Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 20:12, курс лекций
Проблемная область этнологии.
Этнологические сообщества и социальные институты.
Основой их прежнего хоаяйственно-культурного типа было кочевое
скотоводство с преобладанием овец и лошадей. Традиционные ремёсла -
обработка металла, вышывка, резьба по дереву и тиснение по коже, у калмыков три основных типа традиционного жилища: кибитка, землянка полуземлянка.
Основу традиционного костюма составляет длинное платье, на
которое надевается безрукавка, длинная рубаха, штаны, сапожки и
вышитый пояс. Мужской традицонный костюм состоит из приталенногокафтана; рубахи, штаны, сапоги из мягкой кожи. Основа традиционного питания- овечье и лошадиное мясо, говядина и молоко, а также свинина и дичь. Широко распространенным напитком является чай с молоком,
маслом и другими добавками (соль, специи). В калмыцком фольклоре
бытуют протяжные песни, сказки, изречения, богопожелания, но особенно
известен калмыцкий героический эпос «Джангар». Верующие калмыки -
буддисты ламаистского толка.
Лекция 17. Неславянские народы России. Ч.2.
(Коренные народы Сибири).
План:
Среди важнейших вопросов исторической этнографии Сибири видное место занимает проблема многовековых этнокультурных контактов и взаимодействий ее коренных народов друг с другом и с народами соседних историко-культурных областей Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии, Центральной Азии и Дальнего Востока. Эти этнокультурные взаимодействия оказались усиленными и обогащенными вследствие включения многочисленных этносов Сибири в состав Российского централизованного государства, а также начавшегося с XVII в. формирования местных («сибирских») очагов пришлого русского населения. Еще до Октябрьской революции Сибирь по преобладающей массе населения, по важнейшим экономическим связям была настоящей «русской стороной» - органической составной частью аграрно-индустриальной России.
В этнолингвистическом отношении коренное население весьма дробно и распределяется по многим отдельным народам и группам различной численности. Наиболее крупные коренные народы Сибири - буряты, якуты и тувинцы Средней численности народы - западносибирские татары, хакасы, алтайцы, шорцы. К группе «малочисленных народов Севера» относятся: ненцы, эвенки, ханты, эвены, чукчи, нанайцы, коряки, манси, долганы , нивхи, селькупы , ульчи , ительмены , удэгейцы , эскимосы, чуванцы, нганасаны, юкагиры, кеты. Остальные народы Севера насчитывают по нескольку сотен человек (орочи, тофалары, алеуты, негидальцы, энцы, ороки), но этнографически они представляю значительный интерес.
Современные исследования отмечают большое своеобразие языковой ситуации в среде коренного населения Сибири. Ведущей тенденцией является, , все большее распространение двуязычия (знание наряду с родным языком русского или языка какой-либо соседней народности) и расширение функций русского языка во всех сферах общественной жизни. Однако ни один из существовавших до революции самобытный языков Сибири не исчез, будучи поглощенным иноэтническим окружением.
Алтайская языковая семья в пределах Сибири делится на три группы: тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую. Первая ветвь - тюркская - обширна. В Сибири к ней принадлежат алтаесаянские народы (алтайцы, , шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, или карагасы); западносибирские татары (тобольские, барабинские, томские); на Крайнем Севере - якуты и долганы (живут на востоке Таймыра, в бассейне р. Хатанги). К монгольским по языку народам в Сибири принадлежат только буряты, расселенные в Западном и Восточном Прибайкалье.
В тунгусо-маньчжурскую группу семьи алтайских народов входят эвенки (тунгусы), обитающие рассеянными группами на обширной территории от бассейна Оби до Охотского побережья и от Забайкалья до Ледовитого океана; эвены (ламуты), расселенные в ряде районов Северной Якутии, на Охотском побережье, Камчатке; также ряд небольших народностей Нижнего Амура - нанайцы (гольды , ульчи, или ольчи, негидальцы; Уссурийского края - орочи и удэ (удэгейцы); Сахалина - ороки.
В Западной Сибири с отдаленных времен формировались этнические общности уральской языковой семьи. Это были прежде всего угроязычные и самоедоязычные племена лесостепной и таежной полосы от Урала до верхнего Приобья- В настоящее время в Обь-Иртышском бассейне обитают угорские народы — ханты и манси. К самодийским (самоедоязычным) принадлежат селькупы на средней Оби и в бассейне Таза, энцы в низовьях Енисея, нганасаны, или тавгийцы, на Таймыре, ненцы, населяющие лесотундру и тундру Евразии от Таймыра до Белого моря. Некогда небольшие самодийские народности обитали и в Южной Сибири, на Алтае-Саянском нагорье, но остатки их были тюркизированы кХ1Х вв. Целый ряд народов Сибири по установившейся научной традиции называют «палеоазиатами», предполагая в них потомков древнейших обитателей азиатской части России. Вопрос этот очень сложный, так как даже приблизительно не известно, где и в какую археологическую эпоху первоначально формировались те или иные «палеоазиатские» этнические общности. Видимо, никогда не существовало единой «палеоазиатской» этнолингвистической семьи, ибо условно относимые к ней нынешние языки весьма различны в лингвогенетическом отношении.Только три «палеоазиатских» народа - чукчи, коряки и ительмены - составляют генетическое языковое единство, семью чукотско-камчатских языков. Остальные «палеоазиатские» языки стоят особняком друг от друга.
Все коренные народы Восточной Сибири и Дальнего Востока монго-лоидны по основным особенностям их антропологических типов. Монголоидами, видимо, были и древние обитатели верхнепалеотических стоянок этого региона. Монголоидный тип населения Сибири генетически мог зародиться в Центральной Азии. У коренных народов к западу от Енисея наблюдается заметное ослабление монголоидных признаков; здесь преобладает уральская раса во многих ее разновидностях, возникшая в целом как следствие давнего и неоднократного смешения монголоидных и европеоидных групп. Впрочем, среди антропологов распространено и иное мнение, согласно которому уральцы представляют собой древнейший недифференцированный расовый тип, а не результат смешения европеоидов и монголоидов. Разные варианты уральской расы представлеми среди хантов, манси, селькупов, ненцев, западносибирских татар, северных алтайцев и шорцев.
2. Историко-культурный метод этнографии, ретроспективно обращенный и к наиболее отдаленным временам истории Сибири, позволяет установить целый ряд региональных культурно-исторических процессов, протекавших вполне самостоятельно и во взаимодействии друг с другом в конкретных условиях однородной и дифференцированной природно-хозяйственной среды, а также под влиянием культур иных регионов Евразии. Следствием этих процессов, с одной стороны, было возникновение и развитие традиционно-устойчивых хозяйственно-культурных типов: 1) пеших охотников и рыболовов таежной зоны; 2) охотников на дикого оленя в Субарктике; 3) оседлых рыболовов в низовьях больших рек (Оби, Амура, также на Камчатке); 4) таежных охотников-оленеводов Восточной Сибири; 5) оленеводов тундры от северного Урала до Чукотки; 6) охотников за морским зверем на Тихоокеанском побережье и на островах; 7) скотоводов и охотников Алтая и Саян; 8) скотоводов и земледельцев Южной и Западной Сибири, Прибайкалья и др. С другой стороны, историческим следствием тех же процессов, развивавшихся в системе более широкого межплеменного обмена продуктами'и способами хозяйственно-культурной деятельности, явилось формирование пяти больших историко-этнографических областей: западносибирской (с южным, примерно до широты Тобольска и устья Чулыма на верхней Оби, и северным, таежным и субарктическим, регионами); алтае-саянской (горнотаежной и лесостепной смешанной зоны); восточносибирской (с внутренней дифференциацией промысловых и сельскохозяйственных типов тундры, тайги и лесостепи); амурской (или амуро-сахалинской) и северовосточной (чукотско-камчатской).
Этнографические материалы XIX столетия констатируют преобладание у народов Сибири отношений патриархально-общинного строя, связанного с натуральным хозяйством, простейшими формами соседско-родственной кооперации, общинной традицией владения угодьями, организации внутренних дел и сношений с внешним миром при достаточно строгом учете «кровных» генеалогических связей в брачно-семейной и бытовой (по преимуществу, религиозно-обрядовой и непосредственного общения) сферах. Родственно-генеалогические племенные структуры длительное время оставались также формой социальной связи, необходимой при межплеменных взаимоотношениях, в том числе военных столкновениях. Основной социально-производственной (включающей в себя все стороны и процессы производства и воспроизводства человеческой жизни), общественно значимой единицей социальной структуры у народов Сибири была территориально-соседская общность. Но этнографы правы и в том, что в бытовой сфере народов Сибири, в их генеалогических представлениях и связях долгое время сохранялись живые остатки прежних отношений патриархально-родового характера. К числу таких стойких явлений следует прежде всего отнести родовую экзогамию, распространенную на довольно широкий круг родственников в нескольких поколениях.
Следует, впрочем, учитывать, что используемый этнографами сибирские материал наряду с архаикой показывает и очевидные признаки давнего упадка разложения родовых норм. Даже в тех местных обществах, где социальное расслоение не получило заметного развития, обнаруживались черты, преодолевающие родовое равенство и демократию, а именно: индивидуализация способов присвоения материальных благ, частная собственность на продукты промыслов предметы обмена, на домашних оленей, имущественное неравенство между семьями, местами патриархальное рабство и кабала, выделение и возвышение правящей родовой знати, завуалированные формы эксплуатации под видом родственной и соседской взаимопомощи и т.д. Тюркоязычным народам Южной Сибири, бурятам и якутам в указанное время была свойственна специфическая улусно-племенная организация, сочетающая в себе порядки и обычное право патриархальной (соседско-родственной) общины с господствующими институтами военно-иерархического строя и деспотическое властью племенной знати.
Речь идет прежде всего о формах хозяйственного и материально-бытового уклада скотоводов и земледельцев-татар лесостепной полосы Западной Сибири, тюркских народностей (тувинцев, хакасов, алтайцев, шорцев) Алтае-Саян, западных и восточных бурят Прибайкалья, восточносибирских якутов. У всех этих народов к периоду прихода русских скотоводство было развито значительно больше земледелия. Но с XVIII в. земледельческое хозяйство занимает все болышее место у западносибирских татар, распространяется оно и среди традиционных скотоводов Южного Алтая, Тувы и Бурятии. Соответственно изменялись а материально-бытовые формы: возникали прочные оседлые поселения, кочевнические юрты и полуземлянки сменялись бревенчатыми домами. Впрочем, у алтайцев, бурят и якутов долгое время бытовали многоугольные срубные юрты с конической крышей, по внешнему виду имитирующие войлочную юрту у кочевников.
Традиционная одежда скотоводческого населения Сибири была сходна с центральноазиатской (например, монгольской) и относилась к типу распашной (меховой и матерчатый халат). Характерной одеждой южноалтайских скотоводов была длиннополая овчинная шуба. Замужние женщины-алтайки (как и бурятки) поверх шубы надевали своего рода длинную безрукавку с разрезом спереди - «чегедек». Якутки тоже носили длиннополый меховой кафтан по покрою близкий алтайскому «чегедеку», но в отличие от последнего - с рукавами. Интересен высокий головной убор замужних якуток - «туосахта». Русская торговля в Сибири способствовала широкому распространению, особенно в XIX в., русских тканей и матерчатой одежды по русским народным образцам.
Наибольший этнографический интерес представляют хозяйственно-культурные типы промыслового населения Сибири - прямых потомков древних обитателей различных районов Сибири. Рыболовство в качестве основного занятия преобладало в бассейне Оби (у хантов, манси, селькупов), в нижнем течении Амура (у нивхов, ульчей, нанайцев), на Камчатке (у ительменов), а также у «пеших» коряков и эвенов Охотского побережья. Применялись различные способы лова и снасти для круглогодичного рыбного промысла. Охота имела вспомогательное значение. Главным событием в годовом цикле этого добывающего хозяйства было время нерестового хода рыбы - сезон массового улова. Оседлые рыболовы использовали различные способы переработки рыбной продукции для текущего потребления и заготовки впрок. Обычно рыбу вялили и сушили, часть ее сохраняли в квашеном виде в ямах. Обские имели ткацкий станок для изготовления ткани из крапивных нитей. Все группы сохранили меховую долгополую одежду качестве зимней, бытовала и обыденная традиционная летняя, но вместе с тем стали носить и покупать тканевую одежду.
В обширной таежной зоне Сибири на основе древнего уклада сформировался специализированный хозяйственно-культурный комплекс охотников- оленеводов, к которым относились эвенки, эвены, юкагиры, ороки, негидальцы. Промысел этих народов состоял в добывании диких лосей и оленей, копытных и пушных зверей. Рыболовство почти повсеместно было дополнительным занятием. В отличие от оседлых рыболовов охотники-оленеводы вели подвижный образ жизни. Таежное транспортное оленеводство - исключительно вьючно-верховое.
3. Материальная культура охотничьих народов тайги была полностью приспособлена к постоянным передвижениям. Характерный пример этого – эвенки. Жилищем у них служил конический чум, покрытый оленьими шкурами выделанными кожами, или сшитой в широкие полосы вываренное кипятке берестой. При частых перекочевках эти покрышки перевозились во вьюках на домашних оленях. Для передвижения по рекам эвенки пользовали берестяными лодками, настолько легкими, что их без труда мог переносить на спине один человек. Превосходны эвенкийские лыжи: широкие, длинные, но легкие, подклеенные шкурой с ноги лося. Старинная одежда эвенков был приспособлена к частой ходьбе на лыжах и езде верхом на олене. Эта одежда из тонких, но теплых оленьих шкур - распашная, с несходящимися спереди полям грудь и живот закрывались своеобразным меховым нагрудником. Типичными оленеводами тундры являлись ненцы, оленные чукчи и коряки. В их хозяйстве главную роль играло оленеводство, которое имело не только транспортное значение, но было основным источником средств существовали. Охота и рыболовство были вспомогательными отраслями хозяйства. Оленеводы тундры круглый год кочевали, передвигаясь со своими стадам» зимних пастбищ (у границ тайги) на летние (близ морского побережья), а осеиы снова откочевывая к границам леса. Ненцы имели специальных пастушеских собя которые помогали им собирать и охранять стадо от волков. Чукчи и коряк пастушеских собак не держали. В любое время года оленеводы тундры ездили на легких санках - нартах, запряженных 2-5 оленями.
Число предметов обихода сведено до возможного минимума. Жилищем служил разборный конический чум с остовом из шестов, покрытый оленьем шкурами. Посуда употреблялась деревянная, только для варки пищи приобретали русских металлический котел. Одежда была исключительно меховая, в виде длинного мешка с рукавами и капюшоном, надеваемая через голову. В холодно время надевали малицу из оленьих шкур шерстью внутрь, а поверх — совик, из таких же шкур, но шерстью наружу. Обувью служили высокие меховые сапоги - пимы.
Наконец, арктическими охотниками на морского зверя в Сибири были эскимосы, оседлые чукчи и коряки, жившие не в тундре, а на морском побережье Чукотки. Весь их хозяйственный цикл состоял в промысле тюленей (зимой и весной) и моржей (весной и летом).