Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 17:03, курсовая работа
В соответствии с предметом исследования курсовая работа предполагает решение следующих задач:
проведение анализа рядов динамики;
рассмотрение индексного метода анализа и его сущности;
рассмотрение методов статистической группировки и дисперсионного анализа;
разработка проектной части с построением многофакторной корреляционной модели эффективности зерна,
расчет резервов роста эффективности зерна.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4
Пути повышения эффективности производства зерна…………………4
Глава 1. Анализ рядов динамики……………………………………….7
1.1 Сущность эффективности и система показателей………………….7
1.2 Состояние рынка зерна: основные каналы реализации, динамика денежной выручки за последние 6 лет
1.3 Средняя цена 1 ц реализованного зерна, факторы её формирующие и динамика за 9 лет
1.4 Выявление тенденции в изменении цены реализации 1 ц зерна посредством использования статистических методов: укрупнение периодов, скользящая средняя, аналитическое выравнивание
Глава 2. Индексный метод анализа
2.1 Сущность и значение показателей прибыли и рентабельности
2.2 Индексный анализ прибыли и уровня рентабельности зерна по совокупности хозяйств
Глава 3. Метод статистических группировок и дисперсионный анализ
3.1 Сущность группировки. Виды группировок, задачи и значение
3.2 Построение аналитической группировки ( используя правило трех сигм) по одному из факторов, влияющих на уровень рентабельности зерна: урожайность, уровень интенсивности, уровень концентрации производства, уровень специализации, себестоимости 1 ц продукции, трудообеспеченнности хозяйства
3.3 Сущность и значение дисперсионного анализа. Оценка существенности влияния группировочного признака на уровень рентабельности
Глава 4. Корреляционно-регрессионный анализ
4.1. Сущность и основные условия применения корреляционно- регрессионного анализа.
4.2. Построение экономико-математической модели уровня рентабельности зерна.
4.3. Расчёт резервов повышения уровня рентабельности (окупаемости) зерна и увеличения денежной выручки от его реализации.
Заключение
Список используемых источников и литературы
Следовательно, в отчетном году уровень окупаемости сахарной свеклы по предприятиям Аннинского, Калачеевского и Павловского районов повысился на 170%.
На общее изменение среднего уровня окупаемости оказывают влияние три фактора:
Рассмотрим влияние первого фактора:
=(643549,50/772456,31)/(
Особенность данного индекса заключается в том, что он устанавливает изменения не только количества реализованной продукции, но и ее структуру.
Следовательно, за счёт ухудшения структуры реализованной продукции на 2 %, уровень окупаемости уменьшился
Рассмотрим влияние второго фактора:
=(491604/340820)/( 643549,50/340820)= 0,76 или 76%
Следовательно, уменьшение средней цены реализации 1ц зерна понизило уровень окупаемости данного вида продукции.
Рассмотрим влияние третьего фактора:
(643549,50/340820)/( 643549,50/772456,31)= 2,27
Следовательно, повышение себестоимости 1ц реализованного зерна повысило уровень окупаемости данного вида продукции в Аннинском, Калачеевском и Павловском районах.
Проведённые вычисления позволяют построить следующую мультипликативную модель изменения среднего уровня окупаемости зерна:
Yур.окуп.=Yур.окуп.(q)* Yур.окуп.(z)* Yур.окуп.(p)
1,70=0,98*0,76*2,27
Таким образом, уровень окупаемости повысился в отчётном году. Из трех факторов два (количество реализованного сахарной свеклы и цена реализации 1 ц сахарной свеклы) оказали положительное влияние на уровень окупаемости, а один фактор (себестоимость 1 ц реализованного зерна) оказал отрицательное влияние на изменение среднего уровня окупаемости.
Глава 3. Метод статистических группировок и дисперсионный анализ.
3.1. Сущность группировки. Виды группировок, задачи и назначение.
Статистическая группировка – это один из основных этапов проведения статистического исследования.
Процесс образования однородных групп на основе разделения статистической совокупности на части или объединение изучаемых статистических единиц в совокупности по определенным для них признакам называют статистической группировкой. Важнейшим статистическим методом обобщения данных являются статистические группировки.[6]
Различают следующие виды статистических группировок:
Качественно однородные группы совокупностей, называют типологической группировкой.
Для построения типологической группировки необходимо воспользоваться количественными и качественными (атрибутивными) признаками.
Разделение однородной совокупности на определенные группы, которые в дальнейшем будут характеризовать структуру по определенному группировочному признаку, называют структурной группировкой.
Здесь также рассматриваются количественные и атрибутивные признаки.[7]
Основная задача статистических группировок – исследование связей и зависимостей между признаками единиц статистической совокупности, которая решается с помощью построения аналитических группировок.
Аналитическая группировка – это группировка, выявляющая взаимосвязи и взаимозависимости между изучаемыми социально-экономическими явлениями и признаками, их характеризующими.
Все признаки в статистической науке можно подразделять на факторные и результативные. Признаки, которые оказывают большое влияние на изменение результативных признаков, называют факторными. Признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков, называют результативными.[13]
Простой называется группировка, если группа образована только по одному признаку.
Если разбить группу на подгруппу в соответствии с определенными признаками, то такую группировку называют комбинированной.
Различают группировки по используемой информации:
Необходимость вторичной группировки возникает в двух случаях:
• ранее произведенная группировка не удовлетворяет целям исследования в отношении числа групп;
• для сравнения данных, относящихся к различным периодам времени или к различным территориям, если первичная группировка была произведена по разным группировочным признакам или по разным интервалам.
Существует два способа вторичной группировки:
• объединение мелких групп в более крупные;
• выделение определенной доли единиц совокупности.
Группировки в статистике решают многие задачи, но все они, в конечном счете, преследуют одну цель – упорядочить, систематизировать первичный статистический материал, разделить его по существенным варьирующим признакам с тем, чтобы подвергнуть его дальнейшему анализу.[15]
Принято выделять три основные задачи:
Для решения этих задач применяют, соответственно, три вида группировок: типологические, структурные и аналитические. [6]
3.2.Построение аналитической группировки (используя правило трех сигм) по одному из факторов, влияющих на уровень рентабельности зерна: урожайность, уровень интенсивности, уровень концентрации производства, уровень специализации, себестоимости 1ц продукции, трудообеспеченности хозяйства.
Для того чтобы провести аналитическую группировку необходимо пройти несколько этапов:
В качестве группировочного признака возьмём цену реализации 1ц зерновых.
1)Построим ранжированный ряд распределения по цене реализации 1ц зерновых, руб.:
8,2;11,5;14,5;15,6;16,8;17,5;
2)Определим число групп формуле: n=1+3.322lgN, где N – число предприятий.
Если рассматривается 25 предприятий, то соответственно будет 6 групп. N=6
3)Определим равный интервал i=(xmax-xmin)/n, где xmax - максимальное значение ранжированного ряда; xmin -минимальное значение ранжированного ряда.
i=34,2/6=5,7
4)Найдем границы групп:
Таблица 10. Границы групп цены реализации 1ц зерновых,руб. по предприятиям Семилукского, Калачеевского и Богучарского районов Воронежской области
№ группы |
Нижняя граница |
Верхняя граница | ||
формула |
значение |
формула |
значение | |
I |
xmin |
8,2 |
xmin |
13,9 |
II |
xmin+i |
13,9 |
xmin+i |
19,6 |
III |
xmin+2i |
19,6 |
xmin+2i |
25,3 |
IV |
xmin+3i |
25,3 |
xmin+3i |
31 |
V |
xmin+4i |
31 |
xmin+4i |
36,7 |
VI |
xmin+5i |
36,7 |
xmin+5i |
42,4 |
5)Построим интервальный ряд:
Таблица 11. Интервальный ряд распределения цены реализации 1ц зерновых по предприятиям
Границы групп |
Частота (f) |
Сумма накопленных частот |
I (8,2;13,9) |
2 |
2 |
II (13,9;19,6) |
6 |
8 |
III (19,6;25,3) |
7 |
15 |
IV (25,3;31) |
6 |
21 |
V (31;36,7) |
2 |
23 |
VI (36,7;42,4) |
2 |
25 |
Итого |
25 |
- |
6)Определим
основные характеристики
Таблица 12.Расчёт основных характеристик интервального ряда распределения
Границы групп |
Середина интервала (х) |
Частота (f) |
x*f |
x- |
(x- |
(x- |
I (8,2;13,9) |
11,05 |
2 |
22,1 |
-12,77 |
163,07 |
326,14 |
II (13,9;19,6) |
16,75 |
6 |
100,5 |
-7,07 |
49,98 |
299,88 |
III (19,6;25,3) |
22,45 |
7 |
157,15 |
-1,37 |
1,88 |
13,16 |
IV (25,3;31) |
28,15 |
6 |
168,9 |
4,33 |
18,75 |
112,5 |
V (31;36,7) |
33,85 |
2 |
67,7 |
10,03 |
100,6 |
201,2 |
VI (36,7;42,4) |
39,55 |
2 |
79,1 |
15,73 |
247,43 |
494,86 |
Итого |
х |
25 |
595,45 |
х |
х |
∑(x- |
Основные характеристики интервального ряда распределения.
1.Определим среднее значение цены реализации 1ц зерна по средней арифметической взвешенной:
= ∑xf / ∑f = 23,82руб.
2.Также определим дисперсию по средней арифметической взвешенной:
d2 = ∑(x- )2*f / ∑f = 1447,74/25 = 57,9 руб.
3.Затем найдем среднее квадратическое отклонение:
d =7,6 руб.
4.Рассчитаем коэффициент вариации по формуле:
V = d / *100% = (7,6/23,82)*100% = 31,85%
Сделаем вывод: таким образом рассчитанные показатели свидетельствуют о том, что изучаемая нами совокупность является однородной; коэффициент вариации не превышает 33%, средняя величина является типичной и достоверной, а дисперсия и среднеквадратическое отклонение незначительны.
7)Определим границы шести групп с использованием правила трех сигм.
Таблица 13.Границы групп интервального ряда распределения по цене реализации 1ц зерновых
Группы |
Нижняя граница |
Верхняя граница |
Число предприятий (f) | ||
формула |
значение |
Формула |
Значение | ||
I |
1,02 |
8,62 |
1 | ||
II |
8,62 |
16,22 |
3 | ||
III |
16,22 |
23,82 |
10 | ||
IV |
23,82 |
31,42 |
7 | ||
V |
31,42 |
39,02 |
3 | ||
VI |
39,02 |
46,62 |
1 | ||
ИТОГО |
- |
- |
- |
- |
∑25 |
Информация о работе Статистико-экономический анализ эффективности производства зерна