Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 21:58, курсовая работа
Природа – жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа – это чистый воздух и водоёмы прозрачной воды, зелёный лес и щебет птиц, полёт шмеля и многое другое. Любовь к Родине невозможна без любви и бережного отношения к природе.
Человек как составная часть природы не может существовать без солнечного света, почвы, воды, минеральных веществ, растений, животных, без воздуха.
Введение
Природа – жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа – это чистый воздух и водоёмы прозрачной воды, зелёный лес и щебет птиц, полёт шмеля и многое другое. Любовь к Родине невозможна без любви и бережного отношения к природе.
Человек как составная часть природы не может существовать без солнечного света, почвы, воды, минеральных веществ, растений, животных, без воздуха. Человек воздействует на географическую среду, изменяя её очень сильно, так как результаты его деятельности по своим масштабам превосходит действие естественных сил Земли. Поэтому одной из глобальных проблем является проблема рационального природопользования, охраны среды обитания всех живых организмов Земли, проблемы ресурсообеспеченности. Человек начинает понимать, что дальнейшее загрязнение окружающей среды и неограниченная эксплуатация ресурсов грозят его собственному существованию. Вот почему необходимо уделять большое внимание экологическому образованию подрастающих поколений, создавать условия для формирования у учащихся экологической культуры.
Современный российский школьник теряет постепенно интерес к приобретению новых знаний приблизительно к 7-8 классам. Пришла пора смены приоритетов в образовании - с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его способностей и возможностей. Самостоятельная познавательная деятельность проявляется в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять в различных ситуациях для решения любых проблем. Наряду с учебными занятиями важную роль в формировании самостоятельной познавательной деятельности учащихся играет внеурочная деятельность: занятия на пришкольном участке, постановка опытов и экспериментов, фенологические наблюдения и экскурсии, творческие отчеты, праздники и т.д.
Целью данной работы является изучение методики проведения Дня птиц в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- познакомиться с историей
- рассмотреть различные источники, изучить и обобщить методики проведения Дня птиц;
- выбрать оптимальные варианты проведения данного праздника в общеобразовательной школе.
Объект исследования - методика проведения Дня птиц в школе.
Предмет исследования – формы и методы организации и проведения Дня птиц.
Глава 1. Из истории праздника.
День птиц стали отмечать во всем мире еще в начале XX века. В 1902 году в Париже была составлена «Всемирная Конвенция об охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», которую подписали более десятка государств. Она вступила в силу 12 декабря 1905 года. С 1906 года в мире начали отмечать День птиц.
Цель праздника – сохранение видового разнообразия и численности диких птиц. Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешивались скворечники, гоголятники и прочие «птичьи домики».
В России этот праздник имеет давнюю традицию. В старом «месяцеслове» есть такие праздники, как День встречи перелетных птиц, День закликания птиц (Герасим-грачевник, Сороки), День ласточки (Егорий весенний). 22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну. На Благовещенье было принято выпускать птиц из клеток на волю.
Уже в царской России была организована охрана птиц, к началу 20 века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. В их числе — орнитологический комитет при Русском обществе акклиматизации животных и растений, Постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе, Российское общество покровительства животным, основанное в 1865 году. В городах открывались и детские организации — так называемые Майские союзы для изучения и защиты птиц. Они создавались на базе школ и объединяли детей девяти-одиннадцати лет, носивших на головных уборах эмблему — летящую ласточку. В 1910 году школьный учитель Петр Бузук в селе Хортица основал первое в стране Общество охранителей природы, символом которого стало птичье гнездо. Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья. После революции 1917 года детские Майские союзы прекратили свое существование, но идею охраны птиц подхватили юннатские организации. Летом 1924 года прошел первый и единственный в СССР Всесоюзный съезд юннатов, на котором преподаватель Центральной биостанции Николай Дергунов предложил вновь учредить День птиц. С 1926 года эту дату отмечали в СССР уже как официальный праздник.
Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но уже к 60–70-м годам 20 века празднование Дня птиц снова сошло на нет. Возродился праздник в 1999 году — благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году. В первый же год только в Москве в проведении Дня птиц приняли участие 500 человек, они развесили более 500 скворечников.
Праздник День птиц приурочен ко времени начала возвращения птиц с мест зимовок. Поскольку для большей части России 1 апреля – дата слишком ранняя, то Союз охраны птиц России, который является партнером Международной организации по охране птиц BirdLife International (штаб-квартира в Великобритании), проводит весенние Дни птиц, приуроченные к средней дате прилета массовых видов (обычно это конец марта – середина апреля). В эти обычно совсем еще не теплые дни перелетные птицы по зову миллионов своих птичьих предков летят на север, преодолевая тысячи километров. Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне. Открывают сезон грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. В апреле прилетают к нам дрозды, зарянки, зеленушки, зяблики, вьюрки, овсянки.
Ежегодно общероссийская некоммерческая общественная организация Союз охраны птиц России избирает эмблему «Птица года».
Год |
Птица |
1996 |
Коростель |
1997 |
Полевой жаворонок |
1998 |
Серый журавль |
1999 |
Деревенская ласточка |
2000 |
Синица |
2001 |
Скворец |
2002 |
Пустельга |
2003 |
Кроншнеп |
2004 |
Белый аист |
2005 |
Сова |
2006 |
Чайка |
2007 |
Зимородок |
2008 |
Снегирь |
2009 |
Лебедь |
2010 |
Чибис |
2011 |
Белая трясогузка |
2012 |
Варакушка |
2013 |
Орлан-белохвост |
2014 |
Черный стриж |
История знала примеры, когда человек зло и бессмысленно обрушивался на птиц. Между 1860 и 1890 годами американцы уничтожили уникальную популяцию странствующих голубей; их просто съели в ресторанах. Теперь в штате Висконсин установлена Мемориальная доска, увековечившая память о последнем странствующем голубе. В следующем, ХХ веке, китайский лидер Мао Цзэдун приказал перебить всех воробьев, ворующих у народа пшеницу. В результате различные насекомые-вредители уничтожили весь урожай, и Китай оказался на грани голода.
В последние годы к охоте, истребляющей птиц, добавилась новая напасть – птичий грипп.
Орнитологи предупреждают: если исчезнут птицы, наступит экологическая катастрофа в полном смысле, и ее последствия для человека могут быть непредсказуемыми. По их мнению, истребление нанесет невосполнимый ущерб биологическому разнообразию. По сравнению с этой катастрофой проблема птичьего гриппа покажется обыкновенным насморком. Некоторые популяции и даже виды могут быть полностью утрачены. Именно в это время всем любителям природы, специалистам, экологам надо консолидировать все силы, всемерно помогать птицам.
Глава 2. Методика проведения Дня птиц в школе.
В каждой школе подготовка и проведение Дня птиц — коллективное, совместное дело учителей и учащихся. День птиц может являться итогом недели биологии. Для подготовки и проведения Дня птиц создается Совет дела или инициативная группа. Под руководством преподавателя биологии организаторы Дня птиц продумывают вопросы его подготовки и проведения, включения каждого классного коллектива в эту большую познавательную и общественно-полезную деятельность. Любители природы действуют совместно с другими творческими объединениями в школе.
Например, клуб интересных встреч приглашает лесничих, представителей общества охраны природы. Члены литературного кружка подбирают художественную литературу, стихи о птицах и о природе родного края. Музыкальный коллектив разучивает песни. Творческая группа готовит постановки, инсценирует басни и сказки. Кружок юных художников подводит итоги конкурса на лучший рисунок о птицах и природе родного края. Среди учащихся объявляется акция по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. Найдется дело и для юных фотографов: фотовыставка,
фотоконкурс - дело их рук.
В школьной библиотеке должна быть развернута выставка книг и периодической печати о птицах, природе, природоохранной работе. Любителей информационных технологий можно привлечь к изготовлению презентаций, видеофильмов, что будет способствовать развитию их общественной активности и оснащению учебного процесса, обогащению кабинета биологии необходимым фактическим материалом.
По классам организуются походы,
экскурсии в природу, краеведческий музей,
а также беседы о пользе птиц, встречи,
викторины, конкурсы. Надо предусмотреть
изготовление гнездовий и вывешивание
их в школьном саду, парке, сквере, близлежащем
лесу. К этой работе могут быть привлечены
учителя технологии, родители - под их
руководством работают ребята.
В период подготовки к празднику
ребята подбирают пословицы, поговорки,
загадки, стихи, песни и скороговорки о
птицах. Много творчества и выдумки проявят
ребята в изготовлении масок, макетов
птиц, поделок из природного материала,
которые могут быть представлены на выставке.
Развитию познавательной и общественно-полезной
активности учащихся будет способствовать
подготовка радиопередач, так как необходимо
подобрать материал, взять интервью, продумать
музыкальные заставки, озвучить радиопередачу
голосами птиц и т. д.
Одним из центральных моментов подготовки к празднику является разработка сценария. Для его составления необходимо выбрать форму проведения, отобрать необходимый познавательный материал, продумать музыкальное оформление, подобрать технические средства, выбрать интересные кинокадры, сделать эскиз оформления помещения.
Чтобы праздник заинтересовал ребят, Совет дела выбирает лучший материал, который был представлен на классных выставках. Сценарий праздника должен быть творчеством самих ребят, и здесь на помощь приходит конкурс на лучшее предложение в план проведения праздника. Очень важно, чтобы как можно больше ребят приняло участие в его разработке. Нужны ведущие, чтецы, затейники, действующие лица, представляющие птиц, звукорежиссеры и т.д. Каждому нужно найти дело и определить его роль. В период подготовки праздника необходимо уделить большое внимание информационному освещению всех дел: это листки новостей, стенгазеты, листовки, сообщения по радио.
При подготовке и проведении праздника важно помочь организаторам определить их роль, активную позицию. В День праздника каждый должен отвечать за порученное дело. Многое зависит от находчивости ведущих, чтецов, затейников. Активность участников можно повысить введением пропуска на праздник: каждый из них подбирает пословицу, поговорку, скороговорку или делает книжку-малышку о птицах родного края и др.
Рассмотрим более подробно некоторые формы работы при организации мероприятий ко Дню птиц.
2.1. Методика проведения экскурсий.
Жизнь диких птиц в различное время года имеет много характерных особенностей, и поэтому зимние, весенние, летние и осенние экскурсии в природу очень отличаются как по содержанию, так и по условиям проведения. Работа в природе, непосредственное знакомство с отдельными формами взаимоотношений птиц на конкретных примерах открывает гораздо более широкие возможности для познания и осмысления экологических закономерностей. Эту главную задачу и выполняют орнитологические экскурсии.
При подготовке и проведении экскурсии необходимо учитывать следующие условия:
1. Экскурсия в природу это не просто развлекательная прогулка, а эффективная форма экологического образования;
2. Необходимо заранее
определить проблематику
3. Придерживаться тематики экскурсии, не поддаваться на отвлекающие, провокационные детские вопросы;