Методика проведения дня птиц в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Природа – жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа – это чистый воздух и водоёмы прозрачной воды, зелёный лес и щебет птиц, полёт шмеля и многое другое. Любовь к Родине невозможна без любви и бережного отношения к природе.
Человек как составная часть природы не может существовать без солнечного света, почвы, воды, минеральных веществ, растений, животных, без воздуха.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

на этой страничке? (Ответы детей). 
- А вы поможете их составить? (Работа в группах).

  • Никогда не трогайте птичьи гнезда, а уж тем более не вынимайте из них яйца и птенцов.
  • В начале лета не берите в лес собаку, она может найти гнездо и съесть птенцов.
  • Не берите птенцов домой, вы все равно не сможете их выкормить.
  • Берегите их, зимой, когда им особенно тяжело подкармливайте их.

Учитель: И последняя страничка: «Кроссвордная».

 

- Отгадав кроссворд, вы  прочитаете итог нашего журнала. (БЕРЕГИТЕ ПТИЦ)

  1. Кто селится в специальных домиках? (скворец)
  2. Какая птица любит ходить пешком? (жаворонок)
  3. Замечательный певец. (соловей)
  4. Кто первый прилетает к нам весной? (грач)
  5. Кто ловит насекомых в воздухе? (ласточка)
  6. В каком городе хранится Международная Красная книга? (Морже)
  7. Что обозначает красный цвет книги? (опасность)
  8. Главный лесной доктор. (дятел)
  9. Чем лечили врачи в древности некоторые болезни? (пением)
  10. Перелетая с дерева на дерево, она обнаруживает все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Взрослая птица уничтожает в день 120 гусениц. (синица)

- Я думаю, что теперь, когда  вы столько узнали о птицах, вы постараетесь, относится к  ним бережно.

Помните! Птицы – наши друзья. БЕРЕГИТЕ ПТИЦ.

 

 

3.3. КВН  «Птицы на крыльях весну принесли…»

Эпиграф: «Кто поднялся в небо и живет полетом, никогда не сможет спокойно ходить на земле» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Звучит фонограмма «Голоса птиц», демонстрируется видеофильм о временах года (Весна).

1 чтец:

Полюбуйся, весна наступает, 
Журавли караваном летят, 
В яркой зелени день утопает, 
И ручьи по оврагам шумят 
Скоро гости к тебе соберутся 
Сколько гнезд понавьют, посмотри! 
Что за звуки, за песни польются 
День-деньской от зари до зари.

2 чтец:

Оттепель после метели, 
Только утихла пурга. 
Разом сугробы осели 
И потемнели снега. 
В клочьях разорванной тучи 
Блещет осколок луны, 
Сосен тяжелые сучья 
Мокрого снега полны… 
Скоро проснутся деревья, 
Скоро, построившись в ряд, 
Птиц перелетных кочевья 
В трубы весны затрубят.

3 чтец:

Вот ворона на крыше покатой 
Так с зимы и осталась лохматой… 
А уж в воздухе – вешние звоны, 
Даже дух занялся у вороны… 
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком, 
Вниз на землю она глядит боком: 
Что белеет под нежною травкой? 
Вон желтеет над серою лавкой. 
Прошлогодние мокрые стружки… 
Это все у вороны – игрушки. 
И уж так-то ворона довольна, 
Что весна, и дышать ей привольно!

4 чтец:

На этой неделе, почуяв тепло, 
Скворцы прилетели в родное село. 
Над каждой тычиной в весенний простор 
Поднялся скворчиный сплошной таратор. 
Большое веселье настало окрест, 
Играет весенний залетный оркестр. 
От трелей, от свиста ликует земля, 
Крылатых артистов за песни хваля.

5 чтец:

Дует теплый южный ветер, 
Солнышко все ярче светит. 
Снег худеет, мякнет, тает, 
Грач горластый прилетает. 
Яростно река ревет 
И разламывает лед. 
В домик свой скворец вернулся, 
Ожил лес, ручей проснулся. 
В небе жаворонка трель. 
Снова к нам пришел апрель!

6 чтец:

Леса вдали виднее, 
Синее небеса. 
Заметней и чернее 
На пашне полоса. 
Всё громче и звончее 
Над лугом голоса. 
Весна идёт сторонкой, 
Да где ж сама она? 
Чу, слышен голос звонкий, 
Не это ли весна?

1 чтец:

К нам Весна шагает 
Быстрыми шагами… 
И сугробы тают  
Под её ногами. 
Чёрные проталины 
На полях видны, 
Видно, очень тёплые 
Ноги у Весны.

Под мелодию-заставку к т/ п «В мире животных» в вихре вальса появляется Весна.

Весна:

А вот и я, Весна-красна! 
Бужу Землю ото сна, 
Наполняю соком почки, 
На полях ращу цветочки,  
Прогоняю с речек лёд,  
Светлым делаю восход.  
Всюду: в поле и в лесу -  
Людям радость я несу. 
Кто друг Весне - спеши ко мне!

2 чтец:

Самые близкие друзья Весны - это птицы. Весной пробуждается от зимней спячки природа, наполняются живительным соком деревья - всюду жизнь! И птицы первыми напоминают нам об этом. Птичий гомон с побеждающей силой приветствует возрождение природы. И нам хочется говорить вновь стихами!

3 чтец:

Весна! Весна! 
Как воздух чист! 
Как ясен небосклон! 
Своей лазурию живой 
Слепит мне очи он. 
Весна, весна! Как высоко 
На крыльях ветерка, 
Ласкаясь к солнечным лучам, 
Летают облака!

4 чтец: Ежегодно весной 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц.

5 чтец: С 1924 года День птиц отмечается в нашей стране. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье.

6 чтец:

Все на праздник поскорей – надо торопиться! 
Из-за гор из-за морей 
Прилетели птицы.  
После зимней тишины, 
После стужи зимней 
Наши гости в честь весны

Распевают гимны.

Ведущий 1: Добрый день! Сегодня в школе праздник в честь наших пернатых друзей. Я приглашаю в зал команды лучших птицеводов и птицелюбов. Поприветствуем их!

Команды занимают места на сцене

Итак, мы начинаем наш традиционный «Птичий КВН!» Оценивать наш сегодняшний конкурс будут члены жюри.

Представление жюри.

Я объявляю 1-й конкурс «Знакомство».

Команды должны сообщить своё название, девиз, эмблему, поприветствовать соперников и членов жюри. Но прежде отгадайте загадку:

Верст не считали, 
По дорогам не езжали, 
А за морем бывали. (Птицы)

Команда, первой давшая правильный ответ получит дополнительное очко и право первоочередной презентации.

Конкурс 2 «Птичье досье».

Ведущий 2: В данном конкурсе командам предстоит составить подробное «досье», указав систематическое положение скворца.

Примерный ответ о систематике скворца обыкновенного.

Надцарство – Эукариоты

Царство – Животные

Подцарство – Многоклеточные

Тип – Хордовые

Класс – Птицы

Отряд - Воробьинообразные

Семейство – Скворцовые

Род – Скворец

Вид – Скворец обыкновенный

Конкурс 3 «Птичья азбука».

Ведущий 1: Презентация команд и знакомство с ними состоялось и мы переходим к следующему конкурсу. Попробуйте составить «Птичью» азбуку, называя в алфавитном порядке птиц (время 1 мин.)

(Примерный вариант ответа: А - аист, Б - баклан, В – воробей и т.д.)

Конкурс 4 «Птичий календарь».

Ведущий 2: Расположите предложенных птиц в порядке их возвращения к нам, на родину: иволга, ласточка, грач, скворец, трясогузка, мухоловка, соловей.

Ответ:

1 волна (март) – грач.

2 волна (конец марта –  начало апреля) – скворец

3 волна (10 –20 апреля) – трясогузка

4 волна (конец апреля –  до 25 числа) – мухоловка

5 волна (25 – 30 апреля) – ласточка

6 волна (начало мая) –  соловей

7 волна (конец мая) – иволга.

Конкурс 5 «Видно птиц по полёту».

Ведущий 1: «Видно птиц по полету», - так говорят о человеке, когда хотят подчеркнуть, что можно по привычкам, по манерам, поведению узнать, кто он такой. Ну, а птицу по полету узнать тем более можно. Летают птицы не все одинаково. Определите по силуэтам летящих птиц.

Предлагаются силуэты птиц: 1 – ласточка, 2 – голубь, 3 – утки, 4 – журавль, 5 – беркут, 6 – сапсан, 7 – ворона.

Конкурс 6 «Брачный союз».

Ведущий 2: С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц «брачный союз» длится вечность (например лебеди), у других - всего один сезон. Образуйте птичьи пары предложенных птиц.

Ответ:

  1. Петух - курица
  2. Гусь - гусыня
  3. Утка - селезень
  4. Голубь - голубка
  5. Перепел - перепелка
  6. Индюк - индейка
  7. Орёл - орлица
  8. Тетерев - тетёрка
  9. Глухарь - глухарка
  10. Фазан - фазанка

Конкурс 7 «Мастера без топора…»

Ведущий 1: Птицы вылетели из гнёзд за кормом и… забыли, как выглядят их гнёзда. Помогите им найти свой дом, ведь в гнезде могут остаться яйца, а то и птенцы.

Команды получают карточки с изображением птиц и гнёзд, делают соответствия.

Конкурс 8 «Угадай мелодию».

Ведущий 2: Весна – это птичьи трели. У каждой птицы своя песня. А каким птицам принадлежат эти голоса? (звучит фонограмма голосов птиц, команды записывают, какой птице принадлежит та или иная песня)

Предлагаются голоса следующих птиц: воробей, голубь, малиновка, дрозд, ястреб, ворона, жаворонок, филин.

Конкурс 9 «Поэтическое настроение».

Ведущий 1: Прекрасное мелодичное пение птиц навевает поэтические мысли. Всего за одну минуту участникам игры предстоит сочинить стихи, посвященные нашим пернатым друзьям.

Слова для рифмы:

Певец – скворец;

Весна - красна.

Конкурс 10 «Что написано пером – не вырубишь топором»

Ведущий 2: Объясните, почему сложились такие поговорки?

1 команда: Седой как лунь. (Самцы хищной птицы луня с возрастом седеют)

Глухая тетеря. (Токующий глухарь, тетерев не слышит)

Заладил как дятел. (Дятел долбил короедные деревья с большим упорством, иногда на одном дереве стучит целый день)

2 команда: Забился как сыч (На день сычи забиваются в укромные уголки: в дупла, на чердаки и т.п.)

Как с гуся вода, вышел из воды сухим (Гусь выходит из воды сухим, т.к. его перья обильно смазаны жиром копчиковой железы)

Вынарядился как щеголь. (Птица щегол действительно пестрая, яркая: спинка у птицы коричневая, крылья – черно-желто-белые. Даже когти и клюв разноцветные. До чего же красиво нарядила его природа!) (Время 1 минута)

Конкурс 11 «Птичья кухня».

Ведущий 1: Птицы – весьма прожорливые существа, ведь переваривание пищи у них происходит очень быстро: от 15 мин. до 2 – 3 часов. (В зависимости от характера пищи.) Чтобы накормить и зимующих, и перелетных птиц нужно знать, чем они питаются. Знаете ли вы рацион пернатых? Тогда накормите сойку, аиста, грифа, колибри, ворону, клеста, филина, снегиря, скопу, кукушку.

(Ответ: сойка – плоды дуба – желуди, аист – лягушки; гриф – падаль; колибри – цветочный нектар; ворона – пищевые отходы; клест – семена еловых и сосновых шишек; филин – мышевидные грызуны, снегирь – сочные плоды рябины; скопа – рыба; кукушка – гусеницы).

Конкурс 12 «Остроглаз».

Ведущий 2: В данном конкурсе мы должны выяснить самого наблюдательного капитана. Им предстоит раскрасить силуэты серой вороны в нужные цвета.

Ответы: голова, горло, крылья, хвост – черный цвет, остальное оперение серое. (Время 1 мин.)

Ведущий 1: Ну, а сейчас, рекламная пауза.

Костюмированная сценка «Спор на скворешне» (автор Г.Ладонщиков) в исполнении учащихся.

Этот случай был в апреле: 
С юга птицы прилетели, 
Таял снег, а воробья 
Выгоняли из жилья.

- Улетай-ка прочь, задира! – 
Просвистел ему скворец. 
- Ни за что! Моя квартира! 
Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз 
Терпеливо перенес, 
А, сейчас, под этой кровлей 
Для семьи жилье готовлю. 
И не тронусь, хоть убей! - 
Прочирикал воробей.

- Не упрямься! 
Мне в наследство 
Этот дом остался с детства… 
Улетай – мой клюв остер! 
Вылетай!..

Но тут во двор 
Со скворечней Миша вышел, 
Быстро с нею влез на крышу, 
Ниже старой привязал 
И приветливо сказал:

- Я друзьям сердечно  рад! 
Охраняйте вместе сад! 
Только Миша слез долой – 
Воробейка удалой 
В новый дом переселился 
И с соседом помирился.

Конкурс 13 «Милости просим».

Ведущий 2:

Информация о работе Методика проведения дня птиц в школе