Способы декоративной обработки керамической плитки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Керамика играет важнейшую роль в нашей жизни и в настоящее время. Это объясняется наличием разнообразных свойств: способности выдерживать высокие температуры (до 3000°С); высокой прочности; теплоизоляционным свойствам и термостойкости. Несмотря на то, что керамика с начала ее получения выполняла, прежде всего, утилитарную роль в самых различных условиях применения, изделиям из керамики старались придать красивую форму, цвет, украшали и различными орнаментами, рисунками. Поэтому керамика стала выполнять высокохудожественную функцию в строительстве культовых сооружений, в декоративно-художественной отделке интерьеров дворцов, архитектурных ансамблей, в изготовлении скульптур, а также в технологии бытовых изделий, в частности посуды. Наиболее широкое применение в быту (посуда), строительстве, в промышленности и технике получили фарфоровые, фаянсовые и майоликовые изделия [1].

Содержание работы

Введение……………..............................................................................................3
1.Шамотные изделия в ландшафтном дизайне………………………………...5
2.Художественно – конструкторская часть…………………………………….9
2.1. Современные тенденции дизайна ………………………………………….9
2.2.Выбор формы декоративного керамического панно……………………10
2.3.Разработка цветовой композиции изделия………………………………..11
3. Способы декоративной обработки керамической плитки…………………16
3.1. Декорирование керамической плитки методом шелкотрафаретной печати и «Ротоколор»……………………………………………………………………16
3.1.1. Материалы для шелкотрафаретной печати и «Ротоколор»………....16
3.2. Декорирование облицовочной плитки на линии третьего обжига………17
3.2.1. Технологическая схема…………………………………………………...17
3.2.2. Описание технологической схемы декорирования облицовочной плитки на линии третьего обжига………………………………………………18
3.3. Цифровая печать в декорировании керамической плитки……………….21
3.3.1. Устройство установки цифровой печати………………………………..21
3.4. Технология декорирования цифровой печатью…………………………..23
3.4.1.Технология изготовления сеток- трафаретов……………………………24
4. Эстетико- потребительские свойства керамической облицовочной плитки с использованием цифровой печати……………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

отчет Моя художественая-произв.практика Лобова.docx

— 499.03 Кб (Скачать файл)

При разработке формы были рассмотрены два варианта. Первый – изделие, в основе формы которого лежит круг, второй – это изделие в форме овала. Выбор был остановлен на овальной форме , т.к. она является более подходящей по функциональному назначению, а также более выразительной и тектоничной (рис.1).

Основа декора изделия – классическая форма амфоры.

Амфора— античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, нередко с острым коническим дном. Служили, в основном, для хранения оливкового масла или вина. Также использовались в качестве урны для захоронения и при голосовании. Расписные амфоры (панафинейские амфоры) служили призом в спортивных соревнованиях. (Приложение 1)

 

Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед или греческий «талант») применялись для измерения жидкостей.

Овал, в переводе с французского "единственное число" - ovale, от лат. ovum — яйцо. Т.е. овал-это фигура яйцеобразной формы, ограниченная кривой линией. Овал - символ полноты творения. [6]

По замыслу вся красота и изящество формы подчеркивается декоративным элементом и рисунком , создающими дополнительный декоративный эффект.

 

 

 

                                                                     

                

                      а                                                           б

Рисунок 1- круглая(а) и овальная(б) формы амфоры

 

2.3.Разработка  цветовой композиции изделия

При разработке цветового решения элементов изделия, исходят из чисто интуитивных, творческих соображений, т.к. в настоящее время нет объективных критериев и готовых «рецептов» по построению цветовых композиций, а роль цвета и гармонизации формы изделия оказывает непосредственное влияние на зрительный анализатор и, как следствие, на эмоциональное ощущение.

Неудачной, непродуманной окраской можно изделие «испортить». Таким образом, можно сделать вывод, что цвет в настоящее время выступает активным средством контроля качества, роль которого в общей оценке изделия постоянно возрастает. Применение цвета для различных изделий имеет свою специфику: одно – цветовое решение промышленного изделия, и совершенно другое цветокомпозиция предметов обихода.

В одних случаях нужен предупреждающий цвет со своей визуальной информацией, в других броский, эффективный цвет. Одним из важных условий оптимальных решений цветокомпозиций изделий является учет особенностей формы изделия и, прежде всего его объемно- пространственная структура (ОПС).

 Большинство изделий декоративно-прикладного искусства, к которым относится и данное керамическое панно - это те изделия, для которых мгновенный психологический эффект воздействия цвета необходим. Это заставляет, прежде всего, особенно тщательно продумывать и решать цветовые контрасты и нюансные отношения. Применение цветового контраста просто так, для достижения броскости и получения мгновенного эффекта, опасно для целостности форм, которые в этом случае могут распадаться на композиционно не связанные, разрозненные части.

Ю.Т. Коженцев [4] выделяет следующие общие положения о контрасте:

-на светлом фоне всякий более темный предмет темнеет, а на темном фоне всякий более светлый предмет светлеет;

-всякий цвет, находясь на фоне своего дополнительного, выигрывает в насыщенности;

-контрастность впечатления тем сильнее, чем меньше площадь объекта по сравнению с площадью фона. Эффект автоматического контраста силен тогда, когда фон и находящейся на нем цвет одинаковы по светлоте (насыщенности);

-контур снижает действие контраста;

-цвета изменяются под влиянием окружающих или соприкасающихся с ними других цветов;

-ахроматические цвета на различных хроматических фонах приобретают окрашенность;

-наиболее сильный контраст наблюдается по границам соприкосновения цветовых пятен – по их краям.

На эмоциональное состояние и настроение людей влияют не отдельные цвета, а цветовые гармонии. Цветовые гармонии – сочетания цветов, которые подходят друг к другу и вызывают у наблюдателя позитивные эмоции. Не существует четких правил о создании цветовых гармоний, создание цветовых гармоний зависит от уровня развития эстетического вкуса мастера.

Существуют цветовые гармонические сочетания проверенные многолетним опытом, вызывающие эстетическое удовольствие:

-гамма, построенная на сочетании цветов, отличающихся по насыщенности оттенков одного цветового тока;

-сочетание, построенное на смешении нескольких цветов с одним, который является основным и объединяет два вновь полученных цвета или наоборот – контрастирует с ними;

-сочетание, построенное из трех цветов, два из которых являются смежными в спектре, а третий – дополнительным к их среднему значению;

-гамма, построенная на сочетании двух цветов – теплого хроматического и ахроматического;

-гамма, построенная на сочетании холодных цветов с теплыми;

-гамма, построенная на сочетании холодных цветов с белыми и светло-серыми;

-гамма, построенная из трех цветов, два из которых являются дополнительными, а третий получен в результате смешивания их с ахроматическим и выполняет роль объединяющего;

-сочетание, полученное из двух дополнительных цветов, однако для избежания большой контрастности необходимо брать не сам дополнительный цвет, а лежащий рядом с ним, менее насыщенный.

С помощью цвета можно выразительно подчеркнуть эти особенности, но неумело примененный, он может испортить впечатление даже от интересных в основе форм. Поэтому на начальной стадии художественного конструирования продумывали и цветовое решение и декоративные варианты идеи композиции.

Исходя из этих положений, было разработано два варианта цветового решения, а также формы орнамента предлагаемого декора светильника. Из рисунка 2 видно, что эти варианты по технике цветового исполнения резко отличаются друг от друга. Были взяты два вида классического греческого орнамента : “волна” и “растительный”. Выбор остановили на варианте Б, т.к. растительный орнамент более гармонично вписывается в общую композицию и форму изделия, которое имеет форму овала. Вариант A является геометричным и угловатым, что не соответствует общему композиционному замыслу.

В первом варианте орнамент А выполнен в белых тонах(рис.3). Второй вариант Б выполнен в темно-коричневой гамме. Исходя из цвета и фактуры изделия, которое в данном случае является фоном и имеет светлый бежевый цвет, можно сделать вывод, что наиболее удачным является вариант Б, поскольку он дает контраст и хорошо подчеркивает детали орнамента . Данное изделие носит название «Античность».

     

        

                                       А

 

 

 

      

                          

  Б

                                                                              

                     

   Рисунок 2 – Выбор формы орнамента

 

 

 

 

                        А                                                     Б

 

Рисунок 3 – Выбор цветового решения

 

В современной архитектуре проблемы экстерьера занимают значительное место. Рациональная и эстетически выразительная компоновка экстерьера, его связь с внешней средой должна отвечать удобствам жизни человека и высоким эстетическим требованиям.

Садово-парковый шамотный светильник с элементами ковки в античном стиле –предмет дизайна, с помощью которого можно подчеркнуть определенный стиль и цветовое решение экстерьера. Он выполняет не только декоративную функцию, но и утилитарную. Уникальный дизайн в виде полого отверстия позволяет рассеивать свет лампы не только вверх, но и вниз. (рис.4).

Рисунок 4 – Вид шамотного светильника с элементами ковки

 

3. Способы декоративной  обработки шамотных изделий

3.1. Краски,инструменты

 

На предприятии ЧП «Панченко» декорирование изделий осуществляется с помощью керамических красок, пигментов, цветных эмалей и глазурей.

Краски предназначены специально для росписи керамики, так как кроме красящей основы обязательным компонентом их состава является флюс, который способствует закреплению краски на поверхности керамического изделия и придает ей блеск. Палитра оттенков очень широка при обжиге при низких температурах (900-920° С), но она значительно сокращается при более высоких температурах (прил. 6).

Оксидные красители. Используются для придания цвета эмалям, глазури и глиняному тесту. Основные цвета могут изменяться при взаимодействии оксидов и других веществ, содержащихся в глиняном тесте, во время обжига. На предприятии ЧП «Панченко» используется большая палитра цветов при изготовлении высокохудожественных декоративных изделий, а именно:

- Синие и голубые цвета: оксид кобальта (Со2О3), обладает наибольшей  окрашивающей способностью. При  взаимодействии с щелочами (калий) дает интенсивный синий цвет. Боросиликаты придают зеленоватые  оттенки.

- Зеленые цвета: оксид  меди (Сu2О); придает эмалям, содержащим  свинец, зеленый цвет, а эмалям, содержащим  щелочи, - бирюзовый. Его содержание  варьируется от 1,5 до 3% в эмалях  для низких температур, а для  высокотемпературного обжига требуется 2,5 – 5%. Не растворим в воде. Оптимальные  условия для обжига красок  с содержанием меди – это  быстрый и равномерный подъем  температуры в окисляющей среде. Травяной цвет получается при  добавлении оксида хрома (Cr2O3).

- Желтые, коричневые и  красные оттенки: оксид железа (Fe2O3); в эмалях, в составе которых  есть свинец, при процентном содержании  этого оксида 2-3% получается золотистый  цвет, в эмалях, содержащих щелочи, - бежевый цвет. Кадмий (CdS) в сочетании  с селеном дает красные и  оранжевые цвета при средних температурах обжига. Желтый цвет также: оксид серебра или, лучше, нитрата серебра.

- Черные и коричневые  цвета: оксид марганца (MnO2). При 2%-ном  содержании дает коричневый цвет  с фиолетовым отливом, при большем  процентном содержании образует  черный цвет с металлическим  отливом; если в составе высокое  содержание щелочи, получается фиолетовый  цвет.

Низкотемпературные краски: плавятся при низкой температуре. Содержат флюс (плавни), состоящий из кремния, сурика и буры. Используются для росписи уже обожженных изделий. Температура плавления – 800 – 900 °С, а температура плавления красок для фаянса - 750 °С. Колористическая гамма очень разнообразна. Закрепление краски обеспечивается клейким веществом; речь идет о тощей и жирной эссенциях трепентина (живичного скипидара). Первая из них служит для нанесения краски на стекловидную поверхность, вторая – для ее закрепления. Если требуется увеличить продолжительность сушки, то добавляется лавандовое масло.

Высокотемпературные краски: обычно применяются при обжиге при температуре 920 °С и выше. Используются для росписи фаянса (майолики), керамогранита и фарфора. Эти краски подходят для повторного обжига.

Подглазурные краски: это краски или эмали, поверх которых наносится слой прозрачной глазури.

Надглазурные краски: наносятся на конечном этапе декорирования поверх глазури. Плавятся при низких температурах, при втором или третьем обжиге, после обжига бисквита на первом этапе и обжига красок или глазури на втором этапе. Это могут быть низкотемпературные эмали или пигменты.

На предприятии ЧП «Панченко» используются в основном подглазурные майоликовые краски. В зависимости от техники декорирования при окрашивании используются различные инструменты.

Кисти имеют разную величину и форму, бывают синтетическими или из натурального волоса. В зависимости от качества кисти получаются разнообразные декоративные эффекты. Кисти с очень тонким кончиком предназначены для техники украшения кантом, при которой выполняются тонкие цветные полоски. Более толстые кисти используются для заполнения углублений или для техники тиснения.

Маска – трафарет, вырезанный из картона или пластмассы и предназначенный для воспроизведения предварительно подготовленного мотива на изделии. Маска может быть полной, т. е. закрывать всю поверхность изделия, или использоваться при декоративной технике резерва: в этом случае будет окрашиваться только прилегающая к нему поверхность, воспроизводя трафарет в негативном изображении, а внутренняя часть останется незакрашенной. В противном случае краска наносится внутри трафарета. Для получения декоративного эффекта часто применяется способ тампонирования – нанесение краски толстой кистью, а также техника распыления при помощи пистолета (краскораспылителя).

Пистолет-краскораспылитель (аэрограф) используется нанесения прозрачной глазури на заключительном этапе работы. Применяя пистолет, можно добиться эффекта размытости, который напоминает технику аэрографии.

Обливание и окунание – два способа, которые позволяют наносить жидкую краску ровным слоем на большую часть керамической поверхности. Способ обливания используется для покрытия глазурью внутренних стенок изделий. Сосуд наполняется примерно на четверть глазурью; затем его, наклоняя, медленно вращают и глазурь растекается по всей внутренней поверхности. Оставшуюся глазурь выливают. Окунание происходит путем погружения изделия в жидкую глазурь. При погружении керамического предмета можно пользоваться щипцами, но обычно это делается руками. 

     На предприятии ЧП «Панченко» используется несколько способов декорирования изделий глиной:

Информация о работе Способы декоративной обработки керамической плитки