Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на 9 экзаменационных вопросов.
...
8. Болевая чувствительность
9. Слуховой анализатор и вибрационная чувствительность
Вопрос3
Понятие о росте и развитии
Процессы роста и развития являются, общебиологическими свойствами живой материй. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки предоставляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно. Разница- между отельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.
Наличие возрастных особенностей
в строении или деятельности тех
или иных физиологических систем
ни коей мере не может являться свидетельством
неполноценности организма
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем,
Развитие включает в себя три основных фактора:
Они находятся между собой
в тесной взаимосвязи и
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития , отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т.е., количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.
В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других /мышцы, нервная ткань/ преобладают процесс увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма – это повышение в нём общего количестве белка и увеличение размеров костей.
Рост - это количественные изменения в организме, которые имеют меру измерения (кг, м ,см)
Развитие- это качественные изменения в организме, которые не имеют меры измерения (оцениваются или измеряются) относительно той группы в которой находится ребенок).
Основные закономерности роста и развития
К важным закономерностям
роста и развития детей относятся
неравномерность и
Основные закономерности роста и развития:
-непрерывность
-неравномерность (
-гетерохроность.
-индивидуальный темп
развития /учет индивидуальных и
возрастных особенностей
Закономерности роста и развития организма
Особенностью современного поколения является гетерохронное развитие.
Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность)1. После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.
Гетерохронность проявляется в трех видах:
а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками.
б) Средний темп развития.
в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками.
Акселерация (от лат. acseleratio — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности.
В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных нравственных качеств.
К 13— 15 годам у девочек, а к 14—16 у мальчиков, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей.
Среди основных причин акселерации выделяются:
Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.
С середины 80-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.
Гетерохронность касается физического, умственного и полового развития детей и подростков. Это приводит в ряде случаев к проявлению несоответствия паспортного и биологического возраста и требует реализации основного принципа педагогики индивидуализации и дифференциации подхода к процессу обучения и воспитания. Учитель должен знать уровень каждого ученика, и соответственно знать закономерности роста и развития организма.
Вопрос 4
Возрастная периодизация. Периоды развития организма
В процессе онтегенеза отдельные
органы и системы созревают постепенно
и завершают свое развитие в разные
сроки жизни. Эта герерохрония созревания
обуславливает особенности
Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.
Периодизация включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.
Продолжительность отдельных
возрастных периодов в значительной
степени подвержена изменениям. Как
хронологические рамки
Развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост – к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны.
Психологическая периодизация: |
Педагогическая периодизация: |
Биологическая периодизация: |
0-10 дней – новорожденный 1 месяц-1 год – грудной возраст. 1-3 года – ползунковый возраст 3-6 лет – дошкольник 6-11 лет – школьник 11-15 лет – пубертатный период 15-20 лет – юношеский период |
До 1 года – младенчество 1-3 года — ясельный (преддошкольный возраст) 3-6 лет – дошкольный 6-10 лет – младший школьный возраст 10-15 лет – средний школьный возраст 15-18 лет – старший школьный возраст |
1-3 года – ранее детство 3-7 лет- первое детство 7-11(12) лет-второе детство 11(12)-15 (16) подростковый 15(16)– 20(21) юношеский период 20(21)-35 (45)- первая зрелость 35(45)-50(60) лет- вторая зрелость 50(60)-74 лет – пожилой 74-90 лет – старческий 90 лет и более – долгожитие. |
Вопрос 8
Нервная система, основными функциями которой являются быстрая, точная передача информации и ее интеграция, обеспечивает взаимосвязь между органами и системами, функционирование организма как единого целого, его взаимодействие с внешней средой. Она регулирует и координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. С помощью нервной системы осуществляется прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируется ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций – осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленно поведения , абстрактное мышление и речь.
Итак, нервная система выполняет
Все эти сложные функции
Нервная система в функциональном
и структурном отношении
Центральная нервная система- совокупность связанных между собой нейронов. Она предоставлена головным и спинным мозгом. На разрезе головного и спинного мозга различают участки более темного цвета- серое вещество ( образовано телами нервных клеток) и участки белого цвета- белое вещество мозга (скопление нервных волокон, покрытых миелиновой оболочкой).
Периферическая часть нервной системы образована нервами- пучками нервных волокон, покрытых сверху общей соединительно-тканной оболочной. К периферической нервной системе относят и нервные узлы, или ганглии- скопления нервных разветвлений, которые обеспечивают деятельность всех органов и систем ( к нему относятся нервы и нервные узлы).
Нервы- скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Нервы, состоящие из аксонов двигательных нейронов, называются двигательными нервами. Чувствительные нервы состоят из дендритов чувствительных нейронов. Большинство нервов содержат и аксоны и дендриты. Такие нервы называются смешанными. По ним импульсы идут в двух направлениях- к центральной нервной системе и от нее к органам.
Если в составе нерва собраны
нервные волокна, передающие возбуждение
из центральной нервной системы
к иннервируемому органу (эффектору),
то такие нервы называют центробеж
Разделение нервной системы на центральную и периферическую во многом условно, так как функционирует нервная система как единое целое.