Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций

Описание работы

Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження

Содержание работы

Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.

Файлы: 26 файлов

30 балов- 2 (2013).doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание  дисциплины

 

Тема 1: Основные этапы становления и развития социологической науки

  1. Объект, предмет и структура социологии как науки.
  2. Основные этапы истории социологической науки.
  3. Классический этап в развитии социологии (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм,  М.Вебер, марксизм)
  4. Социология XX в. Основные школы и направления исследования.
  5. Особенности развития социологической науки в Украине.

 

Тема 2: Методика и методы социологических исследований

  1. Программа социологического исследования и его основные этапы.
  2. Основные методы сбора социальной информации (анализ документов, интервью, опрос и т.д.) и их виды.
  3. Понятие «генеральной» и «выборочной совокупности».

 

Тема 3: Социальная структура и социальная стратификация

  1. Основные понятия и теории (М.Вебер, П.Сорокин, марксизм) социальной стратификации.
  2. Социальные группы и их виды.
  3. Теория социальной мобильности (П.Сорокин).
  4. Стратификационные процессы в современной Украине и проблемы маргинализации.

 

Тема 4: Социологическая концепция личности

  1. Структура личности в социологии: соотношение биологического, психического и социального.
  2. Структурно-ролевая структура личности. Статусный набор личности и его составляющие.
  3. Основные концепции личности (З. Фрейд, теория «зеркального Я» и др).
  4. Социализация личности: основные этапы и агенты.

 

Тема 6: Социология девиантного поведения

  1. Понятие „девиантное поведение” и его структура.
  2. Формы и виды девиации.
  3. Причины девиаций в обществе.
  4. Социальный контроль и его виды.

 

Тема 7: Социология семьи и молодежи:

  1. Семья как социальный институт и малая группа. Типология семьи.
  2. Социальные функции семьи и современные тенденции к их изменению.
  3. Брак и его формы.
  4. Проблемы современной  семьи и перспективы изменения института семьи.
  5. Особенности молодежи как социально-демографической группы.
  6. Молодежная субкультура.

 

Тема 8: Социология культуры

  1. Культура как социальный феномен. Соотношение понятий «культура», «цивилизация», «общество».
  2. Базисные компоненты культуры и их классификация. Функции культуры.
  3. Соотношение понятий «доминирующая культура», «контркультура» и «субкультура».

 

Тема 9: Социология конфликтов

  1. Понятие конфликта в социологии.
  2. Классификация конфликтов за их основными характеристиками. Динамика конфликтов.
  3. Пути решений конфликтов.

 

Варианты индивидуальных заданий

 

Вариант№1

Задание 1.

Установить соответствие между авторами и теориями, которые они разработали.

Авторы

Теории

1

Э.Дюркгейм

Теория среднего уровня

2

К.Маркс

Понимающая социология

3

О.Конт

Символический интеракционизм

4

Г. Зиммель

Толпа

5

М.Вебер

Общественно-экономическая  формация

6

П.Сорокин

Аномия

7

Т. Парсонс

Социальная эволюция

8

В.Парето

Чистые формы

9

Г. Лебон

Структурно-функциональный анализ

10

З.Фрейд

Психоанализ

11

Дж. Мид

Социальная статика  и социальная динамика

12

Р.Мертон

Теория элит

13

Г.Спенсер

Социальная стратификация  и мобильность


 

Задание 2.

Вопрос о частной  собственности поднимался в истории  социальной мысли неоднократно. Многие мыслители считали ее источником неравенства и социального зла, предлагая упразднить ее. А что  Вы думаете по этому поводу? Улучшатся  взаимоотношения между людьми, если частную собственность заменить общественной? Аргументируйте свою точку зрения.

Задание 3.

Что такое статусные  символы и статусный имидж? Раскройте смысл и приведите примеры.

Задание 4.

Почему модель стратификации  П. Сорокина называется многомерной? Как бы вы охарактеризовали ее отличительные особенности?

Задание 5.

Составить тесты (20 тестов) или ситуационные задания по теме «Социологические исследования»

 

 

 

Вариант№2

Задание 1.

Укажите принадлежность перечисленных персонажей к тому или иному статусу.

Персоналии

Предписанный 

Приобретенный

1

Принц

11

Мужчина

   

2

Отец

12

Студент

   

3

Дворянин

13

Раб

   

4

Казахстанец

14

Капиталист

   

5

Сын

15

Спортсмен

   

6

Флегматик

16

Учитель

   

7

Сестра

17

Папа Римский

   

8

Богач

18

Горожанин

   

9

Гений

19

Негр

   

10

Профессор

20

Сын

   

 

Задание 2.

Бедность и богатство  – два полюса социальной жизни. Стресс и психологическая неудовлетворенность  жизнью обнаружены как на одном, так и на другом. Почему?

Задание 3.

Чем различаются два  понятия: семья как социальный институт и семья как малая группа? Сходства и различия запишите в виде таблицы.

Задание 4.

Почему необходимо различать  “старый” и “новый” средний  класс? Раскройте содержание этих терминов.

Задание 5.

Составить тесты (20 тестов) или ситуационные задания по теме «Девиантное поведение»

 

Вариант№3

Задание 1.

Классифицируйте указанные  элементы культуры:

Элементы культуры

Материальная культура

Духовная культура

Духовный комплекс

1

Фабрика

     

2

Глобус

     

3

Диспут

     

4

Медаль

     

5

Погоны

     

6

Школа

     

7

Карнавал

     

8

Книга

     

9

Танец

     

10

Кукла

     

11

Джинсы

     

12

Часы

     

13

Гостеприимство

     

14

Дом

     

15

Лекция

     

16

Церковь

     

 

Задание 2.

Вам придется проверить  свои способности в проведении социологического анализа. В качестве объекта исследования выступят ваши родители, бабушка с дедушкой, братья и сестры, наконец, вы сами. Вам надо составить статусный портрет каждого члена семьи. Желательно как можно подробнее.

Задание3.

Расскажите об основных социологических теориях классов, созданных в XIX в. европейскими учеными.

Задание 4.

Что такое прожиточный  минимум и потребительская корзина? Каким образом они характеризуют  бедность? Как измеряется прожиточный  минимум?

Задание 5.

Составить тесты (20 тестов) или ситуационные задания (10 заданий) по теме «Социология личности»

 

Вариант №4.

Задание 1.

Определите сходство и различие между социологией  и следующими пограничными науками  антропологией, культурологией, историей и психологией.

Пограничные науки

Социология

Сходства

Различия

1

Антропология

   

2

Культурология

   

3

История

   

4

Психология 

   

 

Задание 2.

Определите, элементами чего (страны, государства, общества) выступают  следующие явления: суд, армия, юридические  законы, население, безработица, международный договор, географическое положение, недра, леса, благосостояние, валовой национальный продукт.

Задание 3.

Что такое политическая стратификация? Что лежит в ее основании? Охарактеризуйте веберовскую  классификацию власти.

Задание 4.

Чем различаются предприниматели  и капиталисты? Кто относится  к бизнес-слою в украинском обществе?

Задание 5.

Составить тесты (20 тестов) или ситуационные задания (10 заданий) по теме «Социальная структура общества»

 

Вариант №5

Задание 1.

В таблице приведены определения некоторых статусов. Укажите в правой тот род занятий, которые по вашему мнению, имеют отношения к ним.

Статус

Род занятий

1

Капиталист – владелец капитала, средств производства, которые  находятся в обороте и приносят прибыль

 

2

Предприниматель – человек создающий новое, часто рискованное дело, и вкладывающий в него собственные или заимствованные средства

 

3

Менеджер – должностное  лицо, планирующее и осуществляющее управление фирмой, предприятием, в  подчинении которого находится определенное количество людей.

 
 

Род занятий: Брокер, рантье, банкир, ростовщик, кредитор, директор, дилер, фермер, продюсер, министр.


 

Задание 2.

Как вы думаете, нынешние мировые лидеры – США и страны Западной Европы – навязывают свою волю другим странам благодаря своей финансовой или политической мощи? А может быть, у них есть иные каналы влияния?

Задание 3.

Расскажите об основных социологических теориях классов, созданных в XIX в. европейскими учеными.

Задание 4.

Раскройте содержание теории циркуляции элит В. Парето.

Задание 5.

Составить тесты (20 тестов) или ситуационные задания (10 заданий) по теме «История социологии»

 

Вариант №6

Задание 1.

Укажите какие из перечисленных  каналов социальной мобильности  являются наиболее важными в традиционных и индустриальных обществах. Обоснуйте свой ответ.

 

Каналы

Тип общества

1

Армия

 

2

Церковь

 

3

Школа, колледж, институт (образование)

 

4

Политические организации 

 

5

Экономические организации

 

 

Задание 2.

Охарактеризуйте основные этапы развития мировой системы. Как вы думаете, Украина была вовлечена в общеисторический этап формирования мировой системы на ранних ее этапах?

Задание 3.

Опишите феномен “челноков” и их роль в формировании среднего класса.

Задание 4.

Что такое андеркласс и “социальное дно”? Что роднит эти явления?

Задание 5.

Составить тесты (20 тестов) или ситуационные задания (10 заданий) по теме «Социальное неравенство»

 

Вариант №7

Задание 1.

В левой колонке перечислены  основные этапы социологических исследования. Необходимо последовательно выстроить левую колонку, а в правой - для каждого этапа исследования определить правильное содержание.

Этапы исследование

Содержание  этапов

1

Подготовительный

 

2

Разработка программы  исследования

 

3

Основной (полевой этап)

 

4

Завершающий

 

5

Обработка, анализ собранной  информации

 

6

Сбор первичной социологической  
информации

 

Sotsiologia_4-ое издание.doc

— 1.01 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросы по статистике.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Книга по политологии. Назарова.doc

— 900.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

МУ.заоч.(2012р).doc

— 787.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

П-Я 30 баллов заочный.doc

— 138.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экзаменационные вопросы.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 1.docx

— 17.68 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2.docx

— 16.95 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

politologija1.pdf

— 1.61 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

r_1.zip

— 29.15 Кб (Скачать файл)

r_2.zip

— 165.76 Кб (Скачать файл)

r_3.zip

— 34.86 Кб (Скачать файл)

r_4.zip

— 87.30 Кб (Скачать файл)

r_5.zip

— 75.59 Кб (Скачать файл)

r_6.zip

— 137.50 Кб (Скачать файл)

r_7.zip

— 59.97 Кб (Скачать файл)

r_8.zip

— 140.48 Кб (Скачать файл)

tema_3.zip

— 17.93 Кб (Скачать файл)

tema10.zip

— 35.30 Кб (Скачать файл)

tema11.zip

— 59.62 Кб (Скачать файл)

tema4.zip

— 33.20 Кб (Скачать файл)

tema6.zip

— 32.55 Кб (Скачать файл)

tema7.zip

— 16.10 Кб (Скачать файл)

tema8.zip

— 10.03 Кб (Скачать файл)

tema9.zip

— 17.20 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"