Методика проведения дня птиц в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Природа – жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа – это чистый воздух и водоёмы прозрачной воды, зелёный лес и щебет птиц, полёт шмеля и многое другое. Любовь к Родине невозможна без любви и бережного отношения к природе.
Человек как составная часть природы не может существовать без солнечного света, почвы, воды, минеральных веществ, растений, животных, без воздуха.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

4. Рассказывайте только  о том, что можно показать;

5. Рекомендуется избегать  длительных объяснений, это утомляет  детей;

6. Школьник должен быть  привлечен к активной деятельности, а не оставаться пассивным  слушателем;

7. Нельзя перегружать  экскурсантов новыми названиями, они их непременно забудут;

8. Сконцентрируйте внимание  детей на нужном природном  объекте;

9. Вовремя необходимо  замечать утомление школьников, нужно уметь закончить экскурсию;

10. Завершить экскурсию необходимо подведением итогов и рефлексией.

Экскурсии имеют не только образовательные задачи, но и воспитательные. Надо уже с первого класса воспитывать в детях любовь к природе, помогать им видеть прекрасное в окружающей их среде, открывать для них мир больших чувств и мыслей, способствовать тому, чтобы ребята становились защитниками, друзьями природы.

Учителю следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их общий дом, а поэтому должны следовать тем требованиям – заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них – соблюдение тишины.

Следующая заповедь, которую дети должны знать, - это терпение, терпеливость. Что это означает? Быть терпеливым предполагает способность экскурсанта – гостя природы в течение длительного времени молчаливо наблюдать за поведением животных. Надо притаиться, чтобы не беспокоить их своим присутствием. Только так можно что-нибудь увидеть и открыть в природе.

Третья заповедь – это внимательность. Ее отсутствие приводит к тому, что многие не замечают красот и чудес природы. Люди не замечают, что в окружающей нас природе все взаимосвязано, одно явление зависит от другого. Поэтому очень важно учить детей находить эти связи, предсказывать погоду, проверять народные приметы, а главное, прогнозировать последствия своего поведения. Наблюдая целенаправленно за природой, дети узнают ее язык, живой и образный. Наблюдательность важна для всех.

Для  участия в экскурсии по наблюдению за птицами ребята организуются в группы по 5 - 6 человек.  Наряду с общими работами учащиеся выполняют индивидуальные задания. В конце экскурсии каждый участник представляет отчет, полевой дневник. Каждая группа после обработки информации, собранной во время экскурсии, выпускает свой исследовательский проект, фенологический календарь, творческий отчет и т.п., где красочно оформляет наблюдения за птицами: периодами их жизни, связь с условиями обитания. Для наблюдения птиц в природе необходимы: интерес, желание и терпение, бинокль, определитель птиц, полевой дневник, удобная одежда и обувь.

Интерес к экскурсии – залог ее успеха. Настоящий же интерес возникает тогда, когда экскурсант становится исследователем. Во многом ее успех зависит от правильной организации.  Правильная организация невозможна без учета условий местности и особенностей объектов изучения. Желательно, чтобы экскурсовод заранее сам ознакомился с местностью, наметил маршрут  и определил виды птиц, которые могут встретиться на пути. Также эффективно, если руководитель во время предварительного рекогносцировочного маршрута заранее найдет несколько гнезд и запомнит их месторасположение.  Такой «запас» гнезд часто бывает необходим, если на самой экскурсии не удастся их найти. Длительные же поиски гнезд «расхолаживают» слушателей и рассеивают их внимание.

Наиболее подходящий сезон для начинающего натуралиста – зима. Здесь число видов гораздо меньше, многие виды менее пугливы и встречаются около жилья. Классический сезон наблюдений – весна и начало лета. Это время прилета и гнездования птиц. Они более заметны во время брачного поведения – токования, пения, а также сильно привязаны к гнездовой территории. Большинство птиц наиболее активны рано утром, когда они кормятся сами, кормят птенцов или отмечают пением свою территорию. В это время, а также ранней весной многих птиц легко наблюдать. Но далеко не все виды ведут себя открыто, многие птицы крайне осторожны и требуется недюжинное терпение, чтобы их обнаружить. При одиночных экскурсиях условия тишины и осторожности соблюдать легче, тем более, если имеются укрытия. На групповых же занятиях значительно труднее. Мелкие воробьиные птицы, особенно лесные виды, постоянно шныряют в зарослях ветвей, они очень юркие и увидеть особенности их внешнего облика не всегда легко.

Первоначальные наблюдения проводят в населенном пункте или поблизости от него. Рядом с человеком обитают воробьиные птицы, которые менее пугливы и удобны для первоначального наблюдения.

Мало увидеть птицу. Важно запомнить факт и детали вашей встречи с ней. Для этого существует полевой дневник - любая записная книжка подходящего формата (помещающаяся в карман вашей полевой одежды). Дневник должен быть разлинован для удобства записей, бывает полезно иметь в нем также поля для пометок. Иногда используют диктофон. В полевой дневник заносят в краткой форме все основные сведения о наблюдениях, проведенных в природе: дату (число/месяц/год), время наблюдений и погодные условия в день наблюдения; место встречи птицы (максимально точная и легко находимая на общепринятых картах привязка местности); вид птицы (если сразу не знаете вид - основные ее приметы, включая необходимые зарисовки); возраст птицы (взрослая или птенец); что она делала (пела, летела, кормилась, волновалась, сидела и т.п.); в каком местообитании (типе леса, на полянке, на опушке, на пруду и т.п., максимально понятно) птица встречена; сколько было птиц (если это стая), или это была пара (семья) птиц. Вся перечисленная информация обязательно должна быть отражена в полевом дневнике.

Для определения вида нужно узнавать птицу и отличать ее от других. Отличительные признаки: размеры, окраска, общий облик птицы (форма тела и частей оперения – хохол, хвост и крылья), биотоп обитания (во время гнездования), голос, повадки и манера движения (характер полета, шум крыльев на лету, форма стаи, поведение во время кормления или токования, передвижение).

В первую очередь обращают внимание на размеры птиц. При этом используют относительные размеры. Нам известна величина некоторых постоянно встречающихся птиц: воробьев, галок, ворон и т. д. Эти птицы могут служить своеобразными эталонами, «мерками» при определении размеров рассматриваемой птицы. А. Н. Промптов, известный зоолог, приводит шесть таких эталонных размеров: городской воробей (16 см), скворец или мелкий дрозд (22- 23 см), галка или домашний голубь (32 – 33 см), ворона или грач (50 см), домашняя утка или крупная курица (65 – 75 см).

Сравнивается любая птица с эталонной, так определяется ее сравнимый (относительный) размер. Например, синица, зяблик, трясогузка, жаворонок, ласточка сравнима с воробьем. Дрозд, иволга, свиристель – крупнее, со скворца. Сойка, сорока, рябчик – с галку или домашнего голубя.

При определенном навыке допустимы и более тонкие сравнения. Например, снегирь чуть крупнее воробья. Дикий голубь – вяхирь несколько крупнее домашнего, а горлица – меньше домашнего. Необходимо на практике определять размеры птиц со школьниками. На осенней экскурсии в парке, когда уже опали листья, легко встретить поползня, снегиря, синиц, свиристелей, щеглов. Сравните их размеры с известными пернатыми. Не беда, если вам не известно название птицы. Ее можно пока и не называть. Наша цель на этом этапе другая – развитие наблюдательных навыков, в данном случае – глазомера.

Наряду с размерами обращают внимание на особенности формы птицы. Облик многих птиц хорошо известен. Все видели на картинках в книгах, по телевизору утку, журавля или цаплю, хищную птицу, сову или голубя. Такие эталоны тоже хороши для первоначального определения. Например, зеленый дятел, малый пестрый дятел, вертишейка имеют облик дятла. Ястреб, сокол, орел имеют хорошо выраженный облик хищной птицы. Снегирь, синица, свиристель по облику ближе всего к воробью, у них «самая обычная птичья» форма.

Определение облика – не самое трудное. Важно обнаружить в форме животного и нечто своеобразное. И школьник уже во втором классе прекрасно с этим справляется. Ему под силу обнаружить, например, длинный хвост у трясогузки, хохолок на голове свиристеля или чибиса, вытянутую шею у летящих гусей, уток, журавлей. Надо обращать внимание детей не на все тонкости форм, а на наиболее заметные.

Окраска птицы – третий компонент. Наблюдение за окраской птицы – процесс сложный. Он нередко субъективен. Каждый по-разному определяет цвет одной и той же птицы: утром, при освещении солнца оперение приобретает розовые оттенки, в яркий полдень многие цвета блекнут, повышается контрастность рассматриваемого объекта, под вечер оперение становится оранжево-золотистыми. При рассматривании против солнца все птицы выглядят темными силуэтами. Пасмурной осенью, зимой, в дождь и снегопад цвета кажутся однотонно серыми, невзрачными. К зиме перышки птиц истираются, загрязняются, тогда как после весенней линьки, к маю, перьевой наряд окрашивается в наиболее яркие тона.

Подмечено, что дети начальной школы, наиболее адекватно воспринимают в оперении пять основных цветов: черный, серый, белый, красный, желтый. На экскурсиях нет особого смысла обращать внимание на оттенки, ведь они не являются определяющими. При близком рассмотрении можно обратить внимание на исключительно редкие явления в мире наших пернатых: белые глаза у галок, красные ноги у сизого голубя. Неплохо рассмотреть окраску птичьих клювов, они чаще черного или серого цвета.

Очень важно оценить, зафиксировать размещение цветовых пятен на теле птицы. Так, в описании большой синицы имеют значение черная голова с белыми «щечками» и желтая грудка с черным «галстучком». Оперение малиновки (зарянки) сероватое, а грудка у нее – ярко оранжевая. Маленькая лесная синичка – буроголовая гаичка – голубовато-серая с черной шапочкой. Указать надо немного признаков (два - четыре), но наиболее броских, заметных.

Поведение птиц специфично, неотделимы от вида и такие важные характеристики, как форма и окраска. Всем известна особенная «посадка» дятла дереве. Поползень способен «ползать» вниз головой по стволам. Хищная птица парит с распростертыми крыльями. Клином летят гуси. Вылетает из кустарника с коротенькой песенкой и снова юркает в куст серая славка.

При наблюдении необходимо обращать внимание на место обитания пернатых, так как оно тоже характерно для определенных видов птиц.

По каждому из этих признаков в отдельности можно определить птицу лишь приблизительно – до отряда или семейства, но учет всех признаков дает точное определение до вида или хотя бы четкое выделение, обособление птицы от других, что при дальнейшем уточнении приводит к видовому определению. Ведение записей, зарисовывание, фотографирование, видеосъемка сильно повышают научную значимость наблюдений.

Даже самый профессиональный орнитолог иногда может не сразу определить, какую птицу он встретил. В таких случаях приходится обращаться к книгам, в которых имеется информация о птицах, их описания и иллюстрации. Очень удобны книги-определители, в которых даны рисунки (обычно - цветные) с указанием основных отличительных признаков птицы и краткого описания облика, голоса, мест обитания, распространения каждой птицы.

Материал, собранный во время экскурсии обязательно должен быть обработан и красочно оформлен.

Пример орнитологической экскурсии для учащихся 5 – 9 классов.

Тема: «Птицы, обитающие на территории и в окрестностях поселка Молодежный».

Цель экскурсии: 
1. Познакомить учащихся с видовым составом птиц, встречающихся на территории посёлка и в его окрестностях. 
2. Расширить кругозор знаний учащихся о видовом многообразии орнитофауны родного края. 
3. Научить учащихся простейшим наблюдениям за птицами (выявлять отличительные внешние особенности птиц обитателей родного края).  
4. Объяснить на примере местных видов птиц, какое значение они имеют в природе, их приспособленность к среде обитания.

Маршрут экскурсии: 
1. Территория посёлка: от парка Победы по улице Школьной до «старого» пруда. 
2. Окрестности посёлка ― от школы до берёзовой рощи.

Оборудование: бинокли, ручки, блокноты, наручные часы, определители видов птиц, фотоаппарат.

План экскурсии: 
    1.Птицы на территории посёлка: 
        а) белая трясогузка, 
        б) воробьи, 
        г) ворона. 
    2. Птицы в окрестностях посёлка: 
        в лесу ― большой пёстрый дятел.

Методика проведения экскурсии: 
1. По ходу экскурсии ребята сами называют птиц, которых они видят. 
2. Где есть возможность, организуется наблюдение за птицами. Учитель даёт пояснение к каждой птице. 
3. Подведение итогов экскурсии.

Время проведения экскурсии: начало апреля.

Ход экскурсии:

1. Птицы на территории  посёлка.

Первый объект наблюдений - трясогузка белая.

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Какие птицы встречаются на территории нашего посёлка?
  • Что это за птица? (белая трясогузка).
  • Рассмотрите её оперение, понаблюдайте за её поведением. (У неё голова, грудь – чёрные, щёки белые, спина серая, хвост белый с чёрными и серыми продольными расцветками, брюшко светло-серое. Она торопливо бегает по дорожкам, тропинкам,  взлетает, чтобы поймать насекомых, и вновь опускается на землю).
  • Каковы её размеры? (трясогузка ― изящная птица величиной с воробья).
  • Посмотрите на полёт трясогузки? Каков он? (волнообразный, волнообразно-плавный).
  • Послушайте, какой она издает крик? (цизи-цизи-цизи).
  • Где гнездятся трясогузки? (Белые трясогузки гнездятся под крышами строений, в поленницах дров, куче камней, иногда в скворечнях).
  • Почему эту птицу так называют? (У трясогузки длинный хвост. Он постоянно в движении — птица как будто трясёт им. Отсюда и название трясогузка).

Информация о работе Методика проведения дня птиц в школе