Методика проведения дня птиц в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Природа – жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа – это чистый воздух и водоёмы прозрачной воды, зелёный лес и щебет птиц, полёт шмеля и многое другое. Любовь к Родине невозможна без любви и бережного отношения к природе.
Человек как составная часть природы не может существовать без солнечного света, почвы, воды, минеральных веществ, растений, животных, без воздуха.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Дополнение со стороны учителя: птенцы у трясогузки появляются в конце мая. Своё местонахождение они выдают громким писком. Трясогузка белая типичная насекомоядная птичка. Она поедает огромное количество насекомых. В сентябре улетает от нас в Африку, в долину реки Нил. 

Второй объект наблюдений – воробей полевой.

Беседа по вопросам:

  • Расскажите, что вы знаете о воробьях.
  • Посмотрите на эту стайку воробьёв. Все ли они одинаковы по окраске? (В стайке, приблизительно, 10 воробьёв, из них 2 по оперению не похожи на других. У этих двух воробьёв белые щёки, большое чёрное пятно посередине, окраска головы коричневая. Это полевой воробей).
  • Чем питается воробей? (Летом воробьи усиленно истребляют насекомых-вредителей. За 1 час один воробей съедает 10 крупных насекомых. Семья воробьёв (самец, самка и 5 птенцов) в течение 1 часа съедает 70 насекомых, за весь длинный летний день ― не менее 1000 насекомых. За период выкармливания одного выводка ― не менее 30000 насекомых, а при двух ― 60000! Вот какой отменный аппетит у воробья!).
  • Где гнездятся воробей полевой и домовый воробей? (Полевой воробей гнездится в дуплах деревьев, в скворечниках, а домовый воробей ― в щелях крыш, наличниках).

Дополнение учителя: зимой обязательно воробьёв надо подкармливать, так как зимой им сложно добыть пропитание. (Им страшна бескормица, а не морозы).

Третий объект наблюдений ― серая ворона.

 

Беседа по вопросам:

  • Какая птица обитает недалеко от школьной столовой? (Серая ворона).
  • В какое время года мы можем увидеть серую ворону? (Мы её видим в течение всего года).
  • Ворона – это перелётная птица или нет? (Это не перелётная птица, но она способна откочёвывать на большие расстояния в холодное время года, поэтому зимой мы видим серых ворон из более северных мест обитания этой птицы).
  • Часто ворону называют глупой птицей? Верно ли это? (Нет, не верно. Ворона очень умная птица. Если ворона видит человека идущего с палкой, то она осторожно подпустит близко его к себе. Но если человек с ружьём в руках, то ни одна ворона не подлетит на расстояние выстрела).
  • Разглядим очень внимательно голову и грудь сидящих ворон. Что заметили? (У одних сидящих ворон чёрных пятен на груди и на голове больше, чем у других. Это самцы, а остальные - самки).
  • Чем питаются вороны? (Зимой – различными отбросами. Весной и летом – червями, лягушками, слизнями, мышами).
  • Почему, увидев ворону, другие птицы начинают беспокоиться? (Ворон вытаскивает из гнёзд яйца или птенцов. Поэтому мелкие птицы встречают ворону беспокойными криками. Не откажется ворона и от цыплёнка, утёнка, гусёнка, которые ей попадутся возле жилья. За всё это ворону похвалить нельзя. Но такая пища для неё не основная. Она приносит больше пользы, истребляя вредителей сельского хозяйства).

2. Птицы в окрестностях  посёлка. (Сообщество лиственного  леса). 

Объект исследования ― большой пёстрый дятел.

Беседа с учениками в лесу по маршруту экскурсии:

  • Вслушаемся в тишину леса. Что услышали? (Стук дятла).
  • Давайте пойдём тихонько на стук и рассмотрим дятла.
  • Рассмотрите внимательно его внешность, как работает дятел.
  • Какой это дятел? (Большой пёстрый дятел. Есть в нашем лесу чёрный дятел – желна. Большой пёстрый дятел делает отверстие у дупла круглым, а желна – квадратным).
  • Как отличить самца и самку у большого пёстрого дятла? (У самца красная шапочка на голове, а у самки – чёрная).
  • Как работает дятел? Что заметили во время его работы? (Стучит по дереву клювом и слушает. Здоровое дерево отзывается звонко, а больное ― отзывается глухо. Продолбив отверстие в коре или в древесине, дятел вставляет свой клюв и высовывает длинный до 12 см, круглый, покрытый слизью, со щетинками на конце язык, который движется, как червяк, по ходу насекомого или личинки. Вредитель прилипает к языку и вместе с ним втягивается в глотку).
  • Где живёт дятел?
  • Посмотрите на дупло нашего дятла. Какое по форме у него входное отверстие? (Входное отверстие называется леток. Большой пёстрый дятел делает его круглым, а желна – прямоугольным).
  • Какое значение имеет работа дятла для других птиц? (В брошенных дуплах дятла поселяются синицы, горихвостки, поползни и др.)
  • Посмотрите на эти два дерева. Что заметили вокруг них? (Кучи опилок. Это работа дятла).

        Итоги экскурсии:

Беседа по вопросам:

  • Какие птицы обитают на территории посёлка? В его окрестностях?
  • Что узнали нового о птицах?
  • Что больше всего вас поразило на экскурсии?

        Обработка материалов экскурсии:

1. Ребята по результатам экскурсии ищут небольшие заметки о том, что увидели на экскурсии. К ним делаются зарисовки или прикладываются фотографии.

2. Если во время экскурсии было принято собирать следы деятельности птиц, то это поручается отдельной группе учащихся.

Примечание: перед началом экскурсии необходимо провести инструктаж по технике безопасности, ознакомить учеников с правилами поведения в природе, с памяткой «Как вести наблюдения за птицами».

Памятка «Как вести наблюдения за птицами»

1. Обращаться очень бережно и осторожно с гнёздами птиц. Не надо подходить к ним слишком часто, не нарушать их естественную обстановку, так как взрослые птицы могут бросить его.

 

2. Все наблюдения за птицами у гнезда нужно проводить из укрытия (шалашик, куст, зелёные ветки и т.д.), установленного вблизи от расположенного гнезда.

3. Все сведения, полученные во время наблюдений, заносить в этот же день в дневник или записную книжку.

4. В ходе наблюдений надо ответить на вопросы:

      а) Какой  птице принадлежит гнездо?

      б) Характер  местности, где расположено гнездо?

      в) Установите  сроки откладывания яиц, количество  яиц.

      г) Участвует  самец и самка в насиживании. Кормит ли самец самку  во время насиживания? Если да, то сколько раз?

      д) Время  насиживания, сроки появления птенцов.

      е) Установить  количество прилётов родителей  с кормом для своих птенцов  в 1 час.

      ж) Определить, какой корм приносят родители  своим птенцам.

      з) Как долго  птенцы находятся в гнезде? Когда  происходит вылет птенцов?

      и) Все ли  птенцы сразу покинули гнездо?

      л) Где держится  выводок после вылета из гнезда?

2.2. Методика  проведения орнитологических наблюдений.

Работу по организации наблюдений лучше всего начинать в предвесенний период. Учащихся следует познакомить с целями и задачами наблюдений, с объектами наблюдений, признаками наступления отдельных фаз, с направлениями наблюдений по каждой группе выбранных объектов, с основными понятиями и терминами фенологии.

Организация наблюдений обычно начинается с выбора участка и маршрутов наблюдений. Участок для наблюдений должен отвечать следующим требованиям:

1) удобство для посещения в течение многих лет, т.е. данный участок и маршрут его посещения должен располагаться в непосредственной близости от наблюдателя (по дороге из школы домой) и его посещение не должно быть связано с большими тратами времени и сил;

2) типичность участка для данной местности;

3) древесные растения  на участке должны быть представлены  не одиночными экземплярами, а достаточно большими группами (не менее 5-10 штук). Предпочтение следует отдать средневозрастным группам нормально развивающихся деревьев и кустарников;

4) травянистые растения  также должны быть представлены  достаточно большим количеством  экземпляров.

После того как выбраны участки и намечены маршруты наблюдений, необходимо детально их описать. Без точной характеристики мест наблюдений трудно сравнивать и анализировать информацию, поступающую от разных наблюдателей. Описание целесообразно дополнить схематической картой с обозначением местонахождения основных растительных объектов. Это обеспечивает преемственность в наблюдениях, продолженных другим лицом.

Выбрав места для наблюдений, приступают к выбору объектов наблюдения. К отбору объектов предъявляются определенные требования:

1) объекты наблюдений  должны быть широко распространены, что диктуется необходимостью  получения однотипных наблюдений  на больших территориях;

2) объекты наблюдений  должны быть хорошо известны  и безошибочно узнаваемы;

3) отмечаемые объекты должны относиться к наиболее характерным для отдельных сезонов года, так как одна из главных задач общих наблюдений заключается в разработке фенологической (биоклиматической) периодизации года применительно к различным природным зонам и районам.

После выбора маршрута и площадок для наблюдения следует составить карту-схему (приложение), указав на ней расположение всех интересующих вас объектов. Составленная схема участка станет руководством для последующих наблюдений.

Регулярность наблюдений - важнейшее условие получения надежных фенологических данных. Научная и практическая ценность наблюдений зависит от того, насколько точно определены даты наступления сезонных явлений. А это значит, что чем чаще проводятся наблюдения, тем вероятность ошибки в определении даты наступления явления становится меньше. Наиболее точные результаты дают ежедневные наблюдения.

По возможности, постоянным должно быть и время суток, в которое проводятся наблюдения. Рекомендуется проводить их в утренние часы, поскольку в это время птицы наиболее жизнедеятельны. Однако строгой регламентации здесь нет.

Правила регистрации фенологических наблюдений в целом должны обеспечивать накопление безошибочных фенологических данных, хорошо сопоставимых по годам и четко оформленных, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при их использовании.

При регистрации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:

1. Записи необходимо вести  в записной книжке простым  карандашом. Записывать шариковой  или гелиевой ручкой не разрешается, так как при намокании книжки текст пропадает. Не следует вести записи на отдельных листочках, потому что их легко потерять.

2. Регистрация наблюдения  должна проводиться непосредственно в ходе их наблюдения – «в поле». Откладывая записи, полагаясь на память, всегда рискуешь что-то упустить или ошибиться.

3. Форма дневниковых записей  выбирается по усмотрению учителя, при этом важно, чтобы, однажды  принятая, она регулярно соблюдалась  из года в год.

4. В дневнике по каждому  выходу после указания даты  и часов наблюдения следует  отмечать:

- состояние погоды и явления в неживой природе;

- изменения (явления) в растительном и животном мире.

5. В дневник следует  заносить не только необходимые  данные, но и сведения о других  явлениях, которые привлекли к  себе внимание.

6. Записи должны быть  как можно более полными, с  необходимыми пояснениями, для того  чтобы не только по свежей  памяти, но и много лет спустя  их можно было легко прочесть  и понять.

Учащимся рекомендуется завести календарь природы в виде альбома для рисования или обычной тетради. На первых страницах записывают краткие сведения о месте наблюдения: местоположение, рельеф, характер почвы, общая характеристика растительного и животного мира. Сюда же вклеивают карту-схему маршрута. На последующих страницах записывают в хронологическом порядке явления, над которыми будут вестись наблюдения.

Результаты своих наблюдений школьники могут оформить в виде настенных таблиц с рисунками, фотографиями, выдержками из литературных произведений. Одна из распространенных форм наглядного оформления результатов наблюдений - фенологическое дерево (приложение). На стволе его через равные промежутки наносятся даты, на ветвях - рисунки и надписи, показывающие, что в этот день произошло. С левой стороны, параллельно стволу, дается столбик средних дневных (или суточных) температур на те же даты, что отмечены на стволе дерева.

Наблюдения за птицами.

Птичье население любой местности состоит из оседлых и прилетных видов. К оседлым относятся птицы, круглый год встречающиеся в данной местности, к прилетным - появляющиеся здесь на определенное время года. Большую часть последних в наших краях составляют виды, прилетающие весной на период гнездования и покидающие район гнездования осенью. Для некоторых прилетных птиц этот же район является местом лишь зимнего пребывания.

В программу фенологических наблюдений для школьников рекомендуется включить лишь небольшое число наиболее обычных перелетных птиц, большую часть которых можно наблюдать в населенных пунктах.

Необходимо отмечать даты прилета (пролета) и отлета пернатых. Для того чтобы точнее установить эти даты, птиц следует активно искать, а не надеяться лишь на случайные встречи. Поэтому для наблюдений за птицами составляются специальные маршруты, ежегодно посещаемые в нужные периоды (во время перелетов, зимних наблюдений).

Информация о работе Методика проведения дня птиц в школе