Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций

Описание работы

Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження

Содержание работы

Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.

Файлы: 26 файлов

30 балов- 2 (2013).doc

— 297.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Sotsiologia_4-ое издание.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ 

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

НАЗАРОВА Н. С.

 

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Учебное пособие

 

ІV-е изд., перер. и доп.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОДЕССА ОНЭУ 2013

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ 

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

НАЗАРОВА Н. С.

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Учебное пособие

ІV-е изд., перер. и доп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОДЕССА ОНЭУ 2013

 

УДК: 316. (075.8)

ББК: 60.5 я 73

 

 

 

Рецензенты: Ф.М.Шмиголь, канд. философ. наук, доцент

                     С.А. Матвеев, д-р экон. наук, профессор

                     А.В. Музыченко, канд. полит. наук, доцент

 

 

 

Назарова Н. С.

Социология: Учебное пособие. – Одесса, 2013. -   с.

В учебном пособии  освещены основные темы курса социологии,  включающие вопросы истории и  теории социологии, методологии и методики социологических исследований и ряд специальных социологических теорий (социология социальной структуры, социология личности и девиантного поведения, социология культуры, религии, конфликта и др.). В конце каждой темы даны вопросы для самоконтроля и обсуждений на семинарах и коллоквиумах, представлена обширная библиография.

 

Печатается по решению  Ученого Совета Одесского национального  экономического университета. Протокол №  от.   мая 2013г.

 

Корректор:

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

7

 

Тема 1. Предмет  социологии

8

 

1.1.   Место социологии  в системе общественных наук

8

 

1.2.   Предмет и  объект социологии

11

 

1.3.   Функции социологии  и методы социального познания

15

 

1.4.   Структура социологии

18

 

1.5.   Роль социологии  в жизни общества

22

 

Тема 2. История  социологической мысли

25

 

2.1.   Основоположники  социологии О. Конт и Г. Спенсер

25

 

2.2.   Классический  период в развитии социологии

30

 

2.3.   Социология XX века

36

 

2.4.   Развитие социологической  мысли в Украине

44

 

Тема 3. Методология  и методика социологических исследований

50

 
    1. Типы и структура (этапы) социологического исследования

50

 
    1. Программа социологического исследования

53

 
    1. Методы сбора эмпирического материала

56

 
    1. Выборка и обработка данных

62

 

Тема 4. Общество и его институты

66

 

4.1.   Понятие «общество»  в социологии

66

 

4.2.   Социальные  институты

68

 

4.3.   Типология социальных  институтов

70

 

4.4.   Функции социальных  институтов

71

 

Тема 5. Социология  социальной структуры общества

73

 

5.1.   Предмет социологии социальной структуры общества

73

 

5.2.   Модели изучения  социальной стратификации общества

75

 

5.3.   Теория социальной  стратификации

80

 

5.4.   Статус и  роль

82

 

5.5.   Социальная  мобильность

85

 

5.6.   Маргинальность  и маргинальные слои

88

 

5.7.   Средние слои

91

 

Тема 6. Социология личности

95

 

6.1.   Сущность и  структура личности

95

 

6.2.   Социологические  концепции личности

99

 

6.3.   Социализация  личности

104

 

6.4.   Этапы развития личности

107

 

6.5.   Регуляция и саморегуляция личности

109

 

Тема 7. Девиантное поведение

113

 

7.1. Сущность девиантного поведения

113

 

7.2. Причины девиантного поведения

119

 

7.3. «Кризис наказания»

122

 

7.4. Суицид, садизм, мазохизм, некрофилия

122

 

Тема 8. Социология культуры

126

 

8.1. Сущность и содержание социологии культуры

126

 

8.2. Структура культуры

129

 

8.3. Функции культуры

132

 

8.4. Сферы проявления культуры и ее воздействие на общественную жизнь

134

 

8.5. Социальные нормы и ценности, символические и знаковые системы

136

 

8.6. Культурное наследие, преемственность и традиции в культуре

137

 

8.7. Конфликт и диалог культур

140

 

8.8. Смысл и причины возникновения субкультур

141

 

8.9. Цивилизация и культура

143

 

8.10. Массовая культура

145

 

Тема 9. Социология науки и образования

152

 

9.1. Содержание социологии науки

152

 

9.2. Социальные последствия науки

154

 

9.3. Содержание социологии образования

158

 

9.4. Проблемы современного образования и пути их решения

162

 

Тема 10. Социология семьи

165

 

10.1.Социальная сущность семьи и брака

165

 

10.2.Ролевые отношения в семье

169

 

10.3. Социальные функции семьи

170

 

10.4. Семейное воспитание

172

 

10.5.Структура, типы и формы семьи

174

 

10.6. Проблемы современной семьи

177

 

10.7. Демографические проблемы и демографическая политика

180

 

10.8. Семья и здоровье нации

183

 

Тема 11. Социология религии

187

 

11.1. Становление социологии религии

187

 

11.2. Социальные функции религии. Свобода совести

191

 

11.3. Типология религий

193

 

11.4. Религиозные организации

195

 

11.5. Конфессиональная ситуация в Украине

196

 

Тема 12. Социология конфликта

200

 

12.1. Сущность и причины конфликтов

200

 

12.2. Типология конфликтов

205

 

12.3. Функции конфликта

207

 

12.4. Динамика конфликта

209

 

12.5. Разрешение конфликта

210

 

Тема 13. Социология молодежи

214

 

13.1. Объект и предмет социологии молодежи

214

 

 13.2. «Отцы» и «дети»

217

 

13.3. Социализация молодежи

219

 

 13.4. Молодежная субкультура

221

 

ЛИТЕРАТУРА 

224


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

История на наших глазах все более ускоряет свой бег. Стремительно изменяется политическая карта мира, социально-экономические условия жизни людей многих регионов мира, народы все более зримо становятся субъектами исторического процесса.

И чтобы не быть просто поленом в топке истории, по выражению          Н.А. Бердяева, а стать подлинным субъектом социально-политического процесса, личности необходимо понимание  того, как развивается общество и его составляющие. Личности необходимо четко и ясно представить себе свое место в этом мире, нужна своеобразная «нить Ариадны», чтобы разобраться в сложном хитросплетении социально-экономических и политических процессов. И в этом человеку, тем более молодому, призвана помочь социология – наука, которая, выполняя роль социальной медицины, позволяет поставить диагноз социальным недугам общества и указать пути их устранения.

Главная функция социологического образования – сформировать понимание  стоящих перед обществом проблем, причин их возникновения и путей  разрешения, умение критически относиться к обыденным суждениям, стереотипам мышления и предрассудкам массового сознания. Изучение социологии помогает познать самого себя и свое место в мире и обществе, научиться выстраивать отношения с людьми.

Учебное пособие поможет  студентам в подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также будет способствовать более эффективному проведению лекционных занятий в форме прямого диалога преподавателя со студентами, более глубокому пониманию сущности изучаемых проблем, расширению теоретико-познавательного уровня будущих специалистов.

 

 

 

Тема 1.  ПРЕДМЕТ  СОЦИОЛОГИИ

 

    1. Место социологии в системе общественных наук

Всякое общество нуждается  в специальных науках, которые  подобно зеркалу, показывали бы мир, в котором это общество существует. В семье социальных наук, которые имеют дело с поведением людей и организаций, социологии отведено весьма почетное место. В этом можно убедиться, проанализировав подходы других общественных наук.

Экономика, как известно, изучает производство, распределение и потребление ресурсов. И основная форма деятельности общества - это, безусловно, материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства, изменение роли и места человека в производственном процессе – все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального существа. А это исследует уже социология.

Экономика изучает поведение  больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом  – в общественной и частной  жизни – люди и шага ступить  не могут, не вступая в экономические  отношения. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы – прямо или косвенно – учитываем принципы экономики.

К примеру, такое сложное понятие как «сегментирование рынка» подразумевает простейшую вещь: каждая социальная группа – пенсионеры, пионеры или миллионеры – ориентирована на разный тип товаров, обитает в разных местах, ходит в разные магазины, имеют различную покупательную способность, по-разному реагирует на экономические кризисы и т.д. Без исследования экономического поведения людей в рыночной ситуации экономика рискует остаться просто техникой счета – прибыли, капитала, процентов, связанных между собой абстрактными построениями теории. Поэтому экономисты стремятся ответить на вопросы: что производить? сколько производить? как производить? как распределить продукцию?

Политические  науки изучают, как люди получают и используют власть и как власть распределена в обществе, т.е. политология изучает политическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодействие этих двух наук – социологии и политологии – породило новую отрасль науки – политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется,  во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно только, учитывая особенности общества в целом как социальной системы, познав гражданское общество и закономерности его развития. Во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические режимы. Другими словами, социология изучает, как гражданское общество влияет на государство и его институты, а политология – как государство и его структуры воздействуют на общество.

Своеобразно складывались в процессе становления и развития отношения между социологией  и философией. Социология, которая  вышла из лона философии, отчаянно пыталась утвердиться и поэтому старалась обрубить корни. Но постепенно начало намечаться возвращение к alma mater, ибо социология все больше задавалась вопросами существования и устройства социального бытия. По сути, в основе этой связи – изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе социологических понятий об обществе, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т.п.

Если философия изучает  сущность человека, личности, то социологию интересует личность как социальный тип. Если философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология – социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи. И, конечно, социология осуществляет задачу, непосильную для общей философии – непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни.

Наиболее тесно социология, пожалуй, связана с историей, у них один объект исследования – общество и закономерности его развития в их конкретных проявлениях. Реальные различия между ними состоят в том, что история воспроизводит, описывает, объясняет социальный процесс post faсtum, а социология in factum. Вообще среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений, которые выступают как уникальные и неповторимые во времени и пространстве (например, США – уникальная страна по национальному составу, христианство – уникальная религия, 30-летняя война отличается от других войн и содержанием, и по условиям и т.д. и т.п.), то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, т.е. становятся общими для всех социокультурных явлений – для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т.д. и т.п.

Социология исследует  все социальные процессы: и экономические, и правовые, и творческие, и религиозные, и политические, и этические и  т.д. Она анализирует общество в  единстве всех его сторон, областей и сфер, все социокультурное пространство. Она может выяснять, например, связь между производственными циклами (предмет экономики) и циклами развития преступности (предмет правовых наук), что любая из этих наук не дает.

Если экономическая  наука изучает только «экономического человека», проблемы занятости в процессе производства, политологию интересует участие человека в политических процессах и акциях, религиоведение изучает человека религиозного в его отношении с Богом, то социология рассматривает человека социального как существо единое, одновременно и политическое, и экономическое, и творческое, и рациональное, и иррациональное, то есть во всех его аспектах и ипостасях.

Социология изучает  общество не только в его целостности, существуют также социальные теории различных специфических объектов, т.е. социальные теории образования, семьи, религии и др. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. (Ср: положения общей физики к акустике, электронике, учению о свете и т.п.).

Кроме того, в современных  условиях сложилась система исследований, проводимых «на стыках» социологии и других отраслей знания. Их принято  называть социальными (социальная экология, социальная медицина, социальная психология, социолингвистика и др.).

Американские социологи  иронично относятся к упрекам  в нарушении предметных границ. По этому поводу Инкельс пишет: «Представители социальных наук тратят много времени и энергии на определение границ своих областей исследования, как будто каждая из этих областей является какой-то своей землей, которую необходимо защищать от агрессивных захватчиков. Критерием должна быть не «чистота дисциплины», а правильность анализа».

 

    1. Предмет и объект социологии

Термин «социология» происходит от лат.sociеtas (общество) и  греч. «логос» (слово, учение). В этом буквальном смысле слова социология есть наука об обществе.

Стремление понять, осмыслить  общество, равно как и выразить свое отношение к нему, было свойственно человечеству на всех этапах его истории. По выражению классика социологии ХХ века Р. Мертона: социология – очень молодая наука об очень древнем предмете изучения.

Само же понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом в 30-х годах XIX века. В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему все, что относится к обществу.

Социология возникла в ответ на потребности общества, а именно в период формирования гражданского общества. После Великой французской революции начинался процесс становления общества, которое утвердило торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина вместо привычного нормативного порядка феодального устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования свободы самоорганизации.

Таким образом, бурный процесс  формирования гражданского общества заставил ученых обратиться к изучению общественных отношений, попытаться дать ответ на актуальные вопросы общественной жизни (почему люди создают те или иные объединения, почему женятся, расходятся, почему идут воевать, поклоняются чему-либо, словом, все, что происходит, когда люди взаимодействуют).

На рубеже XIX – XX вв. в  научных публикациях стал выделяться наряду с экономическим, правовым и  другими аспектами изучения общества также и социальный.

С именем Дюркгейма связан пересмотр социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. становление социологии как самостоятельной науки, стоящей в ряду других общественных наук – философии, политологии, истории и др.

Объект любой науки  – это фрагмент реального мира, часть реальности, которая отражается, исследуется конкретной наукой. На объект направлена деятельность исследователя. Предметом же науки является воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности, специфичных именно для этой науки.

Вопросы по статистике.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Книга по политологии. Назарова.doc

— 900.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

МУ.заоч.(2012р).doc

— 787.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

П-Я 30 баллов заочный.doc

— 138.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экзаменационные вопросы.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 1.docx

— 17.68 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2.docx

— 16.95 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

politologija1.pdf

— 1.61 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

r_1.zip

— 29.15 Кб (Скачать файл)

r_2.zip

— 165.76 Кб (Скачать файл)

r_3.zip

— 34.86 Кб (Скачать файл)

r_4.zip

— 87.30 Кб (Скачать файл)

r_5.zip

— 75.59 Кб (Скачать файл)

r_6.zip

— 137.50 Кб (Скачать файл)

r_7.zip

— 59.97 Кб (Скачать файл)

r_8.zip

— 140.48 Кб (Скачать файл)

tema_3.zip

— 17.93 Кб (Скачать файл)

tema10.zip

— 35.30 Кб (Скачать файл)

tema11.zip

— 59.62 Кб (Скачать файл)

tema4.zip

— 33.20 Кб (Скачать файл)

tema6.zip

— 32.55 Кб (Скачать файл)

tema7.zip

— 16.10 Кб (Скачать файл)

tema8.zip

— 10.03 Кб (Скачать файл)

tema9.zip

— 17.20 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"