Охрана труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 18:59, методичка

Описание работы

Охрана труда согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Файлы: 1 файл

ОТ.docx

— 162.07 Кб (Скачать файл)

Тематическая структура  кабинета охраны труда и уголка охраны труда предполагает включение общего и специальных разделов.

Общий раздел содержит законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, принятые на федеральном  уровне и уровне соответствующего субъекта Российской Федерации, локальные нормативные  акты организации, информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий.

Перечень специальных  разделов и их содержание (сведения, включающие отличительные особенности  основных и вспомогательных технологических  процессов, конкретный перечень вредных  производственных факторов, соответствующие  им средства коллективной и индивидуальной защиты и меры предосторожности, принятые на производстве знаки безопасности и т.д.) определяются с учетом условий  труда в организации. Рекомендуется  раздельное комплектование учебного и  справочного разделов, отражающих специфику  всех видов производства организации.

Оснащение кабинета охраны труда и уголка охраны труда диктуется  выбранным составом общего и специальных  разделов и формируется исходя из используемых и планируемых к  использованию носителей информации, которыми могут быть печатная продукция, кино- и видеопродукция, компьютерная продукция, программы радиовещания, натурные образцы, тренажеры, манекены и макеты.

Кабинет охраны труда целесообразно  оборудовать на основе предварительно разработанного в организации проекта, в специально выделенном помещении  или помещениях. Для новых и  реконструируемых производственных объектов месторасположение кабинета охраны труда определяется на стадии проектирования.

Помещение для размещения кабинета охраны труда должно соответствовать  требованиям строительных норм и  правил, его площадь рекомендуется  определять из расчета количества работающих в организации: до 1000 человек - 24 кв. м, свыше 1000 человек - добавляется 6 кв. м на каждую дополнительную тысячу человек. Оценку необходимой площади  для кабинета охраны труда можно  производить на основе расчета потребности  в обучении по охране труда на календарный  год.

Для уголка охраны труда  может выделяться как отдельное  помещение, так и оборудоваться  часть помещения общего назначения.

Процесс организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда предусматривает:

- соответствие требованиям  (в комплексе целей, содержания  и форм работы), которые каждая  организация определяет с учетом  своих особенностей и первоочередных  задач, в части охраны труда;

- осуществление доступности  посещения кабинета охраны труда  или уголка охраны труда работниками  организации и получение ими  достоверной информации по вопросам  охраны труда;

- планирование работы (в  соответствии с перспективным  и текущим планами работы);

- осуществление контроля.

Служба охраны труда  или лицо, ответственное за работу кабинета охраны труда (уголка охраны труда) в организации:

- составляет план работы  кабинета охраны труда (уголка  охраны труда), включающий разработку  конкретных мероприятий на определенный  срок, с указанием лиц, ответственных  за их проведение;

- организует оборудование, оснащение и оформление кабинета  охраны труда (уголка охраны  труда);

- организует проведение  плановых мероприятий.

В целях координации  и повышения эффективности работы кабинетов охраны труда и уголков  охраны труда федеральным органам  исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в области охраны труда, службам  охраны труда организаций рекомендуется  разрабатывать предложения по установлению дополнительных требований к кабинетам  охраны труда (уголкам охраны труда) и организационным формам их работы, оснащению и методическому обеспечению  кабинетов охраны труда и уголков  охраны труда подведомственных организаций, их структурных подразделений.

Для выполнения мероприятий, реализуемых кабинетом охраны труда, необходимо взаимодействие и участие  в его работе структурных подразделений  и служб организации, а также  привлечение специалистов федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора  и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профсоюзов и объединений работодателей, центров  охраны труда, образовательных учреждений и организаций, специализирующихся в области сервиса охраны труда.

 

ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

 

Статья 212 Трудового кодекса РФ предусматривает обязательное проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда. Проведение аттестации дает возможность решить проблемы установления льгот и компенсаций для работника, определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда, а главное - создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ доплаты работникам за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда в  установленные сроки может повлечь  за собой ответственность работодателя или иных должностных лиц в  соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, поскольку требование о проведении аттестации относится к государственным нормативным требованиям охраны труда. Факт непроведения аттестации может быть установлен государственной инспекцией труда, региональным органом федеральной инспекции труда либо органами прокуратуры.

Порядок проведения аттестации утверждается Министерством здравоохранения  и социального развития РФ. С 1 сентября 2008 г. вводится в действие Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569. Данный Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся  в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных  и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий  по приведению условий труда в  соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую  оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной  в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния  условий труда на рабочих местах  и правильности обеспечения работников  сертифицированными средствами  индивидуальной и коллективной  защиты;

2) оценки профессионального  риска как вероятности повреждения  (утраты) здоровья или смерти работника,  связанной с исполнением им  обязанностей по трудовому договору  и в иных установленных законодательством  случаях, контроля и управления  профессиональным риском, которые  предполагают проведение анализа  и оценки состояния здоровья  работника в причинно-следственной  связи с условиями труда, информирование  о риске субъектов трудового  права, контроль динамики показателей  риска, а также проведение мероприятий  по снижению вероятности повреждения  здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной  информации об условиях труда  на рабочих местах, о существующем  риске повреждения здоровья, о  мерах по защите от воздействия  вредных и (или) опасных производственных  факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах  и работах с вредными и (или)  опасными условиями труда, гарантиях  и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными  условиями труда, на работах,  выполняемых в особых температурных  условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной  одежды, специальной обуви и других  СИЗ, а также смывающих и  обезвреживающих средств в соответствии  с установленными нормами;

5) подготовки статистической  отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения  соответствия организации работ  по охране труда государственным  нормативным требованиям охраны  труда;

7) подготовки контингентов  и поименного списка лиц, подлежащих  обязательным предварительным (при  поступлении на работу) и периодическим  (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям)  работников, а также внеочередным  медицинским осмотрам (обследованиям);

8) расчета скидок и  надбавок к страховому тарифу  в системе обязательного социального  страхования работников от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о  связи заболевания с профессией  при подозрении на профессиональное  заболевание, о диагнозе профессионального  заболевания;

10) обоснования принимаемых  в установленном порядке решений  о применении административного  наказания в виде административного  приостановления деятельности организаций,  их филиалов, представительств, структурных  подразделений, производственного  оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса  о приостановлении эксплуатации  зданий или сооружений, машин  и оборудования, осуществления отдельных  видов деятельности (работ), оказания  услуг вследствие непосредственной  угрозы жизни или здоровью  работников;

12) рассмотрения вопросов  и разногласий, связанных с  обеспечением безопасных условий  труда работников и расследованием  произошедших с ними несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по  надлежащему санитарно-бытовому  и профилактическому обеспечению  работников организации;

14) обоснования ограничений  труда для отдельных категорий  работников;

15) включения в трудовой  договор характеристики условий  труда и компенсаций работникам  за работу в тяжелых, вредных  и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования  и финансирования мероприятий  по улучшению условий и охраны  труда в организациях, в том  числе за счет средств на  обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных  существующих условий труда на  уровне организации, муниципального  образования, органа исполнительной  власти субъекта Российской Федерации  и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий  по осуществлению федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение  государственного надзора и контроля  за соблюдением трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права;

19) применения предусмотренных  законодательством мер ответственности  к лицам, виновным в нарушениях  законодательства об охране труда.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в  организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место  должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Обязательной повторной  аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие  места:

- после замены производственного  оборудования;

- изменения технологического  процесса, средств коллективной  защиты и др.;

- при выявлении нарушений  установленного Порядка по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

Результаты повторной  аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются  соответствующими протоколами, при  этом заполняется новая карта  аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения  в карту аттестации рабочего места  по условиям труда, оформленную ранее.

Информация о работе Охрана труда