Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:14, курсовая работа
Зерно - стратегически важный продукт: от состояния зернового хозяйства зависит продовольственна: безопасность страны и обеспеченность населения хлебом. Зерновое хозяйство России по стратегическому и социально-экономическому значению является важнейшей структурой в аграрной сфере. Оно обеспечивает около 10 млн. рабочих мест в экономике страны. На долю зерна приходится более одной трети стоимости валовой продукции растениеводства и почти треть стоимости всех кормов в животноводстве.
Если индексы охватывают не все элементы сложного явления, а только часть их, то такие индексы называются групповыми, или субиндексами, например, индексы физического объема продукции отдельных отраслей сельского хозяйства, индексы цен по группам продовольственных и непродовольственных товаров. Групповые индексы отражают закономерности в развитии отдельных компонентов изучаемых явлений.
По базе сравнения все индексы можно разделить на две группы: динамические и территориальные. Первая группа индексов отражает изменение явления во времени.
При исчислении динамических индексов происходит сравнение значения показателя в отчетном периоде со значением этого же показателя за какой-либо предыдущий период, который называют базисным. Однако в качестве последнего могут быть использованы и прогнозные, и плановые показатели. Динамические индексы бывают базисные и ценные. Вторая группа индексов (территориальные) применяется для межрегиональных сравнений. Например, индекс цен на фототовары в Италии по сравнению с Германией, индекс стоимости потребительской корзины в Москве по сравнению с Санкт-Петербургом.
По виду весов индексы бывают с постоянными и с переменными весами.
В зависимости от формы построения различаются индексы агрегатные и средние. Последние делятся на арифметические и гармонические. Агрегатная форма общих индексов является основной формой экономических индексов. Средние индексы - производные, они получаются в результате преобразования агрегатных индексов.
По характеру объекта исследования общие индексы подразделяются на индексы количественных (объемных) и качественных показателей. В основе такого деления индексов лежит вид индексируемой величины. К первой группе индексов относятся, например, индексы объема продаж долларов США на Московской межбанковской валютной бирже, а ко второй - индекс себестоимости или производительности труда.
По объекту исследования различают индексы производительности труда, себестоимости, физического объема продукции, стоимости продукции и т.д.
По составу явления можно выделить две группы индексов: постоянного (фиксированного) состава и переменного состава. Деление индексов на эти две группы используется для анализа динамики средних показателей.
По периоду исчисления индексы подразделяются на годовые, квартальные, месячные, недельные.
Различные стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия находят свое отражение в системе показателей финансовых результатов. Эту систему образуют показатели прибыли и рентабельности, а также валового дохода — выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В условиях рыночной экономики основу экономического развития предприятия образует прибыль. Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий как самостоятельных товаропроизводителей. Прибыль является главным показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.
Рассчитывают несколько показателей прибыли.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль (убыток). Балансовая прибыль является суммой прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций. Расчет балансовой прибыли можно представить следующим образом:
ПБ= ПР + ПП + ПВН, где
ПБ — балансовая прибыль (убыток);
ПР — прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
ПП — то же от прочей реализации;
ПВН —доходы и расходы по внереализационным операциям.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), составляет, как правило, наибольшую часть все! балансовой прибыли предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции п оптовым ценам предприятия (без НДС) и ее полной себестоимостью. Если себестоимость продукции превышает ее стоимость в оптовых ценах, то результатом производственной деятельности предприятия будет убыток. Расчет прибыли от реализации продукции может быть представлен в виде формулы:
ПР = ВД-Зпр-НДС, где
ВД — валовой доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых ценах
3Пр — затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);
НДС — налог на добавленную стоимость.
В валовом доходе находят выражение завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную наличность и начало нового их оборота. Валовой доход характеризует также финансовые результаты деятельности предприятия. На производственных предприятия: выручка складывается из сумм, поступивших в оплату продукции, работ, услуг на счета предприятия учреждениях банков или непосредственно в кассу предприятия. Предприятиями торговли и общественного питания валовой доход от реализации товаров определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для нехозрасчетных организаций валовой доход — это доход от хозяйственной и иной коммерческой деятельности.
Затраты на производство (Зпр) реализованной продукции (работ, услуг) включают полную фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), т. е. стоимость сырья, расходы на оплату труд, производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т. е прибыль от производственной деятельности.
Прибыль (убыток) от прочей реализации — это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, не включаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции.
Доходы (расходы) от внереализационных операций объединяют различные поступления, расходы и потери несвязанные с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя:
Чистая прибыль (ЧП) — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью (ПБ’) и величиной налогов с учетом льгот (Н’):
ЧП = ПБ’ – Н’
Для определения налогооблагаемой прибыли балансовую прибыль увеличивают (уменьшают) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, структуре себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной. Из полученной суммы прибыли исключаются:
В настоящее время направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Государственное воздействие на их выбор осуществляется через налоги, налоговые сборы и экономические санкции. В дальнейшем предусматривается переход от налога на прибыль к подоходному налогу у предприятий.
Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитывают также и относительные показатели эффективности хозяйствования — показатели рентабельности (R).
В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателе! рентабельности. В числителе их стоит обычно одна из трех величин: прибыль от реализации (ПР), балансовая прибыль (ПБ) или чистая прибыль (ЧП). В знаменателе — один из следующих показателей: затраты н. производство реализованной продукции, производственные фонды, валовой доход, собственный капитал и др.
Конкретно, таким образом, рассчитывают следующие показатели:
Рентабельность производства — это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов:
- средняя стоимость
Показатель характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов. Рентабельность основной деятельности — отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции (работ, услуг):
Данный показатель позволяет судить, какую прибыль дает каждый рубль производственных затрат. Рентабельность продукции — отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации целом (РП);
Величина Rnp показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции. Рентабельность отдельных изделий — отношение прибыли от реализации продукции конкретного вида выручке от ее реализации:
В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида рассчитывают рентабельность собственного капитала (RCK) и рентабельность основной (авансированного) капитала (RoK):
где БН — среднегодовая стоимость вложений в активы (определяется по данным годового баланса предприятия);
СК — среднегодовая стоимость собственного капитала (определяется также по данным годового баланс предприятия). Поскольку в структуре балансовой прибыли наибольший удельный вес имеет прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг), основное внимание в процессе анализа должно быть уделено исследовании факторов изменения именно этого показателя. К таковым относятся:
Для выявления степени влияния этих факторов необходимо произвести пересчет выручки от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимости фактической реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода.
Для изучения общей тенденции развития производства зерна в хозяйствах Аннинского и Павловского района Воронежской области были использованы приемы индексного анализа. Результаты данной стадии исследования помогли более полно изучить среду функционирования ООО «Ритм» Аннинского района и сопоставить влияние субъективных и объективных факторов, влияющих на развитие зерноводческой отрасли данного хозяйства.
Исходные и расчётные данные для индексного анализа представлены в виде таблицы На основе этих данных определим абсолютное и относительное изменение факторов, влияющих в прибыль и уровень рентабельности зерна.