Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Формирование знаний в экологическом воспитании – не самоцель. Они – необходимое условие воспитания осознанно – бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что, ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить , поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНОВЫ ЭКЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1.1 Необходимость воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….
1.2 Анализ программ ДОУ с позиции формирования экологической культуры у дошкольника…………………………………………………………
1.3 Игра как средство формирования личности дошкольника………….

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Выявления уровня сформированности экологической культуры у детей подготовительного возраста. Констатирующий этап эксперимента………
2.2 Работа по формированию экологической культуры…………………..
2.3 Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.Хамитулиной Олеси 53 группа.doc

— 473.50 Кб (Скачать файл)

          После этого провели физкультминутку: разложили вперемежку иллюстрации деревьев, кустарников, трав. Дети, разделенные на три команды, отбирали те или иные иллюстрации. Затем мы обсуждали с детьми значение растений в жизни человека и животных.

          Также для выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ мы использовали дидактические игры.

         «Отгадай, что за растение?»

Цель: уточнить представления о растениях, учиться узнавать их по описанию.

Воспитатель описывает растение (есть ли ствол, ветки, какие они: свисают, вьются). Описывает листья, их форму, окраску, есть ли цветы, как окрашены. Дети угадывали растение. Затем предлагал детям самим составлять загадки о растениях и отгадывать их.

        Мы для выявления сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ использовали беседы.

       «Беседа об уходе за комнатными растениями».

Цель: - выявлять представления об уходе за комнатными растениями;

- выявлять знания об  основных потребностях комнатных  растений;

- уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей;

- формировать представление  о направленности способов ухода (полив, удаление пыли);

- выбрать вид ухода, необходимые  инструменты, ориентируясь на состояние  комнатного растения.

          Мы просим у детей сказать, что нужно для ухода за комнатными растениями? Дети перечисляли приемы и порядок.  Чему вы недавно научились? Рыхлить землю. А для чего нужно рыхлить землю? Дети отвечали, чтобы корням было легче расти, и рыхлить землю нужно палочками, чтобы не поранить корень. Мы уточнили с детьми, как узнать, что растение нужно полить - когда земля сухая на ощупь. Что нужно протирать их от пыли и удобрять, чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели.

         С первым заданием справились хорошо как дети контрольной группы, так и экспериментальной группы. Проявляли интерес, отвечали на вопросы. Затруднения возникли в вопросе сравнения двух растений (примулы и папоротника).

           Выполнение второго задания также вызвало некоторые затруднения. Некоторые дети не смогли правильно классифицировать растения по разделам «травы», «кустарники», «деревья», путались в определении частей растений. Им были показаны таблицы и картинки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений.

игры «Отгадай, что за растение», некоторые ребята не смогли узнать растение по описанию, а одна девочка не ошиблась ни разу. Дети с интересом составляли загадки о растениях, но отгадывали не все загадки, затруднялись.

           В ходе беседы об уходе за комнатными растениями детям нужно было раскрыть свои знания о потребностях растений. Многие дети отвечали, что растениям нужна только вода, упуская, что растениям еще нужно тепло, свет, питание.

         В ходе индивидуальных бесед с детьми нами были выявлены те аспекты системы знаний, которые дети самостоятельно не раскрыли. Например, при выполнении задания №1 Девочка неправильно отвечала на вопросы о частях растений. Но в ходе индивидуальной беседы выяснилось, что знания у девочки есть, а ошибки были допущены по невнимательности.

Результаты проведенной диагностики были проработаны и оформлены в следующих таблицах.

 

           

 

 

 

 

 

Таблица № 1

 

Экспериментальная группа

Какое

кол-во растений знает

Сам-но обследуют растения

Устойчиво познават.

интерес

Результат

деят.

Поисковые вопросы

уровни

Абдулин Владимир

3

+

-

+

-

С

Алимбаев Азат

3

-

-

-

-

Н

Гущина Татьяна

4

-

+

+

-

С

Дурнов Александр

4

+

-

+

+

В

Изалиев Артур

3

-

+

-

-

С

Казанцев Владимир

3

-

-

-

-

Н

Мордвинцева Елена

4

+

+

+

-

В




+ -   проводит  самостоятельно;

-  -   не проводит.

 

 

 

 

 

Таблица№2

 

Контрольная группа

Какое

кол-во растений знает

Сам-но обследуют растения

Устойчиво познават.

интерес

Результат

деят.

Поисковые вопросы

уровни

Проскурякова

Светлана

3

-

+

+

+

В

Раимбакиева Рита

4

+

+

+

-

В

Саликов Артем

3

-

-

-

-

Н

Тюменцева Варвара

3

-

-

+

+

С

Токарев Валерий

4

+

-

-

+

С

Ушакова Анастасия

3

-

+

-

-

Н

Фазылова Яна

3

-

+

+

-

С




+ -        проводит самостоятельно;

-  -        не проводит.

 

Таблица№3. Экспериментальная группа

Уровень

Кол-во детей

%

В.

2

22,3

Ср.

4

55,4

Н.

2

22,3


 

Таблица№4. Контрольная группа

 

Уровень

Кол-во детей

%

В.

2

22,3

Ср.

4

55,4

Н.

2

22,3


 

После обработки данных таблиц 3 и 4, результат был изложен в диаграмме.

Экспериментальная группа                        Контрольная группа

 

 

 

 

Таким образом, на протяжении констатирующего эксперимента нами была выявлена тематика заданий, рекомендованных программой «Детство» по развитию динамических представлений о росте и развитии живых существ, для детей старшего дошкольного возраста; выявлен уровень методической оснащенности для проведения занятий.

Нами разработана диагностика определения уровня знаний старших дошкольников по теме исследования; определены критерии оценки сформированности у старших дошкольников знаний по формированию динамических представлений о росте и развитии живых существ; проведена диагностика уровня знаний по формированию динамических представлений о росте и развитии живых существ, которая позволила выявить, что: хотя МДОО выдвигает конкретные задачи и содержание экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста, в МДОО организованы педагогические условия и методическое оснащение находится на высшем уровне, уровень у дошкольников экологических знаний, особенно о динамических представлениях о росте и развитии живых существ достаточный, но не очень высокий.

 

4.2 Формирующий  эксперимент

 

Опираясь на итоги констатирующего эксперимента, взяв за основу комплекс методов и приемов, разработанных Л.С. Игнаткиной, а также методику проведения занятий по формированию динамических представлений у старших дошкольников о росте и развитии живых существ Т.М. Бондаренко, А.И. Ивановой, нами была разработана система занятий в соответствии с требованиями программы «Детство».

Назначение этих занятий состояло в:

- формировании у старших  дошкольников динамических представлений  о росте и развитии живых  существ;

- формировании наблюдательности;

- воспитание сосредотачивать  внимание на том, что предложено воспитателем; привычку выполнять его требования;

- систематизация, углубление  личного опыта ребенка; и требовало  для их освоения грамотного  управления со стороны педагога.

Исходя из выдвинутой цели, мы определили следующие задачи эксперимента:

1. Выбрать и обогатить  из программы «Детство» и методических  рекомендаций занятия по следующей  тематике:

1. Рассматривание веток  тополя, березы, ели.

2. Наблюдение за ветками  в вазе.

3. Строение семени.

2. Дидактическая игра  «Путаница».

Также в систему наших занятий мы включили опыты:

1. Посадка лука.

2. Посадка семени фасоли.

Составленная нами система не является случайной компоновкой, а является цельной структурой, которая опирается на принципы системности и последовательности. Непосредственная образовательна деятельность, игры, беседы взаимодополняют друг друга и основываются на содержании. Основной особенностью элементов нашей системы является наглядность каждого сформированного понятия.

Среди разнообразных методов по формированию динамических представлений о росте и развитии живых существ ведущее место следует отвести наблюдению.

Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о растениях. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе.

Видный советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдение».

Информация о работе Проведение исследования контрольного характера, определение результатов работы, выводы об эффективности проведенной