Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций
Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження
Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАЗАРОВА Н. С.
СОЦИОЛОГИЯ
Учебное пособие
ІV-е изд., перер. и доп.
ОДЕССА ОНЭУ 2013
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАЗАРОВА Н. С.
СОЦИОЛОГИЯ
Учебное пособие
ІV-е изд., перер. и доп.
ОДЕССА ОНЭУ 2013
УДК: 316. (075.8)
ББК: 60.5 я 73
Рецензенты: Ф.М.Шмиголь, канд. философ. наук, доцент
С.А. Матвеев, д-р экон. наук, профессор
А.В. Музыченко, канд. полит. наук, доцент
Назарова Н. С.
Социология: Учебное пособие. – Одесса, 2013. - с.
В учебном пособии освещены основные темы курса социологии, включающие вопросы истории и теории социологии, методологии и методики социологических исследований и ряд специальных социологических теорий (социология социальной структуры, социология личности и девиантного поведения, социология культуры, религии, конфликта и др.). В конце каждой темы даны вопросы для самоконтроля и обсуждений на семинарах и коллоквиумах, представлена обширная библиография.
Печатается по решению Ученого Совета Одесского национального экономического университета. Протокол № от. мая 2013г.
Корректор:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
7 | |
Тема 1. Предмет социологии |
8 | |
1.1. Место социологии в системе общественных наук |
8 | |
1.2. Предмет и объект социологии |
11 | |
1.3. Функции социологии и методы социального познания |
15 | |
1.4. Структура социологии |
18 | |
1.5. Роль социологии в жизни общества |
22 | |
Тема 2. История социологической мысли |
25 | |
2.1. Основоположники
социологии О. Конт и Г. |
25 | |
2.2. Классический период в развитии социологии |
30 | |
2.3. Социология XX века |
36 | |
2.4. Развитие социологической мысли в Украине |
44 | |
Тема 3. Методология и методика социологических исследований |
50 | |
|
50 | |
|
53 | |
|
56 | |
|
62 | |
Тема 4. Общество и его институты |
66 | |
4.1. Понятие «общество» в социологии |
66 | |
4.2. Социальные институты |
68 | |
4.3. Типология социальных институтов |
70 | |
4.4. Функции социальных институтов |
71 | |
Тема 5. Социология социальной структуры общества |
73 | |
5.1. Предмет социологии социальной структуры общества |
73 | |
5.2. Модели изучения
социальной стратификации |
75 | |
5.3. Теория социальной стратификации |
80 | |
5.4. Статус и роль |
82 | |
5.5. Социальная мобильность |
85 | |
5.6. Маргинальность и маргинальные слои |
88 | |
5.7. Средние слои |
91 | |
Тема 6. Социология личности |
95 | |
6.1. Сущность и структура личности |
95 | |
6.2. Социологические концепции личности |
99 | |
6.3. Социализация личности |
104 | |
6.4. Этапы развития личности |
107 | |
6.5. Регуляция и саморегуляция личности |
109 | |
Тема 7. Девиантное поведение |
113 | |
7.1. Сущность девиантного поведения |
113 | |
7.2. Причины девиантного поведения |
119 | |
7.3. «Кризис наказания» |
122 | |
7.4. Суицид, садизм, мазохизм, некрофилия |
122 | |
Тема 8. Социология культуры |
126 | |
8.1. Сущность и содержание социологии культуры |
126 | |
8.2. Структура культуры |
129 | |
8.3. Функции культуры |
132 | |
8.4. Сферы проявления культуры и ее воздействие на общественную жизнь |
134 | |
8.5. Социальные нормы и ценности, символические и знаковые системы |
136 | |
8.6. Культурное наследие, преемственность и традиции в культуре |
137 | |
8.7. Конфликт и диалог культур |
140 | |
8.8. Смысл и причины возникновения субкультур |
141 | |
8.9. Цивилизация и культура |
143 | |
8.10. Массовая культура |
145 | |
Тема 9. Социология науки и образования |
152 | |
9.1. Содержание социологии науки |
152 | |
9.2. Социальные последствия науки |
154 | |
9.3. Содержание социологии образования |
158 | |
9.4. Проблемы современного образования и пути их решения |
162 | |
Тема 10. Социология семьи |
165 | |
10.1.Социальная сущность семьи и брака |
165 | |
10.2.Ролевые отношения в семье |
169 | |
10.3. Социальные функции семьи |
170 | |
10.4. Семейное воспитание |
172 | |
10.5.Структура, типы и формы семьи |
174 | |
10.6. Проблемы современной семьи |
177 | |
10.7. Демографические проблемы и демографическая политика |
180 | |
10.8. Семья и здоровье нации |
183 | |
Тема 11. Социология религии |
187 | |
11.1. Становление социологии религии |
187 | |
11.2. Социальные функции религии. Свобода совести |
191 | |
11.3. Типология религий |
193 | |
11.4. Религиозные организации |
195 | |
11.5. Конфессиональная ситуация в Украине |
196 | |
Тема 12. Социология конфликта |
200 | |
12.1. Сущность и причины конфликтов |
200 | |
12.2. Типология конфликтов |
205 | |
12.3. Функции конфликта |
207 | |
12.4. Динамика конфликта |
209 | |
12.5. Разрешение конфликта |
210 | |
Тема 13. Социология молодежи |
214 | |
13.1. Объект и предмет социологии молодежи |
214 | |
13.2. «Отцы» и «дети» |
217 | |
13.3. Социализация молодежи |
219 | |
13.4. Молодежная субкультура |
221 | |
ЛИТЕРАТУРА |
224 |
ВВЕДЕНИЕ
История на наших глазах все более ускоряет свой бег. Стремительно изменяется политическая карта мира, социально-экономические условия жизни людей многих регионов мира, народы все более зримо становятся субъектами исторического процесса.
И чтобы не быть просто поленом в топке истории, по выражению Н.А. Бердяева, а стать подлинным субъектом социально-политического процесса, личности необходимо понимание того, как развивается общество и его составляющие. Личности необходимо четко и ясно представить себе свое место в этом мире, нужна своеобразная «нить Ариадны», чтобы разобраться в сложном хитросплетении социально-экономических и политических процессов. И в этом человеку, тем более молодому, призвана помочь социология – наука, которая, выполняя роль социальной медицины, позволяет поставить диагноз социальным недугам общества и указать пути их устранения.
Главная функция социологического
образования – сформировать понимание
стоящих перед обществом
Учебное пособие поможет студентам в подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также будет способствовать более эффективному проведению лекционных занятий в форме прямого диалога преподавателя со студентами, более глубокому пониманию сущности изучаемых проблем, расширению теоретико-познавательного уровня будущих специалистов.
Тема 1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Всякое общество нуждается в специальных науках, которые подобно зеркалу, показывали бы мир, в котором это общество существует. В семье социальных наук, которые имеют дело с поведением людей и организаций, социологии отведено весьма почетное место. В этом можно убедиться, проанализировав подходы других общественных наук.
Экономика, как известно, изучает производство, распределение и потребление ресурсов. И основная форма деятельности общества - это, безусловно, материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства, изменение роли и места человека в производственном процессе – все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального существа. А это исследует уже социология.
Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом – в общественной и частной жизни – люди и шага ступить не могут, не вступая в экономические отношения. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы – прямо или косвенно – учитываем принципы экономики.
К примеру, такое сложное понятие как «сегментирование рынка» подразумевает простейшую вещь: каждая социальная группа – пенсионеры, пионеры или миллионеры – ориентирована на разный тип товаров, обитает в разных местах, ходит в разные магазины, имеют различную покупательную способность, по-разному реагирует на экономические кризисы и т.д. Без исследования экономического поведения людей в рыночной ситуации экономика рискует остаться просто техникой счета – прибыли, капитала, процентов, связанных между собой абстрактными построениями теории. Поэтому экономисты стремятся ответить на вопросы: что производить? сколько производить? как производить? как распределить продукцию?
Политические науки изучают, как люди получают и используют власть и как власть распределена в обществе, т.е. политология изучает политическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодействие этих двух наук – социологии и политологии – породило новую отрасль науки – политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно только, учитывая особенности общества в целом как социальной системы, познав гражданское общество и закономерности его развития. Во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические режимы. Другими словами, социология изучает, как гражданское общество влияет на государство и его институты, а политология – как государство и его структуры воздействуют на общество.
Своеобразно складывались в процессе становления и развития отношения между социологией и философией. Социология, которая вышла из лона философии, отчаянно пыталась утвердиться и поэтому старалась обрубить корни. Но постепенно начало намечаться возвращение к alma mater, ибо социология все больше задавалась вопросами существования и устройства социального бытия. По сути, в основе этой связи – изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе социологических понятий об обществе, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т.п.
Если философия изучает сущность человека, личности, то социологию интересует личность как социальный тип. Если философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология – социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи. И, конечно, социология осуществляет задачу, непосильную для общей философии – непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни.
Наиболее тесно социология, пожалуй, связана с историей, у них один объект исследования – общество и закономерности его развития в их конкретных проявлениях. Реальные различия между ними состоят в том, что история воспроизводит, описывает, объясняет социальный процесс post faсtum, а социология in factum. Вообще среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений, которые выступают как уникальные и неповторимые во времени и пространстве (например, США – уникальная страна по национальному составу, христианство – уникальная религия, 30-летняя война отличается от других войн и содержанием, и по условиям и т.д. и т.п.), то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, т.е. становятся общими для всех социокультурных явлений – для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т.д. и т.п.
Социология исследует все социальные процессы: и экономические, и правовые, и творческие, и религиозные, и политические, и этические и т.д. Она анализирует общество в единстве всех его сторон, областей и сфер, все социокультурное пространство. Она может выяснять, например, связь между производственными циклами (предмет экономики) и циклами развития преступности (предмет правовых наук), что любая из этих наук не дает.
Если экономическая наука изучает только «экономического человека», проблемы занятости в процессе производства, политологию интересует участие человека в политических процессах и акциях, религиоведение изучает человека религиозного в его отношении с Богом, то социология рассматривает человека социального как существо единое, одновременно и политическое, и экономическое, и творческое, и рациональное, и иррациональное, то есть во всех его аспектах и ипостасях.
Социология изучает общество не только в его целостности, существуют также социальные теории различных специфических объектов, т.е. социальные теории образования, семьи, религии и др. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. (Ср: положения общей физики к акустике, электронике, учению о свете и т.п.).
Кроме того, в современных
условиях сложилась система
Американские социологи иронично относятся к упрекам в нарушении предметных границ. По этому поводу Инкельс пишет: «Представители социальных наук тратят много времени и энергии на определение границ своих областей исследования, как будто каждая из этих областей является какой-то своей землей, которую необходимо защищать от агрессивных захватчиков. Критерием должна быть не «чистота дисциплины», а правильность анализа».
Термин «социология» происходит от лат.sociеtas (общество) и греч. «логос» (слово, учение). В этом буквальном смысле слова социология есть наука об обществе.
Стремление понять, осмыслить общество, равно как и выразить свое отношение к нему, было свойственно человечеству на всех этапах его истории. По выражению классика социологии ХХ века Р. Мертона: социология – очень молодая наука об очень древнем предмете изучения.
Само же понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом в 30-х годах XIX века. В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему все, что относится к обществу.
Социология возникла в ответ на потребности общества, а именно в период формирования гражданского общества. После Великой французской революции начинался процесс становления общества, которое утвердило торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина вместо привычного нормативного порядка феодального устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования свободы самоорганизации.
Таким образом, бурный процесс формирования гражданского общества заставил ученых обратиться к изучению общественных отношений, попытаться дать ответ на актуальные вопросы общественной жизни (почему люди создают те или иные объединения, почему женятся, расходятся, почему идут воевать, поклоняются чему-либо, словом, все, что происходит, когда люди взаимодействуют).
На рубеже XIX – XX вв. в научных публикациях стал выделяться наряду с экономическим, правовым и другими аспектами изучения общества также и социальный.
С именем Дюркгейма связан пересмотр социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. становление социологии как самостоятельной науки, стоящей в ряду других общественных наук – философии, политологии, истории и др.
Объект любой науки – это фрагмент реального мира, часть реальности, которая отражается, исследуется конкретной наукой. На объект направлена деятельность исследователя. Предметом же науки является воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности, специфичных именно для этой науки.