Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение статистического анализа произведенного ВРП на примере Вологодской области.
Задачами работы являются:
изучение показателя ВРП и его места в системе национального счетоводства;
сравнительный анализ структуры
анализ динамики ВРП за период с 2000 по 2010 годы
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Место ВРП в системе национального счетоводства…………………………5
2. Анализ структуры и динамики произведенного ВРП………………..……..10
2.1 Анализ структуры ВРП…………………………………………………...10
2.2 Анализ динамики ВРП…………………………………………………....12
2.3 Определение основной тенденции ВРП различными методами……….13
3. Изучение взаимосвязи произведенного ВРП с факторами на него влияющими………………………………………………………………..….17
3.1 Парный корреляционно-регрессионный анализ………………………...17
3.2 Множественный корреляционно-регрессионный анализ………………23
3.3 Прогнозирование произведенного ВРП на основе уравнения тренда и на основе уравнения регрессии………………………………………..…23
3.4 Факторный анализ индексным методом………………………………...26
Заключение…………………………………………………………………….…30
Список используемой литературы……………………………………………...34
Приложения………………………………………………………………...……35
ФГОУ ВПО
<<Вологодская государственная молочнохозяйственная
академия имени Н.В. Верещагина>>
Экономический факультет
Специальность: Финансы и кредит
Заочное обучение
Кафедра
Статистики и информационных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
по финансовой статистике
на тему
«Статистический анализ произведенного ВРП»
Выполнил Ю.А. Котова
студент, шифр 1040041
Проверила
ст. преподаватель
Вологда – Молочное
2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Место ВРП в системе национального счетоводства…………………………5
2. Анализ структуры и динамики
произведенного ВРП………………..……..
2.1 Анализ структуры ВРП…………………………………………………...10
2.2 Анализ динамики ВРП…………………………………………………....12
2.3 Определение основной тенденции ВРП различными методами……….13
3. Изучение взаимосвязи
3.1 Парный корреляционно-
3.2 Множественный корреляционно-
3.3 Прогнозирование
3.4 Факторный анализ индексным методом………………………………...26
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Современный экономический статус субъектов Российской Федерации требует использования разнообразных инструментов оценки экономического развития, финансовой сбалансированности, условий конкуренции на отечественном и мировом рынках. С другой стороны, такие инструменты необходимы для проведения активной федеральной политики, направленной на устранение межрегиональных диспропорций, укрепление экономической и политической целостности страны.
Усиление самостоятельности регионов, развитие бюджетного федерализма увеличивают значимость региональной политики. В этих условиях разработка региональных управленческих решений требует современных подходов к их информационному обеспечению и экономическому обоснованию. С этой точки зрения, универсальной основой для комплексного анализа обобщающих характеристик рыночной экономики является система национальных счетов (СНС). Логическим продолжением СНС для регионального уровня является система региональных счетов (СРС). Центральное положение в СНС занимает валовой внутренний продукт (ВВП), а в СРС - его региональный аналог - валовой региональный продукт (ВРП). Он характеризует уровень экономического развития и результаты экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов региона.
Без ВВП (ВРП) невозможно построение важнейших национальных (региональных) счетов.
В России СНС начала внедрятся с федерального уровня. Однако регионы
также испытывают необходимость в современной
статистической обобщающей модели. В нашей
стране, объединяющей 89 территориально-
Не только территориальные органы управления, но и государство в целом заинтересованы в информации, комплексно характеризующей экономику всех регионов, позволяющей осуществлять выработку экономической политики и оценку эффективности принятых решений на региональном уровне.
Наиболее общий количественный показатель экономического развития регионов - динамика валового продукта территории. Межрегиональные сопоставления на его базе с использованием при необходимости дополнительных стоимостных и натуральных показателей позволяют определить направленность и интенсивность экономических процессов, ведущих к серьёзным сдвигам в межрегиональном соотношении сил.
Задача расчетов региональных макроэкономических показателей приобретает особое значение в связи с повышением роли ВРП в реформировании межбюджетных отношений и использовании этого показателя при распределении средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является проведение статистического анализа произведенного ВРП на примере Вологодской области.
Задачами работы являются:
Предметом курсовой работы является ВРП, а объектом – Вологодская область.
В курсовой работе использовались программы Microsoft Word, Microsoft Excel, StatWork, а также методы – табличный, графический, сравнения, расчет показателей динамики, метод средних величин, укрупненных интервалов, скользящей средней, аналитического выравнивания и корреляционно-регрессионный метод.
Статистические данные за анализируемый период – с 2000 по 2010 годы – взяты из «Статистического ежегодника Вологодской области».
1. Место ВРП в системе национального счетоводства
Валовой региональный продукт (ВРП) – это обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления, определяется как сумма вновь созданных стоимостей отраслей экономики региона.
На национальном уровне валовой региональный продукт (ВРП) соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.
ВРП рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем ВРП), а также в сопоставимых ценах (реальный объем ВРП). Оценка ВРП в основных ценах отличается от оценки в рыночных ценах на величину чистых (за вычетом субсидий на продукты) налогов на продукты. ВРП в основных ценах представляет собой сумму добавленных стоимостей в основных ценах по видам экономической деятельности. Переход к оценке ВРП в основных ценах обусловлен информационными проблемами при определении величины налогов на продукты. ВРП в рыночных ценах предполагает включение чистых налогов на продукты. Порядок сбора и обработки информации о налогах на продукты, установленный Федеральной налоговой службой, не позволяет получить информацию о начисленных и подлежащих уплате в бюджет налогах за отчетный период, как это требует концепция СНС. В целях обеспечения методологически согласованного динамического ряда показатели ВРП, начиная с итогов 2004 года, публикуются в основных ценах.
Показатель валового регионального продукта является по своему содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта (ВВП). Однако между показателями ВВП (на федеральном уровне) и ВРП (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам, оказываемым государственными учреждениями обществу в целом.
Так же как ВВП
на федеральном уровне, валовой региональный
продукт на региональном уровне получается как разница
между выпуском и промежуточным потреблением.
В настоящее время на региональном уровне производятся расчеты:
1. произведенного ВРП;
2. счета образования доходов:
3. отдельных элементов: счета использования располагаемого дохода, счета операций с капиталом.
ВРП на стадии производства определяется как сумма вновь созданных стоимостей, произведенных в отдельном регионе. В рыночных ценах он равен сумме добавленных стоимостей отраслей экономики, созданных за отчетный период резидентными экономическими единицами, и рассчитанных как разница между выпуском и промежуточным потреблением, плюс чистые налоги на продукты.
Формирование ВРП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. В этом методе валовая прибыль/валовой смешанный доход является балансирующей статьей и определяется как разница между ВРП рассчитанным производственным методом, в рыночных ценах и оплатой труда наемных работников и чистыми налогами на производство и на импорт.
ВРП рассчитанный методом использования, представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистого экспорта.
Для характеристики изменения ВРП по
сравнению с предыдущим периодом осуществляется
пересчет показателей производства ВРП
в сопоставимые цены. При этом используется
метод прямого дефлятирования (переоценка валовой
добавленной стоимости отраслей с использованием
индекса цен выпуска каждой отрасли) или
метод экстраполяции базисного уровня
добавленной стоимости отрасли по количественным
индексам показателей, адекватно отражающим
динамику развития производства в данной
отрасли.
Индекс-дефлятор ВРП – отношение объема ВРП, исчисленного в фактически действовавших ценах, к объему ВРП, исчисленному в сопоставимых ценах базисного периода. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВРП характеризует изменение оплаты труда, прибыли и потребления основных фондов в результате изменения цен, а также номинальной массы чистых налогов.
При расчете валового регионального продукта (ВРП) не учитываются следующие элементы:
- добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, международная деятельность и т.д.);
- добавленная стоимость услуг финансовых посредников (в первую очередь банков), деятельность которых редко ограничивается строго отдельными регионами;
- добавленная стоимость услуг внешней торговли, которые во многих случаях можно получить только на федеральном уровне;
- часть налогов (налоги на импорт и экспорт), которые невозможно учесть на региональном уровне.
Что касается первого пункта рассмотренных элементов, то учет этих услуг должен осуществляться по месту их производства (оказания), а их величина должна включаться в объем ВРП соответствующего региона.
Объем этих коллективных услуг определяется в размере соответствующих расходов государственного бюджета, отражаемых в отчете об исполнении федерального бюджета. Все расходы федерального бюджета в региональном разрезе должны учитываться и отражаться системой региональных казначейств в соответствии с действующей единой бюджетной классификацией. Но до сих пор продолжает сохраняться практика учета некоторых расходов федерального бюджета в целом по стране без разбивки по отдельным регионам.
Это обусловлено, в основном, невозможностью определить, к какому конкретно региону можно отнести осуществляемые расходы (например, расходы бюджета на международное сотрудничество, обслуживание государственного долга и т.д.), а также сохраняющимися недостатками финансового учета или некоторыми политическими соображениями (расходы на оборону, органы внутренних дел и т.д.).
Таким образом, наличие проблем, связанных с распределением по регионам страны части государственных расходов, а также с преодолением недостатков регионального учета (неполноты отражения данных в отчетах казначейств) заставляют в настоящее время отказаться от их учета на региональном уровне.
Кроме того, к числу позиций, определяющих расхождение между валовым внутренним продуктом в целом и суммой валовых региональных продуктов по всем территориям, относятся показатели, отражающие финансовое и внешнеторговое посредничество.
Производство услуг финансовых посредников в современных условиях весьма затруднительно корректно учесть по регионам. В силу специфики банковской деятельности проблематично привязать ее объем к одному региону, где зарегистрирован банк. Банк может быть зарегистрирован, например, в Москве или иметь здесь только филиал, ведущий, как правило, большой объем операций, но при этом московский банк или московский филиал провинциального банка сегодня реально может обеспечить финансовое посредничество практически на всей территории России. В результате территориальные органы статистики практически не располагают данными для того, чтобы точно оценить производство финансовых услуг на территории региона.
Информация о работе Статистический анализ произведенного ВРП