Методика проведения дня птиц в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Природа – жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа – это чистый воздух и водоёмы прозрачной воды, зелёный лес и щебет птиц, полёт шмеля и многое другое. Любовь к Родине невозможна без любви и бережного отношения к природе.
Человек как составная часть природы не может существовать без солнечного света, почвы, воды, минеральных веществ, растений, животных, без воздуха.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)
  1. Дом построен над водой 
    На тростинке молодой. 
    Тростинка чуть сгибается,  
    Как люлька дом качается. (Синица - ремез).
  2. Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? 
Что за весенняя чёрная птица 
Прямо на трактор чуть не садится?  (Грач)

Конкурс №6. «Что за птица»

Сложить из заданных букв название птиц. (Иволга, синица)

Конкурс №7. «Парикмахер»

С приходом весны все птицы стремятся быть красивыми. По два участника от команды создадут причёску под названием «Грачи прилетели» используя сухие ветки, ленты, заколки.

Конкурс №8. «Кто больше» (конкурс с болельщиками)

Болельщики одной команды называет птицу, а болельщики второй называет птицу на последнюю букву.

Конкурс №9 «Узнай меня». Вам нужно по описанию узнать  птиц.

1.Ведут они ночной образ  жизни: днём спят, а ночью охотятся  на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У этих птиц  острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна птица вылавливает 12 –15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с ней! (сова)

2.Эта птица ловко передвигается  по дереву, долбит кору и длинным  языком (до 15 см) вытаскивает из-под  неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их  личинки, которые копошатся в  коре древесины, составляют пищу  для неё. Эта птица прилежно  разыскивает их в трещинках  и бороздках коры. Она избавляет  деревья от насекомых-короедов. Одна  птица за день съедает  до 750 – 900 короедов. Стучит эта птица в лесу, значит, будут уничтожены насекомые – вредители. (дятел)

3. Эту птицу можно увидеть  зимой в парке, в саду, у кормушек  в стайке синиц. Это маленькая  короткохвостая птичка сразу  привлекает внимание своей способностью  быстро бегать по стволу дерева  вниз головой. (поползень)

4. Очень красивая птица, которую можно встретить стайками. Красная маска около клюва, спина  и пятна на груди черные, на  крыльях широкая желтая полоса, грудь и брюшко белые. Питается  семенами различных растений. (щегол)

Конкурс №10 «Музыкальная разминка». Первая команда покажет нам разминку цапель, а вторая разминку пингвинов.

Конкурс №11 «Реклама птиц». Изобразить птицу так, чтобы противоположная команда могло узнать, что за птица.

Конкурс №12 «Знатоки  пословиц»

  1. Плоха та птица, (которой гнездо свое не мило).
  2. Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).
  3. Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).
  4. Гусь свинье (не товарищ).
  5. Старого воробья (на мякине не проведешь).
  6. На чужой сторонушке, (рад своей воронушке).
  7. Ворон ворону, (глаз не выклюнет).
  8. Всяк кулик, (свое болото хвалит).
  9. Против сотни воробьёв довольно (одного ястреба).
  10. Лучше слушать одного соловья, чем  (стаю воробьёв).

Конкурс №13. Анаграммы. На большом листе написать анаграммы.    Составить из двух слов одно новое – название птицы.

Корова + нож (жаворонок)

Вой + село (соловей)

Пена + лик (пеликан)

Кук + ли (кулик) 

Ведущий. Наш праздник подошёл к завершению. Уважаемые члены жюри, подведите, пожалуйста, итоги.

(Зачитывается протокол, проводится награждение участников).

Ведущий: Птицы украшают землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Ребята, а мы с вами должны беречь птиц и помогать им в трудный для них период. В завершение праздника хочется прочитать стихотворение.

«Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна, и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть,

И для них тепло.

Разве можно забывать.

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось  нам встречать ВЕСНУ!

 

3.2. Устный  журнал «День птиц»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с птицами родного края, показать необходимость защиты птиц.
  2. Развитие интереса к живой природе.
  3. Развитие речи, внимания, наблюдательности, мышления учащихся.
  4. Воспитание чувства любви к птицам, бережного отношения к родной природе.

Звучит фонограмма птичьих голосов.

Ведущий 1. Здравствуйте, ребята! Поздравляем вас с весенним праздником – Международным днём птиц!

Ведущий 2. Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Ведущий 1. К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что не надо ждать милостей от природы, надо брать их самому. Поэтому на протяжении долгих лет он брал от природы всё, что хотел, ничего не давая взамен. И вот теперь в результате бездумной и бесхозяйственной деятельности человека гибнет наша планета. Мы с вами становимся свидетелями постепенного исчезновения растений и животных. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти. Красный цвет книги – знак опасности, которой приказывает нам: «Остановись!»

Ведущий 2. Охрана птиц – очень важная задача! На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц. Природа гибнет и просит у нас защиты.

Ведущий 1.

Дерево, цветок, трава и птица 
Не всегда умеют защититься. 
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда 
Разорять не будем никогда.

Учитель. Часто мы говорим: «Наши друзья – птицы». Как вы думаете, почему?  (Ответы детей)

Учитель. Сегодня мы встретились здесь, чтобы поговорить о птицах, о наших пернатых друзьях.

Первая страничка нашего журнала  «Перелетные птицы нашего края»

- Отгадайте 1 загадку:

Всех перелётных птиц черней, 
Чистит пашню от червей,  
Взад – вперед по пашне вскачь,  
А зовется птица …      (Грач)

Рассказ ученика о граче:

Прилёт грачей – верный признак наступившей весны. Грач – одна из самых полезных птиц: при массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их ещё до вмешательства людей. Особенно большую пользу приносят грачи, поедая опасного вредителя – личинку жука-щелкуна.

Длина тела грача около 45 см. Оперение чёрное с фиолетово-синим отливом. У взрослых грачей кожа у основания клюва голая.

Грач – птица прожорливая: немало насекомых и их личинок надо ему съесть, чтобы насытиться. Гнездятся грачи на высоких деревьях.

2 загадка:

Он прилетает каждый год 
Туда, где домик его ждет. 
Чужие песни петь умеет, 
А все же голос свой имеет.     (Скворец)

Рассказ ученика о скворце:

Зимуют скворцы в тёплых странах. Люди любят скворцов, готовят для них домики (скворечники). Кроме готовых домиков скворцы селятся в дуплах лесных деревьев, в старых гнёздах дятлов, норах, под камнями, в строениях. Выбрав жилище, птицы чистят его. Устилают дно сеном, соломой, пухом, ватой, прошлогодней травой, а в середине гнезда делают углубление.

Держатся скворцы стаями. Весной и летом они чёрные, с ярким металлическим блеском, осенью в их оперении появляются белые пестрины. Молодые скворцы серо-бурые. Птица эта живая, весёлая, с хорошим слухом и музыкальной памятью. Он может подражать всем. Когда он поёт, его крылышки трепещут.

Скворцы объединяются в большие стаи и истребляют в огромном количестве вредных насекомых (мух, слепней, майских жуков). Эти птицы великие труженики, полезные, их надо охранять и всячески привлекать в зелёные насаждения и леса.

3 загадка:

Прилетает к нам с теплом, 
Путь проделав длинный. 
Лепит домик под окном 
Из травы и глины.     (Ласточка)

Рассказ ученика:

Ласточки живут в разных местах: на крутом обрывистом берегу, в городе, в деревне. Отличаются они друг от друга и внешне, и по образу жизни. Деревенские ласточки строят гнёзда из комочков земли, скреплённых их клейкой слюной.

Глядя на полёт ласточек, можно подумать, что они просто резвятся, играют, купаются в солнечных лучах, на самом деле они всё время «работают» - ловят насекомых. Ласточки ловят насекомых только в воздухе. Поэтому всё светлое время суток они проводят в воздухе, лишь, изредка присаживаются на провода. На землю ласточки спускаются очень редко: они ходят плохо, и взлететь с земли им трудно. Даже пьют на лету, зачёрпывая воду клювом. В августе ласточки собираются в стаи и отправляются на юг.

4 загадка:

Прилетел к нам, наконец,  
Лучший наш певец. 
Дни и ночи напролёт 
Он поёт.  (Соловей)

Рассказ ученика:

Лесную тишину нарушает звонкая трель соловья. Весь лес слушает соловья. Разглядеть замечательного певца удаётся не всегда. Слишком это маленькая невзрачная птица оливково-бурого цвета с рыжеватым хвостом. Но, как у всех полуночных птиц, у неё большие чёрные глаза.

Своё гнездо соловей устраивает на земле и на нижних ветках кустарников. После появления птенцов самец уже не поёт, а носит своему семейству корм. Соловьи поедают жуков, комаров, пауков, червей, гусениц, а также ягоды и семена растений. В конце августа они улетают на зимовку.

Замечательный певец не только уничтожает вредителей леса, но ещё доставляет нам удовольствие своим звучным пением.

5 загадка:

Гнездо своё он в поле вьёт, 
Где тянутся растения, 
Его и песни, и полёт 
Вошли в стихотворения!     (Жаворонок)

Рассказ ученика:

Ранней весной прилетают наши первые весенние птички – жаворонки. Очень звонка и красива песня жаворонка. Эта птица любит ходить пешком. Перелетает в редких случаях. Жаворонок невелик, чуть крупнее воробья, а крылья у него шире, поэтому и висит он подолгу в воздухе. Окраска жаворонка неяркая – коричневая с тёмными пестринками и крапинками. Это помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. А живут жаворонки только на земле, среди зеленеющих посевов или в траве мастерят они свои скрытые гнёзда, выводят и выкармливают птенцов.

Если вы, гуляя по лугу или находясь в поле, вдруг найдёте гнездо жаворонка – не трогайте его. Лучше скорее уйдите, оставьте птиц в покое.

Учитель. К сожалению, немногие знают, что пение птиц благоприятно сказывается на здоровье человека. Птичью песню, даже простенькую, люди всегда слушают с удовольствием. Пение птиц успокаивает человека, улучшает настроение и сон, положительно влияет на нервную систему и общее состояние организма человека. Обратили на это внимание еще врачи древности: ряд заболеваний они лечили пением птиц. Возможность использования птичьего пения вместо лекарства заинтересовала и современных врачей. В частности в нашей стране проводятся такие опыты, и они дали хорошие результаты. Я предлагаю вам, послушать пение птиц. (Звучит запись с пением птиц).

Учитель. 2-я страничка: «Лесные Айболиты»

- Почему этой страничке  дали такое название? (Ответы детей). 
- Лес охраняют не только лесники, но и птицы. Их много и они все разные. Каждая по своему бережёт свой дом. (Звучит запись стука дятла).

1-й ученик.

В лесу, под щебет, звон и свист 
Стучит лесной телеграфист! 
«Здорово, дрозд-приятель!» 
И ставит подпись …   (Дятел)

2-й ученик. Дятел – это лесной доктор. Он, ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу дятла. Он прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Птица избавляет деревья от насекомых-короедов. Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые-вредители, и лес будет жить.

3-й ученик. А вот какой-то верхолаз прицепился к ветке. Из щелей в коре ловко вытаскивает гусениц. Очень проворная птичка. Это же … (синичка).

Синицы – подвижные и ловкие птицы. Перелетая с дерева на дерево, они обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Взрослая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц за день прилетает к гнезду до 500 раз, принося 1000 разных насекомых.

4-й ученик.

В лесу ночном кукует птица. 
Она назвать себя боится…  
Ку-ку… Ку-ку, – 
Не спит опушка. 
А птицу эту звать …  (Кукушка)

Кукушка – верный хранитель леса. Она одна из самых полезных птиц. Интересно, что кукушка поедает таких гусениц, которых кроме неё другие птицы не едят. Когда в лесу появляется много гусениц, кукушка становится незаменимой. Она съедает за день до 40 гусениц и до 50 личинок щелкунов и чернолётов.

5-й ученик.

Всю ночь летает – 
Мышей добывает, 
А станет светло – 
Спать летит в дупло.  (Сова)

Совы ведут ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У сов острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна сова вылавливает 12-15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой!

Игра «Совушка».

По сигналу ведущего: «Все оживает, день наступает» дети свободно бегают, изображая мышей, лягушек, насекомых. По сигналу: «Все замирает, ночь наступает» водящий-сова «вылетает» на охоту. Дети замирают, - кто пошевелится, тот идёт к совушке в дупло.

Учитель. 3-я страничка: «Берегите птиц».

- Ой, а она пустая. Ребята, а как вы думаете, что может  располагаться 

Информация о работе Методика проведения дня птиц в школе