Статистико-экономический анализ эффективности производства зерна на примере ООО «Ритм» Аннинского района и других хозяйств Аннинского и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Зерно - стратегически важный продукт: от состояния зернового хозяйства зависит продовольственна: безопасность страны и обеспеченность населения хлебом. Зерновое хозяйство России по стратегическому и социально-экономическому значению является важнейшей структурой в аграрной сфере. Оно обеспечивает около 10 млн. рабочих мест в экономике страны. На долю зерна приходится более одной трети стоимости валовой продукции растениеводства и почти треть стоимости всех кормов в животноводстве.

Файлы: 1 файл

STATISTIKA.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Если индексы охватывают не все элементы сложного явления, а только часть их, то такие индексы называются групповыми, или субиндексами, например, индексы физического объема продукции отдельных отраслей сельского хозяйства, индексы цен по группам продовольственных и непродовольственных товаров. Групповые индексы отражают закономерности в развитии отдельных компонентов изучаемых явлений.

По базе сравнения все индексы можно разделить на две группы: динамические и территориальные. Первая группа индексов отражает изменение явления во времени.

При исчислении динамических индексов происходит сравнение значения показателя в отчетном периоде со значением этого же показателя за какой-либо предыдущий период, который называют базисным. Однако в качестве последнего могут быть использованы и прогнозные, и плановые показатели. Динамические индексы бывают базисные и ценные. Вторая группа индексов (территориальные) применяется для межрегиональных сравнений. Например, индекс цен на фототовары в Италии по сравнению с Германией, индекс стоимости потребительской корзины в Москве по сравнению с Санкт-Петербургом.

По виду весов индексы бывают с постоянными и с переменными весами.

В зависимости от формы построения различаются индексы агрегатные и средние. Последние делятся на арифметические и гармонические. Агрегатная форма общих индексов является основной формой экономических индексов. Средние индексы - производные, они получаются в результате преобразования агрегатных индексов.

По характеру объекта исследования общие индексы подразделяются на индексы количественных (объемных) и качественных показателей. В основе такого деления индексов лежит вид индексируемой величины. К первой группе индексов относятся, например, индексы объема продаж долларов США на Московской межбанковской валютной бирже, а ко второй - индекс себестоимости или производительности труда.

По объекту исследования различают индексы производительности труда, себестоимости, физического объема продукции, стоимости продукции и т.д.

По составу явления можно выделить две группы индексов: постоянного (фиксированного) состава и переменного состава. Деление индексов на эти две группы используется для анализа динамики средних показателей.

По периоду исчисления индексы подразделяются на годовые, квартальные, месячные, недельные.

3.1 Сущность и  значение показателей прибыли  и рентабельности

Различные стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия находят свое отражение в системе показателей финансовых результатов. Эту систему образуют показатели прибыли и рентабельности, а также валового дохода — выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В условиях рыночной экономики основу экономического развития предприятия образует прибыль. Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий как самостоятельных товаропроизводителей. Прибыль является главным показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.

Рассчитывают несколько показателей прибыли.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль (убыток). Балансовая прибыль является суммой прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций. Расчет балансовой прибыли можно представить следующим образом:

ПБ= ПР + ПП + ПВН, где

ПБ — балансовая прибыль (убыток);

ПР — прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

ПП — то же от прочей реализации;

ПВН —доходы и расходы по внереализационным операциям.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), составляет, как правило, наибольшую часть все! балансовой прибыли предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции п оптовым ценам предприятия (без НДС) и ее полной себестоимостью. Если себестоимость продукции превышает ее стоимость в оптовых ценах, то результатом производственной деятельности предприятия будет убыток. Расчет прибыли от реализации продукции может быть представлен в виде формулы:

ПР = ВД-Зпр-НДС, где

ВД — валовой доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых ценах

3Пр — затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);

НДС — налог на добавленную стоимость.

В валовом доходе находят выражение завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную наличность и начало нового их оборота. Валовой доход характеризует также финансовые результаты деятельности предприятия. На производственных предприятия: выручка складывается из сумм, поступивших в оплату продукции, работ, услуг на счета предприятия учреждениях банков или непосредственно в кассу предприятия. Предприятиями торговли и общественного питания валовой доход от реализации товаров определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для нехозрасчетных организаций валовой доход — это доход от хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

Затраты на производство (Зпр) реализованной продукции (работ, услуг) включают полную фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), т. е. стоимость сырья, расходы на оплату труд, производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т. е прибыль от производственной деятельности.

Прибыль (убыток) от прочей реализации — это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, не включаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции.

Доходы (расходы) от внереализационных операций объединяют различные поступления, расходы и потери несвязанные с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя:

  1. суммы экономических санкций и возмещения убытков. Это общая сумма полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций, за исключением вносимых в бюджет в соответствии с законодательством. Последние относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. К таким санкциям относятся изъятие в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения государственной дисциплины цен, несоблюдения стандартов и технических условий, штраф в размере незаконно полученной прибыли, а также суммы финансовых санкций, взыскиваемых налоговыми органами, и др.;
  2. доходы (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году;
  3. убытки от стихийных бедствий;
  4. потери от списания долгов и дебиторской задолженности;
  5. поступления долгов, ранее списанных как безнадежные;
  6. доходы от сдачи имущества в аренду;
  7. доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях;
  8. дивиденды по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
  9. прочие расходы, доходы и потери, относимые в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

Чистая прибыль (ЧП) — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью (ПБ’) и величиной налогов с учетом льгот (Н’):

ЧП = ПБ’ – Н’

 

Для определения налогооблагаемой прибыли балансовую прибыль увеличивают (уменьшают) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, структуре себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной. Из полученной суммы прибыли исключаются:

  • рентные платежи, вносимые в бюджет из прибыли в установленном порядке;
  • доходы (дивиденды, проценты), полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
  • доходы от долевого участия в других предприятиях;
  • прибыль от страховой деятельности;
  • прочие доходы от внереализационных операций;
  • суммы отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством;
  • льготы по налогу на прибыль.

В настоящее время направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Государственное воздействие на их выбор осуществляется через налоги, налоговые сборы и экономические санкции. В дальнейшем предусматривается переход от налога на прибыль к подоходному налогу у предприятий.

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитывают также и относительные показатели эффективности хозяйствования — показатели рентабельности (R).

В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателе! рентабельности. В числителе их стоит обычно одна из трех величин: прибыль от реализации (ПР), балансовая прибыль (ПБ) или чистая прибыль (ЧП). В знаменателе — один из следующих показателей: затраты н. производство реализованной продукции, производственные фонды, валовой доход, собственный капитал и др.

Конкретно, таким образом, рассчитывают следующие показатели:

Рентабельность производства — это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов:

,где

 

- средняя стоимость производственных  фондов (основных и оборотных средств).

Показатель характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов. Рентабельность основной деятельности — отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции (работ, услуг):

 

Данный показатель позволяет судить, какую прибыль дает каждый рубль производственных затрат. Рентабельность продукции — отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации целом (РП);

 

Величина Rnp показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции. Рентабельность отдельных изделий — отношение прибыли от реализации продукции конкретного вида выручке от ее реализации:

 

В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида рассчитывают рентабельность собственного капитала (RCK) и рентабельность основной (авансированного) капитала (RoK):

 

где БН — среднегодовая стоимость вложений в активы (определяется по данным годового баланса предприятия);

СК — среднегодовая стоимость собственного капитала (определяется также по данным годового баланс предприятия). Поскольку в структуре балансовой прибыли наибольший удельный вес имеет прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг), основное внимание в процессе анализа должно быть уделено исследовании факторов изменения именно этого показателя. К таковым относятся:

  1. рост или снижение отпускных цен на реализованную продукцию, тарифов на услуги и работы;
  2. динамика себестоимости реализованной продукции (работ, услуг);
  3. увеличение или уменьшение объема реализованной продукции (работ, услуг);
  4. изменение структуры (состава) реализованной продукции (работ, услуг).

Для выявления степени влияния этих факторов необходимо произвести пересчет выручки от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимости фактической реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода.

 

3.2 Индексный анализ прибыли  и уровня рентабельности зерна  по совокупности хозяйств

 

Для изучения общей тенденции развития производства зерна в хозяйствах Аннинского и Павловского района Воронежской области были использованы приемы индексного анализа. Результаты данной стадии исследования помогли более полно изучить среду функционирования ООО «Ритм» Аннинского района и сопоставить влияние субъективных и объективных факторов, влияющих на развитие зерноводческой отрасли данного хозяйства.

Исходные и расчётные данные для индексного анализа представлены в виде таблицы На основе этих данных определим абсолютное и относительное изменение факторов, влияющих в прибыль и уровень рентабельности зерна.

Информация о работе Статистико-экономический анализ эффективности производства зерна на примере ООО «Ритм» Аннинского района и других хозяйств Аннинского и