Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности малого предпринимательства, его места в экономике России, его развития на примере конкретной организации ООО «Регион-Авто».

Данная работа содержит три главы. В первой главе раскрывается сущность малых предприятий, их место в экономике России, проблемы развития малого бизнеса, а также фактор государственной поддержки малого предпринимательства. Во второй главе анализируется экономическая деятельность конкретного малого предприятия, отражается динамика продаж, доходов за несколько лет. В третьей главе на конкретных материалах малого предприятия показаны преимущества малого предпринимательства, раскрыты проблемы и пути их решения.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Малые предприятия в России на современном этапе…………………………………………………………………………………

1.1 Понятие и сущность малых предприятий……………………………………

1.2
1.3 Развитие малых предприятий в России и зарубежных странах ……………………………

1.2.1 Проблемы и преимущества малого бизнеса. …………………………….

1.2.2 Поддержка малых предприятий государством………………………….

Глава 2.Технико-экономическая характеристика организации ООО «ЗвукАвто»

2.1 Динамика изменений технико-экономических показателей ООО «ЗвукАвто»………………………………………………………………………….

2.2 Анализ показателей платежеспособности организации……………………

Глава 3. Проблемы малого предприятия на примере ООО «ЗвукАвто» и пути их решения

3.1 Преимущества и проблемы ООО «ЗвукАвто»………………………………

3.2 Рекомендации по повышению эффективности деятельности организации………………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик Экономика фирмы.doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщики, применяющие УСН, в большинстве случаев не вправе до окончания налогового периода  перейти на общий режим налогообложения.

Статья 346.17 НК РФ устанавливает порядок  признания доходов и расходов при применении УСН.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической  оплаты.

Расходы на приобретение основных средств, учитываемые в  порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК. РФ, отражаются в последний  день отчетного (налогового) периода.

Недостатками УСН является перечень расходов, которые можно  учесть при расчете единого налога по УСН, ограничен Налоговым кодексом. Этот перечень очень ограничен по сравнению с составом расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих традиционную систему налогообложения. И хотя большинство основных расходов в перечне присутствуют, нужно внимательно относиться к своим расходам – может случиться, что этих расходов в перечне не окажется. В этом случае, не смотря на то, что расходы фактически понесены, при расчете налога они не будут учитываться, т.е. единый налог по УСН придется уплачивать со всей суммы.

Кроме того, при расчете  единого налога по объекту «доходы  за минусом расходов» существует вероятность уплаты так называемого  минимального налога. Минимальный налог  – это налог, который равен 1% от доходов индивидуального предпринимателя. Этот налог рассчитывается по итогам года в том случае, если единый налог, рассчитываемый как 15% от разницы между доходами и расходами, меньше, чем минимальный налог.

Еще одним минусом  следует назвать невозможность  изменения объекта налогообложения  в течение периода применения УСН. Тот объект, который был выбран при переходе на УСН, применяется в течение всего периода действия УСН. Сменить объект можно, лишь отказавшись от применения УСН, но в этом случае минимум один год придется работать по традиционной системе налогообложения.

Таким образом, очевидно, что УСН – один из наиболее привлекательных  специальных налоговых режимов, действующих в РФ.

Уровень развития малого предпринимательства у нас крайне низок. Если в США, странах Западной Европы, в Японии на 1000 человек приходится примерно 50-70 малых фирм, то в России – лишь 5 -6 малых предприятий – отставание в разы. Если в сфере малого предпринимательства в развитых странах занято от 50 до 70% рабочей силы – у нас этот показатель достигает в лучшем случае 10%. К тому же численность занятых в сфере малого предпринимательства сократилось за последние годы чуть ли не в два миллиона.

В рамках исследования в ноябре 2006года было опрошено 4350 респондентов – представителей малого бизнеса в 80 субъектах РФ методом личного интервью по формализованной анкете.

По результатам опроса были выявлены следующие проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей. Наибольшие трудности в работе малого бизнеса  вызывает ситуация с судебно-правовой защитой (лишь в семи из 80 регионов респонденты оценили ее как благоприятную) и доступ к производственным площадям, включая офисные помещения (благоприятная ситуация зафиксирована только в трех из 80 регионов). Так, лишь 0,7% российских предпринимателей полностью уверены в том, что возможно отстоять законные интересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей. 68,8% считают, что эти шансы минимальны или их нет вовсе.

Существенную озабоченность респондентов вызывает состояние конкурентной среды  и уровень безопасности бизнеса. Речь идет о преференциях со стороны региональных властей определенным компаниям и о давлении со стороны крупного бизнеса. Половина опрошенных респондентов заявляют, что в их регионе существуют отрасли, доступ в которые искусственно затруднен подобными преференциями, и только 23% полагают, что таких отраслей нет.

Наиболее актуальные риски малого предпринимательства в целом  по России:

- резкое ухудшение общей ситуации  в экономике – 64,4%;

- рост арендных платежей –  45,2;

- изменения в региональном  законодательстве – 28,9;

- появление крупного  монополиста – 26,3;

- необоснованные штрафы, нарушения при проверках и  т. п. – 22,1;

- незаконные попытки  отнять или ликвидировать бизнес  – 7,4;

- вымогательство со  стороны криминальных группировок  – 4,8.

Не маловажной проблемой российского малого бизнеса являются высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий. (Табл. 1.2).

Таблица 1.2. Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса, % к числу ответивших.

Фактор

Мнение экспертов

Мнение предпринимателей

Отсутствие кредитных  ресурсов

53,1

48,6

Административные барьеры

30,6

11,4

Территориальная обособленность региона, повышенная транспортная составляющая в расходах

24,5

62,4

Низкий потребительский (платежеспособный) спрос

12,2

40,0

Неустойчивость государственной  политики

22,4

35,9

Нестабильность рынка  сбыта

8,2

7,3

Низкая квалификация предпринимателей (работников)

8,2

24,1

Отсутствие консультационных центров

4,1

 

Высокие налоги

-

40,8

Незащищенность прав собственности

-

19,6

Дороговизна техники, оборудования

-

26,9

Дороговизна топливных  и энергетических ресурсов

-

35,1


Серьезный сдерживающий фактор – низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции и услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной социальной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.

Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частными инспекциями и штрафами. Взимая довольно высокие налоги, государство взамен не обеспечивает предпринимателям сколько-нибудь эффективной поддержки.

О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствует  также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и  предпринимателей. В опросе приняли  участие 919 человек, отнесенных к категории  «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных округов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы или интересы близких к ней предпринимателей.

Другая не менее важная проблема – низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная  способность персонала принимать  решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

В статье «Кто крайний к столоначальнику?»  автор обращает внимание на чиновников. Он пишет, что чиновник – это главный тормоз в развитии предпринимательства. (рис.4)

Рис. 4. Оценка бизнесменами административного  давления государственных служб  на предпринимательскую деятельность, % к числу опрошенных.

1 – Администрация  городов (районов);

2 – Правительство  края;

3 – УМНС края;

4 – Милиция;

5 – Санэпиднадзор;

6 – Пожарный надзор;

7 – Органы лицензирования;

8 – Торговая инспекция;

9 – Госархнадзор.

По оценкам социологического фонда  «Индем», масштабы коррупции в отношениях с малым бизнесом в России составляют от 50 до 120 млрд. руб. в год. Предприниматели  тратят на взятки чиновникам 6% от оборота. Это – взятки контролирующим и  проверяющим организациям (санэпидемстанция и пожарная охрана), лицензирующим органам, налоговикам, таможенникам и правоохранительным органам. В августе 2001г. был принят федеральный закон, направленный на облегчение процедуры регистрации, который предусматривает, что она должна проходить в «одно окно» и на нее должно уходить не более пяти рабочих дней. Но до сих пор на регистрацию фирмы уходит полгода и более (в Германии – 2 часа).

 

1.3 Место малых предприятий в экономике России и в зарубежных странах.

На современном этапе в научной литературе и практике нет какого-либо общепринятого набора критериев отбора малых форм хозяйствования. Это связано с особенностями экономического строя, государственной политики, национальной экономики той или иной страны. Практически в каждой стране присутствуют свои границы определения малых форм хозяйствования.

В нашей стране развитие малых форм хозяйствования за время  реформ можно поделить на два периода: с 1995 по 2007 г. - в этот период действовал Закон о государственной поддержке малого предпринимательства, и с 2007 г. по настоящее время, когда принят Закон о развитии малого и среднего предпринимательства.

Процесс создания в России малых  предприятий начался в 1988 г. Бурный рост их наблюдался в 1988-1994 гг., но в  последующие годы их число существенно  не изменилось. Если в 1995 г., по данным Госкомстата РФ, число малых предприятий в стране составило 877,3 тыс., то на 1 января 2002 г. в российской экономике действовало 843,6 тыс. малых предприятий. По последним данным по итогам первого полугодия 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по всем показателям развития малого предпринимательства, за исключением оборота малых предприятий, отмечается негативная динамика. Такой вывод делается в докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства [13, с. 1].

Ввиду отсутствия полных статистических данных (в квартальном разрезе) в  докладе не учитываются индивидуальные предприниматели без образования  юридического лица, микропредприятия и средние предприятия.

По данным на 1 июля 2010 года, в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед. [13, с. 2]

За последние годы не увеличилось  число малых предприятий и в общей численности предприятий и организаций страны. В России доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет лишь 30,7%, тогда как в странах — членах ЕС только микропредприятия составляют 90% общего числа предприятий. Неравномерно распределяется количество малых предприятий по экономическим районам России. Практический интерес представляют данные, характеризующие распределение числа малых предприятий по регионам страны. Так, на 1 января 2010 г. число малых предприятий в процентах к общему числу малых предприятий страны составляло [13, с. 3]: Северо-Западный округ — 14,5%; Центральный округ — 36,7; Поволжский округ — 15,0; Уральский округ — 6,6; Сибирский округ — 11,8; Дальневосточный округ — 4,7; Южный округ — 9,7% (Рисунок 1).

В промышленном секторе  зарубежных стран малые и средние  предприятия (МСП) составляют более 90% промышленных предприятий в странах - членах ОЭСР, между 45 и 70% занятых в  промышленности и от одной трети  до 55% объема промышленного производства. При этом роль малого и среднего бизнеса существенно возросла с конца 1970-х.

Мировой опыт показывает, что в зарубежных странах при  выделении малых предприятий  применяют в основном три критерия - это количество работающих, годовой  оборот, сумма активов. Так, в Бельгии к малым относятся предприятия, насчитывающие до 50 человек в промышленности и до 40 человек в торговле. В Великобритании численность работающих в промышленности не должна превышать 200 человек, а в строительстве - 25 человек. Кроме того, сумма активов должна составлять менее 1,5 млн экю, а годовой оборот не должен превышать 2,3 млн экю. В Германии малым предприятиям характерны два отличия: численность работников до 500 человек и годовой оборот - менее 50 млн экю. Греция и Ирландия ограничивают численность работников на малых предприятиях 50, сумма годового оборота соответственно составляет менее 1,3 и 4 млн экю. В Японии немного иные отличительные признаки малых форм хозяйствования, так, максимальная численность работников в промышленности составляет 300 человек, в оптовой торговле - 100 и в розничной торговле и услугах - 500 человек. Также в этой стране имеет место такой отличительный критерий, как уставный фонд, который не должен превышать: в промышленности - 60, в оптовой торговле - 30, в розничной торговле и услугах - 10 млн иен. Еще одним представителем развитых стран являются США, где малые предприятия насчитывают в промышленности и транспорте до 500 человек, в торговле - до 100 человек, годовой оборот малых форм хозяйствования в США не должен превышать 10 млн долл. в промышленности и 3,5 млн долл. в сельском

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен  как один из важнейших в программу  демонополизации народного хозяйства  страны. Здесь предусмотрено как  принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

• выделение самостоятельных производственно-хозяйственных  блоков;

        • выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;

• создание небольших  дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

Таким образом, малые предприятия  можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений  и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных  началах. Последний путь в современных  условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях