Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Формирование знаний в экологическом воспитании – не самоцель. Они – необходимое условие воспитания осознанно – бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что, ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить , поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНОВЫ ЭКЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1.1 Необходимость воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….
1.2 Анализ программ ДОУ с позиции формирования экологической культуры у дошкольника…………………………………………………………
1.3 Игра как средство формирования личности дошкольника………….

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Выявления уровня сформированности экологической культуры у детей подготовительного возраста. Констатирующий этап эксперимента………
2.2 Работа по формированию экологической культуры…………………..
2.3 Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.Хамитулиной Олеси 53 группа.doc

— 473.50 Кб (Скачать файл)

Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. В связи с этим каждая единица нашей системы работы предусматривает осознанное наблюдение динамического роста и развития растений.

Первым этапом формирующей деятельности было занятие «Наблюдение за ветками в вазе». Целью нашего занятия было формирование у детей знаний о необходимости благоприятных условий для роста и развития растений. Вначале мы объяснили детям, что веткам в вазах нужна теплая вода и теплое помещение, а свет на первых порах не нужен. Эти условия влияют на состояние веток. Затем предложили детям зарисовать 2-3 ветки в вазе, точно передавая особенности их строения. Дети с удовольствием выполняли это задание.

Наше наблюдение осуществлялось в три этапа: сначала ветки положили в прохладное помещение и отметили, что в нем теплее, чем на улице, и ветки должны согреться. Затем поместили их в ванную и уточнили, что вода очень теплая, она хорошо прогреет ветки снаружи и внутри. После этого поставили ветки в нормальные комнатные условия. Мы предложили детям самим высказать предположение: что же будет с ветками через неделю? И попросили зарисовать 2-3 ветки.

На следующем этапе нашего занятия целью предусматривалось обнаружить изменения в состоянии веток - заметить набухшие почки; - уточнить условия их жизни, поставить на свет, добавить удобрения; - зарисовать ветки.

За общим столом мы организовали рассматривание веток. Некоторые из детей делали их зарисовку, а с остальными детьми мы говорили об условиях, в которых произошли изменения (тепло, вода). Мы предложили детям долить воды с питательным веществом - сахаром.

Прошла неделя, на странице календаря, кроме вазы с цветами, дети нарисовали «полоску времени» - семь разноцветных квадратиков (7 дней недели, где каждый обозначен квадратиком определенного цвета). Вазу с ветками мы с детьми поставили на свет.

Цель следующего этапа: отметить изменения в состоянии веток (раскрывающиеся почки цветов, листьев); - улучшить условия, добавив подслащенной воды; - отметить красоту букета: приятный вид и аромат цветов. Сделать зарисовку в календаре. Наблюдение проводилось аналогично предыдущему занятию.

Цель завершающего этапа: - обнаружить изменения в состоянии веток, появление цветов, листьев, корешков; - долить воду с питательными веществами; - наслаждаться красотой распустившихся цветов, их ароматом; - зарисовать ветки на странице календаря, изобразить «полоску времени». Сравнить страницы календаря и обсудить: как распускались ветки, какие условия им были созданы вначале и потом.

Мы предложили детям рассмотреть ветки. Они сказали, что ветки изменились - появились цветы, листья, корешки. Затем дети долили воду с питательными веществами. Дети любовались распустившимися цветами и нюхали их. Дети зарисовали цветы на странице календаря и изобразили «полоску времени». Сравнивали страницы календаря и обсуждали: как распускались ветки; какие условия им были созданы вначале и какие потом.

Занятие 2. Рассматривание веток тополя, березы, ели.

Цель: - наблюдать за деревьями на участке;

- формировать знания детей  узнавать деревья по их веткам;

- различать ветки по  цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху;

- формировать разные обследовательские действия, дифференцированное восприятие;

- определить с детьми разную динамику развития веток.

Вначале мы уточнили у детей: какие деревья растут на участке? Какие кустарники? Как можно узнать летом березу, тополь, ель? Дети отвечали. Сегодня мы научимся отличать березу и тополь по веткам без листьев и цветов. Показали детям ветки, стоящие в вазах. Дали задание: поднять ветку березы и объяснить, как они ее узнали. Один мальчик сказал, что это ветка березы, потому, что у нее белая кора. А девочка рассказала стихотворение про березу:

 

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

 

Мы похвалили юную красавицу за то, что она рассказала такое красивое стихотворение.

Ребята проявляли интерес по ходу занятия. Затем мы положили на стол рядом две ветки - березы и тополя. Здесь у детей возникли затруднения. Мы предложили детям ощупать, какая поверхность коры у тополя, березы? И рассказали детям, что береза - единственное в мире дерево с белой корой, она у березы тоненькая, нежная. А у тополя кора светло-серая. Затем предложили согнуть ветки: узнать гибкие они или хрупкие. Сравнить их по толщине. Далее определяли, одинаковые ли у них почки. Дети в ходе самостоятельного обследования определили, что у тополя почки крупнее, зеленовато-бурые с блестящим смолистым налетом, душистые и клейкие.

Затем предложили детям рассмотреть еловую ветку. На наш вопросы, как дети ее узнали, они отвечали, что она похожа на елку. Мы рассказали детям, что ель - это хвойное вечнозеленое дерево, ее веточки всегда с иголками - необычными листьями, с помощью которых деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. У ели есть продолговатые шишки светло-бурой окраски. Затем задали детям вопрос: Какого цвета кора у еловой ветки? Чем пахнет ель? Дети отвечали, что кора светло-коричневого цвета и пахнет елкой. Затем дети сравнивали ветку ели с ветками тополя, березы по цвету коры, запаху, наличию листьев, почек, шишек. После этого мы предложили детям поставить ветки тополя и березы в вазы с водой: в каждую - ветку одного вида. И дали задание понаблюдать, какие ветки быстрее распустятся.

Занятие 3. Строение семени.

Цель: - изучить строение семени, найти в нем маленькое растение;

- увидеть сходство в  строении семян разных растений.

Обеспечение на каждого ребенка:

- сухие и набухшие семена  фасоли, гороха, тыквы.

Занятие проводилось аналогично предыдущим.

Далее была проведена дидактическая игра «Путаница» с целью: обобщения усвоенных знаний, приобретенных на занятиях. Она не только систематизировала и обобщала знания, но и формировала динамические представления о росте и развитии живых существ у старших дошкольников.

Мы предложили детям карточки с изображениями частей растений (корень, стебель, лист, цветок). А сами заранее сложили из таких карточек растение, при этом перепутав его части. Мы попросили детей найти ошибки в составлении нашей схемы. Многие дети быстро нашли ошибки. Мы повторили нашу игру несколько раз и к концу практически все дети отвечали безошибочно. Мы решили еще одну задачу: научили детей составлять целое из частей. Цели, поставленные нами в игре, мы достигли.

Знания, полученные на занятиях, логически осмысленные во время игры, практически применялись детьми во время опытов.

При проведении опытов работа чаще всего осуществлялась по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получали следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания в отдельных случаях пробовали давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока невелика. Нужна поддержка со стороны педагога.

Детям старшего дошкольного возраста становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?» Появление вопросов такого типа свидетельствовали об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулировал этот процесс. Например, спрашивая, почему на нашем участке не растет трава, он может получить довольно длинную логическую цепочку: «Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой, значит растение не может раздвинуть ее своими корнями».

У дошкольников подготовительной группы вводились длительные эксперименты, в процессе которых устанавливались общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети находили не только разницу, но и сходство.

Далее нами были организованы опыты.

Опыт «Посадка лука».

Цель I этапа: - уточнить представление о том, что из луковицы-репки можно вырастить лук, если создать ей благоприятные условия;

- что зеленый лук полезен  людям, так как в нем много  витаминов.

Цель II этапа: выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю, зарисовать увиденное в календаре.

Цель III этапа: - обнаружить изменения в состоянии луковицы, росте корней и зелени;

- связать эти изменения  с наличием нужных для роста  условий (тепла, воды, света);

- сравнить луковицы и  обнаружить различия в их состоянии;

- зарисовать результаты  наблюдения в календаре.

Цель IV этапа: - учить детей замечать изменения растущих луковиц, связывать их с факторами внешней среды;

- замечать различия в  росте зелени у разных луковиц, устанавливать их причины.

Цель V этапа: - обнаружить дальнейшие изменения в росте луковиц, разницу в состоянии зелени, которая вызвана неодинаковыми условиями;

- обобщить результаты  опытного проращивания лука: самая  хорошая зелень у той луковицы, которая имеет все условия (воду, тепло, свет).

Опыт «Посадка семян цветка».

Цель: - формирование представлений о том, что растения вырастают из семян;

- закрепить знания об  условиях, необходимых для роста цветка (земля, вода, свет, тепло);

- научить сажать: сделать  углубление, правильно вложить семечко, присыпать землей, полить из лейки с ситечком.

Развивающая среда: блюдца с семенами, лейка с водой, картинки с изображением цветочка, грунт специальный для быстрого роста цветка.

Перед проведением опыта нами была проделана предварительная работа: каждый ребенок получил несколько семян цветочка. Мы обратили внимание детей на величину семян, их форму, цвет, характер поверхности, твердость. Предложили детям сравнить их с семенами других цветов.

Следующее наблюдение мы проводили при появлении проростков на семенах. Мы предложили детям сравнить сухие и проросшие семена. Обратили внимание детей на цвет и увеличение семян в размере, появление проростков. Установили связь между изменениями, которые произошли и наличием влаги.

Ход проведения

Показали детям картинку с изображением выращенным цветочком и спросили, хотят ли они вырастить такое же растение. Объяснили детям, что семена пора высадить в землю. Мы предложили взять семена из специального контейнера каждому ребенку, взять горшочек с землей. Показали детям, как правильно растворить специальный грунт в виде таблетки и предложили положить семя в ямку сделанную специальной палочкой, при этом показывая, как это надо сделать. Контролировали выполнение, помогали тем, у кого не получается. Затем мы показали, как делатьямку, где лежат семена, засыпать землей. Мы проверили, как дети выполнили задание, и похвалили детей. После того, как посадка семян была завершена, мы вместе с детьми полили ямку. Затем мы попросили детей вспомнить, что необходимо для роста цветов. Дети отвечали земля, вода, свет, тепло.

Мы поставили горшочки в теплое место и наблюдали, какие изменения происходили, как появились стебельки, листья, формировалось взрослое растение, появились бутоны, цветки.

В конце мы детей похвалили: «Молодцы, ребята, хорошо потрудились».

Подведение итогов

Во время наблюдений, во время формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ наибольшее внимание уделялось обсуждению тех моментов занятий, в которых наблюдался всплеск эмоций, переживаний детей. Тщательно анализировались те моменты занятий, в которых наблюдались затруднения у детей. Проводились повторные и дополнительные моменты занятий на прогулке, во время игровой деятельности.

Занятия нашей системы были подобраны таким образом, чтобы они развивали у детей познавательный интерес и умения; развивали наблюдательность; способствовали формированию у старших дошкольников динамических представлений о росте и развитии живых существ. Так, на формирующем этапе эксперимента определили, что эти знания интересны, полезны; расширяют и обогащают знания о динамике роста и развития живых существ; расширяют и обогащают практический опыт детей.

Контрольный эксперимент

Завершающим этапом экспериментальной деятельности был контрольный этап, который проводился по методике констатирующего эксперимента. Цель этого этапа состояла в определении результатов проведенной работы на формирующем этапе эксперимента и выявления особенностей формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ в старшем дошкольном возрасте. С целью проверки результатов формирующего эксперимента, нами была проделана следующая работа.

1. Внесли новые элементы  в диагностику выявления динамических  представлений о росте и развитии  живых существ у старших дошкольников.

2. Обдумали алгоритм игровой  ситуации, в которой будет осуществляться диагностика сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ.

3. Приготовили дидактический  материал.

4. Подобрали стихотворения, загадки, пословицы, создавая эмоциональный  фон общения с детьми.

 

Таблица № 5

 

Экспериментальная группа

Какое

кол-во растений знает

Сам-но обследуют растения

Устойчиво познават.

интерес

Результат

деят.

Поисковые вопросы

уровни

Абдулин Владимир

4

+

-

+

+

В

Алимбаев Азат

4

-

-

+

+

С

Гущина Татьяна

4

+

+

-

+

С

Дурнов Александр

5

+

+

+

+

В

Изалиев Артур

4

+

-

+

-

С

Казанцев Владимир

4

+

-

+

+

С

Мордвинцева Елена

5

+

+

+

+

В

Информация о работе Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной