Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 21:58, курсовая работа
Природа – жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа – это чистый воздух и водоёмы прозрачной воды, зелёный лес и щебет птиц, полёт шмеля и многое другое. Любовь к Родине невозможна без любви и бережного отношения к природе.
Человек как составная часть природы не может существовать без солнечного света, почвы, воды, минеральных веществ, растений, животных, без воздуха.
Дополнение со стороны учителя: птенцы у трясогузки появляются в конце мая. Своё местонахождение они выдают громким писком. Трясогузка белая типичная насекомоядная птичка. Она поедает огромное количество насекомых. В сентябре улетает от нас в Африку, в долину реки Нил.
Второй объект наблюдений – воробей полевой.
Беседа по вопросам:
Дополнение учителя: зимой обязательно воробьёв надо подкармливать, так как зимой им сложно добыть пропитание. (Им страшна бескормица, а не морозы).
Третий объект наблюдений ― серая ворона.
Беседа по вопросам:
2. Птицы в окрестностях посёлка. (Сообщество лиственного леса).
Объект исследования ― большой пёстрый дятел.
Беседа с учениками в лесу по маршруту экскурсии:
Итоги экскурсии:
Беседа по вопросам:
Обработка материалов
1. Ребята по результатам экскурсии ищут небольшие заметки о том, что увидели на экскурсии. К ним делаются зарисовки или прикладываются фотографии.
2. Если во время экскурсии было принято собирать следы деятельности птиц, то это поручается отдельной группе учащихся.
Примечание: перед началом экскурсии необходимо провести инструктаж по технике безопасности, ознакомить учеников с правилами поведения в природе, с памяткой «Как вести наблюдения за птицами».
Памятка «Как вести наблюдения за птицами»
1. Обращаться очень бережно и осторожно с гнёздами птиц. Не надо подходить к ним слишком часто, не нарушать их естественную обстановку, так как взрослые птицы могут бросить его.
2. Все наблюдения за птицами у гнезда нужно проводить из укрытия (шалашик, куст, зелёные ветки и т.д.), установленного вблизи от расположенного гнезда.
3. Все сведения, полученные во время наблюдений, заносить в этот же день в дневник или записную книжку.
4. В ходе наблюдений надо ответить на вопросы:
а) Какой птице принадлежит гнездо?
б) Характер местности, где расположено гнездо?
в) Установите сроки откладывания яиц, количество яиц.
г) Участвует самец и самка в насиживании. Кормит ли самец самку во время насиживания? Если да, то сколько раз?
д) Время насиживания, сроки появления птенцов.
е) Установить количество прилётов родителей с кормом для своих птенцов в 1 час.
ж) Определить, какой корм приносят родители своим птенцам.
з) Как долго птенцы находятся в гнезде? Когда происходит вылет птенцов?
и) Все ли птенцы сразу покинули гнездо?
л) Где держится
выводок после вылета из
2.2. Методика
проведения орнитологических
Работу по организации наблюдений лучше всего начинать в предвесенний период. Учащихся следует познакомить с целями и задачами наблюдений, с объектами наблюдений, признаками наступления отдельных фаз, с направлениями наблюдений по каждой группе выбранных объектов, с основными понятиями и терминами фенологии.
Организация наблюдений обычно начинается с выбора участка и маршрутов наблюдений. Участок для наблюдений должен отвечать следующим требованиям:
1) удобство для посещения в течение многих лет, т.е. данный участок и маршрут его посещения должен располагаться в непосредственной близости от наблюдателя (по дороге из школы домой) и его посещение не должно быть связано с большими тратами времени и сил;
2) типичность участка для данной местности;
3) древесные растения
на участке должны быть
4) травянистые растения
также должны быть
После того как выбраны участки и намечены маршруты наблюдений, необходимо детально их описать. Без точной характеристики мест наблюдений трудно сравнивать и анализировать информацию, поступающую от разных наблюдателей. Описание целесообразно дополнить схематической картой с обозначением местонахождения основных растительных объектов. Это обеспечивает преемственность в наблюдениях, продолженных другим лицом.
Выбрав места для наблюдений, приступают к выбору объектов наблюдения. К отбору объектов предъявляются определенные требования:
1) объекты наблюдений
должны быть широко
2) объекты наблюдений должны быть хорошо известны и безошибочно узнаваемы;
3) отмечаемые объекты должны относиться к наиболее характерным для отдельных сезонов года, так как одна из главных задач общих наблюдений заключается в разработке фенологической (биоклиматической) периодизации года применительно к различным природным зонам и районам.
После выбора маршрута и площадок для наблюдения следует составить карту-схему (приложение), указав на ней расположение всех интересующих вас объектов. Составленная схема участка станет руководством для последующих наблюдений.
Регулярность наблюдений - важнейшее условие получения надежных фенологических данных. Научная и практическая ценность наблюдений зависит от того, насколько точно определены даты наступления сезонных явлений. А это значит, что чем чаще проводятся наблюдения, тем вероятность ошибки в определении даты наступления явления становится меньше. Наиболее точные результаты дают ежедневные наблюдения.
По возможности, постоянным должно быть и время суток, в которое проводятся наблюдения. Рекомендуется проводить их в утренние часы, поскольку в это время птицы наиболее жизнедеятельны. Однако строгой регламентации здесь нет.
Правила регистрации фенологических наблюдений в целом должны обеспечивать накопление безошибочных фенологических данных, хорошо сопоставимых по годам и четко оформленных, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при их использовании.
При регистрации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:
1. Записи необходимо вести в записной книжке простым карандашом. Записывать шариковой или гелиевой ручкой не разрешается, так как при намокании книжки текст пропадает. Не следует вести записи на отдельных листочках, потому что их легко потерять.
2. Регистрация наблюдения
должна проводиться
3. Форма дневниковых записей
выбирается по усмотрению
4. В дневнике по каждому выходу после указания даты и часов наблюдения следует отмечать:
- состояние погоды и явления в неживой природе;
- изменения (явления) в растительном и животном мире.
5. В дневник следует
заносить не только
6. Записи должны быть как можно более полными, с необходимыми пояснениями, для того чтобы не только по свежей памяти, но и много лет спустя их можно было легко прочесть и понять.
Учащимся рекомендуется завести календарь природы в виде альбома для рисования или обычной тетради. На первых страницах записывают краткие сведения о месте наблюдения: местоположение, рельеф, характер почвы, общая характеристика растительного и животного мира. Сюда же вклеивают карту-схему маршрута. На последующих страницах записывают в хронологическом порядке явления, над которыми будут вестись наблюдения.
Результаты своих наблюдений школьники могут оформить в виде настенных таблиц с рисунками, фотографиями, выдержками из литературных произведений. Одна из распространенных форм наглядного оформления результатов наблюдений - фенологическое дерево (приложение). На стволе его через равные промежутки наносятся даты, на ветвях - рисунки и надписи, показывающие, что в этот день произошло. С левой стороны, параллельно стволу, дается столбик средних дневных (или суточных) температур на те же даты, что отмечены на стволе дерева.
Наблюдения за птицами.
Птичье население любой местности состоит из оседлых и прилетных видов. К оседлым относятся птицы, круглый год встречающиеся в данной местности, к прилетным - появляющиеся здесь на определенное время года. Большую часть последних в наших краях составляют виды, прилетающие весной на период гнездования и покидающие район гнездования осенью. Для некоторых прилетных птиц этот же район является местом лишь зимнего пребывания.
В программу фенологических наблюдений для школьников рекомендуется включить лишь небольшое число наиболее обычных перелетных птиц, большую часть которых можно наблюдать в населенных пунктах.
Необходимо отмечать даты прилета (пролета) и отлета пернатых. Для того чтобы точнее установить эти даты, птиц следует активно искать, а не надеяться лишь на случайные встречи. Поэтому для наблюдений за птицами составляются специальные маршруты, ежегодно посещаемые в нужные периоды (во время перелетов, зимних наблюдений).