Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Формирование знаний в экологическом воспитании – не самоцель. Они – необходимое условие воспитания осознанно – бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что, ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить , поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНОВЫ ЭКЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1.1 Необходимость воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….
1.2 Анализ программ ДОУ с позиции формирования экологической культуры у дошкольника…………………………………………………………
1.3 Игра как средство формирования личности дошкольника………….

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Выявления уровня сформированности экологической культуры у детей подготовительного возраста. Констатирующий этап эксперимента………
2.2 Работа по формированию экологической культуры…………………..
2.3 Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.Хамитулиной Олеси 53 группа.doc

— 473.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………  3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНОВЫ ЭКЛОГИЧЕСКОГО      ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

1.1 Необходимость воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….

1.2 Анализ программ ДОУ  с позиции формирования экологической культуры у дошкольника…………………………………………………………

1.3   Игра как средство формирования личности дошкольника………….

 

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1  Выявления уровня сформированности  экологической культуры у детей подготовительного возраста. Констатирующий этап эксперимента………

2.2   Работа по формированию экологической культуры…………………..

2.3 Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной…………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..       

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

             Актуальность.  Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка – дошкольника, формирование системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

            В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н.Кондратьевой, А.М.Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы – оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания человека.

             Формирование знаний в экологическом воспитании – не самоцель. Они – необходимое условие воспитания осознанно – бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что, ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить , поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде.

              Экологическое образование в период детства базируется на двух главных основаниях:

Первое заключается, прежде всего, в том, что у детей следует формировать осмысленные представления и отношения к окружающему миру;

Второе заключается в том, что положительные взаимодействия с окружающим миром является важной составляющей здорового развития ребенка, они расширяют сферу изучения мира, и качество жизни ребенка в течение широкого диапазона времени.

Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важным становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика

            В современных исследованиях Р.С.Буре, С.Н.николаевой, Л.М.Маневцовой, В.Г. Фокиной и др. отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно, ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом.

           Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребенок никогда не станет человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.

           Компетентность ребенка в сфере «Природа» - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры. Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологическое направление, воспитание разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры обществ, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.

            Исследованиями так же доказано, что старшие дошкольники способны овладеть умениями и навыками разнообразной деятельности, имеющей экологически ориентированный характер осознанно – бережного отношения к объектам растительного и животного мира.

            Объект исследования: процесс воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

           Предмет исследования: педагогические условия и факторы воспитания экологической культуры у детей подготовительного возраста.

            С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель: изучить особенности непосредственно образовательной деятельности у детей подготовительного возраста как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры

           Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, с целью выявления сущности особенностей формирования экологической культуры детей подготовительного возраста.
  2. провести анализ программ ДОУ с позиции формирования экологической культуры у дошкольника;
  3. изучить необходимость воспитания экологической культуры у детей подготовительного возраста;
  4. рассмотреть игру как средство формирования личности дошкольника;
  5. работа по формированию экологической культуры;
  6. проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной работы.

             Была выдвинута следующая гипотеза: воспитание экологической культуры у детей подготовительного возраста будет осуществляться более успешно, если создать такие педагогические условия:

- давать детям систематические  экологические знания, при организации  игровой деятельности, научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли;

- формировать у детей  систему элементарных знаний, о  предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и  явления в природе, связи и  отношения, которые существуют между ними;

- развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.

           Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие методы:

- теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

- анализ  педагогической документации;

- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

- интерпретация и анализ результатов эксперимента.

           Элемент новизны: разработан специальный комплекс непосредственно образовательной деятельности направленный на формирование экологической культуры детей подготовительного возраста в детском саду.

           Практическая значимость: данной работы заключается в том, что разработан комплекс непосредственно образовательной деятельности по формированию экологической культуры, включающие эффективные методические приемы формирования у детей подготовительного возраста экологической культуры, определена последовательность и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников, что позволяет целенаправленно и  продуктивно осуществлять процесс воспитания, и дает возможность широко использовать эту разработанную систему воспитателям детских садов. 

   Базой исследования явилось МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 31 «Рябинка» поселка малая-Бича. В исследовании приняло участие 14 детей подготовительной  группы в возрасте 6-7 -лет.

            В данной работе синтезирован и обобщен фактический материал по проблеме непосредственно-образовательная деятельность как одна из форм воспитания экологической культуры детей подготовительного возраста. В этом мы видим теоретическую значимость работы.

   Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 50 источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Необходимость  воспитания экологической культуры  у детей дошкольного возраста

 

             Анализ фундаментальных психологических направлений – теорий деятельности (А.Н. Леонтьев), игры как ведущей деятельности дошкольного периода (Д.Б.Эльконин, С.Л.Новоселова, Н.Я.Михайленко, Е.Е.Кравцова), теории развития ведущих психических функций (Л.С.Выготский), продолженной в работах детских психологов (А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер, П.Я.Гальперин, Л.Ф.Обухова), вскрывших особенности становления разных форм мышления ребенка, теории развития личности дошкольника (Л.И.Божович, В.С.Мухина, В.А.Петровский, В.Т.Кудрявцев), теории общения и речевой деятельности, ее значении в социализации детей дошкольного возраста (М.И.Лисина, Ф.А.Сохин, Т.А.Репина) – позволил сделать психологическое обоснование системы экологического воспитания и возможности ее реализации в условиях сложившейся отечественной традиции общественного дошкольного воспитания детей. [2, с. 8]

             Установлено, что содержание экологического воспитания может быть построено на ведущих идеях и понятиях экологии (биоэкологии, социальной, экологии человека). Адаптация научных определений к психолого-педагогической специфике дошкольного детства при этом осуществляется посредством: отбора и использования в педагогическом процессе объектов природы (материалов), имеющих главные свойства существенных признаков морфофункциональной приспособленности организма к среде обитания; создания в пространстве жизнедеятельности детей эколого-развивающей среды, включающей объекты природы, пригодные для демонстрации ярких форм приспособительной взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Этот подход принципиально отличает воспитательно-образовательный процесс в ДОУ от обучения естествознанию в школе и является его подготовительным этапом[15, с. 19].

           Новизна представлена в методологическом обосновании экологического воспитания дошкольников, которое базируется на системном и естественно-научном подходах. Системный подход позволяет упорядочить различные аспекты экологического воспитания детей в условиях детского сада и выстроить новую педагогическую систему. Естественнонаучный подход позволяет определить научную сущность экологического воспитания детей, возможность использования главных положений экологии (одного из направлений естествознания) в определении содержания педагогического процесса.

           Разработана теоретическая модель системы экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, ее структура включает пять функционально взаимосвязанных компонентов: основы экологии (теоретическое знание); дидактическая система знаний для детей; методы экологического воспитания; технологии экологического воспитания в детском саду детей разного возраста; управление экологическим воспитанием в ДОУ. Ведущим – системообразующим – компонентом является теоретическое знание – основы экологии, которое пронизывает и объединяет все остальные компоненты системы[5, с. 44].

             Выявлены три группы методов экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, базирующиеся на типичных для этого периода видах деятельности: практические (создание и поддержание экологически правильных условий для растений и животных, находящихся в окружении детей, природоохранная деятельность); познавательные (наблюдение, общение педагога с детьми в повседневной жизни и на занятиях); «отобразительные» (игра, моделирование, изобразительная деятельность)[20, с. 10].

             Новая форма использования сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ознакомления детей с природой - разные виды игровых обучающих ситуаций (ИОС с игрушками-аналогами, куклами - персонажами сказок, с сюжетом «путешествия»), организованные  воспитателем  для решения дидактических задач, принципиально меняют ситуацию: учебная деятельность, преобразуясь в игровую, обеспечивает легкость в понимании и усвоении дошкольниками экологических знаний, отражающих причинно-следственные связи явлений, взаимосвязи объектов[19, с. 8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Анализ программ  ДОУ с позиции формирования  экологической культуры у  дошкольника

 

             Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Информация о работе Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной