Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций
Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження
Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.
Н.С. Назарова, О.М. Марчак, Н.А. Фролова
Политология
Учебное пособие
Одесса – 2006
УДК 32(075.8)
Назарова H. C., Марчак О.М, Фролова Н.А.
Политология. Учебное пособие. - Одесса 2006 - 135с.
Данное учебное пособие представляет собой краткое изложение курса политологии, позволяя студентам осмыслить основные узловые моменты каждой темы, категориальный аппарат, практическую значимость курса политологии.
Пособие предназначено в первую очередь студентам заочной и вечерней формы обучения, окажет помощь и студентам стационара.
Строительство демократического общества в Украине, формирование гражданского общества в значительной мере зависит от уровня политической культуры населения и, в первую очередь, молодого поколения. Студенческая молодёжь - это, пожалуй, самая политически активная часть населения. Изучение политологии позволяет формирующейся личности определить своё место в современном обществе, выработать собственную систему политических ценностей и приоритетов.
Курс политологии давно
Данное учебное пособие
Пособие написано в разговорном ключе, что создаёт эффект живого общения, намного облегчает усвоение материала. Работа предназначена, главным образом, для студентов заочной формы обучения, которые часто лишены доступа к учебной литературе, но не в меньшей мере она будет полезна и студентам стационара.
Тема 1. ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
1. Место политологии в системе гуманитарных наук
2. Предмет и методы исследования политологии
3. Структура, функции и категории политологии
Прежде чем начать разговор о месте политологии в системе гуманитарного знания, сначала, пожалуй, выясним, а зачем вообще нужны гуманитарные науки, надо ли изучать их в вузе?
В вузах развитых стран непременно изучается цикл гуманитарных дисциплин, даже в технических университетах объем их достигает 30 процентов и более от общего объема учебного времени. Так, в Токийском техническом университете удельный вес гуманитарных дисциплин достигает 40 процентов. Денег, как известно, там на ветер не бросают.
В США еще в 60-е годы провели такой эксперимент. Одной группе студентов (будущим менеджерам) читали только специальные дисциплины. Другой группе - широкий цикл гуманитарных наук, в том числе: мировую культуру, литературу и др. Спустя некоторое время проверили, насколько эффективно они работают в профессиональном плане. И оказалось, что те, кто изучал гуманитарные науки, работают куда эффективнее.
Казалось бы, зачем менеджеру знание трагедий Шекспира или романов Достоевского? Дело, безусловно, не в прикладном значении гуманитарных наук. Главная ценность - в их альтернативности! Точные науки (математические, естественные и др. специальные) не признают альтернативности (2+2= 4). Сопротивление материалов нельзя знать «на глазок», а бухучет проводить по своему усмотрению.
А вот Толстого или Достоевского мы воспринимаем каждый по-своему и даже в разном возрасте читаем Толстого по-разному. Специальные и точные науки не признают полутонов и субъективного отношения, они требуют четкого заучивания. В результате мозг привыкает действовать в жестко заданных рамках. Но в жизни не всегда стоит дилемма: черное - белое, да - нет. Наше восприятие культурных, политических и других ценностей субъективно, эмоционально окрашено, это целая гамма полутонов, и поэтому гуманитарные науки спасают мозг от «окостенения», своеобразного «склероза», они приучают мыслить гибко, раскованно, а отсюда и способность к нестандартным решениям. Именно в этом главная ценность гуманитарных наук. Они учат мыслить, а не заучивать.
Если обратиться непосредственно к курсу политологии, то ее изучение необходимо молодому человеку для формирования политической культуры. Политология вносит ясность и трезвость, помогает разобраться в сложном хитросплетении политических явлений и событий, раскрывает уловки в действиях политиков.
Кстати, если послушать обычные разговоры в транспорте и других местах на социально-политические темы, то следствия, как правило, все определяют довольно правильно (еще бы: на себе чувствуют!), а вот что касается причин, то в головах многих полный сумбур. Обыденная жизнь, эта «капризная дама с претензиями», по словам Г. Плеханова, схватывает только то, что лежит на поверхности.
А для того чтобы разобраться в причинно-следственных связях, чтобы понять, что скрывается за политическими заявлениями и демаршами, чтобы не быть объектом политического манипулирования (а, говоря проще, чтобы тебе на уши лапшу не вешали) и нужно изучать политологию. При анализе любых политических явлений хорошо бы себе задавать вопрос, который сформулировали еще в Древнем Риме «cui prodest» (кому выгодно?).
1. Место политологии в системе гуманитарных наук
Итак, какое же место занимает политология в системе гуманитарного знания? Ведь политикой интересуются и другие науки. Где же границы, в чем отличие подходов? Посмотрим же внимательно на наших ближайших «соседей».
Философия, как известно, изучает общие закономерности функционирования и развития политических структур, государства, права и политики.
Юриспруденция рассматривает, главным образом, конституционные и правовые формы политической жизни.
А что касается
близости политологии и истории,
то известные французские
На границах с политологией расположились такие «соседи», как политическая социология (отрасль социологии, исследующая политику и политические отношения), политическая психология - изучает такие психологические компоненты, как настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации, которые проявляются затем на уровне сознания людей, наций, классов, социальных групп, индивидов и реализуются в конкретных политических действиях.
Наиболее тесные связи, пожалуй, у политологии с социологией. Не случайно, многие классики социологии - это и общепризнанные авторитеты политической науки: М. Вебер, Т. Парсонс, С. Липсет, Р. Дарендорф и др. Отличие же в том, что социология изучает, как общество влияет на государство, а политология - как государство и его институты влияют на общество.
2. Предмет и методы исследования политологии
Термин «политология» образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, государственные дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.
Хотя к изучению политики обращались еще в античные времена, становление политологии как самостоятельной науки было вызвано экономическими факторами второй половины XIX века.
Рост промышленности и городов, крушение абсолютизма и установление республиканской формы правления после Великой Французской революции, введение всеобщего избирательного права в начале XX ст. - все это вызывает выход на авансцену общественно-политической жизни новых социальных слоев, вызывает к жизни политические партии, объединения, движения. Повышение роли и возможностей средств массовой информации вовлекает в политическую жизнь миллионы и миллионы людей.
Все это сделало невозможным дальнейшее существование политической науки в рамках общефилософских концепций и способствовало становлению ее как самостоятельной науки.
Собственно политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась к концу XIX - началу XX века. Это стало возможным в результате развития публичной политики как относительно автономной сферы жизни общества.
Еще в 1857 году в Колумбийском колледже США создается кафедра «История и политическая наука», в 1880 году – первая школа политической науки. В 1903 году образуется Американская ассоциация (которая насчитывает ныне 16 тыс. членов) политических наук.
Широкая сеть политических научных центров возникает и в Западной Европе. Так, в 1871 году во Франции создается Свободная школа политической науки. Ныне это институт политических исследований Парижского университета. В 1895 году была основана Лондонская школа экономической и политической науки. В XX веке процесс выделения политологии в самостоятельную и учебную дисциплину завершается, сформировались ее важнейшие национальные школы и направления.
Активизации политических
исследований способствовало создание
в 1949 году под эгидой ЮНЕСКО Международной
Ассоциации политической науки, которая
плодотворно действует и
В Украине изучение политологии начинается в 90-е годы прошлого столетия после установления независимого Украинского государства. Общество осознало необходимость и объективную потребность в развитии научной теории политики и ее практическом применении.
Объектом политологии является политическая деятельность или политическая сфера жизни общества со всеми происходящими в ней явлениями и процессами, взаимодействие политики с другими сферами жизнедеятельности общества. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. Первооснова, суть политических отношений – это власть
В определении предмета исследования политологии ученые далеко не единодушны. Но поскольку сфера политики имеет своим объектом власть, то главным для определения предмета политологии являются проблемы власти и властных отношений, причем речь идет, прежде всего, о «технологии» достижения, организации и осуществления политической власти. Исходя из этих соображений, предмет политологии можно определить следующим образом.
Политология изучает
закономерности формирования политической
власти, формы и методы ее функционирования
и использования в
Своеобразие политологии в том, что она все социальные явления и процессы рассматривает в контексте политической власти. Можно даже сказать, что политология синтезировала в себе социально-политические, исторические, юридические подходы, не ограничиваясь и не сливаясь ни с одним из них в отдельности.
Метод исследования - это, как известно, совокупность логических операций, которые позволяют раскрыть содержание предмета науки. В отличие от прежних тоталитарных времен, когда единственным методом в социальных науках мог быть только метод диалектического материализма, в современной политологии используются различные методы исследования.
Бихевиористский метод доминировал в первой трети XX ст., делая акцент на изучение реального поведения людей (его еще не случайно назвали «поведенческим», от англ. behevior - поведение).
С середины 50-х годов на смену ему приходит метод структурного функционализма, связанный с именем. Т. Парсонса. Смысл его состоит в том, что поведение людей - это не простая реакция лягушки, которая выбрасывает язык, как только заслышит жужжание мухи. Поведение людей опосредовано большим количеством факторов (мы по-разному здороваемся с любимой, родителями, начальником и т.д.).
В бихевиористскую формулу: стимул – реакция (1- R) Парсонс вносит промежуточный компонент, который и детерминирует поведение личности. По его мнению, специфика человеческого действия состоит в: