Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:03, курсовая работа
Формирование знаний в экологическом воспитании – не самоцель. Они – необходимое условие воспитания осознанно – бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что, ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить , поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНОВЫ ЭКЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
1.1 Необходимость воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….
1.2 Анализ программ ДОУ с позиции формирования экологической культуры у дошкольника…………………………………………………………
1.3 Игра как средство формирования личности дошкольника………….
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявления уровня сформированности экологической культуры у детей подготовительного возраста. Констатирующий этап эксперимента………
2.2 Работа по формированию экологической культуры…………………..
2.3 Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
+ - проводит самостоятельно;
- - не проводит.
Таблица№6
Контрольная группа |
Какое кол-во растений знает |
Сам-но обследуют растения |
Устойчиво познават. интерес |
Результат деят. |
Поисковые вопросы |
уровни |
Проскурякова Светлана |
3 |
- |
+ |
+ |
+ |
В |
|
4 |
+ |
+ |
+ |
- |
В |
Саликов Артем |
3 |
- |
+ |
+ |
- |
С |
Тюменцева Варвара |
3 |
- |
- |
+ |
+ |
С |
Токарев Валерий |
4 |
+ |
- |
- |
+ |
С |
Ушакова Анастасия |
3 |
- |
+ |
- |
- |
Н |
Фазылова Яна |
3 |
- |
+ |
+ |
- |
С |
+ - проводит самостоятельно;
- - не проводит.
Таблица№7. Экспериментальная группа
Уровень |
Кол-во детей |
% |
В. |
3 |
44,6 |
Ср. |
4 |
55,4 |
Н. |
- |
- |
Таблица№4. Контрольная группа
Уровень |
Кол-во детей |
% |
В. |
2 |
28,2 |
Ср. |
4 |
55,4 |
Н. |
1 |
16,3 |
|
Экспериментальная группа. Рисунок 1
Экспериментальная группа. Рисунок 2
|
Контрольная группа. Рисунок 3
|
Вывод по второй главе
У людей, живущих в современном мире общества, множества проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые виды растений и животных. Мы физически страдаем от загрязнения воздуха воды, почвы. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой ребенок восторгается при виде цветка, бабочки и в то же время может безумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологическогобезкультурия: папа сломал ветку и отмахивается от комаров. Но позиция воспитателя по этому вопросу способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой организованное педагогом, содержание знаний доступное возрасту детей вызывают устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания любви детей к родному краю, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.
Любить природу недостаточно нужно еще и представлять место человека в ней. Понимать насколько все в природе взаимосвязано. Научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали хотя бы в относительной гармонии. Это значит, что необходимо воспитать людей с экологическим мировоззрением. Основы любви к родному краю закладываются именно в детстве.
На основе первоначальных диагностических данных по экологическому воспитанию детей, сделала выводы: высокий уровень – 22,3%. средний уровень – 55,4%. Низкий уровень – 22,3%. Подобное диагностирование позволило выявить дальнейшее направление в работе по экологическому образованию детей и разработать план действий, организовать педагогический процесс, который поможет обеспечить достижение максимально возможных в данных условиях результатов.
На основе этого разработала и ввела комплекс непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников подготовительного возраста.
Благодаря проведенной мною работе, сравнительное изучение знаний детей высокий уровень повысился на 22,3 %, средний остался неизменным,
низкий уровень отсутствует, выбранная мной система позволила повысить возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуется познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе, воспитание любви к родному краю, развитие любознательности. Все это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.
Список литературы
Приложение № 1
Строение семени
Цели:
1. Изучить строение семени,
найти в нем маленькое
2. Увидеть сходство в
строении семян разных
Обеспечение на каждого ребенка:
- сухие и набухшие семена фасоли, гороха, тыквы (огурца, дыни, кабачка) и подсолнечника;
- лист белой бумаги или блюдце;
- емкость для сбора мусора.
Ход занятия
В начале занятия воспитатель обращается к детям с двумя проблемными вопросами и тем самым создает противоречивую ситуацию.
- Ребята, что надо сделать,
чтобы вырастить новое
Ответить на этот вопрос дети не смогут, поскольку никогда не задумывались над этим. Воспитатель не дает ответа и предлагает найти его самостоятельно.
Для этого он раздает детям крупные сухие семена (фасоли, гороха) и просит рассмотреть их, разломать (но не пытаться раскусить, чтобы не повредить зубы), поискать маленькое растение. Естественно, у детей ничего не получается, так как семена твердые.
Тогда воспитатель раздает каждому ребенку проросшие семена, у которых длина корня составляет до 1 см. На данном семени хорошо видно, как корень порвал кожуру семени.
- Данная оболочка называется кожурой, - поясняет педагог. - Осторожно снимите кожуру. Что находится под ней? (Дети видят две расходящиеся половинки семени белого цвета.) Эти половинки называются семядолями, т.е. долями семени. Очень осторожно раздвиньте семядоли и посмотрите, связаны ли они между собой. (Большинство детей разорвут их, не заметив связи, но самые внимательные увидят, что обе семядоли связаны между собой тонкой перемычкой в том месте, где на семени имеется выемка.)
- Положите семядоли на тарелочку (лист бумаги) и внимательно рассмотрите, что еще есть тут, кроме корня. (Внимательно приглядевшись к семядолям, дети заметят, что выше корня находится еще какое-то образование. Это - сложенные зародышевые листики.) Они называются почечкой, - поясняет педагог. - Как вы думаете, почему их называют так ласково: почечка, а не почка? - Потому что она маленькая, - отвечают дети.
- Давайте подумаем: когда растение будет расти, что получится из корешочка? - Корень. - А из почечки? - Листья.
- А теперь осталось
найти стебель. Посмотрите еще
более внимательно на то место,
где сходятся почечка и
- Вам не кажется, что мы нашли в семени маленькое растение с корешочком, стебельком и почечкой? - Да, - отвечают дети.
- Давайте подумаем, почему это маленькое растение, такое нежное и слабое, не гибнет? Кто догадался? (Кто-нибудь из детей обязательно сообразит, что его защищают семядоли. Они прячут растение между собой и тем самым предохраняют от механических повреждений.) Посмотрите на сухое семя. Зачем оно такое твердое? Почему мы не можем его разломать? - Потому, что оно надежно защищает маленькое растение, - догадываются дети.
- Теперь мы должны узнать вот что: это маленькое растение всегда находится в семени или появляется в нем в момент прорастания? Я даю вам семена, которые пролежали в воде всего одну ночь и не успели прорасти. Они только набухли. Снимите с них кожуру, раскройте семядоли и посмотрите, есть ли в непроросшем семени маленькое растение. (Дети выполняют названные процедуры и обнаруживают маленькое растение. Оно на самом деле очень маленькое, поэтому дошкольники не смогли бы увидеть его детали, если бы предварительно не потренировались на достаточно крупном объекте - проросшем семени. Ребята находят зародышевый корешок, стебелек и почечку. Стебелек напоминает маленький шарик.)
- К какому выводу мы пришли? - Маленькие растение всегда находится в семени.
- Даю вам вопрос - «на соображение». Кто догадается, зачем еще нужны семядоли? Для подсказки - еще вопрос. Во время роста размер растения увеличивается. Из чего строится тело нового растения? (В данном месте желательно не давать ответа в готовом виде, а дождаться, пока кто-либо сообразит, что растение строится из веществ, содержащихся в семядолях.)
- Вот что получается. Взрослое растение, на котором созрели семена, можно считать мамой. У мамы было много детей - маленьких растений. Чтобы они не погибли и не голодали, мама создала запас пищи и отложила ее в семядолях. Кроме того, она наделила семядоли еще одной обязанностью: защищать ее детей от механических повреждений. Вот как умно поступает растение. Оно безбоязненно оставляет своих детей в почве на всю зиму. А малыш крепко спит и не растет. Как вы думаете, что может его разбудить?
Если ответа не последует, воспитатель подсказывает:
- Что сделала я, чтобы разбудить маленькие растения и показать их вам? - Их положили в воду. Тогда они набухли и проснулись.