Статистико-экономический анализ эффективности производства зерна на примере ООО «Ритм» Аннинского района и других хозяйств Аннинского и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Зерно - стратегически важный продукт: от состояния зернового хозяйства зависит продовольственна: безопасность страны и обеспеченность населения хлебом. Зерновое хозяйство России по стратегическому и социально-экономическому значению является важнейшей структурой в аграрной сфере. Оно обеспечивает около 10 млн. рабочих мест в экономике страны. На долю зерна приходится более одной трети стоимости валовой продукции растениеводства и почти треть стоимости всех кормов в животноводстве.

Файлы: 1 файл

STATISTIKA.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Таблица 7Количество реализованного зерна, полная себестоимость реализованного зерна, Себестоимость 1ц зерна, цена 1ц зерна и денежная выручка за зерно по хозяйствам Аннинского и Павловского районов за 2003-2004гг.

Наименование хозяйства

Количество реализованного зерна, ц

Полная себестоимость реализованного зерна, тыс.руб.

Денежная выручка, тыс.руб.

Себестоимость 1ц зерна, руб.

Цена 1ц зерна, руб.

2003

2004

2003

2004

2003

2004

2003

2004

2003

2004

факт.

усл.

факт.

усл.

усл.обозначение

q0

q1

z0q0

z1q1

z0q1

p0q0

p1q1

p0q1

z0

z1

p0

p1

ЗАО "Николаевка"

16371

23435

387010,44

1201981,15

554003,4

3189070,8

5203976,1

4565138

23,64

51,29

194,8

222,06

ОАО "Нащекино"

30203

24127

3144132,3

3659100,82

2511620,7

4779020,69

3715075,46

3817615,21

104,1

151,66

158,23

153,98

ООО МТС "Студеное"

31931

35971

5194854,39

11683021,09

5852121,99

7804255,71

15697024,98

8791672,11

162,69

324,79

244,41

436,38

СХА им ЛЕНИНА

42347

28949

2218982,8

4294873,64

1516927,6

7173158,33

5768956,72

4903671,11

52,4

148,36

169,39

199,28

СХА "Левашовка"

4400

6658

292996

1055026,68

443356,22

774092

1381002,36

1171341,94

66,59

158,46

175,93

207,42

СХА "Моховое"

21658

14460

3053994,58

3011005,8

2039004,6

4293915,08

3230942,4

2866839,6

141,01

208,23

198,26

223,44

ОАО "Новонадеждинское"

28053

11973

4931997,93

2183037,09

2104973,13

6134068,98

6261759,27

2618016,18

175,81

182,33

218,66

522,99

СХА им.  Кирова

22143

13366

2046013,2

1471997,58

1235018,4

3917982,42

2784004,14

2364980,04

92,4

110,13

176,94

208,29

ООО"Рубашевское"

31495

15836

3220993,65

1788992,92

1619547,72

4848025,35

3748064,48

2437635,48

102,27

112,97

153,93

236,68

СХА "Родина"

2923

8613

818995,37

1656968,94

2413276,47

2062001,12

2788975,53

6075954,72

280,19

192,38

705,44

323,81

СХА "Красный Дон"

9290

9597

813989,8

1595981,1

840889,14

1690036,8

2150975,61

1745886,24

87,62

166,3

181,92

224,13

ОАО "Мир"

9453

10123

1183042,95

1914967,91

1266893,45

1657016,37

1922965,08

1774460,67

125,15

189,17

175,29

189,96

СХА "Дружба"

49865

39283

6164809,95

6152896,29

4856557,29

8341915,85

14432967,03

6571653,07

123,63

156,63

167,29

367,41

сха. Им. Дзержинского

27521

17382

3224085,15

2962066,62

2036301,3

5290086,62

3460930,02

3341168,04

117,15

170,41

192,22

199,11

СХА "Рассвет"

61511

32753

6494946,49

3931997,65

3458389,27

9804853,4

14330092,56

5220828,2

105,59

120,05

159,4

437,52

СХА "Лосево"        

19159

10392

3981048,61

1745959,92

2159353,68

5007971,01

2289981,12

2716364,88

207,79

168,01

261,39

220,36

СХА "Заря"

18475

11114

3086064

1635980,8

1856482,56

4763963,5

2742046,08

2865856,04

167,04

147,2

257,86

246,72

СХА "Воронцовская"

26653

25119

2348129,3

2852011,26

2212983,9

5790897,31

6365908,17

5457605,13

88,1

113,54

217,27

253,43

СХА "Александровская"

29446

19767

4978140,76

2867994,03

3341809,02

6809976,42

4463981,61

4571514,09

169,06

145,09

231,27

225,83

ЗАО "Герино "

19157

19157

2931978,85

2931978,85

2931978,85

6138094,37

6138094,37

6138094,37

153,05

153,05

320,41

320,41

ПТ СХА им. Дзержинского и Компания

5351

5351

691991,32

691991,32

691991,32

1354980,22

1354980,22

1354980,22

129,32

129,32

253,22

253,22

Итого

∑q0=

507405

∑q1=

383426

∑z0q0=

61208197,84

∑z1q1=

61289831,46

∑z0q1=

45943480,01

∑p0q0=

101625382,4

∑p1q1=

110232703,3

∑p0q1=

81371275,3

∑z0=

127,36

∑z1=

157,11

∑p0=

229,22

∑p1=

270,12


 

Проведем индексный анализ прибыли и уровня рентабельности зерна по совокупности хозяйств двух районо: Аннинского и Павловского.

Определим величину прибыли за базисный(2003) и отчетный(2004) год как разность между денежной выручкой и полной себестоимостью:

2003: 

2004: 

Определим общее изменение прибыли

1) относительное изменение:

2) абсолютное  изменение:

Следовательно, прибыль от реализации зерна в Аннинском и Павловском районах в 2004г. увеличилась на 21,09% или на 8525688,3 тыс.руб.

Величина прибыли находится под влиянием трех факторов:

    1. количество реализованного зерна;
    2. себестоимость 1 ц реализованного зерна;
    3. цена 1 ц реализованного зерна.

1.Рассмотрим  влияние первого фактора.

   - относительное

   - абсолютное

Можно сделать следующий вывод: при значительном уменьшении количества реализованного зерна прибыль от реализации зерна в анализируемых нами хозяйствах, а именно в Аннинском и Павловском, уменьшилась на 12,34% или на 4989389тыс.руб.

2. Рассмотрим влияние второго фактора.

   - относительное

   - абсолютное

Следовательно, за счет увеличения себестоимости 1ц реализованного зерна в 2004г. ( ) по сравнению с 2003г. ( ), прибыль от реализации данного вида с/х культуры уменьшилась на 43,32% или на 15346351тыс.руб.

3.Рассмотрим  влияние третьего фактора.

   - относительное

   - абсолютное

Из данных расчетов видно, что за счет увеличения цены реализации 1ц зерновых в 2004г.(270,12руб.) по сравнению с 2003г.(229,22руб.),прибыль увеличилась на 143,72% или на 28861428,3тыс.руб.

Выполненные расчеты позволяют построить аддитивную и мультипликативную модели.

1) Мультипликативная

 1,2109=0,8766*0,5668*2,4372=1,2109

2) Аддитивная

8525688,3= -4989389-15346351+28861428,3=8525688,3

Т.о., два фактора (количество реализованного зерна(q);себестоимость реализованного зерна (z)) оказали отрицательное влияние  на величину прибыли, и лишь повышение цены реализации зерна на 40,9 руб./ц в 2004г. по сравнению с 2003 оказало положительное влияние на величину прибыли, что не могло не отразиться на уровне рентабельности.

Исходя из того, что уровень рентабельности реализованной продукции - это отношение прибыли к полной себестоимости данного вида продукции, рассчитаем уровень рентабельности за отчетный и базисные периоды.

2003: 

2004:

В целях изучения динамики этого показателя рассчитаем индекс уровня рентабельности:

Вывод: уровень рентабельности зерна в исследуемых районах увеличился в 2004г. по сравнению с 2003г. на 20,93%

Уровень рентабельности находится под влиянием тех же факторов, что и величина прибыли:

  1. количество реализованного зерна(q);
  2. себестоимость 1 ц реализованного зерна(z);
  3. цена 1 ц реализованного зерна(p).

1.Рассмотрим  влияние первого фактора.

 

С уменьшением количества реализованного зерна уровень рентабельности увеличился на 16,78%

2.Рассмотрим  влияние второго фактора.

Следовательно, повышение себестоимости 1ц реализованного зерна снизило его уровень рентабельности в Аннинском и Павловском районе в 2004г. на 57,51%

3.Рассмотрим  влияние третьего фактора.

Увеличение цены реализации 1ц зерна в 2004г.(270,12руб.) по сравнению с 2003г.(229,22руб.) оказало положительное влияние на уровень рентабельности, который увеличился на 143,72%.

Рассчитанные индексы позволяют построить мультипликативную модель:

1,2093=1,1678*0,4279*2,4372=1,2093

Т.о., индексный анализ показал, что основными направлениями улучшения финансового состояния каждого предприятия являются:

    • улучшение структуры реализуемого зерна;
    • снижение себестоимости 1ц реализуемого зерна;
    • повышение цены реализации 1ц продукции за счет улучшения ее качества.

 

4. Метод статистических группировок и дисперсионный анализ

4.1 Сущность группировки. Виды группировок, задачи и значение

Одним из основных и наиболее распространенных методов обработки и анализа первичной статистической информации является группировка. Понятие статистической группировки в широком смысле слова охватывает целый комплекс статистических операций, направленных на объединение зарегистрированных при наблюдении единичных случаев в группы, сходные в том или ином отношении, поскольку целостную характеристику совокупности необходимо сочетать с характером основных ее частей, классов и т.д.; подсчет итогов по выделенным группам и по всей совокупности в целом и, наконец, оформление результатов группировки в виде статистических таблиц. При составлении плана статистического наблюдения определяется очередность обработки материалов, разрабатываются макеты сводных таблиц, па основе которых дается характеристика размеров структуры и взаимосвязи изучаемых явлении. Указывается также, кто и в какие сроки осуществляет сводку, каким способом, куда поступают сводные данные и кто проводит их дальнейшую обработку.

Под группировкой в статистике понимают расчленение единиц статистической совокупности на группы однородные в каком-либо существенном отношении, и характеристику таких групп системой показателей в целях выделения типов явлений, изучения их структуры ц взаимосвязей.

Метод группировок является основой применения других методов статистического анализа основных сторон   и  характерных   особенностей   изучаемых   явлении.   По  своей  роли   в   процессе   исследования   метод группировок  выполняет  некоторые  функции,   аналогичные   функциям   эксперимента  в  естественных   науках посредством группировки по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет возможность выявить   закономерности   и   взаимосвязи   явлений   в   условиях,   в   известной   мере   ею   определяемых.   При использовании метода группировок появляется возможность проследить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели.

Огромное значение и роль группировок в статистическом исследовании вытекает из характера объекта статистики, его специфики. Явления общественной жизни, изучаемые статистикой, отличаются мнoгooбpaзиeм форм и стадий развития, они состоят из существенно различающихся частей, обладающих многими специфическими свойствами .

Изучая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями, статистика стремится показать совокупность явлений в дифференциации, и многообразии их типов, рассмотреть взаимосвязи и соотношения между последними. С помощью метода группировок решаются сложные задачи статистического анализа:

    1. выделение социально-экономических типов явлений;
    2. изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нём;
    3. выявление связей и зависимостей между отдельными признаками явления.

Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).

Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей) путем разделения качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки.

Примерами типологической группировки могут служить группировки секторов экономики, хозяйствующих субъектов по формам собственности: группы предприятий государственной собственности, федеральной муниципальной, частной и смешанной собственности.

Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы называются группировочными признаками или основанием группировки. Выделить типичное можно не по любому признаку, а только по определенному, который должен изменяться в зависимости от условий места и времени. Для правильного выбора группировочных признаков необходимо предварительно выявить возможные типы, четко сформулировать познавательную задачу.

По характеру вариантов признаки делятся на атрибутивные и количественные. Признак называется атрибутивным в том случае, если его варианты не выражаются числам, и количественным, если его варианты выражаются в виде чисел.

Если группировочными признаками выступают признаки атрибутивные (форма собственности, отрасль производства т.д.), то образовать группы сравнительно просто.

Выделение типов на основе количественного признака состоит в определении групп с учетом границ перехода количественного изменения признака в новое качество, новый тип явления.

Однако во всех случаях типологических группировок выбор группировочных признаков всегда должен быть основан на анализе качественной природы исследуемого явления. Экономический анализ сущности i закономерностей развития явления должен быть направлен на то, чтобы в соответствии с целью и задачами исследования положить в основание группировки, существенные признаки. При этом следует иметь в виду, что анализ одного и того же материала при различных приемах группировки может привести к диаметрально противоположным выводам. Раскрыть закономерности экономического  развития  помогут те  группировки, которые исходят из реально существующих закономерностей.

Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.

К структурным группировкам относится группировка населения по размеру среднедушевого дохода группировка; хозяйств по объему продукции, структура депозитов по сроку их привлечения.

Анализ структурных группировок, взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменении структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги. В изменении структуры общественных явлений отражаются важнейшие закономерности их развития.

Для исследования зависимости между явлениями используют аналитические группировки. При их построении можно установить взаимосвязь между двумя признаками и более. При этом один признак будет результативным, а другой (другие) факторным. Факторными называются признаки, под воздействием которых изменяются результативные признаки.

Информация о работе Статистико-экономический анализ эффективности производства зерна на примере ООО «Ритм» Аннинского района и других хозяйств Аннинского и