Статистическая отчетность оптово-розничных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ динамики товарооборота ООО «Светловский рыбкооп».
В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1) исследовать теоретические и методологические вопросы статистической отчетности предприятий оптовой и розничной торговли;
2) произвести анализ динамики товарооборота ООО «Светловский рыбкооп»;
3) проанализировать результаты исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………...…………………………………………..3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ ОПТОВО-РОЗНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………………………………………5
Понятие и сущность оптовой и розничной торговли………………………5
1.2 Особенности составления статистической отчётности оптово-розничной торговли…………………………………………………………………………..16
Глава 2 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ И ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ ОПТОВО-РОЗНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…30
2.1 Понятие и классификация товарных запасов на предприятии…………...30
2.2 Показатели формирования и эффективности товарных запасов…………39
Глава 3 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..45
3.1 Понятие и показатели оценки рентабельности предприятия…………….45
3.2 Классификация затрат и её использование в формировании затрат и управлении предприятия………………………………………………………..51
3.3 Планирование затрат на реализуемую продукцию………………………..62
Глава 4 ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СВЕТЛОВСКИЙ РЫБКООП»………………….70
4.1 Характеристика и основные виды деятельности предприятия ООО«Светловский рыбкооп»…………………………………………………...70
4.2 Показатели деятельности предприятия ООО «Светловский рыбкооп»…………………………………………………………………………72
4.3 Расчетная часть: статистический анализ динамики товарооборота ООО «Светловский рыбкооп»………………………………………………………...73
4.4 Пути повышения эффективности деятельности ООО «Светловский рыбкооп»…………………………………………………………………………83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..90.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Statisticheskaya_otchyotnost_optovo-r.doc

— 734.50 Кб (Скачать файл)

Товарные запасы оцениваются  как в натуральных единицах, так  и в стоимостном (денежном) выражении. Потребная сумма средств на содержание товарных запасов определяется из расчета  однодневного объема реализации товаров. Суммарный расчет осуществляется по отдельным группам товаров и в целом по товарным запасам.

- Учет и контроль за состоянием товарных запасов:

Контроль и учет направлены на обеспечение в составе товарных запасов всей предусмотренной номенклатуры товаров, исключение снижения размера  запасов ниже установленного минимума, соблюдение нормативных сроков хранения товаров.

- Эффективность от задействованных товарных запасов:

При такой оценке фактические  показатели эффективности использованных товарных запасов сравниваются с  аналогичными показателями в плановом периоде. Сопоставление показателей показывает, насколько обеспечена устойчивость товарных запасов. В систему сравнительных показателей предполагается ввести и показатель, определяющий отношение суммы прибыли от продаваемых товаров к сумме товарных запасов, выраженное в процентах.

 

2. Показатели эффективности  управления товарными запасами

Существует множество  математических моделей управления запасами. Всё многообразие систем управления запасами может быть сведено  к двум основным типам, которые различаются по принципу пополнения запасов по способу обработки информации:

- система с фиксированным  размером заказа;

- система с постоянным  уровнем запаса.

Система с фиксированным  размером заказа предполагает его размер величиной постоянной, и повторный  заказ подается при уменьшении наличных запасов товаров до определенного критического уровня Р (точка заказа). Размер партии товаров выбирается таким, чтобы общие издержки управления запасами были минимальными.

Работа этой системы  может быть представлена формулой 5:

Р = 3 + RZ,                                                                                                      (5)

где: Р — точка заказа;

       3 — резервный запас;

       R — средняя суточная продажа, руб.;

Z — время доставки заказа, дни.

Формула для определения заказа (Р) основана на предположении, что учет состояния запасов ведется непрерывно, и как только уровень запасов опускается ниже точки заказа, подается новый заказ. При отсутствии непрерывного учета состояния запасов формулу нужно скорректировать, учесть продажу между проверками( формула 6:

P = 3 + R(Z+t/2),                                                                                          (6)

где: t — промежуток времени между проверками, дни.

 

При периодических проверках  уровня запаса лучше применять систему с фиксированной периодичностью повторения заказа. Если после предыдущей проверки было продано какое-либо количество товара, то подается заказ. Размер его равен разности между максимальным уровнем, до которого происходит пополнение запасов, и фактическим уровнем, в момент проверки. Максимальный уровень запасов определяется по формуле 7:

P = 3 + R(Z + t),                                                                                          (7)

где: Р — точка заказа;

3 — резервный запас;

R — средняя суточная продажа, руб.;

Z — время доставки заказа, дни.

t — промежуток времени между проверками, дни.

 

Тогда, средний уровень запасов составляет:

I=З+1/2 R (t Z)

где: I- средний уровень запасов.

 

Для определения размера  заказа (Q) применяется одно из двух правил:

1) Q = М — N,если Z < t;

2) Q = М — N — q, если Z > t,

где N — размер наличного  запаса в момент проверки, единиц;

q — заказанное количество товара, единиц;

М — максимальный заказ.

Общие годовые издержки управления запасами всех наименований товаров выражаются формулой 8:

,                                                                                   (8)

Где: Kj — годовые издержки управления запасами товаров, руб.

Выбор того или иного  метода управления запасами зависит от многих факторов, в частности от условий производства, форм товароснабжения, уровня издержек управления запасами, характера спроса на товар, от формы учета состояния запасов, способа обработки информации.

Устойчивость любой  работы системы управления запасами усиливается введением в нее резервного запаса, так как не все параметры, характеризующие спрос в будущем периоде, известны и определены.

Задача определения  оптимального размера резервного запаса решается путем отыскивания вероятности  того, что спрос в будущем периоде окажется выше заданного уровня. Поэтому любая система управления запасами непосредственно связана с прогнозом продажи.

Таким образом, российским предприятиям, несмотря на многочисленные отклонения в снабженческо-сбытовой деятельности, необходимо придерживаться определенной системы управления запасами, дабы избежать хаотичности и неопределенности в обеспечении процесса производства необходимыми материальными ресурсами.

 

Глава 3

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 

3.1 Понятие и показатели оценки рентабельности предприятия

В экономическом анализе  результаты деятельности предприятий  могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

Рентабельность предприятия — показатель эффективности использования основных средств предприятия, производственных ресурсов. Общая рентабельность предприятия определяется как отношение прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств.

Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.

Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Рентабельность собственного, рабочего и общего капитала рассчитывается по прибыли от реализации, чистой и валовой прибыли отчетного года.

Во всех случаях прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) берется за вычетом налогов из реализации. В международной практике различают доход на чистую номинальную стоимость активов (ЧНСА), имеющий два альтернативных варианта, основанных на различных интерпретациях номинальной стоимости активов. Существует чистая номинальная стоимость активов:

ЧНСА = Основной капитал  по остаточной стоимости + Текущие активы – Краткосрочные обязательства или Внеоборотные активы + Оборотный капитал (Оборотные активы – Краткосрочные обязательства)                       (8)

Доход = Реализация /ЧНСА             (9)

Доход = Реализация / Осн. капитал по ост. стоимости + Оборотный  капитал (Оборотные активы – Текущие обязательства)                          (10)

Коэффициент ЧНСА определяет темп, с которым номинальная стоимость активов превращается в доходы от продаж. Они показывают способность активов создавать прибыль.

Оценить эффективность  использования основных и оборотных  средств позволяет расчет коэффициента рентабельности активов, который показывает, сколько рублей прибыли приносит рубль всех вложенных в предприятие средств, но этот показатель не может дать ответ, на сколько эффективно предприятие использует собственные и привлеченные источники финансирования (рис.1).

Поэтому для ответа на вопрос эффективно ли предприятие использует свои собственные средства, необходимо ли ей привлекать дополнительные займы и кредиты позволяет расчет коэффициента рентабельности собственных средств.

Таким образом, расчет и  сопоставление между собой коэффициентов  этих трех групп позволит достаточно полно осветить эффективность основной деятельности предприятия, использования активов и пассивов, выявить сложившиеся тенденции, принять решения о необходимых мероприятиях по повышению рентабельности предприятия.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Модель формирования рентабельности предприятия.

В качестве показателей эффективности использования капитала, активов применяются коэффициенты, которые выражают отношение реализации к общему капиталу, реализации к собственному и рабочему капиталу, прибыли к общему, собственному капиталу и рабочему капиталу:

1) Показатели эффективности хозяйственной  деятельности:

- коэффициент рентабельности капитала:


                   (11)

При этом актив – величина капитала – усредняется за период; коэффициент  рентабельности капитала по чистой прибыли:

                                                           (12)

Данные показатели отражают, какая прибыль получается с единицы  капитала предприятия (общая или  чистая);

2) Финансовые коэффициенты рентабельности:

Рентабельность собственного капитала – данный показатель отражает, сколько чистой прибыли приносят вложения в собственный капитал (т.е. доход собственника):

 

                                                                                  

                              (13)

Похожий показатель –  рентабельность акционерного капитала - показывает, сколько чистой прибыли предполагается на рубль акционерных средств (или средств пайщиков):


                                     

                              (14)

 

Можно также рассчитать коэффициент чистой прибыли на одну акцию:


                             (15)

Таким образом, эффективность хозяйственной  деятельности в плане использования  капитала характеризует, какую отдачу дают активы предприятия (приносят прибавочную стоимость с рубля вложений). Эффективность вложений же обозначает доходность авансированного капитала собственника (уставный или весь собственный капитал).

В зависимости целей, которые ставятся при анализе  рентабельности реализованной продукции, могут быль использованы различные виды прибыли на основание которых рассчитываются показатели R1 – R4.

                  (16)

                 (17)

                 (18)

                                      (19)

В качестве знаменателя  формулы также может быть использован  показатель всей выпущенной продукции.

Сопоставление показателей  рентабельности, рассчитанных по объему реализованной и всей выпущенной продукции позволяет выявить на сколько активно идет процесс реализации продукции на предприятии.

Динамика показателя R1 отражает изменения в политике ценообразования предприятия и способность контролировать себестоимость реализованной продукции. С помощью методов факторного анализа определяется изменение рентабельности продукции за счет изменения цены продукции и ее себестоимости по следующим формулам:1

общее изменение рентабельности за период

                                         (20)

изменение рентабельности за счет изменения цен 

                                                (21)

изменение рентабельности за счет изменения себестоимости

                                                  (22)

где: z0,1 – выручка от реализации на начало и на конец года соответственно;                          

       s0,1 – себестоимость реализованной продукции на начало и на конец года соответственно.


1 Финансовый менеджмент: теория и практика.// Под ред. Е.С. Стояновой.–М.: «Перспектива». 2008. – с.77.

Различие показателей R3 и R4 выявляет влияние налогообложения на рентабельность реализованной продукции.

Показатели R1 – R4 рассчитываются на основание отчета о финансовых результатах (форма №2) и не дают представления о структуре и рентабельности отдельного вида реализованной продукции, т.к. в практике на предприятие обычно производится (реализуется) несколько видов продукции (работ, услуг), при этом уровень рентабельности продукции в целом зависит от уровня рентабельности отдельного вида продукции, по этому целесообразно рассчитывать уровень рентабельности по каждому виду продукции.

Информация о работе Статистическая отчетность оптово-розничных предприятий