основанием для утверждения о том, что эта страна была колонией Португалии. Поэтому, обосновывая истинность того или иного положения при помощи других положений, мы опираемся на необходимые связи самих предметов, которые отражены в этих положениях.

Таким образом, достаточное основание - это любая другая мысль, уже проверенная  и признанная истинной, из которой  с необходимостью вытекает истинность другой мысли.

Выдвигая общее положение о  необходимости достаточного основания, логика не дает определенных указаний, при каких условиях основание  можно считать достаточным. Здесь  помогает практика.

Неосновные законы – это законы, связанные лишь с определенной логической формой. Но без действия этих законов нельзя уяснить ни связь суждений, ни логического следования, ни доказательства. Они формулируются в логике в виде правил, схем построения мысли, и будут рассматриваться во всех последующих разделах при анализе основных форм мышления.

Принципы  логики.

Чтобы убедиться, что все сказанное  выше о трех видах научной логики не голословные, а вполне надежные утверждения, обратимся к анализу основных принципов (фундаментальных законов) каждого из этих видов. 

Формальная логика имеет четыре основных принципа. Обычно ее представители формулируют свои принципиальные положения узко - только для сферы мышления, ибо опасаются, что за пределами сознания господствуют совсем другие фундаментальные законы, но мы отбросим эти опасения и помимо узких дадим еще и широкие формулировки формально-логических принципов, т. е. формулировки для любых предметов, а не только для мыслей. Так легче будет сравнивать принципы формальной логики с диалектическими принципами, ибо последние всегда формулируются широко.

Основные принципы формальной логики

Принцип

Узкая формулировка

Широкая формулировка

1 Принцип тождества

Всякая мысль тождественна себе

Всякий предмет есть только он сам

2 Принцип непротиворечия

Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении

Всякий предмет в одно и то же время и в одном и том же отношении не может быть самим собой и чем-то другим

3 Принцип исключенного третьего

Из двух противоречащих друг другу  суждений одно истинно, другое ложно, а  третьего не дано

Всякий предмет либо имеется  в наличии, либо отсутствует, а третьего не дано

4Принцип достаточного основания

Истинность данной мысли может  быть полностью обоснована посредством  конечного множества других истинных мыслей

Всякий предмет имеет конечное число связей с другими предметами


Главным из четырех формально-логических принципов является принцип тождества, остальные представляют собой его  развитие. Формулировки надо давать точно, так как фундаментальные законы нельзя выражать неполно или расплывчато. К чему приводит неряшливое отношение  к принципам формальной логики, можно  показать на примере.

Принцип непротиворечия в его узкой формулировке иногда преподносят усеченно: "Два противоположных суждения не могут быть истинными". Получается ложь, ибо формальная логика вовсе так не считает. С ее точки зрения, противоположные суждения вполне могут быть истинными, если высказаны в разное время или в разных отношениях. Например, суждения об одном и том же предмете "Этот стол круглый" и "Этот стол не есть круглый" могут оказаться истинными, во-первых, если сначала стол был круглым, а потом перестал быть таковым, например в силу того, что от его крышки отломился кусок, и во-вторых - если круглость измерять разными мерками.

Теперь сформулируем основные принципы классической (идеалистической) диалектической логики.

Принцип

Формулировка

1. Принцип единства и борьбы  противоположностей

Всякий предмет имеет в себе свою противоположность и борется  с ней, отталкивая ее от себя

2. Принцип перехода количества  в качество

Две противоположности в результате борьбы друг с другом приходят к  синтезу, на основе которого возникает  качественно новый предмет

3. Принцип отрицания отрицания

Всякий предмет отрицает себя в  своей противоположности (первое отрицание), а затем отрицает свою противоположность  в синтезе с ней


При знакомстве с принципами диалектической логики сразу бросается в глаза  их философский, "мудреный", неочевидный  характер, в то время как принципы формальной логики, на первый взгляд, кажутся далекими от какой бы то ни было философии обыденными истинами, оспаривать которые в силу их очевидности просто смешно. На самом же деле, и те и другие принципы тесно связаны с философией, ибо все они говорят о наиболее общих, философских аспектах рационального (рассудочного) познания мира. Что касается "очевидности" формально-логических принципов и "неочевидности" диалектических, то это различие быстро исчезает при вдумчивом анализе тех и других по отдельности и в сравнении друг с другом.

Изучая принципы диалектической логики, особое внимание следует уделить  понятию синтеза. В отличие от понятий "тезис" ("исходное положение") и "антитезис" ("противоположное исходному положение"), которые являются общелогическими, т. е. используются в любой логике, понятие "синтез" сугубо диалектическое. Оно означает состояние свободного перехода противоположностей друг в друга, или, короче выражаясь, слияние противоположностей. Формальная логика такое слияние считает невозможным.

В качестве конкретного примера  проявления диалектических принципов  возьмем схему развития научной  логики, нарисованную в предыдущей лекции: научная логика возникает  как формальная (тезис), отталкивает  от себя диалектическую (антитезис), а  затем в ходе борьбы своих противоположных  вариантов приходит к синтезу - к  материалистической диалектике.

В соответствии с данной схемой формальная и диалектическая логика являются несовместимыми противоположностями. Чтобы убедиться  в их несовместимости, достаточно взять  формально-логический принцип тождества  с одной стороны и диалектический принцип единства и борьбы противоположностей с другой. Согласно принципу тождества  всякий предмет есть только он сам, а согласно принципу единства и борьбы противоположностей всякий предмет изначально двоится: это он и не он, он и его противоположность.

Информация о работе Законы и принципы логики. Основные и неосновные законы логики