Статистическая отчетность оптово-розничных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ динамики товарооборота ООО «Светловский рыбкооп».
В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1) исследовать теоретические и методологические вопросы статистической отчетности предприятий оптовой и розничной торговли;
2) произвести анализ динамики товарооборота ООО «Светловский рыбкооп»;
3) проанализировать результаты исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………...…………………………………………..3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ ОПТОВО-РОЗНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………………………………………5
Понятие и сущность оптовой и розничной торговли………………………5
1.2 Особенности составления статистической отчётности оптово-розничной торговли…………………………………………………………………………..16
Глава 2 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ И ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ ОПТОВО-РОЗНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…30
2.1 Понятие и классификация товарных запасов на предприятии…………...30
2.2 Показатели формирования и эффективности товарных запасов…………39
Глава 3 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..45
3.1 Понятие и показатели оценки рентабельности предприятия…………….45
3.2 Классификация затрат и её использование в формировании затрат и управлении предприятия………………………………………………………..51
3.3 Планирование затрат на реализуемую продукцию………………………..62
Глава 4 ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СВЕТЛОВСКИЙ РЫБКООП»………………….70
4.1 Характеристика и основные виды деятельности предприятия ООО«Светловский рыбкооп»…………………………………………………...70
4.2 Показатели деятельности предприятия ООО «Светловский рыбкооп»…………………………………………………………………………72
4.3 Расчетная часть: статистический анализ динамики товарооборота ООО «Светловский рыбкооп»………………………………………………………...73
4.4 Пути повышения эффективности деятельности ООО «Светловский рыбкооп»…………………………………………………………………………83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..90.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Statisticheskaya_otchyotnost_optovo-r.doc

— 734.50 Кб (Скачать файл)

Рентабельность отдельного вида продукции определяется отношением прибыли от выпуска (реализации) данной продукции к полной себестоимости данного вида продукции

,                                                            (23 )

где: Rизд – рентабельность отдельного изделия;

Пизд – прибыль от выпуска (реализации) данного изделия;

Сизд – полная себестоимость выпуска данного изделия,

Формула (1.8) часто используется при расчете цены реализации продукции, т.е. предприятие определяет желаемый уровень рентабельности и, исходя из этого формирует цену по формуле:

,                                                  (24)

где: Z – цена продукции.

Однако в экономическом  анализе рентабельность продукции  чаще исчисляют как отношение прибыли по данному виду продукции и выручки от его реализации:

,                                                           (25)

где: Rед. – рентабельность единицы отдельного вида продукции;

z – цена единицы изделия;

s – себестоимость единицы изделия.

Это обусловлено тем, что при анализе рентабельности продукции на основание коэффициента Rизд в следствие обратной зависимости между прибылью и себестоимостью изменение себестоимости изделия отразится на этом показателе дважды, т.е. и через числитель и через знаменатель.

Кроме того, если предприятие  имеет длительный производственный цикл или действует в условиях быстро увеличивающейся инфляции, то себестоимость и прибыль продукции могут оказаться выраженными в денежных единицах разной покупательной способности, а рентабельность окажется завышенной. Поэтому, в экономическом анализе чаще используют показатель Rед., где в знаменателе формулы вместо себестоимости продукции применяются оптовые (розничные) цены предприятия. В этом случае показатель рентабельности Rед. и абсолютная сумма прибыли будут изменятся равными темпами под влиянием одних и тех же факторов, что устраняет повторный счет.2

Определить рентабельность каждого вида продукции, выпускаемой (реализуемой) на предприятие, по данным бухгалтерской отчетности невозможно. Анализ рентабельности отдельных видов продукции необходим при формирование ассортимента выпускаемой (реализуемой) продукции, при изыскание возможностей получения дополнительной прибыли за счет увеличения выпуска более рентабельной продукции. Важным показателем в процессе анализа рентабельности продукции является её динамика, т.к. формула рентабельности изделия зависит от двух показателей – цены и себестоимости изделия, то изменение рентабельности изделия необходимо рассматривать в зависимости от изменения этих двух показателей.

Таким образом, анализ рентабельности продукции на предприятие необходим, прежде всего, для принятия своевременных решений по изменению цены и себестоимости продукции.


2 Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: опыт зарубежных корпораций./ –М.: «Финансы и статистика», «Банки и биржи». 2007. -с.46-48.

3.2 Классификация затрат и её использование в формировании затрат и  управлении предприятия

В экономической литературе и нормативных документах применяются  такие понятия как «издержки», «расходы», «затраты». Следует отметить, что некоторые авторы считают эти термины различными1, а другие – синонимами2.

Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической  теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций3. Они включают в себя как явные (бухгалтерские), так и вмененные (альтернативные) издержки:

- Явные (бухгалтерские)  издержки – это выраженные  в денежной форме траты предприятия,  обусловленные приобретением и  расходованием разных видов экономических  ресурсов в процессе производства  и обращения продукции, товаров, работ или услуг.

- Альтернативные (вмененные)  издержки означают упущенную  выгоду предприятия, которую оно  получило бы при выборе производства  альтернативного товара, по альтернативной  цене, на альтернативном рынке  и т.д. Поэтому под затратами целесообразно понимать явные (бухгалтерские, фактические, расчетные) издержки предприятия.

Таблица 1. Классификация  затрат на производство продукции

Вид классификации

Подразделение затрат

По экономической роли в процессе производства

Основные и накладные

По составу (однородности)

Одноэлементные и комплексные

По способу включения в себестоимость  продукции

Прямые и косвенные

По отношению к объему производства

Переменные и условно переменные

По периодичности возникновения

Текущие и единовременные

По участию в процессе производства

Производственные и коммерческие

По эффективности

Производительные и не производительные


 

 


 Керимов В.Э. Бухгалтерский  учет на производственных предприятиях./ -М.:  «Дашков и К». 2006. – 38 с.

2 Шуляк П.Н. Финансы предприятия./ -М.: «ИТК Дашков и Ко». 2007 – 340 с.

3 Безруких П.С. Бухгалтерский учет./ -М.: «Бухгалтерский учет». 2007 – 98с.

1) Основными - называются  затраты, непосредственно связанные  технологическим процессом производства: сырье и основные материалы,  вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

2) Накладные расходы  - образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и  управлением им. Они состоят из  общепроизводственных и общехозяйственных  расходов.

3) Одноэлементными - называются  затраты, состоящие из одного  элемента, - заработная плата, амортизация и др.

4) Комплексными - называются  затраты, состоящие из нескольких  элементов, например цеховые и  общезаводские расходы, в состав  которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы.

5) Прямые затраты связаны  с производством определенного  вида продукции и могут быть  прямо и непосредственно отнесены  ни ею себестоимость: сырье  и основные материалы, потери от брака и некоторые другие.

6) Косвенные затраты  не могут быть отнесены прямо  на себестоимость отдельных видов  продукции и распределяются косвенно (условно):

- общепроизводственные;

- общехозяйственные;

- внепроизводственные  расходы и некоторые другие.

Деление затрат на прямые и косвенные, зависит от отраслевых особенностей, организации производства, принятого метода калькулирования себестоимости продукции, например в угольной промышленности, где вырабатывается лишь один вид продукции, все затраты являются прямыми. Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.

Термин расходы означает уменьшение средств предприятия  или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы являются использованием сырья, материалов, услуг сторонних организаций и т.д. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы. На таком понимании указанных терминов ориентирует международный стандарт МСФО 18 «Выручка».4 К переменным относят расходы, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции, - сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.

Размер условно-постоянных расходов почти не зависит от изменения объема производства продукции; к ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы и некоторые другие.

В зависимости от периодичности  расходы делятся на текущие и  единовременные:

- к текущим расходам  относятся расходы, имеющие частую  периодичность, например расход  сырья и материалов;

- к единовременным (однократным) - расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др.

К производственным относят  все расходы, связанные с изготовлением товарной продукции и образующие ее производственную себестоимость.

Внепроизводственные (коммерческие) расходы связаны с реализацией продукции покупателям. Производственные и внепроизводственные расходы образуют полную себестоимость товарной продукции.

Непроизводительные расходы  являются следствием недостатков в  технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных работ я др.). Производительные расходы планируются, поэтому они называются планируемыми. Непроизводительные расходы, как правило, не планируются, поэтому их считают не планируемыми. Таким образом, можно сказать, что понятия «издержки», «затраты», «расходы» прямыми синонимами не являются.

 


4 Захарьин В.Р. Учетная политика организации./ –М.: «Бухгалтерский учет». – 2003 - № 1. – 24 с. 

Среди качественных показателей  деятельности предприятия важное место  занимает такой показатель, как себестоимость  продукции. В нем как в синтетическом показателе отражаются многие стороны производственной и

финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

Себестоимость продукции  служит ориентиром для формирования ее цены. Вернее, она является нижней границей цены. Очевидно, что если рыночная цена ниже себестоимости продукции данного предприятия, то у него нет шансов завоевать место на этом рынке. Правда, известны случаи, когда фирмы шли на определенные временные убытки, чтобы как-то пробиться на рынок. Затем они существенным образом меняли свое производство, уменьшая затраты на изготовление и сбыт продукции.

От уровня себестоимости  продукции, зависят объем прибыли и уровень показателей рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем выше эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.

Исчисление себестоимости  продукции предприятию необходимо для:

1) оценки выполнения  плана по данному показателю  и определению его динамики;

2) определения рентабельности  производства и отдельных видов  продукции;

3) выявления резервов  снижения себестоимости продукции;

4) определения цен  на продукцию;

5) обоснования решения  о производстве новых видов  продукции и снятии с производства устаревших изделий и т.д.

Себестоимость продукции  является объективной экономической  категорией, однако состав затрат, включаемых в себестоимость продукции в  настоящее время регулируется государством.5

Воздействие государства  на процесс формирования себестоимости продукции проявляется следующим образом:


5 Керимов В. Э. Управленческий учет./ -М.: «ИЦ Маркетинг». 2002 – 132 с.

- разделение затрат  предприятий на текущие затраты  производства и долгосрочные  инвестиции;

- разграничение затрат  предприятий на относимые в себестоимость продукции и возмещаемые за счет других источников финансирования;

- установление норм  амортизации основных средств,  тарифов отчислений на социальные  нужды и налогов, включаемых  в себестоимость.

Кроме того, необходимо иметь  в виду, что на предприятиях часть затрат, хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения,  размеры затрат корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы, расходы по оплате процентов по кредитам и займам и др.)

Выделяют следующие  направления и признаки классификации  затрат в зависимости от процессов  хозяйственной деятельности предприятия:

1) принятия управленческих решений – затраты явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные;

2) прогнозирования –  затраты краткосрочного и долгосрочного  периодов;

3) планирования – затраты  планируемые и непланируемые;

4) нормирования – затраты в пределах установленных стандартов, норм и смет и по отклонениям от них;

5) организации – затраты  по местам и сферам их возникновения,  функциям деятельности и центрам  ответственности;

6) учета – затраты  в разрезе экономических элементов  и статей калькуляции, одноэлементные и комплексные, постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные, текущие и единовременные;

Информация о работе Статистическая отчетность оптово-розничных предприятий