Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:31, курсовая работа
В первой главе дается краткая характеристика и особенности статистических приемов (способов) применяемых в экономических исследованиях.
Во второй главе разъясняются понятие и сущность экономических категорий, используемых в курсовой работе.
В третьей главе на основании статистических данных по РФ проводится непосредственно само экономико-статистическое исследование (анализ) на примере производства одного вида потребительских товаров по Приволжскому и Уральскому федеральным округам. На основании этой главы делаются выводы и предложения.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Характеристика и особенности статистических приемов
(способов) применяемых в экономических исследованиях………………….4
Сводка и группировка данных……………………………………….4
Абсолютные и относительные величины………………………….10
Средние величины (в т.ч. структурные средние)………………….16
Ряды динамики, и их характеристики………………………………22
Дисперсионный метод анализа……………………………………..30
Индексный метод анализа…………………………………………..31
Корреляционно – регрессионный метод анализа………………….34
2. Понятие и сущность экономических категорий,
используемых в курсовой работе………………………………………………37
2.1. Производство и его секторы…..………………………………………..37
2.2. Понятие потребления…….……………………………………………..37
2.3. Классификация товаров…………………………………………………39
2.4. Оценка влияния на производство потребительских товаров
комплекса факторов……………………………………………………41
3.Статистико-экономический анализ производства
мясной продукции……………………………………………………………..43
Сводка и группировка данных ………………………………………..43
Ряд распределения районов по производству
Такого вида потребительских товаров, как мяса……………………..48
3.3 Дисперсионный анализ ………………………………………………..55
3.4 Ряд динамики и методы определения тенденций…………………….62
3.5 Индексный метод анализа …………………………………………….68
3.6 Корреляционно – регрессионный метод анализа ……………………70
Выводы и предложения………………………………………………………..74
Приложения ……………………………………………………………………76
Список использованной литературы………………………………………….81
Цепные и базисные
индексы с постоянными весами-
1.Произведение цепных индексов дает базисный индекс (последнего периода);
2.Деление последующего
базисного индекса на
В индексах с переменными весами-соизмерителями такой зависимости нет. Так, произведение цепных индексов не дает базисного индекса.
Индексы переменного состава исчисляют по формуле:
(1.6.2)
где х – осредняемый признак;
f - вес (доля) осредняемого признака.
Индексы переменного состава
(1.6.3)
Индексы постоянного состава исчисляют по формуле:
(1.6.4)
где х- осредняемый признак;
f – постоянный вес.
Обычно весом принято считать вес отчетного периода (f1). Отсюда индекс постоянного состава можно записать в виде следующей формулы:
(1.6.5)
Сопоставляя индекс переменного состава с индексом постоянного состава, можно получить индекс, характеризующий влияние структурных сдвигов на изменение среднего показателя. Индекс влияния структурных сдвигов – отношение индекса переменного состава к индексу постоянного состава:
1.7 Корреляционно - регрессионный метод анализа
Основные этапы построения регрессионных моделей те же, что и в аналитической группировке, хотя и отличаются по своему содержанию. Комплекс методов статистического измерения взаимосвязей, основанный на регрессионной модели, называется корреляционно - регрессионным анализом.
В математической статистике при измерении корреляционных связей различают корреляционную и регрессионную модели. В регрессионной модели предполагается, что зависимая переменная у – случайная величина с нормальным законом распределения, а независимая переменная х – неслучайная величина, значения которой заданы ранее. В корреляционной же модели предполагается, что обе переменные х и у – случайные величины, имеющие нормальное распределение. Это математическое различие двух моделей не имеет принципиального значения. Почти все практически важные результаты в двух моделях совпадают. Поэтому при статистическом измерении взаимосвязей можно ограничиться регрессионной моделью.
При теоретическом обосновании регрессионной модели решаются две задачи: выбор факторных признаков и выбор формы уравнения регрессии. Решение первой их этих задач основано на тех же принципах, что и аналитических группировок, и базируется прежде всего на качественном анализе связи. При выборе формы уравнения регрессии качественный анализ играет важную роль для раскрытия механизма формирования корреляционной связи. Однако, следует учитывать, что теоретический анализ обычно может лишь указать некоторые особенности формы линии регрессии, но не точный функциональный вид. Наглядное представление о форме линии регрессии может дать график эмпирической линии регрессии. При небольших объемах совокупности можно также использовать график корреляционного поля. Наряду с этим для выбора формы уравнения регрессии применяются методы математической статистики.
Уравнение прямолинейной корреляционной зависимости имеет следующий вид:
где - среднее значение результативного признака, изменяющегося в соответствии с величиной факторного признака;
а – свободный член уравнения, нередко выражающий то среднее значение результативного признака, которое возникает при отсутствии влияния изучаемого фактора; а= - b* ;
b - коэффициент связи, показывающий, на какую величину изменяется среднее значение результативного признака при изменении факторного признака на единицу; b = где хi и уi - значения признаков отдельных единиц совокупности; и у – средние значения признаков;
х – значение факторного признака
Теснота (сила) прямолинейной корреляционной зависимости измеряется при помощи коэффициента корреляции ®. Величина коэффициента корреляции может изменяться от +1 до 0 и от 0 до –1. Коэффициент корреляции определяют по следующей формуле:
(1.7.2)
Положительное значение коэффициента корреляции свидетельствует о наличии прямой зависимости между признаками, а отрицательное – об обратно зависимости. Чем ближе величина коэффициента корреляции к плюс или минус единице, тем более тесной (более близкой к функциональной) является зависимость. Если же значение коэффициента корреляции близко к нулю, то зависимость слабая или совсем отсутствует.
2.1. Производство и его секторы.
Производство разделено на отрасли, то есть группы предприятий (фирм), производящих однородную продукцию. Отрасли, с одной стороны, делят на подотрасли, а с другой стороны- группируют в народно-хозяйственные комплексы: топливно-энергетический, агропромышленный и т.д.
В экономической теории весьма распространено деление экономики на секторы: первичный, вторичный и третичный.
Первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство; вторичный - промышленность и строительство; третичный -производство услуг(торговля, транспорт и т.д.). Первичный и вторичный секторы нередко объединяют в сферу материального производства.
Различают также реальный и финансовый (денежные) секторы. В реальном секторе создают товары и услуги, а финансовый - обслуживает реальный сектор. Это деление условно. Секторы различаются целями, характером операций , техническими особенностями.
2.2. Понятие потребления.
Завершающий акт хозяйственной деятельности – потребление. Оно представляет собой использование товаров и услуг для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. Потребительские товары (продукты питания, одежда) составляют примерно 2/3 «потребительской корзины», остальное – инвестиционные товары (станки, оборудование).
Потребительская корзина – определяется в соответствии с Федеральным законом № 134-ФЗ от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». До 1 января 2005 г. действовала потребительская корзина, установленная Федеральным законом № 201-ФЗ от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В связи с истечением срока действия данного Федерального закона принят новый Федеральный закон № 44-ФЗ от 31 марта 2006 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, в расчете на одного человека в год, выраженный в натуральных показателях, и устанавливается для трех основных социально-демографических групп населения – трудоспособного населения, пенсионеров и детей.
Уровень потребления
характеризует такие
Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде.
Потребительские товары
- товары и услуги, непосредственно
удовлетворяющие потребности
В зависимости от покупательских привычек потребителей различают:
- товары повседневного спроса;
- товары предварительного выбора;
- товары особого спроса; и
- товары пассивного спроса.
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения по Российской Федерации и отдельным регионам исчисляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке фиксированного набора потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения, утвержденными 20 апреля 2001 г. Федеральным органом исполнительной власти по статистике, на основе единых объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг. Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.
В бытовой и хозяйственной деятельности люди встречаются с огромным количеством товаров. Специалисты классифицируют товарное множество по различным признакам, главный среди которых – цель применения товара.
По цели применения товары подразделяют на:
Для потребительских товаров в маркетинге существуют две формы их классификации. Первая форма основана характере потребления. При этом выделяют три категории товаров:
1. Товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз.
2. Товары длительного пользования. Они используются многократно.
3. Услуги – это действия, приносящие человеку полезный результат и удовлетворение. Услуги являются объектом продажи. Услуги неосязаемы. Это значит, что их нельзя транспортировать, хранить, упаковывать. Очень многие услуги нельзя отделить от того, кто их оказывает (услуги врача, учителя).
Вторая форма классификации потребительских товаров основана на поведении потребителя, его привычках в потреблении. В ней также выделяют три категории товаров:
1. Товары повседневного спроса – это товары, которые мы покупаем часто, не задумываясь, и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Легко вспомнить такого рода товары: спички, канцелярские принадлежности, хозяйственные мелочи.
2. Товары тщательного выбора – это те товары, при покупке которых мы сравниваем их качество, цену, внешнее оформление с аналогичными товарами. Это одежда, электробытовые товары, мебель. Потребитель прикладывает усилия по поиску таких товаров, пока не находит подходящий для него товар.
3. Престижные товары – это товары, которые либо действительно обладают уникальными характеристиками, либо ассоциируются с названием известной фирмы-производителя.
Однако потребительских
товаров не было бы «без помощи»
товаров производственного
2.4. Оценка
влияния на производство
Если проанализировать потребительские расходы (см. Приложение 5), то выясним, что наибольший удельный вес приходится на продовольственные товары – 42,71% в 2006 г., в т. ч. На большую долю приходится потребление мяса – 10,71% и алкогольная продукция – 7,12%. В группе непродовольственных товаров большие расходы населения приходятся на одежду и белье – 5,19% и приобретение автомобиля - 4,24%. Платные услуги за последние годы получили также большое распространение и их удельный вес в структуре потребительских расходов составляет 23,55%, т.е. население активно пользуется этими услугами.
В данной курсовой работе мы возьмем пример по производству только одного вида потребительских товаров – мяса. И рассмотрим влияние на него комплекса факторов в пределах двух федеральных округов – Приволжского и Уральского.
Рассмотрим три фактора: денежные доходы населения в среднем в месяц (руб), количество предприятий и организаций по районам, и основные фонды по регионам РФ (млн. руб.).
Чем выше доходы населения, тем больше потребления и спроса на различные товары и услуги. Денежные доходы населения являются косвенным фактором, но его влияние редко рассматривается, поэтому мы проанализируем на основе статистических методов, как зависит производство мясной продукции от данного фактора.
Так же, количество предприятий и организаций по данным субъектам - один из главных факторов, чем больше их число будет занято в производстве, тем больше будет уровень производимой продукции. Тем не менее, может быть и такое, что организаций, занятых в производстве меньше, чем в других отраслях, поэтому важно провести анализ и рассмотреть влияние этого фактора.
Основные фонды – это средства производства, срок службы которых более одного года, утрачивающие свою стоимость в течение всех производственных циклов.
Информация о работе Статистико-экономический анализ производства потребительских товаров в РФ