Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:03, курсовая работа
Формирование знаний в экологическом воспитании – не самоцель. Они – необходимое условие воспитания осознанно – бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что, ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить , поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНОВЫ ЭКЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
1.1 Необходимость воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….
1.2 Анализ программ ДОУ с позиции формирования экологической культуры у дошкольника…………………………………………………………
1.3 Игра как средство формирования личности дошкольника………….
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявления уровня сформированности экологической культуры у детей подготовительного возраста. Констатирующий этап эксперимента………
2.2 Работа по формированию экологической культуры…………………..
2.3 Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
После этого провели физкультминутку: разложили вперемежку иллюстрации деревьев, кустарников, трав. Дети, разделенные на три команды, отбирали те или иные иллюстрации. Затем мы обсуждали с детьми значение растений в жизни человека и животных.
Также для выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ мы использовали дидактические игры.
«Отгадай, что за растение?»
Цель: уточнить представления о растениях, учиться узнавать их по описанию.
Воспитатель описывает растение (есть ли ствол, ветки, какие они: свисают, вьются). Описывает листья, их форму, окраску, есть ли цветы, как окрашены. Дети угадывали растение. Затем предлагал детям самим составлять загадки о растениях и отгадывать их.
Мы для выявления сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ использовали беседы.
«Беседа об уходе за комнатными растениями».
Цель: - выявлять представления об уходе за комнатными растениями;
- выявлять знания об
основных потребностях
- уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей;
- формировать представление
о направленности способов
- выбрать вид ухода, необходимые инструменты, ориентируясь на состояние комнатного растения.
Мы просим у детей сказать, что нужно для ухода за комнатными растениями? Дети перечисляли приемы и порядок. Чему вы недавно научились? Рыхлить землю. А для чего нужно рыхлить землю? Дети отвечали, чтобы корням было легче расти, и рыхлить землю нужно палочками, чтобы не поранить корень. Мы уточнили с детьми, как узнать, что растение нужно полить - когда земля сухая на ощупь. Что нужно протирать их от пыли и удобрять, чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели.
С первым заданием справились хорошо как дети контрольной группы, так и экспериментальной группы. Проявляли интерес, отвечали на вопросы. Затруднения возникли в вопросе сравнения двух растений (примулы и папоротника).
Выполнение второго задания также вызвало некоторые затруднения. Некоторые дети не смогли правильно классифицировать растения по разделам «травы», «кустарники», «деревья», путались в определении частей растений. Им были показаны таблицы и картинки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений.
игры «Отгадай, что за растение», некоторые ребята не смогли узнать растение по описанию, а одна девочка не ошиблась ни разу. Дети с интересом составляли загадки о растениях, но отгадывали не все загадки, затруднялись.
В ходе беседы об уходе за комнатными растениями детям нужно было раскрыть свои знания о потребностях растений. Многие дети отвечали, что растениям нужна только вода, упуская, что растениям еще нужно тепло, свет, питание.
В ходе индивидуальных бесед с детьми нами были выявлены те аспекты системы знаний, которые дети самостоятельно не раскрыли. Например, при выполнении задания №1 Девочка неправильно отвечала на вопросы о частях растений. Но в ходе индивидуальной беседы выяснилось, что знания у девочки есть, а ошибки были допущены по невнимательности.
Результаты проведенной диагностики были проработаны и оформлены в следующих таблицах.
Таблица № 1
Экспериментальная группа |
Какое кол-во растений знает |
Сам-но обследуют растения |
Устойчиво познават. интерес |
Результат деят. |
Поисковые вопросы |
уровни |
Абдулин Владимир |
3 |
+ |
- |
+ |
- |
С |
Алимбаев Азат |
3 |
- |
- |
- |
- |
Н |
Гущина Татьяна |
4 |
- |
+ |
+ |
- |
С |
Дурнов Александр |
4 |
+ |
- |
+ |
+ |
В |
Изалиев Артур |
3 |
- |
+ |
- |
- |
С |
Казанцев Владимир |
3 |
- |
- |
- |
- |
Н |
Мордвинцева Елена |
4 |
+ |
+ |
+ |
- |
В |
+ - проводит самостоятельно;
- - не проводит.
Таблица№2
Контрольная группа |
Какое кол-во растений знает |
Сам-но обследуют растения |
Устойчиво познават. интерес |
Результат деят. |
Поисковые вопросы |
уровни |
Проскурякова Светлана |
3 |
- |
+ |
+ |
+ |
В |
Раимбакиева Рита |
4 |
+ |
+ |
+ |
- |
В |
Саликов Артем |
3 |
- |
- |
- |
- |
Н |
Тюменцева Варвара |
3 |
- |
- |
+ |
+ |
С |
Токарев Валерий |
4 |
+ |
- |
- |
+ |
С |
Ушакова Анастасия |
3 |
- |
+ |
- |
- |
Н |
Фазылова Яна |
3 |
- |
+ |
+ |
- |
С |
+ - проводит самостоятельно;
- - не проводит.
Таблица№3. Экспериментальная группа
Уровень |
Кол-во детей |
% |
В. |
2 |
22,3 |
Ср. |
4 |
55,4 |
Н. |
2 |
22,3 |
Таблица№4. Контрольная группа
Уровень |
Кол-во детей |
% |
В. |
2 |
22,3 |
Ср. |
4 |
55,4 |
Н. |
2 |
22,3 |
После обработки данных таблиц 3 и 4, результат был изложен в диаграмме.
Экспериментальная группа Контрольная группа
Таким образом, на протяжении констатирующего эксперимента нами была выявлена тематика заданий, рекомендованных программой «Детство» по развитию динамических представлений о росте и развитии живых существ, для детей старшего дошкольного возраста; выявлен уровень методической оснащенности для проведения занятий.
Нами разработана диагностика определения уровня знаний старших дошкольников по теме исследования; определены критерии оценки сформированности у старших дошкольников знаний по формированию динамических представлений о росте и развитии живых существ; проведена диагностика уровня знаний по формированию динамических представлений о росте и развитии живых существ, которая позволила выявить, что: хотя МДОО выдвигает конкретные задачи и содержание экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста, в МДОО организованы педагогические условия и методическое оснащение находится на высшем уровне, уровень у дошкольников экологических знаний, особенно о динамических представлениях о росте и развитии живых существ достаточный, но не очень высокий.
4.2 Формирующий эксперимент
Опираясь на итоги констатирующего эксперимента, взяв за основу комплекс методов и приемов, разработанных Л.С. Игнаткиной, а также методику проведения занятий по формированию динамических представлений у старших дошкольников о росте и развитии живых существ Т.М. Бондаренко, А.И. Ивановой, нами была разработана система занятий в соответствии с требованиями программы «Детство».
Назначение этих занятий состояло в:
- формировании у старших
дошкольников динамических
- формировании наблюдательности;
- воспитание сосредотачивать внимание на том, что предложено воспитателем; привычку выполнять его требования;
- систематизация, углубление
личного опыта ребенка; и требовало
для их освоения грамотного
управления со стороны
Исходя из выдвинутой цели, мы определили следующие задачи эксперимента:
1. Выбрать и обогатить
из программы «Детство» и
1. Рассматривание веток тополя, березы, ели.
2. Наблюдение за ветками в вазе.
3. Строение семени.
2. Дидактическая игра «Путаница».
Также в систему наших занятий мы включили опыты:
1. Посадка лука.
2. Посадка семени фасоли.
Составленная нами система не является случайной компоновкой, а является цельной структурой, которая опирается на принципы системности и последовательности. Непосредственная образовательна деятельность, игры, беседы взаимодополняют друг друга и основываются на содержании. Основной особенностью элементов нашей системы является наглядность каждого сформированного понятия.
Среди разнообразных методов по формированию динамических представлений о росте и развитии живых существ ведущее место следует отвести наблюдению.
Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о растениях. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе.
Видный советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдение».