Статистико-экономический анализ эффективности производства зерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с предметом исследования курсовая работа предполагает решение следующих задач:
проведение анализа рядов динамики;
рассмотрение индексного метода анализа и его сущности;
рассмотрение методов статистической группировки и дисперсионного анализа;
разработка проектной части с построением многофакторной корреляционной модели эффективности зерна,
расчет резервов роста эффективности зерна.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4
Пути повышения эффективности производства зерна…………………4
Глава 1. Анализ рядов динамики……………………………………….7
1.1 Сущность эффективности и система показателей………………….7
1.2 Состояние рынка зерна: основные каналы реализации, динамика денежной выручки за последние 6 лет
1.3 Средняя цена 1 ц реализованного зерна, факторы её формирующие и динамика за 9 лет
1.4 Выявление тенденции в изменении цены реализации 1 ц зерна посредством использования статистических методов: укрупнение периодов, скользящая средняя, аналитическое выравнивание
Глава 2. Индексный метод анализа
2.1 Сущность и значение показателей прибыли и рентабельности
2.2 Индексный анализ прибыли и уровня рентабельности зерна по совокупности хозяйств
Глава 3. Метод статистических группировок и дисперсионный анализ
3.1 Сущность группировки. Виды группировок, задачи и значение
3.2 Построение аналитической группировки ( используя правило трех сигм) по одному из факторов, влияющих на уровень рентабельности зерна: урожайность, уровень интенсивности, уровень концентрации производства, уровень специализации, себестоимости 1 ц продукции, трудообеспеченнности хозяйства
3.3 Сущность и значение дисперсионного анализа. Оценка существенности влияния группировочного признака на уровень рентабельности
Глава 4. Корреляционно-регрессионный анализ
4.1. Сущность и основные условия применения корреляционно- регрессионного анализа.
4.2. Построение экономико-математической модели уровня рентабельности зерна.
4.3. Расчёт резервов повышения уровня рентабельности (окупаемости) зерна и увеличения денежной выручки от его реализации.
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

KURSOVOJ_PROEKT_po_statistike.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Следовательно, в отчетном году уровень окупаемости сахарной свеклы по предприятиям Аннинского, Калачеевского и Павловского районов повысился на 170%.

На общее изменение среднего уровня окупаемости оказывают влияние три фактора:

  1. изменение структуры реализованной продукции;
  2. изменение средней цены реализации 1 ц молока;
  3. изменение средней себестоимости 1 ц реализованной продукции;

Рассмотрим влияние первого фактора:

 

=(643549,50/772456,31)/(163247/192786)=0,98 или 98%

Особенность данного индекса заключается в том, что он устанавливает изменения не только количества реализованной продукции, но и ее структуру.

Следовательно, за счёт ухудшения структуры реализованной продукции на 2 %, уровень окупаемости уменьшился

Рассмотрим влияние второго фактора:

 

=(491604/340820)/( 643549,50/340820)= 0,76 или 76%

Следовательно, уменьшение средней цены реализации 1ц зерна понизило уровень окупаемости данного вида продукции.

Рассмотрим влияние третьего фактора:

 

(643549,50/340820)/( 643549,50/772456,31)= 2,27

Следовательно, повышение себестоимости 1ц реализованного зерна повысило уровень окупаемости данного вида продукции в Аннинском, Калачеевском и Павловском районах.

Проведённые вычисления позволяют построить следующую мультипликативную модель изменения среднего уровня окупаемости зерна:

Yур.окуп.=Yур.окуп.(q)* Yур.окуп.(z)* Yур.окуп.(p)

1,70=0,98*0,76*2,27

Таким образом, уровень окупаемости повысился в отчётном году.  Из трех факторов два (количество реализованного сахарной свеклы и цена реализации 1 ц  сахарной свеклы) оказали положительное влияние на уровень окупаемости, а один фактор (себестоимость 1 ц реализованного зерна) оказал отрицательное влияние на изменение среднего уровня окупаемости.

 

 

 

Глава 3. Метод статистических группировок и дисперсионный анализ.

3.1. Сущность группировки. Виды группировок, задачи и назначение.

Статистическая группировка – это один из основных этапов проведения статистического исследования.

Процесс образования однородных групп на основе разделения статистической совокупности на части или объединение изучаемых статистических единиц в совокупности по определенным для них признакам называют статистической группировкой. Важнейшим статистическим методом обобщения данных являются статистические группировки.[6]

Различают следующие виды статистических группировок:

  1. типологические;
  2. структурные;
  3. аналитические.

Качественно однородные группы совокупностей, называют типологической группировкой.

Для построения типологической группировки необходимо воспользоваться количественными и качественными (атрибутивными) признаками.

Разделение однородной совокупности на определенные группы, которые в дальнейшем будут характеризовать структуру по определенному группировочному признаку, называют структурной группировкой.

Здесь также рассматриваются количественные и атрибутивные признаки.[7]

Основная задача статистических группировок – исследование связей и зависимостей между признаками единиц статистической совокупности, которая решается с помощью построения аналитических группировок.

Аналитическая группировка – это группировка, выявляющая взаимосвязи и взаимозависимости между изучаемыми социально-экономическими явлениями и признаками, их характеризующими.

Все признаки в статистической науке можно подразделять на факторные и результативные. Признаки, которые оказывают большое влияние на изменение результативных признаков, называют факторными. Признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков, называют результативными.[13]

Простой называется группировка, если группа образована только по одному признаку.

Если разбить группу на подгруппу в соответствии с определенными признаками, то такую группировку называют комбинированной.

Различают группировки по используемой информации:

  1. первичные – производятся на основе исходных данных, которые были получены в результате статистического наблюдения;
  2. вторичные – это результат соединения или расчленения группировки.

Необходимость вторичной группировки возникает в двух случаях:

• ранее произведенная группировка не удовлетворяет целям исследования в отношении числа групп;

• для сравнения данных, относящихся к различным периодам времени или к различным территориям, если первичная группировка была произведена по разным группировочным признакам или по разным интервалам.

Существует два способа вторичной группировки:

• объединение мелких групп в более крупные;

• выделение определенной доли единиц совокупности.

Группировки в статистике решают многие задачи, но все они, в конечном счете, преследуют одну цель – упорядочить, систематизировать первичный статистический материал, разделить его по существенным варьирующим признакам с тем, чтобы подвергнуть его дальнейшему анализу.[15]

Принято выделять три основные задачи:

  1. дается характеристика социально- экономическим типам явлений;
  2. изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нём;
  3. определяются связи и зависимости между явлениями.

Для решения этих задач применяют, соответственно, три вида группировок: типологические, структурные и аналитические. [6]

 

3.2.Построение  аналитической группировки (используя  правило трех сигм) по одному  из факторов, влияющих на уровень  рентабельности зерна: урожайность, уровень интенсивности, уровень  концентрации производства, уровень  специализации, себестоимости 1ц продукции, трудообеспеченности хозяйства.

Для того чтобы провести аналитическую группировку необходимо пройти несколько этапов:

  1. Правильно выбрать группировочный признак.

В качестве группировочного признака возьмём цену реализации 1ц зерновых.

  1. Построить интервальный ряд распределения и рассчитать его характеристики ( и d).[11]

1)Построим ранжированный ряд распределения по цене реализации 1ц зерновых, руб.:

8,2;11,5;14,5;15,6;16,8;17,5;17,7;19,5;20,8;22,22,2;22,3;22,5;23,6;25,5;26,1;27,27,5;28,1;30,7;31,4;32,5;38;42,4.

2)Определим число групп  формуле: n=1+3.322lgN, где N – число предприятий.

Если рассматривается 25 предприятий, то соответственно будет 6 групп. N=6

3)Определим равный интервал i=(xmax-xmin)/n, где xmax - максимальное значение ранжированного ряда; xmin -минимальное значение ранжированного ряда.

 i=34,2/6=5,7

4)Найдем границы групп:

Таблица 10. Границы групп цены реализации 1ц зерновых,руб. по предприятиям Семилукского, Калачеевского и Богучарского районов Воронежской области

№ группы

Нижняя граница

Верхняя граница

формула

значение

формула

значение

I

xmin

8,2

xmin

13,9

II

xmin+i

13,9

xmin+i

19,6

III

xmin+2i

19,6

xmin+2i

25,3

IV

xmin+3i

25,3

xmin+3i

31

V

xmin+4i

31

xmin+4i

36,7

VI

xmin+5i

36,7

xmin+5i

42,4


5)Построим интервальный ряд:

Таблица 11. Интервальный ряд распределения цены реализации 1ц зерновых по предприятиям

Границы групп

Частота (f)

Сумма накопленных частот

I  (8,2;13,9)

2

2

II  (13,9;19,6)

6

8

III  (19,6;25,3)

7

15

IV  (25,3;31)

6

21

V  (31;36,7)

2

23

VI  (36,7;42,4)

2

25

Итого

25

-


 

6)Определим  основные характеристики интервального  ряда распределения.

Таблица 12.Расчёт основных характеристик интервального ряда распределения

Границы групп

Середина интервала (х)

Частота (f)

x*f

x-

(x-

)2

(x-

)2*f

I  (8,2;13,9)

11,05

2

22,1

-12,77

163,07

326,14

II  (13,9;19,6)

16,75

6

100,5

-7,07

49,98

299,88

III  (19,6;25,3)

22,45

7

157,15

-1,37

1,88

13,16

IV  (25,3;31)

28,15

6

168,9

4,33

18,75

112,5

V  (31;36,7)

33,85

2

67,7

10,03

100,6

201,2

VI  (36,7;42,4)

39,55

2

79,1

15,73

247,43

494,86

Итого

х

25

595,45

х

х

∑(x-

)2*f=1447,74


 

Основные характеристики интервального ряда распределения.

1.Определим среднее значение цены реализации 1ц зерна по средней арифметической взвешенной:

= ∑xf / ∑f = 23,82руб.

2.Также определим дисперсию по средней арифметической взвешенной:

d2 = ∑(x- )2*f / ∑f = 1447,74/25 = 57,9 руб.

3.Затем найдем среднее квадратическое отклонение:

d =7,6 руб.

4.Рассчитаем коэффициент вариации по формуле:

V = d / *100% = (7,6/23,82)*100% = 31,85%

Сделаем вывод: таким образом рассчитанные показатели свидетельствуют о том, что изучаемая нами совокупность является однородной; коэффициент вариации не превышает 33%, средняя величина является типичной и достоверной, а дисперсия и среднеквадратическое отклонение незначительны.

7)Определим границы шести групп с использованием правила трех сигм.

Таблица 13.Границы групп интервального ряда распределения по цене реализации 1ц зерновых

Группы

Нижняя граница

Верхняя граница

Число предприятий (f)

формула

значение

Формула

Значение

I

1,02

8,62

1

II

8,62

16,22

3

III

16,22

23,82

10

IV

23,82

31,42

7

V

31,42

39,02

3

VI

39,02

46,62

1

ИТОГО

-

-

-

-

∑25

Информация о работе Статистико-экономический анализ эффективности производства зерна