Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:03, курсовая работа
Формирование знаний в экологическом воспитании – не самоцель. Они – необходимое условие воспитания осознанно – бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что, ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить , поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНОВЫ ЭКЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
1.1 Необходимость воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….
1.2 Анализ программ ДОУ с позиции формирования экологической культуры у дошкольника…………………………………………………………
1.3 Игра как средство формирования личности дошкольника………….
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявления уровня сформированности экологической культуры у детей подготовительного возраста. Констатирующий этап эксперимента………
2.2 Работа по формированию экологической культуры…………………..
2.3 Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявления уровня сформированности экологической культуры у детей подготовительного возраста. Констатирующий этап эксперимента.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы мы уточнили гипотезу, свидетельствующую о том, что воспитание экологической культуры у детей подготовительного возраста будет осуществляться более успешно, если создать такие педагогические условия:
- давать детям систематические экологические знания, при организации игровой деятельности, научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли;
- формировать у детей систему элементарных знаний, о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними;
- развивать моральные
чувства, формировать моральное
сознание и овладевать
Это позволило сформулировать цель констатирующего эксперимента: анализ и определение содержания представлений старших дошкольников о росте и развитии живых существ.
Экспериментальная работа проводилась с детьми подготовительной группы «Солнышко» МАДОУ №1 «Рябинка» в п.Малая-Бича.
функционирует 14 групп:
1 - группа раннего возраста;
2 - первые младшие группы;
2 - вторая младшая группы;
2 - средние группы;
1 - старшие группы;
1 - подготовительные группы.
Детский сад «Рябинка» работает по программе «Детство» (Т.И.Бабаева, В.И.Логинова), а также порционной программе «Юный эколог» (С.Н.Николаева).
В экспериментальную деятельность была включена подготовительная группа «Солнышко»; воспитатели: Якубина Татьяна Васильевна.
Группа была поделена на 2 подгруппы:
- контрольная;
- экспериментальная.
В эксперименте участвовало 14 детей.
1. Абдуллин Владимир
2. Алимбаев Азат
3. Гущина Татьяна
4. Дурнов Александр
5. Изалиев Артур
6. Казанцев Владимир
7. Мордвинцева Елена
8. Проскурякова Светлана
9. Раимбакиева Рита
10. Саликов Артем
11. Тюменцева Варвара
12. Токарев Валерий
13. Ушакова Анастасия
14. Фазылова Яна
Цель констатирующего эксперимента осуществлялась в несколько этапов при помощи следующих задач:
1) Анализ содержания программы «Юный эколог» по разделу «Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания» с целью выявления требований к усвоению знаний и формированию отношений в старшей группе.
2) Анализ педагогических
условий для осуществления зада
3) Разработка диагностики
и выявления уровня
Для реализации вышеуказанных задач нами были использованы следующие методы:
1) Анализ педагогической документации.
2) Педагогическое наблюдение.
3) Диагностика.
4) Психолого-педагогический эксперимент.
5) Методика качественной
и количественной обработки
На первом этапе нашего исследования нами был проведен анализ программы «Юный эколог» и программы «Детство» с целью выявления содержания раздела «Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания».
Таким образом, программы показали, что при формировании динамических представлений о росте и развитии живых существ в подготовительной группе выявлены задачи:
- формировать умения наблюдать,
сравнивать предметы, обобщать и
классифицировать их по
- наблюдать за ростом и развитием растений;
- знакомить детей с
особенностями внешнего
- формировать знания об
уходе за комнатными
После этого нами был проведен анализ перспективного и календарного плана воспитателя на два семестра с целью выявления: отражаются или не отражаются вопросы формирования представлений о росте и развитии живых существ.
Анализ показал:
В детском саду занятия по экологическому воспитанию проводятся четыре раза в месяц.
В каждой возрастной группе есть мини-лаборатория «Юный лаборант». Проводится два кружковых занятия и два экспериментальных. Закрепление изученного материала проводится при помощи дидактических игр. Используется технология моделирования.
На кружковых занятиях предусматривается решение задач формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ. Кроме того, эти знания закрепляются и углубляются на протяжении других режимных моментов, таких, как прогулки, экскурсии, игры, а также используется такая форма, как задания.
На следующем этапе нашего исследования нами был проведен анализ педагогических условий МАДОУ для осуществления задач экологического воспитания детей подготовительного возраста. В этих целях нами был проведен ряд наблюдений за площадкой дошкольного учреждения и уголками природы в старших возрастных группах. Наблюдения позволили выявить:
Территория участка детского сада хорошо озеленена. По всему периметру забора посажены высокие деревья и кустарники, которые создают зеленый щит, защищающий внутреннее пространство от пыли, шума, сильного ветра. Зеленый щит из деревьев и кустарников позволяет создать территорию с особым - улучшенным микроклиматом, т.е. хорошую среду для пребывания детей.
Озеленение участка разнообразно и красиво, что создает благоприятную визуальную среду. На нем растут не только береза и тополь, но и липа, рябина и дуб.
На участке детского сада много цветов - от этого детский сад становится действительно цветущим садом. Цветущие растения развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение. На центральном входе и вдоль дороги растут ноготки, вокруг деревьев - настурция. Возле забора растут золотые шары, создавая высокую зелено-цветущую стену.
На участке в разных местах растут и многолетние растения и однолетники. У центрального входа, у всех подъездов растут многолетники - лилии, пионы, ирисы, флоксы.
На групповых участках посажены однолетние растения - воспитатель с детьми выращивает рассаду, высаживает ее в грунт, а затем вместе прослеживают развитие растений до созревания и сбора семян.
На площадке природы во всех местах есть лавочки, пеньки, на которых приходящие сюда дети спокойно сидят, наблюдают за цветами, животными.
Благодаря творческому поиску практиков дошкольного воспитания, в последнее время появилось большое разнообразие форм организации зеленой зоны в МАДОУ. Важное значение имеет также серьезное внимание ученых и практиков к проблеме создания в образовательных учреждениях развивающей среды, определение ее влияния на формирование личности ребенка.
Также нами было проанализировано содержание уголка природы в подготовительной группе.
Главная особенность уголка природы - непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего, длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание.
С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение.
Анализ показал, что в соответствии с требованиями в уголке природы имеются:
- комнатные растения (герань, бальзамин, примула,фиалки);
- временные объекты природы (огород на окне) с посадками лука, фасоли, рассады.
На третьем этапе нами была выбрана и адаптирована диагностика выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ в подготовительной группе дошкольного учреждения, которая базируется на исследованиях и рекомендациях Л.С. Игнаткиной, В.В. Смирновой. Также были разработаны критерии и уровни сформированности представлений о динамическом росте растений.
Критерии оценки знаний детей:
- какое количество растений дошкольник знает;
- самостоятельно ли обследует растение;
- имеет устойчивый
- отвечает на поисковые вопросы.
В программе «Детство» выявлены уровни освоения программы по данному разделу (низкий, средний, высокий).
Низкий - объем представлений о растениях незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослыми некоторые признаки внешнего строения, отдельные части растений. Наблюдает за растениями только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены.
Средний - ребенок узнает и называет несколько растений (преимущественно, деревьев и комнатных), опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними резки. Ребенок эмоционально откликается на красоту природы.
Высокий - ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения; обнаруживает стремление оказать помощь. Отношение к растениям достаточно осознанное. Ребенок умеет определить их состояние, элементарно установить его причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающие их красивыми.
Диагностика, разработанная нами по формированию динамических представлений о росте и развитии живых существ у детей старшего дошкольного возраста, состояла из ряда заданий.
Задание 1. Знание о комнатных растениях.
Цель: - выявляем знания детей о комнатных растениях;
- определяем глубину знаний детей в описании комнатных растений;
- определяем умение отличать
существенные признаки
Нами было предложено детям рассмотреть наши комнатные растения и рассказать о них.
Затем мы предложили детям погладить листочки: Какие они? Дети отвечали: Гладкие. Далее мы предложили детям сравнить два растения. Похожи ли примула и папоротник? Дети подошли к столу и рассмотрели оба растения, не найдя в них сходства. У них разные листья. У примулы листья круглые, шероховатые, плотные, край листа ровный, а у папоротника листья длинные, гладкие, тонкие, по краям вырезанные.
А затем мы попросили детей сказать, чем похожи эти растения? Дети отвечали, что по величине (небольшие), по цвету их листьев (светло-зеленые), и по тому, что и у примулы, и у папоротника не видно стебля. А это позволило детям сделать вывод о том, что растения не только отличаются друг от друга, но и похожи.
Задание 2. Растение - живое существо.
Цель: - выявляем представления детей о растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать);
- выявляем представления о потребностях живых существ;
- познакомить с классификацией растений: деревья, кусты, травы;
- выявляем понимание
Вначале мы загадывали детям загадки: «В шубе летом, а зимой раздеты?» (Деревья.) Какие деревья растут на нашей территории?
«Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок». О каком дереве загадка? Сравните ели и лиственницы.
Какие растения мы называем лекарственными? (Мать-и-мачеха, подорожник). Используя таблицы и схемы, мы рассказываем о растениях. Это живые существа, которые растут, дышат, живут, дают семена, плоды. Дети отвечали на вопросы: Какие части есть у растений? Для чего необходим стебель? Листья? Корень? Какие необходимы условия для роста растений? Затем предложили детям отобрать иллюстрации деревьев, кустарников, травянистых растений и организовали соревнование, кто больше назовет деревьев, кустарников, травянистых растений.