Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 00:16, курсовая работа
Керамика играет важнейшую роль в нашей жизни и в настоящее время. Это объясняется наличием разнообразных свойств: способности выдерживать высокие температуры (до 3000°С); высокой прочности; теплоизоляционным свойствам и термостойкости. Несмотря на то, что керамика с начала ее получения выполняла, прежде всего, утилитарную роль в самых различных условиях применения, изделиям из керамики старались придать красивую форму, цвет, украшали и различными орнаментами, рисунками. Поэтому керамика стала выполнять высокохудожественную функцию в строительстве культовых сооружений, в декоративно-художественной отделке интерьеров дворцов, архитектурных ансамблей, в изготовлении скульптур, а также в технологии бытовых изделий, в частности посуды. Наиболее широкое применение в быту (посуда), строительстве, в промышленности и технике получили фарфоровые, фаянсовые и майоликовые изделия [1].
Введение……………..............................................................................................3
1.Шамотные изделия в ландшафтном дизайне………………………………...5
2.Художественно – конструкторская часть…………………………………….9
2.1. Современные тенденции дизайна ………………………………………….9
2.2.Выбор формы декоративного керамического панно……………………10
2.3.Разработка цветовой композиции изделия………………………………..11
3. Способы декоративной обработки керамической плитки…………………16
3.1. Декорирование керамической плитки методом шелкотрафаретной печати и «Ротоколор»……………………………………………………………………16
3.1.1. Материалы для шелкотрафаретной печати и «Ротоколор»………....16
3.2. Декорирование облицовочной плитки на линии третьего обжига………17
3.2.1. Технологическая схема…………………………………………………...17
3.2.2. Описание технологической схемы декорирования облицовочной плитки на линии третьего обжига………………………………………………18
3.3. Цифровая печать в декорировании керамической плитки……………….21
3.3.1. Устройство установки цифровой печати………………………………..21
3.4. Технология декорирования цифровой печатью…………………………..23
3.4.1.Технология изготовления сеток- трафаретов……………………………24
4. Эстетико- потребительские свойства керамической облицовочной плитки с использованием цифровой печати……………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………...34
При разработке формы были рассмотрены два варианта. Первый – изделие, в основе формы которого лежит круг, второй – это изделие в форме овала. Выбор был остановлен на овальной форме , т.к. она является более подходящей по функциональному назначению, а также более выразительной и тектоничной (рис.1).
Основа декора изделия – классическая форма амфоры.
Амфора— античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, нередко с острым коническим дном. Служили, в основном, для хранения оливкового масла или вина. Также использовались в качестве урны для захоронения и при голосовании. Расписные амфоры (панафинейские амфоры) служили призом в спортивных соревнованиях. (Приложение 1)
Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед или греческий «талант») применялись для измерения жидкостей.
Овал, в переводе с французского "единственное число" - ovale, от лат. ovum — яйцо. Т.е. овал-это фигура яйцеобразной формы, ограниченная кривой линией. Овал - символ полноты творения. [6]
По замыслу вся красота и изящество формы подчеркивается декоративным элементом и рисунком , создающими дополнительный декоративный эффект.
а б
Рисунок 1- круглая(а) и овальная(б) формы амфоры
2.3.Разработка цветовой композиции изделия
При разработке цветового решения элементов изделия, исходят из чисто интуитивных, творческих соображений, т.к. в настоящее время нет объективных критериев и готовых «рецептов» по построению цветовых композиций, а роль цвета и гармонизации формы изделия оказывает непосредственное влияние на зрительный анализатор и, как следствие, на эмоциональное ощущение.
Неудачной, непродуманной окраской можно изделие «испортить». Таким образом, можно сделать вывод, что цвет в настоящее время выступает активным средством контроля качества, роль которого в общей оценке изделия постоянно возрастает. Применение цвета для различных изделий имеет свою специфику: одно – цветовое решение промышленного изделия, и совершенно другое цветокомпозиция предметов обихода.
В одних случаях нужен предупреждающий цвет со своей визуальной информацией, в других броский, эффективный цвет. Одним из важных условий оптимальных решений цветокомпозиций изделий является учет особенностей формы изделия и, прежде всего его объемно- пространственная структура (ОПС).
Большинство изделий декоративно-прикладного искусства, к которым относится и данное керамическое панно - это те изделия, для которых мгновенный психологический эффект воздействия цвета необходим. Это заставляет, прежде всего, особенно тщательно продумывать и решать цветовые контрасты и нюансные отношения. Применение цветового контраста просто так, для достижения броскости и получения мгновенного эффекта, опасно для целостности форм, которые в этом случае могут распадаться на композиционно не связанные, разрозненные части.
Ю.Т. Коженцев [4] выделяет следующие общие положения о контрасте:
-на светлом фоне всякий более темный предмет темнеет, а на темном фоне всякий более светлый предмет светлеет;
-всякий цвет, находясь на фоне своего дополнительного, выигрывает в насыщенности;
-контрастность впечатления тем сильнее, чем меньше площадь объекта по сравнению с площадью фона. Эффект автоматического контраста силен тогда, когда фон и находящейся на нем цвет одинаковы по светлоте (насыщенности);
-контур снижает действие контраста;
-цвета изменяются под влиянием окружающих или соприкасающихся с ними других цветов;
-ахроматические цвета на различных хроматических фонах приобретают окрашенность;
-наиболее сильный контраст наблюдается по границам соприкосновения цветовых пятен – по их краям.
На эмоциональное состояние и настроение людей влияют не отдельные цвета, а цветовые гармонии. Цветовые гармонии – сочетания цветов, которые подходят друг к другу и вызывают у наблюдателя позитивные эмоции. Не существует четких правил о создании цветовых гармоний, создание цветовых гармоний зависит от уровня развития эстетического вкуса мастера.
Существуют цветовые гармонические сочетания проверенные многолетним опытом, вызывающие эстетическое удовольствие:
-гамма, построенная на сочетании цветов, отличающихся по насыщенности оттенков одного цветового тока;
-сочетание, построенное на смешении нескольких цветов с одним, который является основным и объединяет два вновь полученных цвета или наоборот – контрастирует с ними;
-сочетание, построенное из трех цветов, два из которых являются смежными в спектре, а третий – дополнительным к их среднему значению;
-гамма, построенная на сочетании двух цветов – теплого хроматического и ахроматического;
-гамма, построенная на сочетании холодных цветов с теплыми;
-гамма, построенная на сочетании холодных цветов с белыми и светло-серыми;
-гамма, построенная из трех цветов, два из которых являются дополнительными, а третий получен в результате смешивания их с ахроматическим и выполняет роль объединяющего;
-сочетание, полученное из двух дополнительных цветов, однако для избежания большой контрастности необходимо брать не сам дополнительный цвет, а лежащий рядом с ним, менее насыщенный.
С помощью цвета можно выразительно подчеркнуть эти особенности, но неумело примененный, он может испортить впечатление даже от интересных в основе форм. Поэтому на начальной стадии художественного конструирования продумывали и цветовое решение и декоративные варианты идеи композиции.
Исходя из этих положений, было разработано два варианта цветового решения, а также формы орнамента предлагаемого декора светильника. Из рисунка 2 видно, что эти варианты по технике цветового исполнения резко отличаются друг от друга. Были взяты два вида классического греческого орнамента : “волна” и “растительный”. Выбор остановили на варианте Б, т.к. растительный орнамент более гармонично вписывается в общую композицию и форму изделия, которое имеет форму овала. Вариант A является геометричным и угловатым, что не соответствует общему композиционному замыслу.
В первом варианте орнамент А выполнен в белых тонах(рис.3). Второй вариант Б выполнен в темно-коричневой гамме. Исходя из цвета и фактуры изделия, которое в данном случае является фоном и имеет светлый бежевый цвет, можно сделать вывод, что наиболее удачным является вариант Б, поскольку он дает контраст и хорошо подчеркивает детали орнамента . Данное изделие носит название «Античность».
Б
Рисунок 2 – Выбор формы орнамента
А
Рисунок 3 – Выбор цветового решения
В современной архитектуре проблемы экстерьера занимают значительное место. Рациональная и эстетически выразительная компоновка экстерьера, его связь с внешней средой должна отвечать удобствам жизни человека и высоким эстетическим требованиям.
Садово-парковый шамотный светильник с элементами ковки в античном стиле –предмет дизайна, с помощью которого можно подчеркнуть определенный стиль и цветовое решение экстерьера. Он выполняет не только декоративную функцию, но и утилитарную. Уникальный дизайн в виде полого отверстия позволяет рассеивать свет лампы не только вверх, но и вниз. (рис.4).
Рисунок 4 – Вид шамотного светильника с элементами ковки
3. Способы декоративной обработки шамотных изделий
3.1. Краски,инструменты
На предприятии ЧП «Панченко» декорирование изделий осуществляется с помощью керамических красок, пигментов, цветных эмалей и глазурей.
Краски предназначены специально для росписи керамики, так как кроме красящей основы обязательным компонентом их состава является флюс, который способствует закреплению краски на поверхности керамического изделия и придает ей блеск. Палитра оттенков очень широка при обжиге при низких температурах (900-920° С), но она значительно сокращается при более высоких температурах (прил. 6).
Оксидные красители. Используются для придания цвета эмалям, глазури и глиняному тесту. Основные цвета могут изменяться при взаимодействии оксидов и других веществ, содержащихся в глиняном тесте, во время обжига. На предприятии ЧП «Панченко» используется большая палитра цветов при изготовлении высокохудожественных декоративных изделий, а именно:
- Синие и голубые цвета:
оксид кобальта (Со2О3), обладает наибольшей
окрашивающей способностью. При
взаимодействии с щелочами (калий)
дает интенсивный синий цвет.
Боросиликаты придают
- Зеленые цвета: оксид
меди (Сu2О); придает эмалям, содержащим
свинец, зеленый цвет, а эмалям, содержащим
щелочи, - бирюзовый. Его содержание
варьируется от 1,5 до 3% в эмалях
для низких температур, а для
высокотемпературного обжига
- Желтые, коричневые и красные оттенки: оксид железа (Fe2O3); в эмалях, в составе которых есть свинец, при процентном содержании этого оксида 2-3% получается золотистый цвет, в эмалях, содержащих щелочи, - бежевый цвет. Кадмий (CdS) в сочетании с селеном дает красные и оранжевые цвета при средних температурах обжига. Желтый цвет также: оксид серебра или, лучше, нитрата серебра.
- Черные и коричневые
цвета: оксид марганца (MnO2). При 2%-ном
содержании дает коричневый
Низкотемпературные краски: плавятся при низкой температуре. Содержат флюс (плавни), состоящий из кремния, сурика и буры. Используются для росписи уже обожженных изделий. Температура плавления – 800 – 900 °С, а температура плавления красок для фаянса - 750 °С. Колористическая гамма очень разнообразна. Закрепление краски обеспечивается клейким веществом; речь идет о тощей и жирной эссенциях трепентина (живичного скипидара). Первая из них служит для нанесения краски на стекловидную поверхность, вторая – для ее закрепления. Если требуется увеличить продолжительность сушки, то добавляется лавандовое масло.
Высокотемпературные краски: обычно применяются при обжиге при температуре 920 °С и выше. Используются для росписи фаянса (майолики), керамогранита и фарфора. Эти краски подходят для повторного обжига.
Подглазурные краски: это краски или эмали, поверх которых наносится слой прозрачной глазури.
Надглазурные краски: наносятся на конечном этапе декорирования поверх глазури. Плавятся при низких температурах, при втором или третьем обжиге, после обжига бисквита на первом этапе и обжига красок или глазури на втором этапе. Это могут быть низкотемпературные эмали или пигменты.
На предприятии ЧП «Панченко» используются в основном подглазурные майоликовые краски. В зависимости от техники декорирования при окрашивании используются различные инструменты.
Кисти имеют разную величину и форму, бывают синтетическими или из натурального волоса. В зависимости от качества кисти получаются разнообразные декоративные эффекты. Кисти с очень тонким кончиком предназначены для техники украшения кантом, при которой выполняются тонкие цветные полоски. Более толстые кисти используются для заполнения углублений или для техники тиснения.
Маска – трафарет, вырезанный из картона или пластмассы и предназначенный для воспроизведения предварительно подготовленного мотива на изделии. Маска может быть полной, т. е. закрывать всю поверхность изделия, или использоваться при декоративной технике резерва: в этом случае будет окрашиваться только прилегающая к нему поверхность, воспроизводя трафарет в негативном изображении, а внутренняя часть останется незакрашенной. В противном случае краска наносится внутри трафарета. Для получения декоративного эффекта часто применяется способ тампонирования – нанесение краски толстой кистью, а также техника распыления при помощи пистолета (краскораспылителя).
Пистолет-краскораспылитель (аэрограф) используется нанесения прозрачной глазури на заключительном этапе работы. Применяя пистолет, можно добиться эффекта размытости, который напоминает технику аэрографии.
Обливание и окунание – два способа, которые позволяют наносить жидкую краску ровным слоем на большую часть керамической поверхности. Способ обливания используется для покрытия глазурью внутренних стенок изделий. Сосуд наполняется примерно на четверть глазурью; затем его, наклоняя, медленно вращают и глазурь растекается по всей внутренней поверхности. Оставшуюся глазурь выливают. Окунание происходит путем погружения изделия в жидкую глазурь. При погружении керамического предмета можно пользоваться щипцами, но обычно это делается руками.
На предприятии ЧП «Панченко» используется несколько способов декорирования изделий глиной:
Информация о работе Способы декоративной обработки керамической плитки