Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций

Описание работы

Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження

Содержание работы

Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.

Файлы: 26 файлов

30 балов- 2 (2013).doc

— 297.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Sotsiologia_4-ое издание.doc

— 1.01 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросы по статистике.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Книга по политологии. Назарова.doc

— 900.50 Кб (Скачать файл)

Н.С. Назарова, О.М. Марчак, Н.А. Фролова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политология

 

Учебное пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одесса – 2006

 

УДК 32(075.8)

 

Назарова H. C., Марчак О.М, Фролова Н.А.

Политология. Учебное  пособие. - Одесса 2006 - 135с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Данное учебное пособие представляет собой краткое изложение курса политологии, позволяя студентам осмыслить основные узловые моменты каждой темы, категориальный аппарат, практическую значимость курса политологии.

Пособие предназначено в первую очередь студентам заочной и  вечерней формы обучения, окажет помощь и студентам стационара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Строительство демократического общества в Украине, формирование гражданского общества в значительной мере зависит  от уровня политической культуры населения  и, в первую очередь, молодого поколения. Студенческая молодёжь - это, пожалуй, самая политически активная часть населения. Изучение политологии позволяет формирующейся личности определить своё место в современном обществе, выработать собственную систему политических ценностей и приоритетов.

Курс политологии давно преподаётся  в большинстве стран мира в  университетах и колледжах. Его  изучение рассматривается как необходимое  условие становления гражданина социального правового государства, способного защитить свободу, демократию и права человека. Ныне в нашей стране эта дисциплина приобрела право быть одной из наиболее важных в системе гуманитарного знания. Строительство молодого независимого демократического государства нуждается в политически образованных молодых гражданах.

Данное учебное пособие представляет собой краткое изложение курса  политологии в соответствии с  учебной программой. Построение работы определяется логикой самого предмета. В пособии рассмотрены проблемы формирования власти (политический процесс), ее функционирования (политические системы и их институты) и субъекты политики. Этому предшествует исторический экскурс.

Пособие написано в разговорном  ключе, что создаёт эффект живого общения, намного облегчает усвоение материала. Работа предназначена, главным образом, для студентов заочной формы обучения, которые часто лишены доступа к учебной литературе, но не в меньшей мере она будет полезна и студентам стационара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

 

1. Место политологии  в системе гуманитарных наук

2. Предмет и методы  исследования политологии

3. Структура, функции  и категории политологии

 

 

Прежде чем начать разговор о  месте политологии в системе  гуманитарного знания, сначала, пожалуй, выясним, а зачем вообще нужны гуманитарные науки, надо ли изучать их в вузе?

В вузах развитых стран непременно изучается цикл гуманитарных дисциплин, даже в технических университетах объем их достигает 30 процентов и более от общего объема учебного времени. Так, в Токийском техническом университете удельный вес гуманитарных дисциплин достигает 40 процентов. Денег, как известно, там на ветер не бросают.

В США еще в 60-е годы провели  такой эксперимент. Одной группе студентов (будущим менеджерам) читали только специальные дисциплины. Другой группе - широкий цикл гуманитарных наук, в том числе: мировую культуру, литературу и др. Спустя некоторое время проверили, насколько эффективно они работают в профессиональном плане. И оказалось, что те, кто изучал гуманитарные науки, работают куда эффективнее.

Казалось бы, зачем менеджеру знание трагедий Шекспира или романов Достоевского? Дело, безусловно, не в прикладном значении гуманитарных наук. Главная ценность - в их альтернативности! Точные науки (математические, естественные и др. специальные) не признают альтернативности (2+2= 4). Сопротивление материалов нельзя знать «на глазок», а бухучет проводить по своему усмотрению.

А вот Толстого или  Достоевского мы воспринимаем каждый по-своему и даже в разном возрасте читаем Толстого по-разному. Специальные  и точные науки не признают полутонов и субъективного отношения, они требуют четкого заучивания. В результате мозг привыкает действовать в жестко заданных рамках. Но в жизни не всегда стоит дилемма: черное - белое, да - нет. Наше восприятие культурных, политических и других ценностей субъективно, эмоционально окрашено, это целая гамма полутонов, и поэтому гуманитарные науки спасают мозг от «окостенения», своеобразного «склероза», они приучают мыслить гибко, раскованно, а отсюда и способность к нестандартным решениям. Именно в этом главная ценность гуманитарных наук. Они учат мыслить, а не заучивать.

Если обратиться непосредственно  к курсу политологии, то ее изучение необходимо молодому человеку для формирования политической культуры. Политология  вносит ясность и трезвость, помогает разобраться в сложном хитросплетении политических явлений и событий, раскрывает уловки в действиях политиков.

Кстати, если послушать  обычные разговоры в транспорте и других местах на социально-политические темы, то следствия, как правило, все  определяют довольно правильно (еще бы: на себе чувствуют!), а вот что касается причин, то в головах многих полный сумбур. Обыденная жизнь, эта «капризная дама с претензиями», по словам Г. Плеханова, схватывает только то, что лежит на поверхности.

А для того чтобы разобраться в причинно-следственных связях, чтобы понять, что скрывается за политическими заявлениями и демаршами, чтобы не быть объектом политического манипулирования (а, говоря проще, чтобы тебе на уши лапшу не вешали) и нужно изучать политологию. При анализе любых политических явлений хорошо бы себе задавать вопрос, который сформулировали еще в Древнем Риме «cui prodest» (кому выгодно?).

 

1. Место политологии в системе  гуманитарных наук

Итак, какое  же место занимает политология в  системе гуманитарного знания? Ведь политикой интересуются и другие науки. Где же границы, в чем отличие подходов? Посмотрим же внимательно на наших ближайших «соседей».

Философия, как  известно, изучает общие закономерности функционирования и развития политических структур, государства, права и политики.

Юриспруденция рассматривает, главным образом, конституционные  и правовые формы политической жизни.

А что касается близости политологии и истории, то известные французские политологи Ж.П. Кот и Ж.П. Мунье даже считают  политическую теорию «кровосмесительной дочерью истории и права».  Еще на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины, английский историк Э.Фримен отмечал, что «история – это прошлая политика и политика – это сегодняшняя история».

На границах с политологией расположились такие «соседи», как политическая социология (отрасль социологии, исследующая политику и политические отношения), политическая психология - изучает такие психологические компоненты, как настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации, которые проявляются затем на уровне сознания людей, наций, классов, социальных  групп, индивидов и реализуются в конкретных политических действиях.

Наиболее  тесные связи, пожалуй, у политологии  с социологией. Не случайно, многие классики социологии - это и общепризнанные авторитеты политической науки: М. Вебер, Т. Парсонс, С. Липсет, Р. Дарендорф и др. Отличие же в том, что социология изучает, как общество влияет на государство, а политология - как государство и его институты влияют на общество.

2. Предмет и методы исследования политологии

Термин «политология»  образован на основе двух греческих  слов: politike – общественные, государственные дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.

Хотя к изучению политики обращались еще в античные времена, становление политологии как  самостоятельной науки было вызвано  экономическими факторами второй половины XIX века.

Рост промышленности и городов, крушение абсолютизма и установление республиканской формы правления после Великой Французской революции, введение всеобщего избирательного права в начале XX ст. - все это вызывает выход на авансцену общественно-политической жизни новых социальных слоев, вызывает к жизни политические партии, объединения, движения. Повышение роли и возможностей средств массовой информации вовлекает в политическую жизнь миллионы и миллионы людей.

Все это сделало невозможным  дальнейшее существование политической науки в рамках общефилософских концепций и способствовало становлению ее как самостоятельной науки.

Собственно политология  как самостоятельная научная  дисциплина в современном ее понимании  сложилась к концу XIX - началу XX века. Это стало возможным в результате развития публичной политики как относительно автономной сферы жизни общества.

Еще в 1857 году в Колумбийском колледже США создается кафедра  «История и политическая наука», в 1880 году – первая школа политической науки. В 1903 году образуется Американская ассоциация (которая насчитывает ныне 16 тыс. членов) политических наук.

Широкая сеть политических научных центров возникает и  в Западной Европе. Так, в 1871 году во Франции создается Свободная  школа политической науки. Ныне это  институт политических исследований Парижского университета. В 1895 году была основана Лондонская школа экономической и политической науки. В XX веке процесс выделения политологии в самостоятельную и учебную дисциплину завершается, сформировались ее важнейшие национальные школы и направления.

Активизации политических исследований способствовало создание в 1949 году под эгидой ЮНЕСКО Международной  Ассоциации политической науки, которая  плодотворно действует и сегодня. Курс политологии был рекомендован для изучения в учебных заведениях стран-членов ЮНЕСКО. В настоящее время на Западе политология относится к числу наиболее престижных общественных наук, занимая первое место по числу проводимых исследований и количеству публикаций.

В Украине изучение политологии  начинается в 90-е годы прошлого столетия после установления независимого Украинского государства. Общество осознало необходимость и объективную потребность в развитии научной теории политики и ее практическом применении.

Объектом политологии является политическая деятельность или политическая сфера жизни общества со всеми происходящими в ней явлениями и процессами, взаимодействие политики с другими сферами жизнедеятельности общества. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. Первооснова, суть политических отношений – это власть

В определении предмета исследования политологии ученые далеко не единодушны. Но поскольку сфера политики имеет своим объектом власть, то главным для определения предмета политологии являются проблемы власти и властных отношений, причем речь идет, прежде всего, о «технологии» достижения, организации и осуществления политической власти. Исходя из этих соображений, предмет политологии можно определить следующим образом.

Политология изучает  закономерности формирования политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно оформленном обществе.

Своеобразие политологии в том, что она  все социальные явления и процессы рассматривает в контексте политической власти. Можно даже сказать, что политология синтезировала в себе социально-политические, исторические, юридические подходы, не ограничиваясь и не сливаясь ни с одним из них в отдельности.

Метод исследования - это, как известно, совокупность логических операций, которые позволяют раскрыть содержание предмета науки. В отличие от прежних тоталитарных времен, когда единственным методом в социальных науках мог быть только метод диалектического материализма, в современной политологии используются различные методы исследования.

Бихевиористский метод доминировал в первой трети XX ст., делая акцент на изучение реального поведения людей (его еще не случайно назвали «поведенческим», от англ. behevior - поведение).

С середины 50-х годов  на смену ему приходит метод структурного функционализма, связанный с именем. Т. Парсонса. Смысл его состоит в том, что поведение людей - это не простая реакция лягушки, которая выбрасывает язык, как только заслышит жужжание мухи. Поведение людей опосредовано большим количеством факторов (мы по-разному здороваемся с любимой, родителями, начальником и т.д.).

В бихевиористскую формулу:  стимул – реакция (1- R) Парсонс вносит промежуточный компонент, который и детерминирует поведение личности. По его мнению, специфика человеческого действия состоит в:

    • символичности (язык, ценности и т.д.);
    • нормативности (общепринятая норма, табу);
    • волюнтаричности, т.е. в известной независимости от условий среды, но в то же время зависимости от субъективных определений ситуации. (Другими словами: все могут короли, но только не могут жениться по-любви. А между тем, бывает, что и женятся: сердцу не прикажешь).

МУ.заоч.(2012р).doc

— 787.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

П-Я 30 баллов заочный.doc

— 138.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экзаменационные вопросы.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 1.docx

— 17.68 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2.docx

— 16.95 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

politologija1.pdf

— 1.61 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

r_1.zip

— 29.15 Кб (Скачать файл)

r_2.zip

— 165.76 Кб (Скачать файл)

r_3.zip

— 34.86 Кб (Скачать файл)

r_4.zip

— 87.30 Кб (Скачать файл)

r_5.zip

— 75.59 Кб (Скачать файл)

r_6.zip

— 137.50 Кб (Скачать файл)

r_7.zip

— 59.97 Кб (Скачать файл)

r_8.zip

— 140.48 Кб (Скачать файл)

tema_3.zip

— 17.93 Кб (Скачать файл)

tema10.zip

— 35.30 Кб (Скачать файл)

tema11.zip

— 59.62 Кб (Скачать файл)

tema4.zip

— 33.20 Кб (Скачать файл)

tema6.zip

— 32.55 Кб (Скачать файл)

tema7.zip

— 16.10 Кб (Скачать файл)

tema8.zip

— 10.03 Кб (Скачать файл)

tema9.zip

— 17.20 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"