Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Формирование знаний в экологическом воспитании – не самоцель. Они – необходимое условие воспитания осознанно – бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что, ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить , поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНОВЫ ЭКЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1.1 Необходимость воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….
1.2 Анализ программ ДОУ с позиции формирования экологической культуры у дошкольника…………………………………………………………
1.3 Игра как средство формирования личности дошкольника………….

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Выявления уровня сформированности экологической культуры у детей подготовительного возраста. Констатирующий этап эксперимента………
2.2 Работа по формированию экологической культуры…………………..
2.3 Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.Хамитулиной Олеси 53 группа.doc

— 473.50 Кб (Скачать файл)

- Правильно. Дома мы сами  можем положить их в воду. А в природе когда такое случается? Почему зимой они не прорастают? - Это случается весной, когда начнет таять снег и в почве появится много воды.

Будет хорошо, если дети смогут оценить и роль тепла. Если же сами они о тепле ничего не скажут, форсировать события не следует. Занятие и так нагружено материалом. Роль тепла они изучат в последующих экспериментах.

- Осталось узнать последнее: есть ли в зародыше зачатки  цветков и плодов. Внимательно  рассмотрите все свои семена  и установите это. (Опыт показывает: дети легко понимают смысл слов «зародыш» и «зачаток», поэтому их можно употреблять без объяснения. Для справки педагогу: в состав зародыша входит не только маленькое растение, но и семядоли.) Выполнив просьбу педагога, дети убеждаются, что зачатков цветов и плодов в зародыше нет.

Если дети не устанут, им можно предложить рассмотреть какие-нибудь другие крупные набухшие семена (например, тыквы, подсолнечника, огурцов, дыни), найти семядоли и маленькие растения.

- Теперь ответьте на  вопрос, который я вам задала в начале занятия: маленькое растение всегда находится в семени или появляется в нем при прорастании? (после проведенного исследования вопрос не вызовет затруднений: оно было там всегда.) - А есть ли маленькие растения в таких мелких семенах, как редис, капуста, мак? Тоже? Какой же размер должны иметь эти растения? Очень маленький. Но они есть и имеют все известные нам части: корешочек, стебелек и почечку.

 

Приложение № 2

 

Констатирующий эксперимент

Задание. Знание о комнатных растениях.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных растений. Познакомить детей с новым растением - комнатнымцветкм. Воспитывать интерес к жизни растений.

Дидактическая игра «Отгадай, что за растение».

Цель: Описать предмет и узнать его по описанию.

Развивающая среда: На столе воспитателя стоят растения: герань душистая и зональная, , примула, папоротник, фиалка. Модели цветов (цвет, форма, численность, характер поверхности листьев, характер стебля).

Содержание

Воспитатель: Дети, сегодня мы рассмотрим наши комнатные растения и расскажем о них. Давайте сначала рассмотрим фиалки.

Вопросы:

1. Какого цвета цветок?

2. Какой стебель у растения, простой или нет?

3. Какие листья у герани?

4. Погладьте листочки: какие они? (Гладкие.)

        Теперь сравним два растения. Похожи ли примула и папоротник? (Нет, не похожи.)

10. Рассмотрите их и  скажите, чем они не похожи? Какие  листья у них? (У примулы листья  круглые, не гладкие, шероховатые, плотные, край листа ровный, а у папоротника листья длинные, гладкие, тонкие, по краям вырезанные.)

11. А чем похожи эти  растения?

12. Какие по величине  оба растения? (Небольшие.)

13. Какого цвета их листья? (Светло-зеленые.)

14. Виден ли у них стебель? (Нет, и у примулы, и у папоротника стебля не видно.)

Значит, оба растения не только отличаются друг от друга, но и похожи.

Физкультминутка

 

Отдых нам - физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли,

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

 

(Выполняют соответствующие  движения.)

Воспитатель предлагает поиграть:

- Я буду задавать вопросы, а вы - отвечать.

У кого из растений самые большие листья? А самые маленькие?

Какое из наших растений цветет зимой?

Как у растений разворачиваются листья?

У какого растения лист одет в рубашку? (У фикуса.)

У какого растения кончик молодого листа завернут, как улитка? (У папоротника.)

У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (Герань.)

У каких растений серо-красные цветы? А розовые? А белые?

(Стук в дверь)

Приходит Незнайка.

Незнайка: Ребята, я тоже хочу поиграть с вами.

Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь наши комнатные растения?

Незнайка пожимает плечами.

Воспитатель: Сейчас узнаем. Дети, загадайте Незнайке загадки о цветах с помощью картинок.

Дети показывают Незнайке картинки.

Незнайка отгадывает, может перепутать: дети поправляют его, показывают Незнайке, что он ошибся, соотнося модель с растением.

Незнайка: Спасибо, ребята, что научили меня отгадывать такие загадки, я раньше никогда таких не отгадывал.

 

Приложение № 3

 

Формирующий эксперимент

Задание. Посадка семян фиалки.

Цель: Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена фиалки, отличать их от других. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста (земля, вода, свет, тепло). Учить сажать комнатное растение: сделать углубление, правильно вложить семечко, присыпать землей, полить из лейки с ситечком. Обогащать словарь путем введения слов: семена, цветок, стебелек , растение. Воспитывать интерес к выращиванию растений.

Дидактическая игра «Не сорока, не ворона».

Цель: Способствовать развитию у детей внимания и сообразительности, учить узнавать разных птиц на картинках.

Развивающая среда: Блюдца с семенами, лейка с водой, картинки с изображением гороха. В ящиках с землей сделать бороздки.

Предварительная работа: Каждый ребенок получает несколько семян фасоли. Воспитатель обращает внимание детей на величину фасолин, их форму, цвет, характер поверхности, твердость. Сравнить с семенами гороха. (Горох - желтый, круглый; фасоль может быть разного цвета, овальной формы.) Воспитатель объясняет детям необходимость влаги для проращивания семян фасоли. Семена фасоли замачивают и ставят перед детьми задачу: наблюдать за их изменением. Следующее наблюдение проводится при появлении проростков на семенах. Воспитатель предлагает сравнить сухие и проросшие семена. Обращает внимание на цвет и увеличение семян в размере, появление проростков. Устанавливает связь между изменениями, которые произошли, и наличием влаги.

Содержание

1. Показать детям картинку  с изображением выращенной фасоли  и спросить, хотят ли они вырастить  такое же растение. Объяснить  детям, что фасоль с проростками  пора высадить в землю. Воспитатель  предлагает взять фасоль из  блюдца каждому ребенку, встать  возле ящиков с землей. Показать детям бороздки и предложить положить семя в бороздку (показать, как это сделать). Контролировать выполнение, показывать, как положить второе семя (на некотором расстоянии от первого). Контролировать выполнение, помогать тем, у кого не получается. Затем показать, как делать бороздку, где лежат семена, засыпать землей (прищипнуть землю). Проверить, как дети выполнили задание. Поощрить детей. После того, как посадка семян будет закончена, вместе с детьми полить бороздки из лейки с ситечком равномерной струей, чтобы не вымыть из земли семена.

Вспомнить с детьми, что необходимо для роста фасоли (земля, вода, свет, тепло). Зачем нужно подвязывать фасоль?

Поставить ящики в светлое место и наблюдать, какие изменения будут происходить (появление листьев, формирование взрослого растения, появление бутонов, цветков и стручков).

2. Молодцы, ребята, вы хорошо  потрудились, а сейчас мы поиграем.

Дети делятся на две команды. Воспитатель показывает детям карточки с изображением птиц. Например, для первой команды - снегирь, аист, воробей, чайка, зяблик, сорока; для второй - голубь, дятел, сова, кукушка, синица, глухарь, ворона. Каждая команда выбирает ведущего, который подходит к любому игроку команды соперника, показывает ему первую картинку и говорит: «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица? Отгадай-ка!» Ответ игрока должен быть полным: «Не сорока, не ворона, а снегирь». Назвал птицу правильно - команде очко. Ведущие обращаются поочередно то к одной, то к другой команде, показывая картинки разным игрокам.

 

Приложение № 4

 

Формирующий эксперимент

Задание. Рассматривание веток тополя, березы, ели.

Цель: Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь: почка, кора, липкие, пахучие, душистые, клейкие.

Развивающая среда: Ветки тополя, березы, ели; свеча, картинки с изображением времен года.

Содержание

1. Воспитатель спрашивает  у детей: какие деревья растут  на участке? Какие кустарники  они видели на участке? Как  можно узнать летом березу, тополь, ель?

Сегодня я научу вас отличать березу и тополь по веткам без листьев и цветов. Показать детям ветки, стоящие в вазах. Дать задание: поднять названную воспитателем ветку, объяснить, как ее узнали. Затем предложить положить на стол две ветки рядом (береза и тополь) и ответить на вопросы. Как узнали, что это ветки березы и тополя? Какая поверхность коры на ощупь у тополя, березы? Какого цвета кора у этих веток? Предложить осторожно согнуть ветки: узнать гибкие они или хрупкие. Сравнить их по толщине. Какая тоньше? Определить, одинаковые ли у них почки? (У тополя почки крупнее, зеленовато-бурые с блестящим смолистым налетом, душистые и клейкие.) С помощью обследовательских действий установить величину почек, их запах, цвет.

Затем предложить детям рассмотреть еловую ветку. Как узнали еловую ветку? (Ель - хвойное вечнозеленое дерево, ее веточки всегда с иголками - необычными листьями, с помощью которых деревья дышат, берут у солнца свет и тепло.) У ели есть продолговатые шишки светло-бурой окраски. Какого цвета кора у еловой ветки? Чем пахнет ель? Сравнить ветку ели с ветками тополя, березы (по цвету коры, запаху, наличию листьев, почек, шишек и т.д.). Предложить детям поставить ветки тополя и березы в вазы с водой: в каждую - ветку одного вида. Дать задание: понаблюдать, какие ветки быстрее распустятся.

 

Приложение № 5

 

Констатирующий эксперимент

Задание. Беседа об уходе за комнатными растениями.

Цель: Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений. Закрепить умение выбирать вид ухода, необходимые инструменты, ориентируясь на состояние комнатного растения. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.

Дидактическая игра «Отгадай, что за растение?»

Цель: Уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию.

Содержание

1. Дети, сегодня мы будем  продолжать учиться ухаживать  за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого надо делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода.)

Чему вы недавно научились? (Рыхлить землю.) Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо уходила вода и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.) Чем вы рыхлите землю? Почему палочками? (Чтобы не ранить корни.) Ближе к стеблю рыхлить неглубоко, а дальше от стебля - поглубже.

Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая.) Какой водой мы поливаем? (Теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как надо мыть растения? (Крупные листья протирать тряпочками, растения с мягкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть ее, и поливать из большой лейки или пульверизатора.)

Для чего мы ухаживаем за растениями? (Чтобы они были красивыми, хорошо росли и цвели.)

Дети, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять. Для этого есть специальное удобрение (воспитатель показывает пакет с порошком). Но сыпать порошок на землю нельзя, его прежде надо развести в воде. Таким раствором подкармливают растение раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитывался в почву. На моем столике стоят стаканчики с раствором удобрения. В некоторых стаканчиках половина раствора, а в некоторых - до краев. После того, как вы у растений протрете листья, разрыхлите землю, опрыскаете их, а растения с мелкими листьями вымоете в тазу из лейки, возьмите у меня стаканчики с удобрением. Если растение большое - полный, для растения меньшего размера - половину стакана.

Воспитатель распределяет работу детей, контролирует их деятельность, помогает советом, отмечает тех, кто успешно справляется с делом.

По окончании работы дети убирают свои рабочие места. Клеенки вытереть, тряпочки выполоскать и высушить, поставить стаканчики на место, растения унести туда, где они стояли.

Воспитатель: Чему вы сегодня научились? (Подкармливать растения.)

Для чего их удобряют? (Чтобы они лучше росли, цвели.)

На какую землю должно попадать удобрение? (На мокрую, после поливки.)

2. Воспитатель: А сейчас я хочу загадать вам загадку.

Воспитатель описывает растение (есть ли ствол, ветки, какие они: прямо стоят, свисают, вьются, тонкие или толстые). Описывает листья, их форму, поверхность, окраску (темно-, светло-зеленый, пестрый и т.д.), есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Дети угадывают растение. Затем предлагает детям самим составлять загадки о растениях и отгадывать их - проводится игра «Отгадай растение».

Информация о работе Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной