Статистическая отчетность оптово-розничных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ динамики товарооборота ООО «Светловский рыбкооп».
В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1) исследовать теоретические и методологические вопросы статистической отчетности предприятий оптовой и розничной торговли;
2) произвести анализ динамики товарооборота ООО «Светловский рыбкооп»;
3) проанализировать результаты исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………...…………………………………………..3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ ОПТОВО-РОЗНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………………………………………5
Понятие и сущность оптовой и розничной торговли………………………5
1.2 Особенности составления статистической отчётности оптово-розничной торговли…………………………………………………………………………..16
Глава 2 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ И ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ ОПТОВО-РОЗНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…30
2.1 Понятие и классификация товарных запасов на предприятии…………...30
2.2 Показатели формирования и эффективности товарных запасов…………39
Глава 3 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..45
3.1 Понятие и показатели оценки рентабельности предприятия…………….45
3.2 Классификация затрат и её использование в формировании затрат и управлении предприятия………………………………………………………..51
3.3 Планирование затрат на реализуемую продукцию………………………..62
Глава 4 ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СВЕТЛОВСКИЙ РЫБКООП»………………….70
4.1 Характеристика и основные виды деятельности предприятия ООО«Светловский рыбкооп»…………………………………………………...70
4.2 Показатели деятельности предприятия ООО «Светловский рыбкооп»…………………………………………………………………………72
4.3 Расчетная часть: статистический анализ динамики товарооборота ООО «Светловский рыбкооп»………………………………………………………...73
4.4 Пути повышения эффективности деятельности ООО «Светловский рыбкооп»…………………………………………………………………………83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..90.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Statisticheskaya_otchyotnost_optovo-r.doc

— 734.50 Кб (Скачать файл)

- целевые товарные запасы –  для осуществления определённых целевых мероприятий.

Товарные запасы подразделяются также на:

- товарные запасы средств производства;

- товарные запасы предметов потребления.

Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта  металлургического комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако покупатель пустит его в производство). Примером товарного запаса предметов потребления может служить запас готовой обуви на складе готовой продукции обувной фабрики.

Товарный запас для  приёмки и подготовки товара к  продаже создаётся в связи  с необходимостью подготовки товаров  к отпуску потребителям.

Торговый запас –  это запас, предназначенный непосредственно  для продажи его покупателям.

Рабочий запас состоит  из запаса в форме представительного ассортиментного набора, размещаемого в торговом зале в размере однодневной реализации и запаса в размере однодневной реализации.

Представительный ассортиментный набор – это демонстрационный запас в торговом зале, содержащий все ассортиментные позиции данной товарной группы.

Страховой запас устанавливается  для обеспечения бесперебойной  продажи в непредвиденных обстоятельствах (например, временное отсутствие денежных средств) и запасов пути, устанавливаемых в том случае, если заказ от иногородних поставщиков осуществляется на условиях предоплаты. Страховой запас, таким образом, является своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно. При нормальном ходе производственного или торгового процесса величина страхового запаса, в отличии от текущего, не меняется.

Текущий запас – предназначен для обеспечения бесперебойной  продажи товаров между очередными и поступившими от поставщиков.

Запас в размере однодневной  реализации также размещается в торговом зале и пополняется ежесуточно за счет текущего запаса.

Современный уровень  развития розничной торговли характеризуется  многозвенной системой товароснабжения, и здесь возможны три основные стратегии товародвижения:

1) Поочередное снабжение центральным складом нижестоящих звеньев, при котором каждое пополнение направляется только одному звену в независимости от его иерархии в системе товародвижения (это может быть и магазин, и мелкооптовый склад):

                                  Оптовое звено (предприятие)


 

                                 Мелкооптовый склад                              

                                                                                             Розничный магазин

Рис. 2. Поочередное снабжение  центральным складом нижестоящих звеньев.

 

2) В зависимости от заказов производится распределение поставок между звеньями системы (это двухкаскадная система, при которой промежуточные мелкооптовые склады отсутствуют):

Оптовое звено (предприятие)


 

 

 

            Магазин №1      Магазин №2      Магазин №3      Магазин №4

 

Рис. 3. Распределение поставок между звеньями системы.

 

3) Нисходящее снабжение при каждом пополнении группы нижестоящих звеньев (это классическая схема товародвижения по дистрибьютивным каналам):

 

 

Оптовое звено (предприятие)


 

           Мелкооптовый  склад №1                    Мелкооптовый склад №2


 

         Магазин №1       Магазин  №2         Магазин  №3       Магазин №4

 

Рис. 3. Нисходящее снабжение при каждом пополнении группы нижестоящих звеньев.

Сети товародвижения, располагающие оптовыми промежуточными базами, являются более прогрессивными. На мелкооптовых складах хранятся товарные запасы с высоким удельным весом в товарообороте.

Логистическая цепочка  крупных торговых фирм построена  таким образом, чтобы заказы розничных подразделений на товары группы А удовлетворялись немедленно, на товары группы В, С - в течение суток после получения заказа.

Существует также такая  структура товародвижения, при которой  запасы на складах всех звеньев (в  т.ч. мелкооптовых) рассматриваются как совокупный запас и могут перераспределяться на горизонтальном уровне в зависимости от товарных потребностей мелкооптовых звеньев:

Центр управления


 

Оптовое звено (предприятие)


 

                                              (направления товаропотоков)

   Мелкооптовое звено №1                                          Мелкооптовое звено №2


 

 

Мелкооптовое звено  №3

 

Рис. 4. Структура товародвижения на горизонтальном уровне.

 

Различают также две  формы товарных поставок: транзитную и складскую. Транзитная форма поставок предполагает прямые поставки товаров от производителей к заказчикам (например, розничным магазинам). Имеет место конкуренция между транзитной и складской формами поставок. И у той, и у другой системы есть свои преимущества:

1) При транзитной форме: заказчик, напрямую контактируя с изготовителем, влияет на уровень качества выпускаемой продукции.

2) При складской форме:

- более крупные закупочные партии позволяют снижать отпускные цены изготовителей;

- уменьшается совокупный страховой запас, т.е. гарантийный запас, который создается на случай задержки поступления очередной партии товара против предусмотренного планом срока завоза.

Рассмотрим подробнее  складскую форму товародвижения. Принято различать две группы складских помещений – это:

1) Распределительные  (далее РЦ);

2) Дистрибьютивные (далее ДЦ) центры:

- Первая группа складов обслуживает магазины той розничной сети, которой принадлежит данный РЦ, и содержит большинство товарных позиций ассортиментного набора.

- Дистрибьютивные центры, напротив, работают с разными магазинами и обслуживают мелко-и крупнооптовых покупателей.

Условно складскую схему  товародвижения можно представить  следующим образом:

 

 

 

 

 

 

Производитель


                     

                       ДЦ №1                                                           ДЦ №2


 

 

             РЦ №1                                  РЦ №2                                  РЦ №3

 

 

Другие магазины

 

Рис. 5. Складская схема товародвижения.

 

Экономическими реалиями востребованы и та, и другая категории складов, поскольку магазинам держать весь ассортимент у себя на складе - это замораживание оборотных средств. А строить собственный РЦ или нет, каждый из розничных операторов решает самостоятельно, соотнося инвестиционные затраты на строительство такового и экономию в издержках в дальнейшем с издержками по работе с разными ДЦ в настоящий момент и большими транспортными издержками.

Крупные розничные операторы  имеют собственные РЦ и разветвленные  логистические цепочки и работают в многоэшелонной системе товародвижения, выбирая одну из двух моделей:

Основная часть товарных запасов хранится на складах распределительных  центров, и осуществляются частые допоставки мелких товарных партий в магазины розничной сети.

Существенная часть совокупных товарных запасов находится непосредственно на складах магазинов, а поставки с распределительных центров осуществляются редко и сразу большой партией.

В первом случае велики транспортные расходы, во втором - издержки на хранение и возможную порчу товара. Исходя из удаленности РЦ и иных факторов, принимается решение об использовании  той или иной стратегии товародвижения.

Также, необходимо отметить тенденцию расширения применения в России системы MRP - управления («Material Requirements Planning»), заключающейся в автоматизированном управлении заказами, поставками, контроле и учёте всего торгового процесса. MRP - система требует централизованного управления ресурсами, четкого подчинения сетевых магазинов единому управляющему центру, и предполагает консолидированный заказ и поставки товаров на распределительный центр розничной сети. Внедрение MRP - систем способствует снижению издержек на всех этапах товародвижения, но имеет недостаток, заключающийся в сравнительно высокой цене ее внедрения. Тем не менее, развитие ритейла на Западе показало востребованность и эффективность MRP - стандарта.

 

2.2 Показатели формирования и эффективности товарных запасов

1. Показатели формирования  товарных запасов

На процесс формирования товарных запасов оказывает влияние ряд факторов, важнейшим из которых является обеспечение устойчивого предложения товаров. Этот фактор выполняет функцию показателя конъюнктуры торговли. Однако на бесперебойность продажи товаров населению при минимальных товарных запасах в магазинах влияет ряд факторов неконъюнктурного порядка. К числу этих факторов относятся:

- равномерность и частота  завоза;

- транспортные условия;

- наличие и состояние  материально-технической базы торговли;

- физико-химические свойства  товаров.

Для контроля и анализа состояния товарных запасов (сравнительный показатель, учитывающий влияние этих факторов), осуществляется их нормирование, т.е. необходимая оптимальная величина запаса. Эта величина служит важнейшим ориентиром в коммерческой работе.

Таблица 1.

Целевое предназначение создаваемых товарных запасов

Анализ и оценка уровня, оборачиваемости  и размера товарных запасов

Обеспечение комплексности и адаптивности товарных запасов

Формирование товарных запасов

Установление необходимых средств  для создания товарных запасов

Учет и контроль за состоянием товарных запасов

Эффективность от задействованных  товарных запасов


 

Целевое предназначение создаваемых товарных запасов.

Товарные запасы создаются  для:

- обеспечения устойчивой ассортиментной номенклатуры и стабильности торгового процесса;

- для накопления товаров, имеющих большой разрыв во времени между изготовлением и потреблением;

- для целевого назначения  — стимулирования закупок у  населения сельскохозяйственного  сырья, выдачи товаров по выигрышам  лотереи и т. д.

Анализ и оценка уровня, оборачиваемости и размера товарных запасов. Величина товарных запасов зависит от объема и структуры реализации товаров. Для оценки эти показатели анализируются в динамике по товарным группам и по торговому предприятию в целом. Следует иметь в виду, что между объемом продаж товаров и товарными запасами существует обратно пропорциональная зависимость. При увеличении объема продаж уменьшаются товарные запасы в днях.

Необходимый товарный запас  является нормируемой величиной. Для  решения этой задачи необходимо использовать два взаимосвязанных параметра:

1) уровень товарных  запасов;

2) оборачиваемость товарных запасов.

1. Расчет уровня товарных запасов (в днях товарооборота) производится по формуле 1:

,                                                                                             (1)

где: ТЗ — товарный запас на конец рассматриваемого периода, руб.;

       ОТ — объем товарооборота за рассматриваемый период, руб.;

       Д — количество дней в рассматриваемом периоде.

 

2. Товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда (формула 2):

,                                                      (2)

где: ТЗс — средний товарный запас за определенный период, руб.;

       ТЗ, Т32, Т33 ... ТЗп — величина товарных запасов на соответствующий период;

п — количество периодов.

 

3. Товарооборачиваемость в днях товарооборота определяется по следующей формуле 3:

,                                                                                             (3)

 

4. Товарооборачиваемость в числе оборотов можно выразить формулой 4:

,                                                                                                (4)

- Обеспечение комплексности и адаптивности товарных запасов:

Товарные запасы торгового  предприятия следует рассматривать  в совокупности: рабочий запас, заказ  текущего пополнения, страховой запас  и запас в пути.

- Установление необходимых средств для создания товарных запасов:

Информация о работе Статистическая отчетность оптово-розничных предприятий