Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности малого предпринимательства, его места в экономике России, его развития на примере конкретной организации ООО «Регион-Авто».

Данная работа содержит три главы. В первой главе раскрывается сущность малых предприятий, их место в экономике России, проблемы развития малого бизнеса, а также фактор государственной поддержки малого предпринимательства. Во второй главе анализируется экономическая деятельность конкретного малого предприятия, отражается динамика продаж, доходов за несколько лет. В третьей главе на конкретных материалах малого предприятия показаны преимущества малого предпринимательства, раскрыты проблемы и пути их решения.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Малые предприятия в России на современном этапе…………………………………………………………………………………

1.1 Понятие и сущность малых предприятий……………………………………

1.2
1.3 Развитие малых предприятий в России и зарубежных странах ……………………………

1.2.1 Проблемы и преимущества малого бизнеса. …………………………….

1.2.2 Поддержка малых предприятий государством………………………….

Глава 2.Технико-экономическая характеристика организации ООО «ЗвукАвто»

2.1 Динамика изменений технико-экономических показателей ООО «ЗвукАвто»………………………………………………………………………….

2.2 Анализ показателей платежеспособности организации……………………

Глава 3. Проблемы малого предприятия на примере ООО «ЗвукАвто» и пути их решения

3.1 Преимущества и проблемы ООО «ЗвукАвто»………………………………

3.2 Рекомендации по повышению эффективности деятельности организации………………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик Экономика фирмы.doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

Факультет

Кафедра экономики предприятий и предпринимательства

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика фирмы»

 

Тема «Малые предприятия и их развитие в современных условиях»

 

 

 

 

 

 

Выполнила Рудакова Ольга  Владимировна

Направление: сокращенная  подготовка

Проверил: ст.преподаватель Белов А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Глава 1. Малые предприятия  в России на современном этапе…………………………………………………………………………………

 

1.1 Понятие и сущность  малых предприятий…………………………………

 

1.2 

1.3   Развитие  малых  предприятий в России и зарубежных странах ……………………………

 

1.2.1 Проблемы и преимущества малого бизнеса. …………………………….

 

1.2.2  Поддержка малых предприятий государством………………………….

 

Глава 2.Технико-экономическая характеристика организации ООО «ЗвукАвто»

 

2.1 Динамика изменений  технико-экономических показателей ООО «ЗвукАвто»………………………………………………………………………….

 

2.2 Анализ показателей  платежеспособности организации……………………

 

Глава 3. Проблемы малого предприятия на примере ООО «ЗвукАвто» и пути их решения 

 

3.1 Преимущества и проблемы  ООО «ЗвукАвто»………………………………

 

3.2 Рекомендации по  повышению эффективности деятельности  организации………………………………………………………………………..

 

Заключение………………………………………………………………………..

 

Список использованной литературы

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной экономике существенно меняются задачи и характер деятельности хозяйствующих субъектов. На первый план выходит цель максимизации прибыли и увеличения рыночной стоимости фирмы. Оценка реальных потребностей рынка и своих собственных возможностей, ориентация на рыночный спрос – краеугольный камень выработки стратегии фирмы и создания обеспечивающих ее механизмов.

За годы проведения рыночных реформ в экономике России возникли и  развиваются новые организационно-экономические  и организационно-правовые формы  предприятий, формируются и совершенствуются отношения между государством и предприятиями, складываются новые хозяйственные связи с поставщиками сырья.

Для того чтобы работать в изменившихся условиях, нужно постоянно совершенствовать методы хозяйствования, непрерывно искать свое место в динамично меняющемся бизнесе. Руководители на всех уровнях управления должны хорошо знать экономику своего предприятия.

Рыночная экономика — это, прежде всего, экономика свободного предпринимательства. С переходом российской экономики  к рыночным формам хозяйствования все большее число людей вовлекается в предпринимательство.

 

На сегодняшний день в России произошло осознание  того, что малый бизнес не просто заполняет ниши, невыгодные для крупного капитала, а представляет самостоятельный  перспективный сектор экономики. Именно поэтому данная работа является актуальной, в ней раскрываются некоторые аспекты деятельности предприятий малого бизнеса, рассматривается сущность малых предприятий, особенности их развития в России.

 

В экономике развитых западных стран значительное место занимают малые предприятия, число которых за последнее время увеличилось и в Российской Федерации. К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по величине таких критериев, как среднегодовое число занятых работников на предприятии, величина (объем) активов предприятия и ежегодный оборот. В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала, как состоящего в штате, так и работающего, по гражданско-правовым договорам.

 

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются (ст.4 закона «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации») коммерческие организации со сравнительно небольшой  средней численностью работников (в  зависимости от вида деятельности) [20, c. 1]. Кроме того, закон налагает и ограничения на степень участия лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, в уставном капитале организации.

Цель данной работы – исследование сущности малого предпринимательства, его места в экономике России, его развития на примере конкретной организации ООО «Регион-Авто».

 

Данная работа содержит три главы. В первой главе раскрывается сущность малых предприятий, их место в  экономике России, проблемы развития малого бизнеса, а также фактор государственной поддержки малого предпринимательства. Во второй главе анализируется экономическая деятельность конкретного малого предприятия, отражается динамика продаж, доходов за несколько лет. В третьей главе на конкретных материалах малого предприятия показаны преимущества малого предпринимательства, раскрыты проблемы и пути их решения.

 

Глава 1. МАЛЫЕ  ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

 

1.1 Понятие и сущность  малых предприятий

 

Субъектом малого предпринимательства  является малое предприятие. Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие [21, с. 340]

В соответствии с Федеральным законом  от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» «субъекты  малого и среднего предпринимательства  - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям» [20, с. 3-4].

 

Что же представляют собой  малые предприятия? Ответить на данный вопрос несложно, если обратиться к  критериям отнесения предприятий  к малым. К ним в России относят  численность предприятия, объем  его выручки, а также состав учредителей. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. от 05.07.2010), субъектами малого предпринимательства являются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие таким условиям:

1) для юридических  лиц - суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  (НДС) или балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных  активов) за предшествующий календарный  год не должны превышать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Применение определенных законом дифференцированных критериев  отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства позволит формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида этих субъектов. Важное значение имеет то обстоятельство, что в законе четко прописаны особенности правового регулирования субъектов малого предпринимательства. В соответствии с ними и Налоговым кодексом РФ (НК РФ) малые предприятия имеют право применять:

1) общий режим (систему) налогообложения,  при котором уплачиваются в бюджет все установленные налоги;

2) специальные налоговые режимы:

- упрощенную систему налогообложения;

- систему налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности;

- иные специальные налоговые  режимы.

 

В 80-90% имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.

В начале 1990 г. малые предприятия  образовывались чаще отделением от государственных  предприятий-учредителей. В 1991 г. малые  предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности [9, с. 53]. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

В ряде случаев местные власти выступают  учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды. Роль малых предприятий в экономике России все больше возрастает. Значительную помощь малому предпринимательству оказывают различные фонды поддержки предпринимательства. Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.

Организационно-правовые формы малого предпринимательства.

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ, действующим с начала 1995 г., в стране могут создаваться следующие организационно-правовые формы предпринимательской (коммерческой) деятельности:

  1. хозяйственные товарищества: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное);
  2. хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (АО), дочерние и зависимые общества;
  3. производственные кооперативы;
  4. государственные и муниципальные унитарные предприятия. [9, стр. 345-346]
  5. Хозяйственные товарищества.

1.2 Анализ правовой базы развития малого предпринимательства в РФ.

Особенностью национальной поддержки малого бизнеса является наличие в законодательстве нескольких определений понятия "малое предприятие". Их можно разделить на три вида.

Во-первых, п.3 ст.3 Закона N 88-ФЗ. Он определяет субъектов малого предпринимательства, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные федеральным законодательством.

Во-вторых, это определения  малого предпринимательства, содержащиеся в законодательных актах субъектов федерации. На примере Москвы и Московской области можно сказать, что понятие малого предприятия в региональном законе может несколько отличаться от того, что содержится в Законе N 88-ФЗ. Региональное законодательство определяет малые предприятия как субъекты, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные субъектам малого предпринимательства региональным законодательством.

В-третьих, это определение  субъектов малого предпринимательства, которые вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, а также определение субъектов малого предпринимательства, которые имеют право на льготы по налогу на прибыль.

Определение субъектов  малого предпринимательства в российской практике дано в Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ в ред. от 02.02.2006 (далее - Закон N 88-ФЗ). Этот закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности таких субъектов.

 К субъектам малого  предпринимательства относят также  физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Они квалифицируются в законодательстве как предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях