Методика проведения дня птиц в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Природа – жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа – это чистый воздух и водоёмы прозрачной воды, зелёный лес и щебет птиц, полёт шмеля и многое другое. Любовь к Родине невозможна без любви и бережного отношения к природе.
Человек как составная часть природы не может существовать без солнечного света, почвы, воды, минеральных веществ, растений, животных, без воздуха.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

7. Прилётная жёрдочки  или планка не нужна, она только облегчит доступ в гнездовье хищников – кошек, куньих.

8. Развешивать гнездовья можно на деревьях, специально установленных шестах, на зданиях и строениях (приложение, рис. 8).

Дуплянки

Сделать самостоятельно дощатое гнездовье значительно проще, нежели дуплянку. Но при выборе места для выведения потомства большинство птиц наверняка предпочтут дуплянку дощатому синичнику или скворечнику, просто потому, что дуплянка:

1- более похожа на дупло дятла, где привыкли гнездиться птицы;

2- площадь дна, при тех же внешних размерах, у дуплянки больше;

3- потери тепла в цилиндрическом гнездовье будут значительно меньше;

4- такое гнездовье менее заметно на дереве и в лесу, что поможет в защите от хищников.

Первое и самое сложное в этом деле найти подходящее дерево. Лучше всего для основы дуплянки подойдёт осина. Осина часто выгнивает изнутри и при этом, в отличие от березы, у неё остаётся целым толстый слой древесины возле коры. Среди поваленных старых осин нужно найти дерево с трухлявой выгнившей древесиной, причем необязательно, чтобы в середине была пустота. Достаточно того, чтобы внутренняя часть её была более мягкая, чем та, что возле коры. Для того, чтобы подобрать наиболее подходящий ствол лучше всего искать в старом осиннике, где достаточно упавших деревьев. Из них, делая пробные спилы, и выбираем оптимальный вариант. После спила нужно убедиться, что сердцевина гнилая и, отмерив необходимый участок ствола, отпилить его с другой стороны.

Заготовку следует разделить на части, чтобы получился не один домик. Высота синичника может быть от 20 до 40 см, но наиболее оптимально – 25 см (для скворечника 30 см, но можно и до 45 см). Желательно сразу продумать в каком месте будет располагаться леток и, если в стволе есть подгнивший сучок, то леток лучше расположить именно там. Отпиливать лучше: дно - перпендикулярно стволу, крышу - под небольшим наклоном от летка. Распилив участок ствола на нужные по высоте и размеру заготовки, начинаем выбирать трухлявую сердцевину стамеской. У края сердцевина более твердая, потому, откалывая стамеской щепу, приходиться помогать киянкой или молотком. Если сквозное отверстие уже есть, то целые волокна будут легко отделяться. Их следует изламывать внутрь ствола.

Желательно сохранить круглую площадь дна. В идеале толщина стенок гнездовья для синичника – 1,5-2 см (для скворечника – 2-3 см). Чем стенки толще, тем гнездовье прослужит дольше, но будет тяжелее. Внутренний диаметр синичника должен быть 10-16 см, скворечника – 15- 20 см.

Следующий этап – это сверление летка. Легче всего сделать леток можно коронкой по дереву подходящего размера и дрелью. Но если коронки нет леток нужно наметить, для синичника – 3-3,5 см (для скворечника – 5 см). А затем насверлить по диаметру отмеченной окружности отверстий сверлом и выбить отверстие летка стамеской. В этом случае края лучше обработать круглым напильником.

Дно закрепляем саморезами. Подойдет обрезок доски толщиной 1,5-2 см. Как только кусок закреплен, следует обрезать выступающие за его пределы части стенок.

Крышу можно сделать из куска доски, как у дна, но лучше из горбыля. Хорошо если крыша выступает над летком на несколько сантиметров – это защищает внутреннюю часть гнездовья от дождя. Закрепить крышу практичнее на саморезах, ведь ежегодно очень желательно чистить гнездовье от строительного материала прежних хозяев (приложение, рис. 9).

Пластилином, замазкой для окон, варом для садовых деревьев или другим пластичным материалом нужно замазать щели между стенками и дном, а также стенками и крышкой, если щели слишком широкие, а также места от выгнивших сучков на корпусе дуплянки. Сделать это нужно для того, чтобы защитить гнездовье от «вандализма» дятлов, которые являются самыми злостными разрушителями домиков для птиц.

Дуплянки могут заселять большая синица, мухоловка-пеструшка, полевой воробей, садовая горихвостка, лазоревка. Более крупные гнездовья, скворечники – в первую очередь заселят скворцы, стрижи.

Домики для синиц лучше закреплять на дереве у ствола, чуть выше середины кроны (4-6 м вполне хватает). Ориентировать леток лучше на восток. Наклон допускается только вперед, то есть в сторону летка и ни в коем случае не стоит закреплять гнездовье запрокинутым назад – птенцам будет тяжело выбраться из такого домика. Дуплянки можно закрепить к узкой доске или к жерди на земле, а затем доску прикручивать проволокой к стволу дерева. Возле жилых построек дуплянку-скворечник лучше закрепить на шест. Скворцам совсем не будут мешать ветки дерева, на котором закреплен домик. Если вы хотите, чтобы гнездовье заселили черные стрижи стоит позаботиться чтобы перед летком, а также на два метра ниже его не было мешающих вылету птиц ветвей.

Искусственные гнездовья нужно ежегодно чистить. Лучше это делать в конце лета – начале осени. Но нужно быть осторожными – гнезда дуплогнездников часто кишат насекомыми-паразитами (блохами, клещами и т.д.). Просто вытряхивать гнездовую подстилку лучше подальше от лица, стараясь не вдыхать пыль.

Глава 3. Сценарии праздника «День птиц».

3.1. Внеклассное мероприятие «Птичий переполох»

Цель: Формирование познавательного интереса учащихся и бережного

отношения к природе.

Задачи:

  1. Закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках  биологии.
  2. Развивать творческие способности  учащихся.
  3. Пропагандировать  природоохранную деятельность.

 

 

Ход мероприятия

Ведущий: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в полярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. Птицы  – часть природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость и бодрость. Без птиц природа мертва. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям. Пусть этот праздник откроет для каждого что- то новое и интересное, пусть крепче станет дружба между людьми и птицами!

Ребята, какую пользу приносят птицы людям?

(За сутки скворец  может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от  этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит  энергии на поиски пищи, построение  гнезда и уход за птенцами.)

А вы знаете, что:

- кукушка за лето поедает  до 270 тысяч крупных гусениц и  майских жуков.

- грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений.

- семья ласточек за  лето уничтожает около миллиона  различных вредных насекомых.

- ушастая сова способна  съесть за день до 10 полёвок, а  сова сивуха съедает в год  около 1200 грызунов.

- Степной орёл очень  много уничтожает сусликов и  мышей. Подсчитано, что одна мышь  съедает в год 2 – 3 кг зерна, а  суслик – до 16 кг. Значит, каждая  сова, орёл спасают тонны хлеба  от грызунов.

Ведущий: Ребята, сегодня на наш праздник прилетели две стайки птиц: «Скворцы» и «Грачи». Им сегодня предстоит много испытаний, а вы, пожалуйста, их поддержите, и помогите им.

Судить состязания наших птиц будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.)

Конкурс №1. « Приветствие команд». (Приветствия команды готовят заранее).

Конкурс №2. «Разминка перед полётом» Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Вопросы 1 команде:

  1. Самая большая птица в мире?  (Страус).
  2. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)
  3. Эту птицу называют болтушкой? (Сорока).
  4. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
  5. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.)
  6. Эту птицу называют пернатой кошкой?  (Сова).
  7. Какой город носит название хищной птицы? (г. Орел). 
  8. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)  
  9. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)     
  10. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)

Вопросы 2 команде:

  1. Самая тяжелая и крупная птица степей. Занесена в Красную книгу? (Дрофа).   
  2. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом). 
  3. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин).  
  4. Эта птица самая маленькая в мире, может  опылять растения? (Колибри).
  5. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон).  
  6. Самая маленькая птица нашей страны.  (Королек). 
  7. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел). 
  8. Какая птица не боится лютых морозов и выводит птенцов при температуре – 60-70 градусов? (Императорский пингвин). 
  9. Ползающие птицы? (Поползень).
  10. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж).

Конкурс №3 «Третий лишний»

Перед командами списки названий птиц, отличающихся определенным признаком. Но одна птица в каждой группе не имеет этого признака и

поэтому является «лишней». Определите, кто лишний в группе, и объясните свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Сова, кречет, коршун.

(Сова - ночной хищник, относится  к отряду сов, а кречет и  коршун - относятся к отряду дневных  хищников).

2. Иволга, соловей, фазан.

(Иволга, соловей - певчие  воробьиные птицы, фазан - представитель  отряда куриных).

3. Пустельга, кобчик, неясыть.

(Пустельга, кобчик - соколки, относятся к отряду дневных  хищников, неясыть - сова).

4. Глухарь, тетерев, скворец.

(Глухарь, тетерев - промысловые  птицы отряда куриных, скворец - птица отряда воробьиных).

5.Филин, цапля, сплюшка.

(Филин, сплюшка - совы, цапля - представитель отряда голенастых).

6. Петух, индюк, воробей.

(Петух, индюк – домашние  птицы из отряда куриных, воробей – дикая птица из отряда воробьиных).

Конкурс №4 «Танец маленьких лебедей»

Каждая команда исполняет танец маленьких лебедей из балета Чайковского «Лебединое озеро»

Конкурс №5 «Отгадай-ка» (загадки)

Сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

  1. В болоте плачет, а из болота не идёт (Кулик).
  2. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном 

Из травы и глины.  (Ласточка)

  1. И петь - не поёт, 
    И летать - не летает. 
    За что же тогда 
    Его птицей считают? (Страус)
  2. Всю ночь летает — 
    мышей добывает. 
    А станет светло — 
    спать летит в дупло. (Сова)
  3. Увези его в корзинке 
    Из страны родной, 
    В небе он найдёт тропинки, 
    Что ведут домой. (Голубь)
  4. Красногрудый, чернокрылый, 
    Любит зернышки клевать, 
    С первым снегом на рябине 
    Он появится опять. (Снегирь)
  5. На одной ноге стоит, 
    В воду пристально глядит. 
    Тюкнет клювом наугад — 
    Ищет в речке лягушат. (Цапля)
  6. На дереве сидела я

И сыр во рту держала,

А мимо дерева лиса

Близехонько бежала. (Ворона)

Информация о работе Методика проведения дня птиц в школе